Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 12:55, курсовая работа
Экономическая сфера является основным компонентом национальной безопасности любого государства. Экономическая безопасность — устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей, технико–экономическую и технологическую независимость, эффективную нейтрализацию внешних и внутренних экономических угроз, а также защиту экономических интересов страны на внутреннем и внешнем рынках.
Введение
Мировые события последних лет показывают, что, несмотря на снижение угрозы широкомасштабной вооруженной конфронтации, проблема обеспечения национальной безопасности в целом остается чрезвычайно актуальной. Более того, возникли новые существенные факторы риска. Это практически неконтролируемое распространение ядерного оружия, эскалация региональных межэтнических конфликтов, информационные угрозы, политическая и экономическая нестабильность в ряде стран, в том числе СНГ. Это нарастающая тенденция к расширению военно–политических союзов, терроризм и организованная преступность, приобретшие транснациональный характер, наконец, распространение эпидемий и наркомании. Перечисленные угрозы представляют значительную опасность для Республики Беларусь, как и для большинства стран мира.
Экономическая сфера является основным компонентом национальной безопасности любого государства. Экономическая безопасность — устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей, технико–экономическую и технологическую независимость, эффективную нейтрализацию внешних и внутренних экономических угроз, а также защиту экономических интересов страны на внутреннем и внешнем рынках.
1.Экономическая безопасность, её сущность и формы проявления. Угрозы экономической безопасности.
1.1.Сущность и формы проявления экономической безопасности.
Экономическая безопасность является ключевым элементом общенациональной системы безопасности. Исследование сущности экономической безопасности государства, определение методологии ее достижения является необходимым для выбора оптимального алгоритма социально-экономического развития Республики Беларусь.
Экономическая безопасность, являясь одной из важнейших подсистем национальной безопасности, охватывает совокупность социально-экономических отношений в контексте их развития и функционирования по пути приращения национальных ценностей и обеспечения жизненно важных национальных интересов в конкретных внутренних и внешних условиях.
Ведь даже технологические определения безопасности базируются на том, что в производстве должна обеспечиваться безопасность человека. Поэтому, общее определение безопасности как защищенности элемента системы от факторов (угроз), которые могут уничтожить, либо изменить его сущность, должно рассматриваться, прежде всего, с позиции анализа социальных характеристик, то есть - с позиции той системы общественных отношений, которая складывается по поводу или производства, или политики (как это было в случае обоснования Президентом Соединенных Штатов захвата Панамского перешейка), или других сфер деятельности общества.
Еще одно уточнение, которое, следует из данного положения, связано с трактовкой термина «элемент системы». В социальной сфере каждый элемент в то же время может рассматриваться как самостоятельная система. Соответственно, и в определении следует, видимо, говорить о системе, воздействие на которую будет реализовывать и воздействие на каждый ее составной элемент. В частности, анализ взглядов философов и теоретиков прошлого достаточно точно показывает, что в основу своих построений о безопасном, стабильном развитии социальной структуры - общества, государства, их устойчивого функционирования и, как мы говорим сегодня, - безопасного состояниями были положены ряд принципов: во-первых, рассматривался исключительно социальный организм, общество в многообразии связей и отношений его членов; во-вторых, ситуация анализировалась под углом зрения обеспечения стабильного, устойчивого развития социальной системы, сохранения ее в неизменном состоянии; в-третьих, критерием обеспечения устойчивости социального организма являлась реализация интересов или отдельного индивида, или социальной группы, или общества в целом. Иными словами, анализировался вопрос - обеспечивает или нет система государственной власти, общественного устройства реализацию интересов социума, индивида и самого государства.
В целом, в подходах к анализу и трактовке понятия безопасность в историческом аспекте условно выделяются три основных этапа. На первом этапе - до XVIII века - акцент ставился главным образом на противостоянии физическому покушению на безопасность индивида, являвшегося олицетворением государства, при этом фактически отождествлялась безопасность индивида-венценосца и государства; укрепление государства означало сохранение власти данной личности (феодала, императора и пр.). Соответственно обеспечение безопасности реализовывалось через сохранение атрибутов власти и территориальной неприкосновенности. На втором этапе, с конца XVIII века, стала яснее осознаваться противоположность интересов венценосца, его окружения и элиты, которая приводит к разделению безопасности государства и общества.
