Экономическая деятельность малых предприятий, их преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Современную экономику уже невозможно представить без вклада предприятий малого и среднего бизнеса. Преимущества этих сравнительно небольших хозяйствующих структур очевидны: они динамичны и мобильны, способны быстро и гибко реагировать на изменения в конъюнктуре рынка. Эффективное функционирование субъектов малого предпринимательства позволяет успешно решать проблему занятости трудоспособного населения, а также приносить реальные доходы в бюджеты всех уровней. Активное развитие малого бизнеса обеспечивает выход территории на саморазвитие и повышение ее привлекательности.
Проблемы выживания и развития малых предприятий обостряются из-за объективных внешних и внутренних условий: неразвитость инфраструктурной поддержки малого бизнеса, недостаточность финансового и кадрового потенциала, частые задержки взаиморасчетов, криминализация общества и др.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес и его роль в экономике страны 5
1.1. Роль малого бизнеса в экономике страны 5
1.2.Критерии для отнесения предприятий к малым 9
1.3. Субъекты малого предпринимательства (виды малых предприятий) 10
2. Экономическая деятельность малых предприятий, их преимущества и недостатки. 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Гармония» 17
Основные преимущества и недостатки малых предприятий 24
2.3. Система государственной и региональной поддержки малого предпринимательства 28
2.4. Проблемы развития малого бизнеса и пути их преодоления 31
Выводы и предложения 35
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 126.48 Кб (Скачать файл)

Из таблицы 2.9 видно, что объем производства продукции  предприятия с 2008 по 2010 года имеет  тенденцию к снижению, в 2009 году —  уменьшился на 23 % , в 2010 – еще на 1 %, а по сравнению с 2008 годом - на 24 %. Численность работников в 2010 году по сравнению с 2008 и 2009 годами уменьшилась  на 17 % (2 человека). Выработка одного работника в 2009 году снизилась на 23 % и увеличилась в 2010 году, по сравнению  с базисным, на 14 %, что меньше по сравнению  с 2008 годом на 9%.

Таким образом, анализ материально-технических и трудовых ресурсов предприятия свидетельствует  о следующей ситуации в ООО  «Гармония»: за анализируемый период происходит постепенное снижение экономических показателей деятельности предприятия, такие как выручка от реализации, себестоимость товаров, материальные затраты, за счет уменьшения себестоимости продукции происходит увеличение балансовой прибыли. Снижение себестоимости продукции связано со снижением затрат на приобретение материалов, т.к. в условиях жесткой конкуренции поставщики вынуждены понижать цены на свою продукцию.

2.2. Преимущества и недостатки малых предприятий

Преобладающее большинство  занятого в экономике населения  работает на предприятиях численностью менее 500 человек. Однако практически  все исследования, касающиеся вопросов управления, ориентированы на менеджеров крупных структур. Поэтому возникает  необходимость рассмотреть особенности  управления малыми предприятиями.[4, c.8]

Вместе с тем, несмотря на относительный рост численности  персонала и объема выпускаемой  продукции на малых предприятиях по сравнению с крупными, доля прибыли  последних в общем объеме неуклонно  растет.

Объяснение подобного  рода эффектов лежит в области  макроэкономики и выходит за рамки  настоящего курса, однако мы можем отсюда заключить, что положения менеджера  крупной компании и менеджера  мелкого предприятия различаются  не только уровнем их заработной платы  или размахом работы, но и рядом  других качеств, которые рассмотрим несколько подробнее.

Например, в нашей стране важным моментом является реакция руководителя на вынужденную замену. Влияние вынужденной  замены на работу менеджера особенно заметно на отечественных предприятиях машиностроительных отраслей. Ситуации, когда отсутствуют нужное сырье, необходимая комплектация, выходит  из строя уникальное оборудование, настолько распространены, что являются нормой для повседневной деятельности администрации. При отсутствии "вдруг" на предприятии, например, резисторов (конденсаторов, болтов, резины, клея и  т. д.) требуемой марки работа не останавливается  — происходит процесс вынужденной  замены. Либо в ущерб качеству требуемый  резистор меняют на резистор похуже, либо используют более качественный (например, более долговечный, хотя в данном случае долговечность может быть не критичным параметром) и дорогостоящий. Таким образом, риск потери в качестве или в затратах не приводит к остановке  в производстве.

Процедура вынужденной замены пронизывает всю работу предприятия. Функции подсобного рабочего, находящегося в загуле, выполняет квалифицированный  станочник (бывает и наоборот, но реже), неисправное оборудование одного типа меняют на менее производительное оборудование другого типа и т. д.

