Экономическая безопасность: формы проявления, способы оценки и обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая сфера является основным компонентом национальной безопасности любого государства. Экономическая безопасность — устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей, технико–экономическую и технологическую независимость, эффективную нейтрализацию внешних и внутренних экономических угроз, а также защиту экономических интересов страны на внутреннем и внешнем рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_Коньков СО.123.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Экономическая безопасность народов невозможна без исключения из жизни общества острых социальных и национальных конфликтов, региональных и тем более глобальных вооруженных столкновений, ведущих к гибели людей и хозяйственным разрушениям, которые прерывают воспроизводственные циклы нормального эволюционного развития.

Для обеспечения экономической безопасности страны необходимо продолжение взвешенных, последовательных экономических реформ, направленных на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Для этого требуется в первую очередь повысить конкурентоспособность национальной экономики и  улучшить финансовое состояние субъектов хозяйствования.

3.3.Стратегии обеспечения

Для обеспечения экономической безопасности страны необходимо продолжение взвешенных, последовательных экономических реформ, направленных на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Для этого требуется в первую очередь повысить конкурентоспособность национальной экономики и улучшить финансовое состояние субъектов хозяйствования.

При разработке мероприятий по развитию и реформированию социально-экономического развития  главным должен стать принцип безусловного приоритета национальных экономических интересов Республики Беларусь, в том числе при участии страны в межгосударственных и межрегиональных союзах и объединениях.

Социально-экономическая ситуация в республике определяет важнейшие структурные элементы экономической безопасности: финансовый, производственный, транспортно-коммуникационный, энергетический, продовольственный, внешнеэкономический, социальный.

Наиболее важным направлением повышения экономической безопасности страны в 2001–2005 гг. является обеспечение ее финансовой безопасности. Именно финансовое состояние реального сектора экономики, банковской системы и государства определяет насколько  успешно будут решаться проблемы по другим направлениям экономической безопасности.

Основной задачей является улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики. Это касается в первую очередь повышения уровня рентабельности и сокращения числа убыточных производств (в том числе и посредством их ликвидации). Положительное влияние на финансовые возможности предприятий окажут  меры макроэкономического характера (снижение уровня налогового давления, ликвидация перекрестного субсидирования, сокращение инфляции). Одновременно изменения в макроэкономической политике позволят сократить неплатежи и бартерные операции, что положительно скажется на финансовом состоянии реального сектора экономики.

Для расширения рынков сбыта белорусской продукции и улучшения ценовых условий внешней торговли предусматривается проводить многовекторную внешнеэкономическую политику, а также принять меры по ускорению формирования единого таможенного и экономического пространства с Российской Федерацией.

Улучшение финансового состояния экономики во многом связывается с наличием внешнего финансирования, особенно с получением прямых иностранных инвестиций.

Для обеспечения продовольственной безопасности следует снизить долю импорта продовольствия в общем объеме внутреннего потребления и розничного товарооборота, повысить производство зерна и других важнейших сельскохозяйственных культур.

Энергетическая безопасность является важнейшей слагаемой экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (13–14% общего объема потребления). В целях повышения энергетической безопасности предполагается дальнейший поиск путей и формирование механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, способствующих производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологически безопасной среды.

В электроэнергетике повышение энергетической безопасности будет достигаться за счет модернизации и технического перевооружения энерго объектов на основе внедрения парогазовых установок, что позволит наиболее полно удовлетворять потребности материальной сферы и населения в электро- и теплоэнергии. Недостающую электроэнергию предусматривается получить путем обеспечения надежных поставок ее из России. Реальное повышение производственной безопасности Беларуси в значительной мере связано с получением внешнего финансирования, особенно прямых иностранных инвестиций. Предполагается принять дополнительные меры по более активному привлечению иностранных капиталовложений в экономику республики, особенно в части стратегических инвесторов.

Актуальным является налаживание диалога с кредитными организациями в рамках двухстороннего сотрудничества Беларуси с другими странами. Одним из источников привлечения инвестиций должен стать международный лизинг, что требует разработки соответствующего механизма его использования.

Основной задачей в области транспортно-коммуникационной безопасности в прогнозном периоде является сохранение и укрепление конкурентных преимуществ страны, обусловленных ее геополитическим и географическим положением. Поэтому в процессе формирования единого транспортного, энергетического и экономического пространства с Российской Федерацией необходимо максимально сохранить за Республикой Беларусь долю собственности и экономическую самостоятельность в части транспортно-коммуникационной инфраструктуры, активнее привлекать к вложению в нее средств других зарубежных инвесторов. Способствовать этому будет осуществление гибкой тарифной политики, взаимосвязанной с комплексом налогово-финансовых и структурных мероприятий.

Учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, обеспечение внешнеэкономической безопасности страны должно стать одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.

Обеспечение внешнеэкономической безопасности напрямую будет зависеть от конкурентоспособности производимой в стране продукции и умелом использовании внеэкономических факторов развития мировой экономики в интересах национальной. Положительным моментом является то, что стартовые условия для осуществления необходимых мероприятий по обеспечению внешнеэкономической безопасности Беларуси (например, приемлемые уровни внешней задолженности) для этого есть. Кроме того, импорт готовой продукции в общем объеме потребления находится также в допустимых пределах экономических возможностей страны.

Политика государства в области социальной безопасности должна быть направлена на устранение социальных опасностей и угроз, оказывающих влияние на уровень и качество жизни населения. Нельзя допускать перехода границ пороговых значений социальных индикаторов. В первую очередь требуется обеспечить сокращение уровня малообеспеченности (бедности) населения, избежать резкой дифференциации доходов различных слоев населения.

