Экономическая организация государства и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования экономики, а также анализ экономических и правовых основ организации управления экономикой. Отсюда следующие задачи исследования:
1) Определить экономическую роль государства и приемы его вмешательства в экономику;
2) Изучить функции, формы и методы государственного регулирования экономики;
3) Проанализировать финансовую и денежно-кредитную политики государства;
4) Рассмотреть проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государство как важнейший субъект рыночной экономики……… 5
1.1. Экономическая роль государства и приемы его вмешательства в экономику…………………………………………………………………………6
1.2. Основные теории государственного регулирования экономики………12
1.3.Функции, формы и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………………………...17
Глава 2. Анализ экономических и правовых основ организации управления экономикой………………………………………………………………………18
2.1. Анализ антимонопольного законодательства в РФ…………………….21
2.2.Анализ социальных функций государства……………………………… 24
2.3. Финансовая и денежно-кредитная политики государства ………………29
Глава 3.Проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику………………………………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая организация государства и его функции.docx

— 73.87 Кб (Скачать файл)
  1. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  2. процентные ставки по операциям Банка России;
  3. операции на открытом рынке;
  4. рефинансирование кредитных организаций;
  5. валютные интервенции;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения;
  8. эмиссия облигаций от своего имени.4

Основную роль в денежно-кредитном регулировании в настоящее время играют стандартные инструменты (ставка рефинансирования, норма обязательных резервов и т.д.).

В настоящее время Банк России попал в интересную ситуацию: с одной стороны необходимо продолжать стимулирование российской экономики,  а с другой стороны набирающий темп рост индекса инфляции. В условиях сложившегося в банковском секторе недостатка ликвидности необходимо, на наш взгляд, постепенно сворачивать нейтральную денежно – кредитную политику и переходить либо к слабо выраженной экспансионисткой денежно – кредитной политике. Если же проанализировать денежно – кредитную политику развитых стран, можно отметить что повышение ставок рефинансирования происходит только в Китае, а в Англии, США и Японии они по-прежнему находятся на рекордно низких уровнях.

На наш взгляд денежно – кредитное регулирование в современных условиях должно проводиться в следующих направлениях:

  1. Снижение ставки рефинансирования. На наш взгляд необходимо снизить ставку рефинансирования на 1,5-2,5% до конца 2013 года. Это не сильно отразится на темпах инфляции, и в тоже время окажет стимулирующее влияния на восстановление российской экономики.
  2. Снижение нормы обязательных резервов. Банк России должен продолжить использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

Из таблицы 1 видно, что в 2010 г. в условиях замедления инфляции и умеренных инфляционных ожиданий Банк России проводил стимулирующую денежно - кредитную политику. В первом полугодии Банк России четыре раза снижал ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям денежно - кредитной политики в целях повышения доступности заемных средств для реального сектора экономики и создания условий для восстановления внутреннего спроса. Ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75% годовых. На этом фоне происходило постепенное снижение краткосрочных ставок денежного рынка до уровня, близкого к нижней границе коридора процентных ставок Банка России. При этом инфляция за 2010 год составила 8.8%, что является одним из самых низких показателей инфляции в истории современной России.

Таблица 1 Динамика  ставки  рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за 2010-2013 гг 5

 

Период действия

%

Нормативный документ

14 сентября 2012 г. —

8,25

Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»

26 декабря 2011 г. — 13 сентября 2012 г

8

Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»

3 мая 2011 г. –— 25 декабря 2011 г.

8,25

Указание Банка России от 29.04.2011 № 2618-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г.

8

Указание Банка России от 25.02.2011 № 2583-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г.

7,75

Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

30 апреля 2010 г. - – 31 мая 2010 г.

8

Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"



 

Таблица 2. Норматив обязательных резервов кредитных организаций на 1апреля 2011 года, в % 6

По обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации

По обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами в иностранной валюте

По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации

По обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте

По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации

По иным обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте

4,25

4,25

4,25

4,25

4,25

4,25


 

Таким образом, с депозита, размещенного в коммерческом банке гражданином РФ или юридическим лицом, банк хранит 4,25 % в Центральном Банке РФ в качестве резерва.

