Экономическая деятельность малых предприятий, их преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Современную экономику уже невозможно представить без вклада предприятий малого и среднего бизнеса. Преимущества этих сравнительно небольших хозяйствующих структур очевидны: они динамичны и мобильны, способны быстро и гибко реагировать на изменения в конъюнктуре рынка. Эффективное функционирование субъектов малого предпринимательства позволяет успешно решать проблему занятости трудоспособного населения, а также приносить реальные доходы в бюджеты всех уровней. Активное развитие малого бизнеса обеспечивает выход территории на саморазвитие и повышение ее привлекательности.
Проблемы выживания и развития малых предприятий обостряются из-за объективных внешних и внутренних условий: неразвитость инфраструктурной поддержки малого бизнеса, недостаточность финансового и кадрового потенциала, частые задержки взаиморасчетов, криминализация общества и др.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес и его роль в экономике страны 5
1.1. Роль малого бизнеса в экономике страны 5
1.2.Критерии для отнесения предприятий к малым 9
1.3. Субъекты малого предпринимательства (виды малых предприятий) 10
2. Экономическая деятельность малых предприятий, их преимущества и недостатки. 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Гармония» 17
Основные преимущества и недостатки малых предприятий 24
2.3. Система государственной и региональной поддержки малого предпринимательства 28
2.4. Проблемы развития малого бизнеса и пути их преодоления 31
Выводы и предложения 35
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 126.48 Кб (Скачать файл)

Стратегической  задачей материально-технического снабжения является закупка материалов для изготовления продукции согласно технологии производства, заявленным объемам и заявленному сортаменту. Для достижения этой цели осуществляется своевременная выдача заказа поставщикам, заключение договоров. При выборе поставщика производится сравнительный анализ стоимости и качества продукции.

Клиенты (заказчики) – это покупатели (потребители) продукции  и услуг предприятия. Исследуемое  предприятие выступает на двух типах  клиентурных рынков: потребительский  рынок и рынок производителей.

1. Потребительский  рынок – отдельные лица и  домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления (для дома, дачи и др.).

2. Рынок производителей  – предприятия и фирмы, приобретающие  товары и услуги данной организации.

Таблица 2.2 - Потребители  продукции ООО «Гармония»

Предприятие

Месторасположение    предприятия

ОАО «СКДМ» (до 2009 года)

г.Вологда

ИП Понамарев А.В.

г.Шенкурск  Архангельской области

ИП Ботыгин О.Б.

г.Шенкурск Архангельской области

ИП Коровина  И.Л.

г.Сокол

ООО «Газмаркетмодуль»

г.Вологда


Так же потребителями  продукции являются физические лица,  на которых приходится около 40% продаж.

Таким образом, ООО  «Гармония» не является самообеспечивающим предприятием, так как между ним  и окружающей маркетинговой средой происходит постоянный обмен ресурсами и информацией. Сам факт его существования и дальнейшее выживание зависят от влияния окружающей среды. Чтобы продолжать свое функционирование, промышленное предприятие вынуждено, с одной стороны, приспосабливаться к изменениям во внешней среде, а с другой – воздействовать на нее в силу своих  возможностей. Поставщики оказывают непосредственное влияние на деятельность любой организации. Они организуют поступления всех видов ресурсов для обеспечения производственной (операционной) деятельности.

Основными  конкурентами в г. Вологде являются ООО «Каприкорн», ООО «Пластком», ИП Рябинина О.П., ООО «Декоратор», ООО «Стройинвест». Данные предприятия предлагают аналогичную продукцию для крупных оптовых покупателей ниже, чем ООО «Гармония»,  а физическим лицам выше, и дольше по срокам.

Организационная структура управления представлена на рисунке 2.1.

         

 

 

        Директор

     
   

    Главный

Зам. директора     по

 

коммерческий

   бухгалтер

   производству

 

       отдел

             

               начальник

 

 Начальник

 

       производственной

монтажной

          (комплексной)

   бригады

               бригады

 

 

 

 
     

комплексная

     бригада

 

бригада

    бригада

монтажников

отделочников


 

Рис. 2.1 Организационная  структура управления ООО «Гармония»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные технико-экономические  показатели ООО «Гармония»  представлены в таблице 2.3

  Таблица 2.3 - Основные показатели деятельности ООО «Гармония»

Показатель

Годы

 

2008

2009

2010

Выручка от реализации, тыс. руб.

13379

10342

10142

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

10993

7216

6834

Материальные  затраты, тыс. руб.

6550

4280

4125

Среднегодовая стоимость  основных фондов, тыс. руб.

567

403

239

Среднесписочная численность работающих, чел.

12

12

10

Фонд заработной платы, тыс. руб.

2600

1890

1860

Балансовая прибыль, тыс. руб.

440

1296

1586


Прибыль предприятия  определяется по предполагаемой выручке  за вычетом затрат на производство, расходов на функционирование, уплаты налогов. Затраты на функционирование включены в себестоимость. Часть  прибыли направляется на приобретение материалов для последующих строительных объектов и обновления производственных фондов.

