Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:22, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что с развитием в России рыночных отношений проблема экономической безопасности бизнеса, то есть минимизации рисков и отражения угроз, выдвигается на первый план, особенно это касается предприятий торговли. Комплексная система экономической безопасности предприятия призвана, на основе эффективного использования корпоративных ресурсов, создать условия для достижения целей бизнеса, своевременно обнаружить и максимально ослабить воздействие различного рода опасностей и угроз в условиях конкуренции и хозяйственного риска. Немаловажную роль здесь играют сопутствующие факторы: размытые ценностные ориентиры граждан, нестабильность и ярко выраженный фискальный характер налогового законодательства, активное развитие информационных технологий, требующих значительных ресурсов для защиты информации.
Введение
1. Теоретические аспекты исследования экономической безопасности организации
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности организации
1.2 Факторы и условия обеспечения экономической безопасности организации
1.3 Описание показателей уровня экономической безопасности предприятия (т.е. состояния организации)
2. Анализ и оценка уровней экономической безопасности
2.1 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации
2.2 Оценка современного уровня экономической безопасности
2.3 Факторы влияющие (в современных условиях) на экономическую безопасность организации
Глава 3. Направления укрепления экономической безопасности функционирования организации
3.1 Возможные угрозы экономической безопасности организации
3.2 Стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности
Заключение
Список использованных источников
3. Направления
укрепления экономической
3.1 Возможные
угрозы экономической
Рассмотрим особенности функционирования и соответственно возможные угрозы экономической безопасности предприятий розничной торговли.
Для торговли, особенно розничной, фактор местонахождения места сбыта (магазина) играет первоочередную роль. Магазин, расположенный в удачном («проходном») месте, может быть гораздо выгоднее другого аналогичного исключительно в силу месторасположения. Количество удачных для торговли мест ограничено. Соответственно, все моменты, связанные с организацией места торговли, имеют повышенное значение. Следует уделять особое внимание:
отношениям с местными властями;
отношениям с арендодателями в случае аренды торговых площадей;
мониторингу выделения новых площадей, строительства новых торговых объектов, центров, рынков.
Разобщенность объектов.
Обычно характерна для сетевых предприятий розничной торговли, оптовых и розничных предприятий в случае территориального разнесения управляющего офиса и склада (магазинов). Порождает следующие угрозы:
падение управляемости процессом поставок и продаж;
рост транспортных рисков;
хищение ТМЦ на складах, при перевозке и в магазинах.
Сезонность продаж.
Обусловливает более высокую требовательность к управлению закупками и продажами. Закупка большего количества сезонного товара, чем требуется, может повлечь за собой задержку его реализации почти на год, до следующего сезона. В случае со скоропортящимся товаром ситуация особенно сложная, так как он может просто прийти в негодность.Порождает следующие угрозы:
фактор погодных рисков;
нанесение экономического ущерба вследствие ошибок управления;
усугубляет проблему персонала: предприятие вынуждено либо содержать большой штат сотрудников с вынужденными простоями в периоды с низкой загрузкой, либо привлекать дополнительных сотрудников в периоды с высокой нагрузкой.
Проблемы персонала…Работа с людьми - всегда была, есть, и будет оставаться проблемой номер один, в общей картине финансово-хозяйственной деятельности абсолютно любого предприятия. Причем, не всегда, далеко не всегда, кто-либо из сотрудников встает на путь халатности или предательства осознанно. В большинстве случаев, эти проблемы связаны с глубоко личностными особенностями человека. А вот нежелание или скупость руководителя, относительно детальной проверке кандидатов на детекторе лжи, уже смело можно отнести к халатности. «Скупой платит дважды» - эта, набившая оскомину фраза, знакома нам с детства. Да, видимо, так уж устроена загадочная русская душа…
Еще одной проблемой экономической безопасности является хищение товаров покупателями.
В зависимости от организации продажи товара предприятия розничной торговли можно разбить на несколько категорий. Впрочем, деление это довольно условное и не претендует на полноту:
магазины самообслуживания (гипермаркеты, супермаркеты, универсамы);
магазины с «классическими» витринами и продавцами.
Рассмотрим критерии «нормальной» работы торгового зала универсама. При этом контроль качества товара, сроков его реализации отнесем к вопросам управления, а не безопасности.
Будем считать, что продажа идет нормально, если:
весь товар с прилавка проходит через кассу;
весь товар правильно идентифицируется на кассе;
кассир правильно принимает денежные средства за, прошедшие через кассу, товар.
Возможные нарушения:
товар скрыто проносится покупателями при проходе через кассу;
товар неправильно идентифицируется на кассе;
Кассир принимает денежные средства в ненадлежащем количестве, неплатежеспособными или фальшивыми денежными знаками;
кассир, находящийся в сговоре с покупателем, проносит товар мимо сканера без его фактического сканирования.
Рассмотрим данные ситуации подробно. Товар может проноситься скрыто покупателем:
в одежде и под одеждой;
в сумке, ранце, портфеле;
в товаре;
товар также может быть вывезен, будучи оставленным в тележке для товара.
Методы предупреждения по выносу под одеждой:
визуальный контроль торгового зала с использованием средств видеонаблюдения;
визуальный контроль торгового зала нейтрально одетыми сотрудниками службы безопасности;
визуальный контроль выходящих покупателей кассирами и сотрудниками службы безопасности;
доставка мелких дорогостоящих товаров на кассу сотрудниками предприятия либо реализация такого товара в отдельных кассах на площади торгового зала.