Исходя из поставленной цели, задачами денежно-кредитной политики, реализуемой Банком России на протяжении следующих 3-5 лет, должно происходить:

  • замещение рублевыми средствами иностранного долгового капитала;
  • увеличение срочности финансовых инструментов;
  • повышение доступности долговых финансовых ресурсов для конечных заемщиков;
  • расширение емкости российского финансового рынка и номенклатуры применяемых инструментов;

Подводя итог, нужно сказать, что в российской экономике ситуация довольно таки благополучна, как и  в мировой - и ЦБ РФ, повышая ставки, ко всему прочему пытается настроить банки на оптимистичный сценарий развития событий, ведь снижение ставок обычно происходит в условиях спада экономики, а повышение в условиях роста. Но в тоже время, последнее повышение ставки рефинансирования служит первым «звоночком», сигнализирующем о полном сворачивании антикризисных мер по поддержке банковской системы.

 

Глава 3. Проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что современная экономика немыслима без государственного вмешательства. Однако это не означает что государству следует активно вмешиваться в рыночные процессы с помощью административных и законодательных методов, так как может произойти деформация рыночных процессов, падение эффективности производства.

Существуют различные ограничения для государственного вмешательства в экономику. Например, недопустимы тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами. 

В тоже время применение административных и законодательных методов вмешательства в экономику иногда бывает оправданно, как это показал кризис 2008-2009 годов, когда принятие новых законов (например ФЗ» О страховании вкладов физических лиц») позволяло преодолеть кризисные явления в том или ином секторе экономики.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных, нужен их синтез комплексное использование.

Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Значительное присутствие государства в сфере непосредственного производства товаров и услуг связано с еще одной непростой ситуацией - низкой эффективностью государственных предприятий. Как правило, это вызвано отсутствием мощных стимулов, характерных для частного предпринимательства. Руководители государственных предприятий в меньшей степени заинтересованы в результатах деятельности своих структур. Это оказывается дополнительным бременем для государственного бюджета. Здесь на наш взгляд необходимо обеспечивать сопоставимость заработных плат топовых служащих государственных компаний с производственными результатами компаний.

Проблемой государственного регулирования экономики является также то, что политические кампании становятся существенным фактором макроэкономических колебаний. Политические деятели стремятся к тому, чтобы с помощью инструментов фискальной и монетарной политики сделать так, чтобы к моменту выборов сложилась благоприятная социально-экономическая ситуация. И не всегда такие действия не всегда оправданы с точки зрения развития самой экономической системы. То есть принятие политически непопулярных решений необходимых для укрепления экономики принимаются в нужный момент, а с запозданиями, что связано с предвыборными обещаниями политических деятелей.

Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

 

Заключение

Экономика представляет собой сложнейшую систему состыковки природных и общественных связей в процессе использования естественных и искусственно созданных ресурсов в целях удовлетворения различных потребностей общества. Государственное регулирование экономики связано с функционированием национальной экономики и всецело направлено на достижение оптимального результата ее развития как в текущий период времени, так и в перспективе. Основным направлением государственного регулирования экономики является достижение макроэкономической сбалансированности и обеспечения бескризисного развития взаимосвязей различных хозяйствующих субъектов и потребителей.

В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает рыночное равновесие. Оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

Для достижения цели, поставленной в начале курсовой работы,  был проведён теоретический анализ специальной литературы по теме исследования, который позволяет сделать следующие выводы:

  1. Современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства;
  2. Рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными экономическими методами , такими как налоговые ставки, ставка рефинансирования, нормы обязательных резервов, государственные расходы и т.д.);
  3. Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных, необходимо использовать их комплексно.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ.
  2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1
  3. Иоаннесян С.Л. Государственное регулирование инвестиционного процесса в России // США: экономика, политика, идеология.-2007, №3,
  4. Каменецкии М.И., Рутковская К.Н. Задачи и возможности активизации инвестиционной деятельности //Экономика строительства.-2006г. №9,
  5. Шураева К.В.  «Особенности формировании механизма инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе» Инновации и Инвестиции // (24) УЭкС, 4/2010г
  6. Баграмов Л.А. Государство и экономика Канады. АНССР. Институт США и Канады М.: Наука, 1986.
  7. Белоглазова Г. Н. Деньги. Кредит. Банки.- М.:Высшее образование, 2009
  8. Коробова Г.Г. Банковское дело.- М.:Экономистъ,2006г.
  9. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. – М.: КНОРУС, 2009
  10. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – Мн.: Мисанта 2003г
  11. http://referatdb.ru/ekonomika/53/index.html?page=6
  12. www.finam.ru
  13. Сайт Центрального Банка РФ  www.cbrf.ru
  14. http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Экономическая организация государства и его функции