Ухудшение экологической ситуации в мире, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, наличие на территории республики объектов повышенного риска, последствия Чернобыльской катастрофы обусловливают первоочередное решение проблем экологической безопасности Беларуси. Экологическая составляющая безопасности будет обеспечиваться путем реализации комплексных национальных программ, защищающих интересы личности, общества и государства.

Беларусь, как суверенное государство, в настоящее время проводит политику, способствующую защите собственной национальной безопасности. Эта безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении  страны средствами (политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и другими.) с учетом разграничений соответствующих полномочий и обеспечения действий органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

Отечественная и мировая практика показывает, что совокупность этих средств в области обеспечения экономической безопасности должна представлять гибкий комплекс взаимосвязанных компонентов. Он включает:

1       механизмы принятия политических (стратегических и тактических) решений;

2       правовое обеспечение (законы Республики Беларусь, нормативные правительства и министерств);

3       механизмы «тонкой» настройки (например, финансовые инструменты);

4       целевые программы и конкретные практические мероприятия по обеспечения экономической безопасности;

5       системы управления и специализированные научные, технологические, производственные и другие структуры, осуществляющие мониторинг за динамикой важнейших индикаторов безопасности, в том числе оценку рисков и управление рисками;

6       системы и механизмы поддержания и использования компенсационных (страховых, резервных) фондов и компенсационного потенциала.

В мировой практике считается, что наиболее эффективной является законодательная форма обеспечения экономической безопасности государства.

Сложившаяся в Республике Беларусь практика правового регулирования экономической безопасности позволяет сделать вывод о том, что данный правовой механизм должен включать следующие основные элемента или группы законов и подзаконных актов:

1.      Нормативно-прововые акты общерегулирующего характера.

2.      Нормативно-правовые акты, принятые по поводу конкретных чрезвычайных ситуаций и содержащие применительно к ним достаточно развернутые правовые нормы и процедуры по решению вопросов порядка определения и компенсации ущерба от экстремальных ситуаций.

Экономические методы обеспечения экономической безопасности являются наиболее актуальными и закрепляются в законах; особенно они важны на современном этапе развития республики и при переходе к цивилизованным рыночным отношениям. Они настолько многообразны, насколько многообразна экономическая система современного государства. Среди них: установление размеров и характера налогообложения, кредитования; тарифное и нетарифное регулирование; лицензирование и стандартизация; диверсификация и концентрация экономических взаимоотношений, адресная поддержка и определение социальных индикаторов (нормативов); прогнозирование и программирование; ценовой паритет и регулирование цен; разгосударствление и приватизация и т.д.

Обеспечит устойчивость экономического развития и управляемость социально-экономического процессами в стране в условиях действия ряда неблагоприятных внешних и внутренних факторов во многом удается благодаря  укреплению существующей вертикальной структуры власти, что в периоды кризисного состояния экономики способствует повышению экономической безопасности страны, оперативному реагированию на возникающие угрозы национальным экономическим интересам и мобилизации на эти цели всех имеющихся ресурсов государства. Однако усугубляющим обстоятельством является централизация и концентрация властных функций на вершине управленческой пирамиды, а также низкая правовая культура в части следования законодательным нормам.

С учетом этого необходимо создание межведомственной комиссии по обеспечению экономической безопасности, которая могла бы существовать автономно от процесса разработки прогнозов различного временного диапазона, контролировать  и давать предложения по корректировке негативных искажений по важнейшим экономическим параметрам как на стадии разработки прогнозных документов, так и в процессе реализации экономической политики. Функции и права этой комиссии должны быть защищены нормативным актом.

Беларусь не отказывается от мер, направленных на стабилизацию денежно–кредитной и бюджетно–финансовой политики, снижение инфляции, активизацию внутренних и внешних инвестиционных потоков, совершенствование налогового законодательства и эффективную борьбу с экономической преступностью. В нашей стране они проводятся и будут проводиться, однако, при обязательном сохранении социальной ориентированности экономических реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономическая безопасность страны в содержательном плане – это состояние экономики и ее институтов, при котором обеспечивается защита национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз. В формальном плане под экономической безопасностью государства понимается многомерное пространство позитивных оценок предельных параметров и характеристик социально-экономических процессов, функционирования и развития экономики в целом, выход за границы которого вызывает негативные последствия вплоть до разрушения экономической системы страны и ее подсистем. Предотвращение  такого выхода в критические зоны составляет важнейшую задачу государства, его политики в области экономики, а также выработки им комплекса экономических, экологических, геополитических, правовых и иных мер и усилий, обеспечивающих: динамику экономического роста и выживание экономики в условиях экономических кризисов, внутреннюю и внешнюю защищенность экономики от дестабилизирующих воздействий или угроз; конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; достойные условия жизни граждан страны; гармоничное  и устойчивое развитие личности.

Стратегия экономической безопасности Беларуси, как молодого государства, ориентирована в первую очередь на обеспечение социально–политической безопасности, поддержание достаточного уровня жизни населения, сохранение основ конституционного строя, формирование устойчивой системы общегосударственных ценностей и интересов. Некоторые результаты видны и  сегодня. Валовой внутренний продукт год от года увеличивается.Хотя сегодня еще многие проблемы не решены, Беларусь — единственная из стран СНГ, обеспечивающая население собственным хлебом, молоком и мясом, нам удалось избежать жесткой продовольственной зависимости от других государств.

Разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь, в которой один из пунктов посвящен вопросу обеспечения экономической безопасности и укрепление. В нем говорится, что для обеспечения экономической безопасности страны необходимо продолжение взвешенных, последовательных экономических реформ, направленных на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Для этого требуется в первую очередь повысить конкурентоспособность национальной экономики и улучшить финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Информация о работе Экономическая безопасность: формы проявления, способы оценки и обеспечения