Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:36, курсовая работа
Современную экономику уже невозможно представить без вклада предприятий малого и среднего бизнеса. Преимущества этих сравнительно небольших хозяйствующих структур очевидны: они динамичны и мобильны, способны быстро и гибко реагировать на изменения в конъюнктуре рынка. Эффективное функционирование субъектов малого предпринимательства позволяет успешно решать проблему занятости трудоспособного населения, а также приносить реальные доходы в бюджеты всех уровней. Активное развитие малого бизнеса обеспечивает выход территории на саморазвитие и повышение ее привлекательности.
Проблемы выживания и развития малых предприятий обостряются из-за объективных внешних и внутренних условий: неразвитость инфраструктурной поддержки малого бизнеса, недостаточность финансового и кадрового потенциала, частые задержки взаиморасчетов, криминализация общества и др.
Введение 3
1. Малый бизнес и его роль в экономике страны 5
1.1. Роль малого бизнеса в экономике страны 5
1.2.Критерии для отнесения предприятий к малым 9
1.3. Субъекты малого предпринимательства (виды малых предприятий) 10
2. Экономическая деятельность малых предприятий, их преимущества и недостатки. 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Гармония» 17
Основные преимущества и недостатки малых предприятий 24
2.3. Система государственной и региональной поддержки малого предпринимательства 28
2.4. Проблемы развития малого бизнеса и пути их преодоления 31
Выводы и предложения 35
Список использованной литературы
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость, мобильность и высокую эффективность. Цифры, приведенные в табл. 1.1, говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран [7, c.67].
Таблица 1.1 - Уровень развития малого предпринимательства в 2009 г.
Страны |
Кол-во МП,тыс. |
Кол-во МП на 10 тыс. жителей |
Численность занятых в МБ, млн. чел. |
Доля МП в общей численности занятых, % |
Доля МП в ВВП, %, оценочно |
Великобритания |
2630 |
460 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
370 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
680 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
350 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
450 |
69,0 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
742 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6540 |
496 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
900 |
57 |
9,0 |
10 |
9-10 |
Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.[16,c.90]
1.2.Критерии для отнесения предприятий к малым
Разработка и
применение критериев для отнесения
предприятий к малому бизнесу
имеют большое научное и
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.[4,160]
На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась.[16,c.91]
Критерии отнесения к малым предприятиям, предъявляемые законодательством таковы:
Уставной капитал
юридических лиц: общая доля участия
РФ, её субъектов и муниципальных
образований, иностранных физических
и юридических лиц, общественных
и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов
в уставном (складочном) капитале (паевом
фонде) не должна превышать 25 % . (кроме
активов акционерных
Доля участия одного или нескольких юр лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %.
Средняя списочная численность сотрудников, с учетом всех работающих, в том числе и по гражданско-правовым договорам и по совместительству, с учетом отработанного времени не должна превышать:
-100 человек для малых предприятий (до 15 для микропредприятий);
- от 101 до 250 – для средних предприятий.
Выручка от реализации товаров, работ, услуг без НДС или балансовая стоимость активов не должны превышать:
- 400 млн. для малых
предприятий (для
-1 000 млн. – для средних предприятий.
Выручка определяется, с
учетом положений НК РФ. Балансовая стоимость активов определяется в
соответствии с требованиями ПБУ РФ.
Все показатели определяются нарастающим
итогом с начала года.
Принадлежность к той или оной группе
определяется с учетом наибольших по значению
условий. В расчет берутся данные последних
2 лет подряд.
Для вновь созданных юридических лиц и вновь зарегистрированных ИП с – момента регистрации. Пересмотр критерий отнесения к малым предприятиям происходит один раз в пять лет.[2]
1.3. Субъекты малого предпринимательства
Гражданский кодекс Российской
Федерации, регламентирует организационно-правовые
формы предпринимательской
Физические лица - это правоспособные и дееспособные граждане.
Они могут:
Физическое лицо, действуя на свой страх и риск, пуская свои средства в оборот, выступает как индивидуальный предприниматель.
Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательством этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо характеризуют следующие моменты:
Юридическое лицо подлежит
государственной регистрации. Данные
государственной регистрации, в
том числе фирменное
Индивидуальный
предприниматель – субъект
В соответствии с п. 1 ст. 23
ГК РФ гражданин вправе заниматься
предпринимательской
Чтобы гражданин (физическое
лицо) стал по закону индивидуальным предпринимателем,
он должен в этом качестве зарегистрироваться
и получить соответствующее свидетельство.
Будущий индивидуальный предприниматель
по месту своего жительства должен
представить в орган, осуществляющий
государственную регистрацию
В соответствии с законодательными и нормативными актами индивидуальный предприниматель должен стать на учет в налоговом органе по месту своей регистрации — месту своего постоянного жительства, а также зарегистрироваться у уполномоченных Пенсионного Фонда РФ, Фондов обязательного медицинского страхования, социального страхования, а также для отчисления средств в Фонд занятости при условии, что индивидуальный предприниматель будет использовать наемных работников.
Для осуществления
Индивидуальный
Индивидуальный
Коммерческие организации – субъекты малого предпринимательства. Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что соответствует законодательному определению сущности важнейшего понятия предпринимательской деятельности, заключающейся в систематическом получении прибыли. Это мотив и цель деятельности субъектов малого предпринимательства.
Как известно, предпринимательская
организация может
Юридические лица, являющиеся
коммерческими организациями, могут
создаваться в форме
Товарищество
Товарищество представляет собой
объединение лиц, созданное для
осуществления
Недостатками данной организационно-правовой формы являются:
Товарищества бывают 2-х видов: полные и коммандитные.[14,c.3]
Информация о работе Экономическая деятельность малых предприятий, их преимущества и недостатки