Происходит замена поставщиков  и потребителей, разработчиков и  смежников, потребляемых ресурсов и  выпускаемой продукции и т. д.

Статистики разорения  малых фирм в нашей стране не ведется, но можно предположить, что процент  обанкротившихся малых предприятий  из-за неприспособленности к требуемым  заменам достаточно велик.[7, c.90]

Почему же малые фирмы, находясь в условиях, куда менее  привилегированных, имея гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, тем не менее отвоевывают свою долю на рынке? Вероятно потому, что  малые предприятия имеют свои достоинства. Эти достоинства не слишком бросаются в глаза, но они весьма существенны.

Прежде всего, это известный  предпринимательский дух. Люди, пришедшие работать на малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы. По данным многих исследований, производительность труда у работников предприятий с численностью занятых менее 500 человек по крайней мере на 50% выше, чем на предприятиях с числом занятых свыше 4,5 тыс. человек.

Существует множество  критериев отнесения предприятия  к группе малых: численность работающих, объем продаж, величина капиталовложений и т. д.

С точки зрения вопросов управления к малым имеет смысл  относить предприятия, которые управляются  одним-двумя руководителями, что  обеспечивает оперативность управления. [5, c.54]

Другим не менее важным преимуществом малых фирм является более высокая скорость прохождения информации. В первую очередь это обстоятельство объясняется значительно меньшим объемом информации на малых фирмах. Менеджеры крупной компании на различных уровнях управления в условиях дефицита времени и интенсивного потока информации вынуждены подразделять информацию на срочную и долговременную (которая иной раз попадает под "сукно"), причем вероятность того, что в разряд последней попадет срочная информация, достаточно велика, а не принятое, равно как и невыполненное, вовремя решение оборачивается значительными потерями. Менеджер мелкой фирмы может себе позволить подходить ко всей информации относительно равноценно, что существенно снижает риск возможных потерь.

Кроме того, наличие большого числа уровней управления в крупных  корпорациях увеличивает протяженность между объектом и субъектом управления, что также снижает оперативность в работе. Хотя компьютеризация и внедрение различного рода гибких организационных структур в определенной степени компенсируют эти недостатки, преимущества малых фирм в этом отношении очевидны.

Все сотрудники на виду, их работа происходит на глазах у всего предприятия. Поскольку фирма может постоянно  пребывать в зоне риска (а средний  срок жизни малых фирм— шесть  лет), то это стимулирует сотрудников  на непрерывные поиски улучшений.

Если малое предприятие  не является дочерней организацией и  предоставлено само себе, то оно  имеет гораздо большую маневренность, поскольку ограничения, накладываемые головной компанией, не сковывают ее. Однако при неудачах отсутствуют страховка и поддержка, которые головная компания оказывает дочерним фирмам.

Одной из самых значительных перемен в последнее время  явилось расширение доступа к  внешней информации всех, даже мельчайших субъектов рынка.

Строго говоря, доступ к  информации был и раньше, однако малые фирмы не имели средств  для ее оплаты, да и степень оперативности  потребляемой информации была у малых  фирм на относительно низком уровне. Одной  этой причины было достаточно, чтобы  мелкий предприниматель разорялся  за несколько лет (если в редчайшем  случае он не вставал на ноги). Сейчас поток информации значительно расширился и, что особенно важно для малых  фирм, стал относительно дешевым доступ к средствам и носителям информации (компьютерным сетям, факсам, телексам и т. д.). Поэтому мелкий производитель экономит не только на издержках, но и оперативно получает информацию о том, что можно продать, где и за сколько.

Помимо общественной поддержки  небольшие предприятия, как правило, имеют определенные налоговые льготы и другие, законодательно предоставляемые преимущества. [5, c.76]

Серьезные фирмы разрабатывают  определенную, на их взгляд, лучшим образом  функционирующую структуру управления, под которую впоследствии подлаживается  и хозяйственная деятельность. Небольшие по размеру фирмы не имеют такой строго очерченной структуры и взаимоотношения между сотрудниками складываются скорее не из их первоначальных обязанностей, а в большей степени обусловлены оперативной ситуацией.

Кроме того, определенным образом  построенная управленческая структура малых предприятий гораздо в большей степени адаптирована к возможным изменениям внешней среды, и менеджеру приходиться не заниматься процессом формализации связей между сотрудниками, а лишь учитывать их в своей работе.

Таким образом, малые размеры  фирмы обеспечивают ей управляемость  и что важнее — преданность  делу. При этом создается такое  положение, при котором не теряются значение и роль каждого отдельного работника.

