Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:17, реферат
Туризм играет все более заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль бурно развивается. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов, однако отдельные ученые считают, что он будет составлять не более 937 млн. Это, впрочем, свидетельствует, что количество прибытий к 2010 году существенно возрастет.
Введение………………………………………………………………….стр. 2
Туристский рынок и его сущность……………………………………..стр. 3
Международный туристский рынок…………………………………..стр. 11
Российский туристский рынок………………………………………...стр. 17
Заключение……………………………………………………………...стр. 30
Список используемой литературы…………………………………….стр. 32
Кроме этого показателя в практике маркетинговых исследований более широкое применение получил другой – доля рынка. Она достаточно достоверно отражает результат деятельности предприятия и определяется как отношение объема продаж его услуг к потенциальной емкости рынка. С помощью данного показателя можно дать оценку уровню конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала.
Современный туристский рынок выполняет следующие функции: согласование производства и потребления туристских продуктов, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре; Установление ценностных эквивалентов для обмена туристских продуктов; Обеспечение экономического стимулирования эффективности производства туристских продуктов (побуждение производителя к созданию необходимых туристских продуктов с наименьшими затратами и получением прибыли); Обеспечение экономичности потребления туристских продуктов (сокращение издержек и обеспечение соразмерности спроса населения на туруслуги с заработной платой).
Международный туристский рынок.
За послевоенные годы международный
туризм приобрел широкие масштабы.
Международные туристские связи
стали составной частью общего процесса
интернационализации социально-
Очевидно, что более значительные суммы денег расходуются туристами на досугово-развлекательные мероприятия. Кроме того, туристы не прочь заняться спортом, получить дополнительные курортные, бытовые и другие услуги. Вовлечение организаций, предприятий и фирм, предоставляющих такие услуги, в сферу туристского обслуживания, комплектация разнообразных тематических туров со специальным набором услуг - одна из основных задач туристского предпринимательства. В международном туризме действует множество туроператоров. В настоящее время такие фирмы представлены на рынке в виде мелких, средних предприятий, а также в виде крупных корпораций. В настоящее время наблюдается активное проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс пошел еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. Напротив, французские, итальянские и английские компании демонстрируют нежелание пускать на свой рынок «чужих».
Наравне с туроператорами в развитых туристских странах действует множество турагентств, охватывая большой потребительский рынок, составляя друг другу рыночную конкуренцию. В настоящее время среднее соотношение количества турагентств к количеству жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе показателя 1/10000. Это довольно высокий показатель: на 1 тыс. жителей - одно туристское бюро. Например, в Великобритании этот показатель составляет примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в Бельгии - 1:10 тыс., в Нидерландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с одной стороны, достаточно широкая сеть турагентств делает рынок туристских продаж рынком потребителей, а с другой стороны, конкуренция, достаточно жесткая, все же не принимает слишком сложные формы.
Еще одной характерной
особенностью туристского рынка
на современном этапе является концентрация
производства путем укрупнения отдельных
производственных единиц и сосредоточения
в рамках монополистического объединения
большого числа предприятий. Примером
концентрации производства в туризме
является возникновение гостиничных
цепей. Образование гостиничных
цепей играет свою определенную роль,
оно позволяет продвигать на мировой
рынок гостиничных услуг
Концентрация производства
в туристской индустрии способствовала
применению электронно-вычислительной
техники и внедрению
По туристским прибытиям самым быстро развивающимся регионом мира стала Африка, где рост числа прибытий составил 7,5 %. Резкое увеличение туристских показателей преимущественно объясняется ростом потоков туристов - любителей природы в Южную Африку и европейских посетителей в Северную Африку. На Ближнем Востоке отмечен самый высокий рост поступлений от туризма - 6,4 %. Туристская индустрия Европы развивается в унисон с общей тенденцией экономического роста в регионе. Здесь отмечен рост турприбытий на 5,6 %. На туристские показатели повлияли некоторые события мирового масштаба, в частности проведение чемпионата мира по футболу в Германии. Показатели туризма в регионе Северной и Южной Америки увеличились только на 1,6 %. Это объясняется в первую очередь снижением туристского потока в США, на долю которого приходится 3/4 всего объема туризма в регионе.
Итак, в результате анализа
современного состояния мировой
туристской индустрии можно сделать
следующие выводы:
несмотря на политический и экономический
кризис, в туристском секторе отмечается
рост показателей туристской деятельности;
наблюдается большая конкуренция среди
регионов в привлечении туристов; происходит
активное продвижение капиталов отдельных
туристских компаний на зарубежные рынки;
происходит концентрация товаров и производства
услуг в туризме; в туризме активно используется
компьютерная техника.
В связи с этим можно
наметить основные черты развития туризма
на 1-ю половину XXI века:
дальнейший рост показателей международной
туристской деятельности; постоянное
влияние экономической и политической
ситуации в мире на туризм; определяющими
факторами туризма станут социо-демографические
изменения; электронная информация и коммуникационные
системы; поляризация деятельности туристских
операторов, занятых как глобальным, так
и средним и малым бизнесом; одним из самых
популярных регионов пребывания, видимо,
станет Южная и Юго-Восточная Азия.
В рамках этого потока будет усиливаться роль международного туристского сектора России как центра транзитного обслуживания туристов из Западной Европы, а также сегмента выездного туризма из России в указанные регионы.
Современная экономическая
наука рассматривает туризм как
сложную социально-
Туризм возник в тот период развития общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.
На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.
Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
В настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм по степени охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит иностранный.
Исследования современных
экспертов показывают, что состояние
мировой индустрии туризма, несмотря
на объективные трудности
Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения, как следствие появления все большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принципов устойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Соответственно, повышается роль государственной политики развития туризма страны в целом, а также целевого продвижения отдельных туристских продуктов на отечественном и международном рынках.
Основные составляющие стратегий, которые используются в мировой практике: детальный анализ собственных рынков с оценкой соотношения традиционных и перспективных направлений, учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта от развития туризма, проведение ежегодных международных кампаний под определенными запоминающимися девизами, а также широкое использование возможностей передовых информационных технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг.
Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства и укрепления международных позиций России. При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру.
Российский туристский рынок.
Основные критерии деления туристического рынка - тип отдыха и средняя стоимость тура.
По типу отдыха различают:
Морской или пляжный отдых, Экскурсионный
отдых? Деловой туризм. Причем, сегмент
пляжного отдыха является наиболее значительным
и составляет по количеству туристов 55-60%
всего рынка.
По стоимости тура выделяют
отдых:
• «Дешевый». Стоимость путевки до $1000.
Целевая аудитория – люди с доходом от
$300 до $800 на члена семьи.
• «Дорогой». Стоимость путевки свыше
$1000. Целевая аудитория – люди с доходом
свыше $1000.
По оценкам специалистов, сегмент дорогого отдыха занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка.
На рынке туристических
услуг действует два типа компаний:
туроператоры и турагенты. Туроператор
- компания-производитель
Туроператоры подразделяются на разновидности: крупные операторы, которые продают турпакеты только через сеть уполномоченных агентств и не занимаются розничной продажей; средние и малые операторы, которые не только производят, но и продают турпакеты в розницу.
Туристические агентства также делятся на две основных категории, но по другому признаку: независимые туристические агентства (70% от общего количества турфирм); сетевые туристические агентства - точки продаж, объединенные общим брендом, рекламно-маркетинговой политикой, технологией работы и др.