Экономическая деятельность малых предприятий, их преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Современную экономику уже невозможно представить без вклада предприятий малого и среднего бизнеса. Преимущества этих сравнительно небольших хозяйствующих структур очевидны: они динамичны и мобильны, способны быстро и гибко реагировать на изменения в конъюнктуре рынка. Эффективное функционирование субъектов малого предпринимательства позволяет успешно решать проблему занятости трудоспособного населения, а также приносить реальные доходы в бюджеты всех уровней. Активное развитие малого бизнеса обеспечивает выход территории на саморазвитие и повышение ее привлекательности.
Проблемы выживания и развития малых предприятий обостряются из-за объективных внешних и внутренних условий: неразвитость инфраструктурной поддержки малого бизнеса, недостаточность финансового и кадрового потенциала, частые задержки взаиморасчетов, криминализация общества и др.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес и его роль в экономике страны 5
1.1. Роль малого бизнеса в экономике страны 5
1.2.Критерии для отнесения предприятий к малым 9
1.3. Субъекты малого предпринимательства (виды малых предприятий) 10
2. Экономическая деятельность малых предприятий, их преимущества и недостатки. 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Гармония» 17
Основные преимущества и недостатки малых предприятий 24
2.3. Система государственной и региональной поддержки малого предпринимательства 28
2.4. Проблемы развития малого бизнеса и пути их преодоления 31
Выводы и предложения 35
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 126.48 Кб (Скачать файл)

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство  является неотъемлемой частью рыночной экономики.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость, мобильность и высокую эффективность. Цифры, приведенные в табл. 1.1, говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран [7, c.67].

 

 

Таблица 1.1 - Уровень развития малого предпринимательства в 2009 г.

Страны

Кол-во МП,тыс.

Кол-во МП на 10 тыс. жителей

Численность занятых в МБ, млн. чел.

Доля МП в общей численности  занятых, %

Доля МП в ВВП, %, оценочно

Великобритания

2630

460

13,6

49

50-53

Германия

2290

370

18,5

46

50-52

Италия

3920

680

16,8

73

57-60

Франция

1980

350

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

450

69,0

72

63-67

США

19300

742

70,2

54

50-52

Япония

6540

496

39,5

78

52-55

Россия

900

57

9,0

10

9-10


 

Помимо преимуществ, у  малых предприятий имеются и  уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Характерный для малого бизнеса  низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.[16,c.90]

 

 

1.2.Критерии для  отнесения предприятий к малым

Разработка и  применение критериев для отнесения  предприятий к малому бизнесу  имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность.[16,c.91]

Законодательство  о малом предпринимательстве  должно регулировать общие вопросы  деятельности малых предприятий  независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и  средних предприятий, вопросы государственной  поддержки малого бизнеса, налогообложения  и некоторые другие.[4,160]

На первоначальном этапе становления малого бизнеса  в России основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась.[16,c.91]

Критерии отнесения  к малым предприятиям, предъявляемые  законодательством таковы:

Уставной капитал  юридических лиц: общая доля участия  РФ, её субъектов и муниципальных  образований, иностранных физических и юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25 % . (кроме  активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Доля участия  одного или нескольких юр лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %.

Средняя списочная численность сотрудников, с учетом всех работающих, в том числе и по гражданско-правовым договорам и по совместительству, с учетом отработанного времени не должна превышать:

-100 человек для  малых предприятий (до 15 для микропредприятий);

- от 101 до 250 –  для средних предприятий. 

Выручка от реализации товаров, работ, услуг без НДС или балансовая стоимость активов не должны превышать:

- 400 млн. для малых  предприятий (для микропредприятий - до 60 млн.);

-1 000 млн. – для средних  предприятий.

Выручка определяется, с учетом положений НК РФ. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с требованиями ПБУ РФ. 
Все показатели определяются нарастающим итогом с начала года. 
Принадлежность к той или оной группе определяется с учетом наибольших по значению условий. В расчет берутся данные последних 2 лет подряд.    

 Для вновь  созданных юридических лиц и  вновь зарегистрированных ИП  с – момента регистрации. Пересмотр критерий отнесения к малым предприятиям происходит один раз в пять лет.[2]

1.3. Субъекты малого  предпринимательства

Гражданский кодекс Российской Федерации, регламентирует организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, выделяет понятия физические и юридические лица. Те и другие выступают как субъекты бизнеса.

