Экономическая безопасность: формы проявления, способы оценки и обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая сфера является основным компонентом национальной безопасности любого государства. Экономическая безопасность — устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей, технико–экономическую и технологическую независимость, эффективную нейтрализацию внешних и внутренних экономических угроз, а также защиту экономических интересов страны на внутреннем и внешнем рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_Коньков СО.123.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Термин «национальная безопасность» чаще всего используется для характеристики состояния основных сфер жизнедеятельности нации, имеющей государственное образование. Такими сферами являются экономическая, политическая, гуманитарная, военная, культурная, экологическая и другие, в которых реализуются жизненно важные интересы нации и которые характеризуют ее как общественно-историческое, этническое, экономическое и т. п. образование. В этом случае можно было бы говорить об определенной степени совпадения сфер национальной и государственной безопасности, когда государство рассматривается как аппарат реализации национальных интересов. С этих позиций можно было бы предполагать, что к сфере государственных интересов и, соответственно, к сфере обеспечения государственной безопасности, относится деятельность государственных органов в основных сферах жизнедеятельности государства по реализации национальных интересов. Однако, в силу различия интересов личности, общества и государства как составляющих нации, государственная безопасность входит в объем национальной безопасности, но отличается от него сферой своего охвата.

В эту сферу входит безопасность государственных органов и институтов, защита интересов личности, общества и государства в сфере реализации государственных интересов, как субъектов политических отношении, собственности и прочие, и связанные с ними аспекты. В тоже время национальная безопасность включает в себя безопасность личности, даже когда интересы последней не совпадают с интересами общества (в силу противоречивости позиций субъектов хозяйствования и отдельных личностей по отношению к интересам государства и общества).

В этом случае возникает ситуация, когда органы государственной власти и управления при обеспечении, в частности, государственной безопасности в сферу своей деятельности однозначно включают реализацию  в полном объеме государственных жизненно важных экономических интересов, но ограниченно (например, на объем теневой экономики или исключая нетрадиционные формы религии) - общественных и личности. И, соответственно, наряду с национальной и государственной безопасностью необходимо выделять форму безопасности, связанную с защитой интересов личности или отдельных субъектов хозяйствования. И здесь следует учитывать такую категорию, как интересы субъектов хозяйствования, фондов и организации и так далее, которые отличаются от интересов государства и общества и более близки уровню интересов личности. Это связано, прежде всего, с процессом формирования в стране иных, кроме общенародной, форм собственности, политических или религиозных течений, нетрадиционных форм культуры и так далее. В этом случае, третьей формой безопасности, наряду с национальной и государственной, необходимо рассматривать безопасность субъектов хозяйствования и личности. В этом случае, реализуется методологический подход к анализу социальной структуры - от частного (безопасность субъектов хозяйствования и личности), к особенному (государственная или общественная) и общему (национальная экономическая безопасность).

В зависимости от степени близости жизненно важных интересов государства, общества и личности возможно совпадение по масштабам и сферам реализации национальной и государственной  безопасности.

В подходах к вычленению видов безопасности есть и иные, иногда привлекательные позиции. Так, в разработке российских ученых предложена своеобразная концепция классификации видов «безопасности». По их мнению, такую классификацию можно строить различным образом: по объекту (хотя в качестве объектов безопасности и они рассматривают человека, семью, народ, нацию, общество, государство, человечество); по предмету безопасности (биология, химия, радиация, экология, техносфера…); по функциональному признаку (социальная, экономическая, политическая ...); по виду угроз и так далее.

 

В целом, поддерживая данный подход, необходимо сделать ряд уточнений. Перечень видов безопасности изменяется в зависимости и на уровне элементов социальных структур. На уровне национальной безопасности вышеуказанный перечень следует дополнить международной и внутренней безопасностью. На уровне государственной безопасности рассматривается дополнительно общественная безопасность (как состояние и поддержание общественного порядка), безопасность государственного строя, продовольственная безопасность . При анализе безопасности личности мы имеем самый широкий спектр видов безопасности, что связано с многообразием форм жизнедеятельности личности.

