Экономика туристического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:17, реферат

Краткое описание

Туризм играет все более заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль бурно развивается. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов, однако отдельные ученые считают, что он будет составлять не более 937 млн. Это, впрочем, свидетельствует, что количество прибытий к 2010 году существенно возрастет.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр. 2
Туристский рынок и его сущность……………………………………..стр. 3
Международный туристский рынок…………………………………..стр. 11
Российский туристский рынок………………………………………...стр. 17
Заключение……………………………………………………………...стр. 30
Список используемой литературы…………………………………….стр. 32

Вложенные файлы: 1 файл

тур. экономика.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

Кроме этого показателя в  практике маркетинговых исследований более широкое применение получил  другой – доля рынка. Она достаточно достоверно отражает результат деятельности предприятия и определяется как  отношение объема продаж его услуг  к потенциальной емкости рынка. С помощью данного показателя можно дать оценку уровню конкурентоспособности  предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала.

Современный туристский рынок выполняет следующие функции: согласование производства и потребления туристских продуктов, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре; Установление ценностных эквивалентов для обмена туристских продуктов; Обеспечение экономического стимулирования эффективности производства туристских продуктов (побуждение производителя к созданию необходимых туристских продуктов с наименьшими затратами и получением прибыли); Обеспечение экономичности потребления туристских продуктов (сокращение издержек и обеспечение соразмерности спроса населения на туруслуги с заработной платой).

Международный туристский рынок.

За послевоенные годы международный  туризм приобрел широкие масштабы. Международные туристские связи  стали составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических  отношений. К настоящему времени  во многих странах сформировалась и  довольно стабильно развивается  индустрия туризма. Индустрия туризма  многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвует  в обслуживании туристов. Среди туристских организаций выделяются туроператоры, занимающиеся производством туристского  продукта, а затем реализующие  его через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли. Возникновение  бизнеса туроператоров связано  с тем, что при увеличивающихся  возможностях предложения гостинично-ресторанного обслуживания, а также в связи  со строительством новых крупных  туристских и курортных центров  турист, купив тур, включающий только размещение и питание, не имеет возможности отдохнуть полноценно.

Очевидно, что более значительные суммы денег расходуются туристами на досугово-развлекательные мероприятия. Кроме того, туристы не прочь заняться спортом, получить дополнительные курортные, бытовые и другие услуги. Вовлечение организаций, предприятий и фирм, предоставляющих такие услуги, в сферу туристского обслуживания, комплектация разнообразных тематических туров со специальным набором услуг - одна из основных задач туристского предпринимательства. В международном туризме действует множество туроператоров. В настоящее время такие фирмы представлены на рынке в виде мелких, средних предприятий, а также в виде крупных корпораций. В настоящее время наблюдается активное проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс пошел еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. Напротив, французские, итальянские и английские компании демонстрируют нежелание пускать на свой рынок «чужих».

Наравне с туроператорами в развитых туристских странах действует  множество турагентств, охватывая  большой потребительский рынок, составляя друг другу рыночную конкуренцию. В настоящее время среднее  соотношение количества турагентств  к количеству жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе показателя 1/10000. Это довольно высокий показатель: на 1 тыс. жителей - одно туристское бюро. Например, в  Великобритании этот показатель составляет примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в  Бельгии - 1:10 тыс., в Нидерландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с одной стороны, достаточно широкая сеть турагентств делает рынок туристских продаж рынком потребителей, а с другой стороны, конкуренция, достаточно жесткая, все же не принимает слишком сложные формы.

Еще одной характерной  особенностью туристского рынка  на современном этапе является концентрация производства путем укрупнения отдельных  производственных единиц и сосредоточения в рамках монополистического объединения  большого числа предприятий. Примером концентрации производства в туризме  является возникновение гостиничных  цепей. Образование гостиничных  цепей играет свою определенную роль, оно позволяет продвигать на мировой  рынок гостиничных услуг высокие  стандарты обслуживания, а также  способствует поддержке гостиничного обслуживания туристов. Большое количество международных гостиничных цепей  принадлежит США. Например, цепи класса люкс: «Hyatt», «Hilton», «West Inn», и цепи среднего класса: «Holiday Inn», «Marriott», «Sheraton», «Ramada». Кроме американских гостиничных цепей в мире известны такие цепи, как «Ассог» (Франция), «Transthousc Fort» (Великобритания), «Club Meditrans» (Франция), «Gionp Sol» (Испания).

Концентрация производства в туристской индустрии способствовала применению электронно-вычислительной техники и внедрению автоматизации  в управление. Сегодня автоматизированные системы используются при бронировании гостиничных номеров, авиационных  и железнодорожных билетов, прокате  автомобилей и других услуг, необходимых  во время путешествия. Использование  автоматизированных систем управления привело к снижению себестоимости  за счет сокращения административных и управленческих расходов, а также  упрощения процедуры бронирования. За последние десятилетия наблюдались  значительные изменения в туристской отрасли мира. Так, например, в 1950 г. было отмечено 25,3 млн. прибытий в мире, в 1995 г. - уже 600 млн. прибытий, а в 2005г. перешагнул рубеж 1 млрд. К настоящему времени туризм получил значительное развитие во всем мире. Правда, в различных  регионах его рост был неодинаковым. Несмотря на кризис, мировой туризм продолжает устойчиво развиваться. В международном туризме существуют две тенденции: его подверженность влиянию внешних экономических  и политических факторов и способность  к быстрому восстановлению своих  объемов в неблагоприятной обстановке.