Выполнение основной цели деятельности предприятий —  создание услуг, удовлетворяющих потребности людей, увеличение прибыли — предполагает использование экономических ресурсов. Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Анализ производственно-хозяйственной  деятельности предприятия носит  комплексный характер вследствие обоснования  уровня показателей (производительность труда, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность), дающих объективную  и точную картину его финансовых результатов, эффективности использования  экономических ресурсов и величины производственного потенциала. 

Анализ основных средств начинается с изучения их состава и структуры (табл. 2.4, 2.5).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4 - Состав основных фондов в ООО «Гармония» за 2008-2010 гг.

Показатели

Среднегодовая стоимость  основных фондов, тыс.руб.

Относительное изменение,%

2008г.

2009г.

2010г.

2009г. к 2008г.

2010г. к 2009г.

2010г. к 2008г.

Машины и оборудование

499,5

363,7

216,2

72,8

59,4

43,3

Другие виды основных средств

67,5

39,3

22,8

58,2

58,0

33,8

Итого

567

403

239

71,1

59,3

42,2


За анализируемый  период времени в ООО «Гармония» стоимость основных фондов снизилась  на 57,8%.  На это повлияло снижение стоимости машин и оборудования (на 56,7%). В 2010 году наблюдается значительное снижение стоимости основных фондов на 40,7%. На это повлияло уменьшение на предприятии стоимости машин  и оборудования на 40,6% и других видов  основных средств на 42%, что является отрицательной тенденцией в деятельности предприятия. Причиной такой ситуации является то, что старые основные фонды  уже износились, а на покупку новых  фондов денежных средств в течение  года не выделялось.

Таблица 2.5 - Структура  основных производственных фондов в  ООО «Гармония», %

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

Машины и оборудование

88,1

90,2

90,5

Другие виды основных средств

11,9

9,8

9,5

Итого

100

100

100


Исходя из таблицы 2.5 видно, что в ООО «Гармония» в период с 2008 по 2010 г.г. произошли следующие изменения в структуре основных производственных фондов: доля активной части основных фондов увеличилась за счет машин и оборудования с 88,1% до 90,5%. В 2009г. наблюдается снижение доли других видов основных средств на 2,1%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели эффективности  использования материальных ресурсов ООО «Гармония» представлены в таблице 2.7.

          Таблица 2.7 - Показатели эффективности  использования материальных ресурсов  ООО «Гармония»

Наименование  показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Относительное изменение, %

 

 

 

 

2009г. к 

2008г.

2010г. к 2009г.

Выручка от реализации,тыс.руб.

13379

10342

10142

-22,70

-1,93

Себестоимость, тыс.руб.

10993

7216

6834

-34,36

-5,29

Балансовая прибыль, тыс.руб.

440

1296

1586

194,55

22,38

Материальные  затраты, тыс.руб.

6550

4280

4125

-34,66

-3,62

Прибыль на рубль  материальных затрат, руб./ руб.

0,07

0,30

0,38

328,57

26,67

Материалоотдача, руб./руб.

2,04

2,42

2,46

18,63

1,65

Материалоемкость, руб./руб.

0,49

0,41

0,41

-16,33

0,00

Удельный вес  материальных затрат в себестоимости  продукции

0,60

0,59

0,60

-1,67

1,69


Из данных таблицы 2.7  видно, что такие показатели как выручка от реализации, себестоимость, материальные затраты имеют тенденцию  к снижению, но при этом балансовая прибыль увеличивается, так как  уменьшается себестоимость, а прибыль  на рубль материальных затрат увеличивается.

Материалоотдача за анализируемый период увеличилась  на 21%, следовательно, материалоемкость уменьшилась на 17%, то есть с рубля вложенных материалов было произведено больше продукции, что является положительной тенденцией.

Результаты производственно-хозяйственной  деятельности предприятия во многом определяются степенью использования  трудовых ресурсов. Достаточная обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами  соответствующей квалификации, их рациональное использование, высокий уровень  производительности труда является главным фактором для увеличения объемов продукции и повышения  эффективности производства. Трудовые ресурсы участвуют в процессе производства продукции и от эффективности их деятельности напрямую зависят показатели функционирования предприятия. Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии выражается  в изменении производительности труда.

 

 

 

 

 

Данные о движении персонала за 2008 - 2010 гг. представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Анализ движения персонала в 2008-2010 гг., чел.

Движение персонала

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Среднесписочная численность

12

12

10

Принято

1

0

0

Выбыло, всего

в том числе

- по собственному  желанию 

- за нарушение  трудовой дисциплины

1

 

1

0

1

 

0

1

0

 

0

0

Коэффициент оборота  по приему

0,08

0

0

Коэффициент оборота  по выбытию

0,08

0,08

0


Динамика основных показателей представлена в таблице 2.9

Таблица 2.9 - Динамика основных показателей

 

Год

Объем производства продукции

Численность работников

Выработка одного работника

 

тыс. руб.

динамика, %

Чел.

динамика, %

тыс. руб.

динамика, %

2008

13379

100

12

100

1115

100

2009

10342

77

12

100

861

77

2010

10142

76

10

83

1014

91

Информация о работе Экономическая деятельность малых предприятий, их преимущества и недостатки