Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 12:55, курсовая работа
Экономическая сфера является основным компонентом национальной безопасности любого государства. Экономическая безопасность — устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей, технико–экономическую и технологическую независимость, эффективную нейтрализацию внешних и внутренних экономических угроз, а также защиту экономических интересов страны на внутреннем и внешнем рынках.
В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и так далее.
Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Пороговым значениям придается статус количественных параметров, которые утверждаются на государственном уровне и в обязательном порядке учитываются при формировании и реализации правительственных социально-экономических программ.
Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и другие.);
характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и так далее).
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности: предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.
Стратегия обеспечения экономической безопасности предполагает определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
На 1 августа 2011 г. государственный долг Республики Беларусь
( внешний и внутренний ) составил около 52,2 % ВВП при пороговом
значении экономической безопасности 60 % ВВП.
Республиканский бюджет за 2010 г. по доходам выполнен
на 101 ,8 % к годовому плану , по расходам — на 95 % . Профицит
консолидированного бюджета составил 0,04 % по отношению
к ВВП при пороговом значении дефицита 5 % . Рентабельность
реализованной продукции работ, услуг в экономике в целом
составила 1 3 , 4 % , в промышленности — 1 5 , 3 % . Пороговое
значение этого показателя ( ниже которого становится невыгодным
развитие производства) — 12 % . В промышленности самая
низкая рентабельность была легкой ( 5,4 %) и пищевой ( 6,3%)
отраслях , тогда как в топливной промышленности —3 0,8 %.
Удельный вес убыточных предприятий составлял 20,9 %, в
промышленности — 28,3 , в сельском хозяйстве — 16,0 %.
3.Экономическая безопасность экономики Республики Беларусь: оценка состояния, проблемы, стратегии обеспечения.
3.1.Оценка состояния.
Становление и развитие государственного суверенитета РБ определило крайнюю актуальность мероприятий по обеспечению экономической безопасности страны.
Республика Беларусь переживает в настоящее время сложный исторический период: идет процесс становления ее государственного суверенитета и формирование нового государственного строя, кардинально меняются социально-экономические отношения. Наряду с определенными положительными тенденциями в проведении экономических и политических реформ основные проблемы внутри республики, которые накопились за минувшие годы, еще не преодолены. Сохраняются затратные методы хозяйствования, низкая инвестиционная деятельность, катастрофическое старение и износ основных фондов, неплатежи, рост числа убыточных предприятий, инфляция и падение курса национальной валюты.
В международных отношениях Республика Беларусь столкнулась с новыми тенденциями в мировой экономике, которые характеризуются ужесточением конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта. Более мощные в экономическом отношении государства стремятся диктовать условия остальным странам. В связи с этим наблюдается стремление ряда государств использовать сложившуюся ситуацию в Беларуси в своих экономических и политических интересах в ущерб интересам республики.
Сегодня Республика Беларусь – это малая страна с высокой степенью открытости экономики и зависимости от внешних источников материально-сырьевых ресурсов. Крупномасштабные переходные процессы определяют новую фазу развития республики.
Продолжают сильно влиять на экономическую безопасность страны внутренние и внешние угрозы. К внутренним угрозам ЭБ нашей страны относятся: структурная деформированность экономики и ее низкие конкурентоспособность и внутренняя инвестиционная активность, разрушение научно-технического потенциала, «утечка умов», износ производственного оборудования и коммуникационных систем, неразвитость инфраструктуры, высокий уровень монополизации экономики .
К внешним угрозам относятся: потеря традиционных рынков сбыта машиностроительной и военно-технической продукции, сырьевая зависимость, дискриминационные меры зарубежных стран во внешнеэкономических отношениях, высокий уровень долга, недостаточный экспортный и валютный контроль, привлекательность заграничных сегментов мирового рынка труда.
Становится очевидным, что национальная безопасность Республики Беларусь все в большей мере становится зависимой от состояния самой белорусской экономики. В этих условиях экономический потенциал превращается в материальную основу национальной безопасности республики. Как показывает мировая практика, укрепление экономического потенциала и обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости государства одно из главных условий эффективной жизнедеятельности общества, его стабильности, способности к устойчивому развитию. Экономической безопасности принадлежит решающая, базисная роль в системе Национальной безопасности.
