Экономическая организация государства и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования экономики, а также анализ экономических и правовых основ организации управления экономикой. Отсюда следующие задачи исследования:
1) Определить экономическую роль государства и приемы его вмешательства в экономику;
2) Изучить функции, формы и методы государственного регулирования экономики;
3) Проанализировать финансовую и денежно-кредитную политики государства;
4) Рассмотреть проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государство как важнейший субъект рыночной экономики……… 5
1.1. Экономическая роль государства и приемы его вмешательства в экономику…………………………………………………………………………6
1.2. Основные теории государственного регулирования экономики………12
1.3.Функции, формы и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………………………...17
Глава 2. Анализ экономических и правовых основ организации управления экономикой………………………………………………………………………18
2.1. Анализ антимонопольного законодательства в РФ…………………….21
2.2.Анализ социальных функций государства……………………………… 24
2.3. Финансовая и денежно-кредитная политики государства ………………29
Глава 3.Проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику………………………………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая организация государства и его функции.docx

— 73.87 Кб (Скачать файл)

Также важное значение имеет теория рациональных ожиданий (Р. Лукас): человек не является пассивным в экономической деятельности, его разумное осмысление экономических процессов приводит к действиям, которые зависят от ожидания экономической ситуации.

Поэтому государству необходимо четко излагать свои цели и обеспечивать стабильность, вселяя в граждан уверенность.

Пример: ожидания инфляции всегда ее стимулируют.

Теория экономики предложения (Supplied-Side Economics) - (Ж.Б. Сэй, 1803 г.). Утверждается, что предложение создает свой собственный спрос. За счет постоянного предложения высококачественных товаров рынок способен самостоятельно изымать накопления граждан и обеспечивать развитие экономики.

Институционализм. Основоположник Т. Веблен (1857-1929) подверг критике положение классической школы о том, что поведение человека в экономике определяется исключительно соображениями выгоды. Это поведение зависит как от врожденных склонностей, так и от действующих социальных институтов: обычаев, традиций, норм поведения и др.

Дж. Гэлбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, образования гигантских корпораций, которые используют новейшую технику. Происходят крупные институциональные изменения в управлении такими гигантами - к руководству приходит техноструктура.

Основные принципы:

  • экономика как наука должна более широко включать вопросы права, социума, психологии;
  • рынок не нейтрален, он действует в интересах крупных корпораций, и их техноструктура фактически определяет состояние в экономике и главенство государства;
  • государство должно координировать все общественные организации и направлять их против диктата предпринимателей. Экология, образование, медицина, наука - прерогатива государства.

На взгляд сторонников институционализма, экономика представляет собой двухъярусную систему, а поэтому механизм управления ею должен сочетать в себе начала и принципы планирующей и рыночной систем.

При этом к планирующей системе относятся прежде всего крупные корпорации, имеющие наднациональные интересы. Рыночная система представлена малыми предприятиями, в среде которых фактически и существует конкуренция.

Таким образом, следует помнить о магическом четырехугольнике целей государственного регулирования экономики (обеспечение роста ВВП, минимизация безработицы, стабильность уровня цен, внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном платежном балансе.): на отдельных этапах развития национального хозяйства могут превалировать какие-то вершины-цели, что и дает изменение отношения к тем или иным подходам в применении механизма государственного регулирования экономики.

В настоящее время нет какой-либо доминирующей теории, современными государствами используется синтез этих теорий.

1.3. Функции, формы  и методы государственного регулирования экономики

Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для эффективной конкуренции предпринимателей, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.

Такое вмешательство необходимо, потому что для предпринимателей все это очень рискованно, дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

    • создание правовой поля для принятия экономических решений;
    • стабилизация макроэкономических показателей экономики — использование методов налоговой и денежно-кредитной политик для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы;
    • социально-ориентированное распределение ресурсов — организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор(развитие СХ, здравоохранения и т.д.;
    • выполнение социальных функций (минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице т.д.).

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым с учетом особенностей развития экономики. И государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

Государственное регулирование экономики условно развивается в двух формах: прямого и косвенного воздействия на национальную экономику. Прямое развивается через своего рода огосударствление, при котором государство регулирует рыночные отношения через различные формы участия в процессе производства (например, участие государства в смешанной рыночной экономике в качестве одного из ее субъектов). Косвенное, опосредованное характерно для воздействия государства на воспроизводственный процесс посредством различных экономических средств и методов (основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги).

В настоящее время существуют и применяются разнообразные формы государственного регулирования. Наиболее значительными из них являются:

непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке (военные, оборонные, энергетические объекты, заповедники, музеи, парки и т. д);

  • налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов;
  • денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые Центральным банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги;
  • бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования;
  • ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов;
  • социальное регулирование направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека;
  • регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости;
  • регулирование охраны и восстановления окружающей среды - это меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий;
  • антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов за исключением области естественной монополии;

Методы государственного регулирования экономики представляют собой совокупность прямых и косвенных способов, средств и инструментов воздействия госаппарата на экономику, с помощью которых в национальном хозяйстве устанавливаются общие правила и конкретные нормы поведения хозяйствующих субъектов и структурных единиц.

Выделяют методы прямого воздействия, к которым относят:

  • непосредственное государственное управление рядом отраслей, предприятий и объектов, составляющих в совокупности госсектор хозяйства;
  • валютный контроль;
  • денежная эмиссия;
  • регулирование экспорта/импорта капитала;
  • ценовое регулирование;
  • регулирование трудовых отношений;
  • государственный заказ и иные административные меры запрета, разрешения и принуждения, входящие в компетенцию государства (иногда методы прямого воздействия относят к административным методам государственного регулирования экономики);

К методам косвенного воздействия, к которым относят те, которые оказывают непосредственное и опосредованное влияние на хозяйствующие субъекты прежде всего в частном секторе экономики. Очень часто их отождествляют со всей системой экономических методов и инструментов государственного регулирования экономики. В рыночной экономике основу системы государственного регулирования экономики составляют методы косвенного воздействия, к которым относят:

  • формирование и использование бюджета;
  • налоговую политику;
  • амортизационную политику (ускоренной амортизации);
  • норматив банковского резерва;
  • уровень минимальной зарплаты и прожиточного минимума;
  • меры по защите конкуренции и антимонопольную политику;
  • регулирование налоговой системы;
  • кредитно-денежную политику;
  • использование инструментария валютного регулирования;

 

 

       Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов.

Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственная деятельность вступает в противоречие с частными интересами отдельных фирм или же требуются огромные вложения средств, экономический эффект от которых слишком отделен и четко не определен, т.е. связан с большим риском. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередной целью государственного предпринимательства выступает не получение дохода, а решение социально- экономических задач, таких, как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, жизненно важных для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь).

Таким образом, среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных, необходимо использовать их комплексно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ экономических и правовых основ организации управления экономикой

2.1. Анализ антимонопольного законодательства в РФ

Развитие специализированных рынков и рыночных отношений с естественной необходимостью приводит к возникновению олигополий и монополий на этих рынках. Монополия хотя и является естественным продуктом конкуренции, отрицает последнюю и дестабилизирует экономическое развитие, научно-технический прогресс.

Поддержание конкуренции как способ обеспечения стратегической устойчивости рыночного хозяйства предстает наиважнейшей задачей всей системы государственного регулирования экономики, поскольку оно выступает в качестве системообеспечивающей цели для сохранения, возникшего на основе рыночных отношений капитализма.

Информация о работе Экономическая организация государства и его функции