Реальнее проявляется угроза для индивида со стороны самого государства, необходимость противостояния его тоталитарным проявлениям, в том числе и через последовательное проведение принципа разделения властей. Но в этом случае речь шла, фактически, о противоборстве интересов правящей элиты и большинства, не имеющего доступа к государственной власти. Поэтому безопасность государства рассматривалась как безопасность элиты.
Третий этап (XX век) связан с осознанием угрозы личности и обществу, обусловленной противоречиями государства и рыночной стихии. В теоретическом плане он предполагает обеспечение максимальной социальной справедливости при распределении благ, государственного регулирования противоречивых интересов, предупреждения злоупотреблений со стороны отдельных групп общества или ущемления ими интересов других граждан (например, монополия производителя) и тому подобное. Реализуется противопоставление интересов личности, общества и государства. В оборот вводятся понятия государственных и национальных интересов. Формируются представления об общечеловеческих ценностях и интересах.
В тоже время в теоретических подходах к проблеме безопасности вычленяются такие ее аспекты, как то, что она является свойством, атрибутом социальной системы, выражающимся в ее целостности, относительной самостоятельности и устойчивости; безопасность также рассматривается как особый вид деятельности, система мер, направленных на предотвращение опасности; фактически она выделяется как самостоятельное направление исследований, анализ и построение системы обеспечения безопасности. В первом случае речь идет о признаках анализируемого явления, которые сводятся к свойствам и состояниям социальной структуры. Во втором случае (обеспечение безопасности) дается характеристика таких признаков, как действие и его результат.
Исходя из этого, безопасность понимается, прежде всего, как устойчивое состояние общественного организма, сохраняющего свою целостность и способность к саморазвитию несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Устойчивость общественной системы связана с ее способностью сохранять динамическое равновесие, успешно адаптироваться посредством политических и иных механизмов к изменяющимся условиям существования, в том числе эффективно преодолевать кризисные явления, разрешать социально-политические конфликты, справляться с экономическими затруднениями, обеспечивать обновляющиеся духовные потребности людей.
Таким образом, из диалектики взглядов на безопасность следуют выводы:
1. В наиболее общем плане безопасность рассматривается как отсутствие опасности для функционирования или развития объекта, процесса, явления, т. е. характеризует их свойство и состояние.
2. Применительно к социальной структуре, социальной общности, к обществу безопасность означает функционирование и развитие этой социальной структуры и ее элементов (на микро или макро уровне) без опасности, прежде всего, со стороны другой социальной группы, общности или их представителей, а затем уже со стороны других факторов (природных, техногенных и пр.).
3. Определяющее значение для формирования системы безопасности социальной структуры имеют жизненно важные интересы, которые реализуются и для человека, и для общества, и для государства в различных сферах их жизнедеятельности. Интересы каждого из субъектов социума находятся в постоянном развитии и изменении. Соответственно, обеспечение безопасности в социальном плане должно рассматриваться как создание условий по устранению опасности для жизненно важных интересов личности, общества и государства.
4. Интересы каждого из элементов социальной системы противоположны даже могут находиться в противоречии с интересами других. Соответственно преодоление противоречий интересов составляет практическую деятельности по обеспечению безопасности.
С этих позиций определение «безопасности» в наиболее общем виде для социальных систем может быть сформулировано как защищенность жизненно важных интересов социальной структуры от внешних и внутренних угроз, где последние выступают или реализуются как противоположные, противоречивые интересы каждого элемента социального сообщества.
Безопасность в общем смысле как отсутствие опасности - действительно многоплановое понятие, оценивающее состояние системы взаимоотношений между людьми, осуществляемых или непосредственно, или опосредовано. Причем, в основе этих отношений лежат интересы, возникающие в той или иной сфере жизнедеятельности. Конфликты, возникающие при разрешении противоречий интересов, стали объектом научного анализа в силу того, что начался поиск путей обеспечения безопасности, стабильного и устойчивого развития общества в прикладном аспекте. Теоретики середины 50-х годов прошлого столетия пытались найти пути решения проблемы примирения интересов как между государствами, так и между социальными группами внутри государства.