3.2. Проблемы экономической безопасности и пути их решения.
Исторически проблема экономической безопасности возникает одновременно с формированием государственности, становлением национальных интересов вообще и экономических интересов в частности.
Среди множества факторов, предопределяющих подходы и решения проблемы экономической безопасности, выделяются два. Первый – это состояние национальной экономики, уровень ее конкурентоспособности. Второй – уровень конкуренции в мировом хозяйстве, борьба за соответствующее место в мировой экономической табели о рангах. Ни одна страна не застрахована от потери того или иного места в мировом рейтинге конкурентоспособности.
Экономическая безопасность охватывает многогранные аспекты жизни человека, семьи, общества и государства, с его макро- и микроэкономическими структурами. Оценка их состояния предусматривает определение тенденций темпов прогресса или деградации экономики, а также прогноз на будущее. При этом обобщающими оценочными критериями выступают показатели уровня валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД) в расчете на душу населения, конкурентоспособности национального товаропроизводства на внутреннем и внешнем рынке, стабильность курса денежной единицы, сбалансированности платежного баланса, размеров доходов на душу населения различных его социальных групп и их реальной платежеспособности. Чем выше эти показатели, тем более прочны гарантии безопасности. В этом в конце концов состоят несущие конструкции экономической безопасности – органические взаимосвязанные и подвижные причины и следствия, степени мотивации предпринимательской и трудовой деятельности, с одной стороны, и инвестиционной и инновационной активности – с другой. В конечном итоге именно действие этих факторов обеспечивает экономический рост, структурное и качественное обновление социально-экономической и духовной жизни общества, его жизнеспособность в окружающей среде.
Только за счет высокой степени экономической заинтересованности человека в активном и высокопроизводительном труде создаются реальные предпосылки для того, чтобы он имел благоустроенное жилище, хорошо питался, одевался, имел другие жизненные блага. Понятно, что конституционно гарантированная свобода выбора каждым человеком своей созидательной деятельности предусматривает капитализацию всей системы трудовой мотивации и активности, без чего сами по себе правовые акты социальной защищенности человека и семьи остаются не больше чем пустым звуком. Необходимы действительные источники финансовых и материальных гарантий экономической безопасности, в том числе социальной защиты личности, права ее на труд, образование, здравоохранение, страховую защиту от болезней в старости и так далее.
Экономическая безопасность включает в себя такие решающие звенья, как преодоление следующих проблем.
Во-первых, следует стабилизировать ситуацию, сконцентрировать все свои ресурсные и инвестиционные возможности, интеллектуальный потенциал на преодоление валютно-финансового кризиса и общеэкономического кризиса. Приоритетное развитие наукоемких сфер с быстрой оборотностью и окупаемостью, ресурсосбережением и внутренним накоплением для активизации инвестиционной деятельности и структурной перестройки экономики. Нужно эффективно использовать финансовую и кредитную помощь со стороны высокоразвитых стран и международных организаций.
Во-вторых, перейти к политике глубоких всесторонних и взаимовыгодных экономических взаимосвязей, углублению эффективного разделения труда, кооперации и интеграции связанных производств, инфраструктур и рынков.
В-третьих, создать для достижения этих целей режимы наибольшего экономического содействия взаимовыгодному товара- и капитало обороту между заинтересованными сторонами. Иначе говоря, должны быть устранены искусственные торговые и другие барьеры.
В-четвертых, необходимо перейти к упорядоченной системе регулирования валютных курсов, ввести конвертированные деньги и свободные банковские расчеты между странами на принципах цивилизованных межгосударственных соглашений.
Иначе говоря, необходимо исключить разрушительный характер реформ, осуществить структурную перестройку на здоровой экономической основе обновления и развития производительных сил, товарного производства под изменчивый рыночный спрос на базе преимущественно собственных накоплений, инвестиций и инноваций.
Особый упор должен быть сделан на опережающем развитии наукоемких, ресурсосберегающих и энергосберегающих сфер с быстрыми темпами оборотности и окупаемости капитала.
Приоритетным направлением государственной поддержки инвестиционно-структурных программ обеспечения первоочередной экономической безопасности может быть отнесена энергетическая, продовольственная, коммуникационно-
Информация о работе Экономическая безопасность: формы проявления, способы оценки и обеспечения