Физические  лица - это правоспособные и дееспособные граждане.

Они могут:

  • иметь имущество на правах собственности;
  • наследовать и завещать имущество;
  • заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью;
  • создавать юридические лица (самостоятельно и совместно с другими физическими и юридическими лицами);
  • совершать не противоречащие закону сделки;
  • нести имущественную и другую ответственность за свою деятельность.

Физическое лицо, действуя на свой страх и риск, пуская свои средства в оборот, выступает как  индивидуальный предприниматель.

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательством этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо характеризуют  следующие моменты:

  • фирменное наименование;
  • регистрация в государственном реестре юридических лиц;
  • гражданские права (соответствующие целям деятельности, декларированным в учредительных документах) и ответственность по своим обязательствам;
  • наличие специального разрешения (лицензии) для осуществления отдельных видов деятельности;
  • определенная организационная структура;
  • самостоятельный баланс;
  • юридический адрес;
  • печать и счет в банке.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации. Данные государственной регистрации, в  том числе фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо может иметь представительства и филиалы. [7, 110]

Индивидуальный  предприниматель – субъект малого предпринимательства. Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации. В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица с момента государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя. В качестве индивидуального предпринимателя  граждане (физические лица) могут заниматься предпринимательством как в качестве основной, так и дополнительной деятельности (в соответствии с законодательством).

Чтобы гражданин (физическое лицо) стал по закону индивидуальным предпринимателем, он должен в этом качестве зарегистрироваться и получить соответствующее свидетельство. Будущий индивидуальный предприниматель  по месту своего жительства должен представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию предпринимателей (в ст. 51 ГК РФ говорится, что юридическое  лицо подлежит государственной регистрации  в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации  юридических лиц):

  • заявление, составленное по установленной форме;
  • документ об уплате регистрационного сбора.

В соответствии с законодательными и нормативными актами индивидуальный предприниматель должен стать на учет в налоговом органе по месту  своей регистрации — месту  своего постоянного жительства, а  также зарегистрироваться у уполномоченных Пенсионного Фонда РФ, Фондов обязательного  медицинского страхования, социального  страхования, а также для отчисления средств в Фонд занятости при  условии, что индивидуальный предприниматель  будет использовать наемных работников.

Для осуществления предпринимательской  деятельности индивидуальный предприниматель  в любой кредитной организации (банке) может открыть расчетный, текущий, ссудный, депозитный, валютный счет.

Индивидуальный предприниматель  в соответствии с нормативными актами должен вести учет доходов и расходов, соблюдать порядок ведения кассовых операций, своевременно уплачивать налоги, отчисления, предоставлять установленную  отчетность.

Индивидуальный предприниматель  обязан представить для регистрации  налоговому органу Книгу учета доходов  и расходов, в которой указываются  следующие реквизиты: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; вид осуществляемой деятельности; местонахождение (адрес постоянного места жительства); номер расчетного и иных счетов, открытых предпринимателем в банковских организациях. [1]

Коммерческие  организации – субъекты малого предпринимательства. Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что соответствует законодательному определению сущности важнейшего понятия предпринимательской деятельности, заключающейся в систематическом получении прибыли. Это мотив и цель деятельности субъектов малого предпринимательства.

Как известно, предпринимательская  организация может систематически получать прибыль в первую очередь  от использования имущества, которое  составляет материально-техническую  основу функционирования коммерческих организации в любой отрасли  экономики.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут  создаваться в форме хозяйственных  товариществ и обществ, производственных кооперативов.

Товарищество

Товарищество представляет собой  объединение лиц, созданное для  осуществления предпринимательской  деятельности. Товарищества создаются  в том случае, когда в организации  предприятия решают принять участие 2 или более партнера. Важным преимуществом  товарищества является возможность  привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию  внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров.

Недостатками данной организационно-правовой формы являются:

  • каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада;
  • действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Товарищества бывают 2-х видов: полные и коммандитные.[14,c.3]

Информация о работе Экономическая деятельность малых предприятий, их преимущества и недостатки