Экономическая организация государства и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования экономики, а также анализ экономических и правовых основ организации управления экономикой. Отсюда следующие задачи исследования:
1) Определить экономическую роль государства и приемы его вмешательства в экономику;
2) Изучить функции, формы и методы государственного регулирования экономики;
3) Проанализировать финансовую и денежно-кредитную политики государства;
4) Рассмотреть проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государство как важнейший субъект рыночной экономики……… 5
1.1. Экономическая роль государства и приемы его вмешательства в экономику…………………………………………………………………………6
1.2. Основные теории государственного регулирования экономики………12
1.3.Функции, формы и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………………………...17
Глава 2. Анализ экономических и правовых основ организации управления экономикой………………………………………………………………………18
2.1. Анализ антимонопольного законодательства в РФ…………………….21
2.2.Анализ социальных функций государства……………………………… 24
2.3. Финансовая и денежно-кредитная политики государства ………………29
Глава 3.Проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику………………………………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая организация государства и его функции.docx

— 73.87 Кб (Скачать файл)

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

 

 

Экономическая организация государства и его функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент 1 группы 1 курса

направления «Экономика»

(профиль «Финансы и  кредит»)

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАХАЧКАЛА - 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Государство как важнейший субъект рыночной экономики……… 5

1.1. Экономическая роль  государства и приемы его вмешательства  в экономику…………………………………………………………………………6

1.2. Основные теории государственного регулирования экономики………12

1.3.Функции, формы и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………………………...17                                                     

Глава 2. Анализ экономических и правовых основ организации управления экономикой………………………………………………………………………18

2.1. Анализ антимонопольного  законодательства в РФ…………………….21

2.2.Анализ социальных функций  государства……………………………… 24

2.3. Финансовая и денежно-кредитная  политики государства ………………29

Глава 3.Проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику………………………………………………………………………. 30

Заключение………………………………………………………………………33

Список использованной литературы …………………………………………34 
Введение

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства. Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально-экономическое развитие. Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

Курсовая работа посвящена изучению экономической роли государства, а также функций и форм регулирования им экономики. Актуальность данной темы состоит в том, что в современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования экономики, а также анализ экономических и правовых основ организации управления экономикой. Отсюда следующие задачи исследования:

  1. Определить экономическую роль государства и приемы его вмешательства в экономику;
  2. Изучить функции, формы и методы государственного регулирования экономики;
  3. Проанализировать финансовую и денежно-кредитную политики государства;
  4. Рассмотреть проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику.

Курсовая работа написана при использовании литературы по экономической теории, налогам и налогообложению, финансам, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе проблему, а также материалам периодической печати. Библиографический список приведён в конце курсовой работы.

 

Глава 1. Государство как важнейший субъект рыночной экономики

1.1. Экономическая  роль государства и приемы его вмешательства в экономику

Рыночная экономика является саморегулирующимся организмом, но, как известно, целый ряд проблем в общественном развитии невозможно разрешить посредством рынка, поэтому часть функций берет на себя государство. Практически нет ни одного государства, которое не занималось бы экономической политикой. Наоборот, с развитием и усложнением экономики, усилением ее социальной направленности в последние годы возрастает и экономическая роль государства. В связи с этим усиливаются дискуссии между экономистами о месте государства в рыночной экономике. Вопрос о роли государства в экономике нельзя решить, так как в каждом конкретном случае (в условиях кризиса или уже в условиях экономической стабильности), государственное регулирование экономики должно быть различным с учетом особенностей страны.

Роль государства в экономике – это степень вмешательства и контроля правительства за экономическими процессами.

Современные экономисты приводят достаточно веские аргументы в пользу необходимости вмешательства государства в рыночную экономику. К основным таким аргументам относятся следующие:

  1. необходимость создания законодательно обоснованного правового поля для функционирования рыночной экономики. Эта задача возлагается на государство - создание системы защиты прав производителей и потребителей, осуществляющих деятельность на рынке;
  2. производство общественно-необходимых товаров и услуг. Существуют товары и услуги, производство которых отдельный субъект осуществлять не может, причем отдельный субъект может дать искаженную картину потребности в данном товаре, поэтому принятие решения о производстве таких товаров и их содержании (армия, правоохранительные органы и проч.) должно взять на себя государство;
  3. стабилизация макроэкономических показателей и снижение рисков функционирования экономики. Как показал кризис 2008-2009 годов, у государства есть возможности сгладить возникающие циклические колебания в экономике, и кроме того, оно может создать систему мер по снижению рисков в деятельности не только отдельных субъектов экономики, но и целых отраслей в целом, что увеличивает предпринимательскую активность в стране и повышает возможности экономического роста.

Не нужно забывать, что рынок не всесилен, есть целый комплекс проблем, который рынок просто не в состоянии решить, и поэтому этими проблемами вынуждено заниматься государство. 1

В современных условиях экономическая роль и функции государства усложнились настолько, что управлять без единого комплексного подхода просто невозможно. Повысить роль государства в российских условиях значит:

  1. уменьшить роль чиновников, усиливая действенность законодательной базы экономического развития;
  2. обеспечить эффективное управление существующей государственной собственности;
  3. задействовать рыночный механизм, оптимально сочетающий конкуренцию и регулирование;
  4. защищать национальные интересы при расширении мирохозяйственных связей.