Методы предупреждения по выносу в ручной клади:
визуальный контроль торгового зала с использованием средств видеонаблюдения;
визуальный контроль торгового зала переодетыми сотрудниками службы безопасности;
доставка мелких дорогостоящих товаров на кассу сотрудниками предприятия либо реализация такого товара в отдельных кассах на площади торгового зала
сдача сумок, портфелей, рюкзачков и пр. в места хранения;
запечатывание сумок,портфелей, рюкзачков и пр. в пластиковый пакет.
Метод предупреждения по вывозу в тележках:
визуальный контроль тележек кассирами и сотрудниками службы безопасности. Для обеспечения контроля могут использоваться зеркала, позволяющие кассиру видеть дно тележки, не вставая с рабочего места.
Товар неправильно идентифицируется на кассе. Возможные варианты:
случайная ошибка маркирования/считывания штрих-кодов;
переклейка покупателем штрих-кодов с одного товара на другой;
замена покупателем штрих-кодированнои упаковки с одного товара на другой;
добавление однородного товара в уже штрих-кодированную упаковку.
Методы противодействия:
все виды визуального контроля зала,
контроль кассирами соответствия товара его штрих-кодовой этикетке по номенклатуре и приблизительно либо точно - по количеству.
Кассир, находящийся в сговоре с покупателем, проносит товар мимо сканера без его фактического сканирования либо пропускает товар с неправильными штрих-кодами. При этом внешне вся ситуация выглядит нормально и от обычной «нормальной» продажи неотличима.
Методы противодействия:
визуальный контроль работы кассиров сотрудниками службы безопасности;
организация сверки чеков выходящих покупателей с товаром, приобретенным ими.
Безусловно, внимательность во время работы, как кассиров, так и сотрудников службы безопасности требует постоянной проверки и оценки. Одним из наиболее эффективных способов являются тестовые «покупки». Сотрудник службы безопасности, незнакомый кассирам торгового зала, собирает(либо получает готовую от службы безопасности) тележку, в которой имеются товары с переклеенными штрих-кодами, измененной упаковкой, перевесом товара и т.д. После этого он в роли обычного покупателя проходит через кассу.
3.2 Стратегические
направления нейтрализации
Проведенный анализ экономической безопасности предприятия розничной торговли выявил основные недостатки со стороны внутреннего потенциала предприятия. Внешние угрозы со стороны покупателей для предприятия обозначены в основном возникновением дебиторской задолженности. Представим комплекс мероприятий по разработке основных направлений укрепления экономической безопасности предприятия розничной торговли.
В ходе проведения анализа деятельности торгового предприятия ООО «Девайс» выявлена неэффективность использования ресурсов предприятия, неустойчивость финансового состояния, с позиции рентабельности характеризуется как низкорентабельное и также с низкой прибыльностью.
Предлагается провести ряд мероприятий, направленных на улучшение существующей ситуации.
. Ликвидировать дебиторскую задолженность или хотя бы сократить ее долю до 10%.
Чтобы уменьшить дебиторскую задолженность необходимо:
Отбор можно осуществлять с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности дебитора, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые возможности предприятия.
В результате анализа выявлено, что оборотные средства предприятия на 89,2% представлены дебиторской задолженностью. Для снижения дебиторской задолженности необходимо разработать более жесткие условия предоставления отсрочки платежа за предоставленные услуги.
Основным инструментом ежедневного контроля дебиторской задолженности является реестр дебиторской задолженности. Реестр представляет собой таблицу неоплаченных счетов, которые группируются по периодам отсрочки платежа. Данный вид отчета целесообразно составлять не реже одного раза в месяц, а также подводить итог за квартал и за год (таблица 19). Распределение покупателей по группам риска является следующей задачей кредитной политики.
Контрагентов ООО «Девайс» по степени риска можно разделить на четыре группы, в зависимости от суммы сделки и срока погашения дебиторской задолженности:
Оценка надёжности контрагента производится на основании трех показателей:
1. Средневзвешенного периода просрочки.
2. Объёма продаж.
. Объема просроченной задолженности.
Отнесение контрагента к той или иной группе осуществляется на основе интегральной оценки, которая рассчитывается как произведение бальных оценок по всем трём показателям.
К критическим контрагентам относятся предприятия с баллами от 1 до 10.
К ненадёжным с 10 - 20 баллов;
К обычным контрагентам с 21 - 30;
К надёжным с 30 и более.
Таблица 16 - Реестр дебиторов за 2011 года (тыс. руб.)
Дебиторы |
Оплата до 7 д. |
Оплата до 15 д. |
Оплата до 30 д. |
Оплата до 45 д. |
Оплата до 60 д. |
Итого |
Удельный вес % |
Просроченная задолженность за 9мес. 2011 года |
Удельный вес просроченной задолженности % от оплаты выполненных работ |
Дни |
Средневзвешенный период просрочки |
ООО «Союзпромресурс» |
733 |
927 |
828 |
628 |
3117 |
35,3 |
1244 |
39,92% |
78 |
9 | |
ООО «Ультрапак» |
90 |
1526 |
223 |
501 |
2340 |
26,5 |
2138 |
91,36% |
87 |
12 | |
ООО «Гармония» |
295 |
697 |
359 |
1351 |
15,3 |
735 |
54,38% |
15 |
5 | ||
ООО «ИСТРА» |
345 |
407 |
263,5 |
1015,5 |
11,5 |
626 |
61,62% |
12 |
6 | ||
ОАО «Пермэнерго-ремонт» |
328 |
238 |
104 |
671 |
7,6 |
383 |
57,00% |
30 |
8 | ||
Прочие |
84,0 |
89,3 |
84,9 |
77,3 |
335,5 |
3,8 |
173 |
51,50% |
8 |
3 | |
Итого: |
1547 |
3240 |
2230 |
1708 |
104 |
8830 |
100,0 |
5298 |
60,00% |