Иными словами, виды безопасности отличаются по сферам жизнедеятельности социальных структур и характеризуют в отличие от форм безопасности (национальная, государственная или общества, безопасность личности) не масштаб охвата социальных элементов или их объединений, а виды социальной деятельности.

 

 

1.2 Угрозы экономической безопасности

 

Современное состояние РБ характеризуется рядом факторов и специфических аспектов, связанных как с изменением ее положения в международной системе хозяйственных связей, так и с особенностями реформирования народного хозяйства.

Интеграционные процессы обусловливают необходимость вхождения государства в международное разделение труда, определения места национальной экономики в системе мирохозяйственных связей. Этот процесс в стране идет очень сложно, поскольку механизм реализации международных хозяйственных связей, в рамках которого она развивалась и функционировала долгие годы юридически, почти разрушен. Попытки суверенной Беларуси прочно вписаться в интеграционные процессы в других регионах наталкиваются на существенное противодействие со стороны зарубежных государств, где в рамках их объединений и союзов уже сложилось стабильное разделение труда.

Помимо этого, реформирование народного хозяйства республики привело к дифференциации социальной структуры нашего общества, к возникновению противоречий в отношениях различных социальных групп, субъектов хозяйствования друг с другом и с государством. В условиях изменения форм собственности, отсутствия отлаженных экономических механизмов, эффективной системы нормативно-правового регулирования экономических процессов привели к использованию таких форм и методов хозяйственной деятельности, которые дестабилизируют экономические отношения и часто имеют противоправный, антиобщественный характер.

Иными словами, внешние и внутренние процессы и факторы со всей остротой ставят вопросы обеспечения экономической безопасности Беларуси, защиты жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Практические шаги по обеспечению экономической безопасности  предполагают четкое определение современных экономических угроз, которые создают непосредственную опасность внутренними и  внешними интересами республиками. В самом общем виде они могут быть классифицированы на внутренние и внешние угрозы.

Отрицательные процессы, которые сохраняются в экономике республики, в современной ситуации представляются наиболее опасными внутренними угрозами, так как даже достижение эффективного уровня управляемости экономикой не позволяет их моментально преодолеть.

К внутренним угрозам относятся:

отсутствие системной правовой базы регулирования экономических отношений и механизма реализации законов;

непоследовательность проводимых преобразований и сохранение за государственными органами управления большого числа прямых регуляторов  без соответствующего механизма ответственности и контроля по их применению;

экономическая преступность, сопровождающаяся ростом криминализации экономики, коррупции, а также массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;

низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы абсолютного большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;

падение инвестиционной активности;

ухудшение состояния научно-технического потенциала и «утечка умов», лишающие республику основы возрождения и экономического роста;

старение производственного аппарата в результате замедления его обновления и преимущественного осуществления его обновления и преимущественного осуществления  агентами рынка текущих расходов в ущерб капитальным вложениям;

неразвитость инфраструктуры, изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;

неэффективность приватизации, недостаточная степень свободы предпринимательства и др.

К внутренним угрозам экономики республики следует отнести такие, которые  в настоящее время не так остро воздействуют на социально-экономическую ситуацию в стране, но их следует учитывать. Это истощение природных ресурсов, снижение плодородия земли, обострение экологической ситуации после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Опасность этих процессов заключается в том, что их предотвращение потребует значительных затрат материальных и финансовых ресурсов.