По туристским прибытиям  самым быстро развивающимся регионом мира стала Африка, где рост числа  прибытий составил 7,5 %. Резкое увеличение туристских показателей преимущественно  объясняется ростом потоков туристов - любителей природы в Южную  Африку и европейских посетителей  в Северную Африку. На Ближнем Востоке  отмечен самый высокий рост поступлений  от туризма - 6,4 %. Туристская индустрия  Европы развивается в унисон с  общей тенденцией экономического роста  в регионе. Здесь отмечен рост турприбытий на 5,6 %. На туристские показатели повлияли некоторые события мирового масштаба, в частности проведение чемпионата мира по футболу в Германии. Показатели туризма в регионе Северной и Южной Америки увеличились только на 1,6 %. Это объясняется в первую очередь снижением туристского потока в США, на долю которого приходится 3/4 всего объема туризма в регионе.

Итак, в результате анализа  современного состояния мировой  туристской индустрии можно сделать следующие выводы: 
несмотря на политический и экономический кризис, в туристском секторе отмечается рост показателей туристской деятельности; наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении туристов; происходит активное продвижение капиталов отдельных туристских компаний на зарубежные рынки; происходит концентрация товаров и производства услуг в туризме; в туризме активно используется компьютерная техника.      

В связи с этим можно  наметить основные черты развития туризма на 1-ю половину XXI века: 
дальнейший рост показателей международной туристской деятельности; постоянное влияние экономической и политической ситуации в мире на туризм; определяющими факторами туризма станут социо-демографические изменения; электронная информация и коммуникационные системы; поляризация деятельности туристских операторов, занятых как глобальным, так и средним и малым бизнесом; одним из самых популярных регионов пребывания, видимо, станет Южная и Юго-Восточная Азия.

В рамках этого потока будет  усиливаться роль международного туристского  сектора России как центра транзитного  обслуживания туристов из Западной Европы, а также сегмента выездного туризма  из России в указанные регионы.

Современная экономическая  наука рассматривает туризм как  сложную социально-экономическую  систему, в которой многоотраслевой  производственный комплекс, называемый туристической индустрией, является лишь одним из составных компонентов. Экономические проблемы анализируются в контексте общественного и экологического аспекта жизнедеятельности туризма.

Туризм возник в тот  период развития общества, когда потребность  человека в получении информации о новых местах, в путешествии  как средстве получения этой информации явилась объективным законом  развития человеческого общества. Путешествие  приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

На определенном этапе  развития экономики, когда потребность  в путешествиях резко возросла, появились  и производители этих услуг. Это  привело к формированию товара особого  типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском  рынке.

Производители услуг, предназначенных  для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому  он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.

В настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм по степени  охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатам  во многих странах он значительно превосходит иностранный.

Исследования современных  экспертов показывают, что состояние  мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних  лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес  к сфере туризма со стороны  правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития. В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока.

Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма  является резкое усиление конкуренции  на рынке туристического предложения, как следствие появления все  большего числа растущих стран с  амбициозными планами привлечения  туристов, а также перенасыщения  на рынке однотипного туристского  предложения. В результате этого  страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном  рынке, осуществляют планирование туризма  на основе принципов устойчивого  развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют  четкие государственные стратегии  развития туризма. Соответственно, повышается роль государственной политики развития туризма страны в целом, а также  целевого продвижения отдельных  туристских продуктов на отечественном  и международном рынках.

Основные составляющие стратегий, которые используются в мировой  практике: детальный анализ собственных  рынков с оценкой соотношения  традиционных и перспективных направлений, учет общемировых тенденций и  мультипликативного эффекта от развития туризма, проведение ежегодных международных кампаний под определенными запоминающимися девизами, а также широкое использование возможностей передовых информационных технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг.

Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать  условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения  на основе динамичного и устойчивого  экономического роста, обеспечения  занятости населения, повышения  уровня удовлетворения социальных и  духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства  и укрепления международных позиций  России. При условии проведения эффективной  государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого  капитала, повышает качество жизни, создает  и совершенствует инфраструктуру.

Российский туристский рынок.

Основные критерии деления  туристического рынка - тип отдыха и средняя стоимость тура.

По типу отдыха различают:  
Морской или пляжный отдых, Экскурсионный отдых? Деловой туризм. Причем, сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по количеству туристов 55-60% всего рынка.

По стоимости тура выделяют отдых:  
• «Дешевый». Стоимость путевки до $1000. Целевая аудитория – люди с доходом от $300 до $800 на члена семьи.  
• «Дорогой». Стоимость путевки свыше $1000. Целевая аудитория – люди с доходом свыше $1000.

По оценкам специалистов, сегмент дорогого отдыха занимает примерно 20% российского туристического рынка  по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка.

На рынке туристических  услуг действует два типа компаний: туроператоры и турагенты. Туроператор - компания-производитель туристских услуг. Это «завод» или «фабрика»  по производству туров из различных  компонентов (авиабилет, размещение в  гостинице, трансферт, экскурсионное  обслуживание, оформление страховки  и визы). Турагент – «магазин», основная цель которого - продать туристскую услугу (путевку).

Туроператоры подразделяются на разновидности: крупные операторы, которые продают турпакеты только через сеть уполномоченных агентств и не занимаются розничной продажей; средние и малые операторы, которые не только производят, но и продают турпакеты в розницу.

Туристические агентства  также делятся на две основных категории, но по другому признаку: независимые туристические агентства (70% от общего количества турфирм); сетевые туристические агентства - точки продаж, объединенные общим брендом, рекламно-маркетинговой политикой, технологией работы и др.

Информация о работе Экономика туристического рынка