 

1.2. Основные теории  государственного регулирования экономики

Роль государственного регулирования экономики изучалась и анализировалась различными школами еще с XVIII века Основными являются такие теоретические школы, как: меркантилизм, классическая теория невмешательства в экономику, кейнсианская теория и др.

Теоретические воззрения на роль и необходимость государственного регулирования экономики претерпели существенную эволюцию и отличаются, порой кардинально, по подходам к решению вопросов о необходимости его. В различные периоды развития общеэкономической конъюнктуры превалируют либо отдельные теоретические подходы, либо их сочетание.

Либерализм (А. Смит): «государство должно быть ночным сторожем и беречь сон и собственность». Экономика и общество - это «анархия + констебль».

Рынок должен работать по методу проб и ошибок и не способен определить, когда надо прекратить производство. За счет трудящихся восстанавливается пропорция.

Кризисы идут практически без перерыва с момента становления рыночного общества, по мере становления экономики их последствия были более разрушительными.

Кейнсианство (Дж.М. Кейнс) возникло именно как реакция на «провалы рынка» в саморегулировании экономических процессов, в этом учении отрицается автоматический механизм, способный обеспечить эффективное развитие экономики.

Кризис характеризуется, в частности, тем, что предложение существует при отсутствии спроса (перепроизводство). Значит, надо создать спрос искусственно, вне механизма рыночных отношений. Это может сделать государство, если увеличит свои расходы, а его расходы превратятся в инвестиции и чьи-то доходы. Эти доходы создадут спрос, и тем самым начинается оживление экономики.

Чтобы государственные расходы работали эффективно, следует включить мультипликаторы (последствия от любых вмешательств в экономику извне). Если государство создаст спрос на единицу денежных средств, то в зависимости от результирующего мультипликатора возникнет вал нескольких денежных единиц дополнительных инвестиций рыночного сектора.

Дж. Кейнсу принадлежит также раскрытие парадокса бережливости. Когда человек становится достаточно обеспеченным, он откладывает спрос, что нарушает равновесие в экономике. Исходя из этого государство, обеспечивая повышение эффективности спроса, рождает начальный толчок за счет долга государства, которое занимает у своих граждан и во внешнем мире и тем самым наполняет бюджет. Теория Кейнса полагается в основном на бюджетную политику государства как механизм регулирования. Кризис кейнсианской модели произошел тогда, когда государственный долг оказался чрезмерным (резко возросла его доля в ВНП).

Основные черты кейнсианской модели:

  • макроэкономическое регулирование посредством эффективного спроса в кратковременном периоде;
  • деньги в обществе не являются нейтральными, как считают либералы, они оказывают самостоятельное воздействие на механизм восстановления пропорций через мультипликаторы;
  • состояние экономики определяется равновесием всех рынков, должно быть соответствие денежной и товарной масс;
  • введение количественных измерителей в инфляцию, дефицита госбюджета, безработицы, налогово-бюджетных регуляторов;

В открытой экономике, по мнению сторонников кейнсианской модели, деньги идут «не туда»: вместо того, чтобы стимулировать отечественного производителя, граждане покупают иностранную продукцию и стимулируют иностранного производителя.

Монетаризм (М. Фридман): отход от кейнсианства, определенный возврат к неолиберальной модели. Исходный постулат - влияние денежного мира на товарный, объем денежной массы - главный объект денежной политики. Правило М. Фридмана: прирост денег должен соответствовать приросту ВНП, при соблюдении пропорциональности товарной и денежной масс.

Экономический либерализм был заложен еще А. Смитом и состоит в сведении к минимуму государственного воздействия на экономику. Ф. Хайек (1899-1992) посвятил свои научные труды доказательству превосходства рыночной системы ведения хозяйства над централизованной экономикой. Разновидностью неолиберализма является ордолиберализм В. Ойкена (1891-1950) или «социальное рыночное хозяйство». В таком хозяйстве задача государства - обеспечить «хозяйственный порядок» для свободной игры рыночных сил и достойных условий труда и жизни для людей.

Монетаристы исходят из представления о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию, на ход всех экономических процессов, поэтому сводят роль государства к устойчивой денежной политике - контролю над денежной массой, эмиссией денег, борьбе с инфляцией и недопущению дефицита государственного бюджета.

Основные постулаты монетаризма:

  • существует мгновенное отражение новой информации на кривых спроса и предложения, то есть равновесные цены и объемы производства сразу реагируют быстро на изменение ситуации (появление новой технологии, изменение экономической политики);
  • рациональный характер поведения экономических объектов;
  • предоставление полной информации для формирования ожидания состояния экономики субъектами экономических отношений;
  • необходимость совершенной конкуренции, действующей на всех рынках; 2

Также необходимо рассмотреть «денежное правило» Фридмена. Он исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Для этого необходимо, чтобы процент прироста денег в обращении соответствовал приросту цен и ВНП или ВВП. В этом состоит денежное правило Фридмена. Итак, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, и чтобы обеспечить соответствие между денежным спросом и предложением денег, необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

Информация о работе Экономическая организация государства и его функции