Среди внешних угроз выделяют:

острая потребность страны в поставках минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий;

потеря значительной части традиционных рынков сбыта военно-технической и машиностроительной продукции;

дискриминационные меры со стороны зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях, что особенно сильно ощущается на мировых рынках промышленного экспорта, трансферта и «ноу-хау»;

установление жестких барьеров и условий по ввозу в республику сырья и товаров из стран экспортеров;

вытеснение отечественных производителей товаров и услуг с внутреннего рынка;

нарушение экономических соглашений странами-партнерами;

резкое изменение конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющее на экономику республики;

рост внешней задолженности;

утечка финансовых активов за рубеж, вызывающая снижение инвестиционной активности внутри страны.

С учетом экономических интересов и потенциальных угроз необходимо в процессе построения модели экономической безопасности иметь целостное, комплексное, качественное и количественное представление о состоянии экономической безопасности в стране по совокупности параметров и индикаторов в сопоставлении  их текущих и критических значений, обозначающих предельный уровень. Задача состоит  в недопущении и первоочередном устранении максимальных отклонений. Если существенные отклонения имеют место по нескольким или многим параметрам, а ресурсы, как правило, в стране ограничены, то необходим выбор приоритетных направлений, по которым в первую очередь следует нормализовать ситуацию.

Повышение экономической безопасности страны предполагает решение таких сложных теоретических проблем, как определение качественных и количественных критериев и показателей экономической безопасности, обеспечивающих возможность отслеживать и анализировать ее состояние, изменение, давать прогноз на будущее. Показатели выполняют функции управления, контроля  и регулирования экономической безопасности.

При определении пороговых значений важнейших показателей и критериев экономической безопасности используются   общепринятые в мировой практике расчетные и нормативные значения индикаторов, показатели зарубежных государств, расчетные показатели развития республики на прогнозный период, экспертные оценки и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Показатели измерения уровня экономической безопасности. Критерии обеспечения экономической безопасности.

 

2.1. Показатели измерения уровня экономической безопасности.

Республика Беларусь вошла в XXI в. с открытой и ориентированной

на экспорт экономикой. Около 60 % ее ВВП органично

связано с внешними рынками , что определяет большую зависимость

страны от мировых тенденций экономического развития.

Ограниченные запасы собственных топливно-энергетических ресурсов

создают серьезные проблемы в области стабильных поставок

нефти и газа . Эти и другие дестабилизирующие факторы определяют

актуальность обеспечения экономической безопасности

страны с учетом внешних и внутренних угроз. Экономическую безопасность следует рассматривать как

систему взаимосвязанных уровней: международного, национального,

регионального, отраслевого, отдельных предприятий,

личности.

Одной из сложнейших методологических проблем обеспечения экономической безопасности является выбор показателей и индикаторов, характеризующих эффективность динамики развития и устойчивость экономического роста.

В этих целях используется система показателей – количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, измерение и сравнение которых позволяет выявить динамику экономической безопасности. Основные показатели, характеризующие экономическую безопасность Республики Беларусь, сгруппированы в 7 блоков:

Показатели, отражающие способность экономики функционировать в режиме общественного воспроизводства;

Показатели, обеспечивающие социальную стабильность;

Показатели, свидетельствующие об устойчивости финансовой системы;

Показатели оптимального функционирования регионов в рамках страны;

Показатели, характеризующие степень криминализации экономики;

Показатели, характеризующие степень оптимальности «встроенности» национальной экономики в мировую;

Показатели развития и поддержки научного потенциала.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.

Мониторинг угроз экономической безопасности с помощью аналитических индикаторов дает возможность выявить критические «болевые» точки и использовать их в качестве пороговых значений.

Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Чтобы осуществить функцию обеспечения экономической безопасности, государство должно отслеживать границу между безопасной зоной и опасной зоной в развитии различных сфер экономики, и в первую очередь путем учета и соблюдения пороговых значений индикаторов. Индикаторы – это ориентиры развития, определяющие границу (зоны) негативных процессов, подающие сигналы участникам рыночных отношений о возможных сферах неблагополучия, понижения общего уровня национальной безопасности.

Информация о работе Экономическая безопасность: формы проявления, способы оценки и обеспечения