Недостатками крупных  фирм (и соответственно преимуществами малых) является то, что советы директоров далеки от нужд рынка, они одобряют и утверждают планы, а не товары, управляющие крупных компаний не привержены к риску и нововведениям. [3, c.47]

Для малых фирм характерны также совмещение профессий, универсальные  знания и умения.

Малые предприятия успешно  функционируют именно в тех направлениях, где не требуется значительных вложений в основные средства и сравнительно низки управленческие расходы, что  положительно сказывается на себестоимости  выпускаемой продукции и повышает адаптационные возможности предприятия.

Насколько сильны плюсы мелкого  бизнеса, можно судить по их не слишком  активному желанию встать под  опеку крупной организации. В  этом случае за приобретение стабильности и устойчивого положения мелкие фирмы расплачиваются своей независимостью.[5, c.73]

Недостатки малых фирм видны и лежат на поверхности. Они как уже отмечалось, лишены возможности заниматься крупномасштабными научными исследованиями. Малые фирмы делают свое будущее, а не прогнозируют его. Малый бизнес работает под страхом быть разоренным, многое зависит не столько от умения менеджеров, сколько от воздействия внешней среды, поэтому в кризисные для экономики периоды небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами. В период спада они лишены возможности сохранять заработную плату своим сотрудникам. Им не по силам проводить политику полной занятости.

У малого предприятия нет  возможности покупать сырье со значительными  оптовыми скидками, так как закупки  его ограничены масштабом производства, им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и  дилерскую сеть. Кроме того, ограниченная номенклатура выпускаемой продукции  делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка.

Малому бизнесу практически  нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, отраслях, требующих больших  капиталовложений. Сфера их деятельности ограничена. [7, c.114]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Система государственной поддержки малого предпринимательства

Можно выделить общие и специальные цели деятельности государства в области малого бизнеса. К общим целям относится поддержание и развитие конкурентных начал в экономике. Чем более благоприятные рамочные условия создает политика государства для появления все новых и новых малых фирм, тем активнее распространяется конкуренция на все сегменты народного хозяйства.

Разумеется, усиление конкуренции  ведет к более высокой смертности как среди давно действующих  фирм, так и особенно среди вновь  созданных МП. Однако исторический опыт многих стран свидетельствует  о том, что при благоприятных  макроэкономических условиях, наличие  которых в немалой степени  является результатом активной политики по поддержанию и развитию конкурентных начал в экономике, динамика рождения новых фирм стабильно превышает  динамику смертности уже существующих предприятий.

Имеется ряд специальных целей, определяемых спецификой малого предпринимательства. Первой является создание благоприятных общих условий для экономической деятельности МП. [9, c.202]

Это: законодательство, устанавливающее  правовое поле для малого бизнеса, регламентирующее его регистрацию, лицензирование, налогообложение  и т.д.; устранение многообразных  форм дискриминации малых фирм со стороны как более крупных  конкурентов, так и органов власти, обеспечение равноправного доступа  к ресурсам для субъектов малого предпринимательства; создание и поддержание  специальной инфраструктуры, позволяющей  малому бизнесу получать некоторые  услуги и ресурсы (подготовка кадров, информация маркетингового характера, аудиторские и юридические услуги и т.п.) на бесплатной или частично платной основе.

    • поддержка начинающих, или “стартующих”, малых предприятий;
    • поддержка малого бизнеса в регионах и отраслях, отличающихся низким уровнем развития и несущих особенно большое бремя социальных проблем;
  • смягчение условий доступа МП к особо дефицитным или дорогим ресурсам, приобрести которые на рыночных условиях они не в состоянии (производственные площади, кредитные ресурсы и т.п.), в частности, путем стимулирования создания технопарков, бизнес-инкубаторов. [9, c.203]

Наконец, есть и ряд задач  в области государственной поддержки  малого бизнеса, которые вытекают из специфики его положения в  переходной экономике, переживающей структурный  кризис:

    • снижение трансакционных издержек, обусловленных плохим функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктуры;
    • сокращение доли теневого оборота в малом предпринимательстве;
    • стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом;
    • дополнительная поддержка малого бизнеса на региональном уровне в определенных отраслях с целью преодоления моно специализации, негативно сказывающейся на социально-экономическом положении ряда субъектов Федерации [9, c.205].

Важнейшим условием успешного развития малого предпринимательства, особенно в сфере материального производства, является его преференциальная финансовая поддержка. К ней относятся различные  формы субсидирования и кредитования не только инвестиционных проектов, но и недостатка собственных оборотных  средств малых и средних предприятий.

Информация о работе Экономическая деятельность малых предприятий, их преимущества и недостатки