Разработка подходов к практическому разрешению противоречий интересов на уровне межгосударственных отношений осуществлялась в рамках деятельности международных организаций, в частности Организации Объединенных Наций.
Необходимость разрешения противоречий на уровне отношений между государствами, выражающими национальные интересы, привела к возникновению новых понятий: международная безопасность, всеобъемлющая система международной безопасности.
Традиционная международная безопасность получила название коллективной безопасности, которую определяли как систему взаимоотношений между государствами в целях поддержания международного мира и безопасности, регламентируемых принципами и нормами Устава ООН. При анализе коллективной безопасности традиционно вычленялись: 1) основные принципы международного права (запрещение применения силы или угрозы силой, мирное решение споров, суверенное равенство государств, территориальная целостность, невмешательств во внутренние дела и др.); 2) процедуры мирного решения споров; 3) коллективные действия для предотвращения и устранения угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии; 4) полномочия Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН по рассмотрению вопросов разоружения и ограничения вооружений. Кроме того, Устав ООН содержал также целую главу об экономическом и социальном сотрудничестве государств.
Иными словами, необходимость соблюдения жизненно важных интересов каждого из субъектов мирового сообщества, обеспечения безопасности каждого государства в рамках международных отношений привела к формированию на уровне Организации Объединенных Наций сначала системы коллективной безопасности, прежде всего, в военной сфере, а затем и системы всеобъемлющей безопасности, включающей военную, политическую, социальную и экономическую сферы. В силу этого потребовалось рассмотрение в современных теоретических исследованиях явления и понятия безопасности с самых различных позиций. В частности, многие государства (Республика Беларусь, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки) взялись за разработку собственных концепций национальной безопасности.
Термин «национальная безопасность» впервые был использован в политическом лексиконе в начале XX века в Послании Президента США конгрессу, в котором он обосновывал захват зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. С легкой руки Президента это понятие стало активно использоваться в политической науке и практике международных отношений, а в 1947 г. конгрессом США принят закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан, существующий и поныне. Совет национальной безопасности, задачей которого является консультирование президента по вопросам, касающимся основных аспектов внутренней, внешней и военной политики. На сегодняшний день Советы безопасности (с различными названиями) как элемент государственной власти и управления существуют в большинстве государств мира.
Запущенный в оборот с подачи американского президента термин «национальная безопасность» стал предметом самого пристального исследования западных политологов. Пожалуй, наибольший теоретический вклад в его разработку внес патриарх американской политологии, основоположник школы «политического реализма» Ганс Моргентау. Он предложил исследовать проблему сквозь призму национальных интересов, что позволило соединить национальную безопасность с большой политикой. Если на ранних этапах исследований западных политологов проблема национальной безопасности рассматривалась в основном как проблема обеспечения безопасности военной, то выводы Г.Моргентау позволили включить в ее содержание все жизненно важные интересы страны и основанную на них политику государства. И уже Г.Киссинджер указывал, что политика национальной безопасности охватывает все действия, с помощью которых то или иное общество стремится обеспечить свою жизнеспособность, а также осуществить свои задачи на международной арене.
Разработка проблем безопасности в странах СНГ началась довольно активно в конце 80-х-начале 90-х годов. При подготовке Концепции национальной безопасности, в частности, Республики Беларусь, аналитическая группа уже исходила из общего определения безопасности применительно к социальному организму как «состояния защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз». Соответственно определение национальной безопасности было сформулировано в виде - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности: политической, экономической военной, экологической, гуманитарной, информационной и т.д.
Таким образом, когда речь идет о национальной безопасности страны, то имеется в виду ее способность противостоять негативным, разрушительным воздействиям, откуда бы они ни исходили, направленным на ущемление ее интересов, состоящих, прежде всего, в стабильном функционировании и развитии общества в целом.
Информация о работе Экономическая безопасность: формы проявления, способы оценки и обеспечения