Экономическая организация государства и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования экономики, а также анализ экономических и правовых основ организации управления экономикой. Отсюда следующие задачи исследования:
1) Определить экономическую роль государства и приемы его вмешательства в экономику;
2) Изучить функции, формы и методы государственного регулирования экономики;
3) Проанализировать финансовую и денежно-кредитную политики государства;
4) Рассмотреть проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государство как важнейший субъект рыночной экономики……… 5
1.1. Экономическая роль государства и приемы его вмешательства в экономику…………………………………………………………………………6
1.2. Основные теории государственного регулирования экономики………12
1.3.Функции, формы и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………………………...17
Глава 2. Анализ экономических и правовых основ организации управления экономикой………………………………………………………………………18
2.1. Анализ антимонопольного законодательства в РФ…………………….21
2.2.Анализ социальных функций государства……………………………… 24
2.3. Финансовая и денежно-кредитная политики государства ………………29
Глава 3.Проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику………………………………………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая организация государства и его функции.docx

— 73.87 Кб (Скачать файл)

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний. Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание  монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из  обращения, если результатом такого  изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту  условий договора, невыгодных для  него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или  прекращение производства товара, если на этот товар имеется  спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически  не обоснованные отказ либо  уклонение от заключения договора  с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности  производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически  и иным образом не обоснованное  установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если  иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой  организацией необоснованно высокой  или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий  доступу на товарный рынок  или выходу из товарного рынка  другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного  нормативными правовыми актами  порядка ценообразования.3

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

 Основными отличительными особенностями закона «О защите конкуренции» является более четкое определение круга сделок и действий, которые совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа, принципиально новое определение запретов на различные виды монополистической деятельности, существенное уточнение определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке и понятия согласованных действий. Кроме того. Закон «О защите конкуренции» формирует исчерпывающий перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать, а также содержит специальную «процессуальную» главу, которая регулирует рассмотрение антимонопольным органом заявлений граждан.

Как известно, наиболее эффективной организацией экономики многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или неэффективно, т.е. естественной для них становится высокая степень монополизации. Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче тепловой и электрической энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
  • услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Естественная монополия в экономике представляет собой случай, когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

Деятельность естественных монополий регулируется при помощи:

  • ценового регулирования деятельности предприятий, занимающих доминирующие позиции на рынке;
  • определения потребителей для обязательного обслуживания;
  • установления минимального уровня их обеспечения товарами и услугами;
  • правового оформления политики демонополизации (применяется не только к естественным, но и к экономическим монополиям);
  • сбалансирования приватизационной и антимонопольной политики;
  • разделения конкурентных и неконкурентных сфер деятельности для внедрения элементов конкуренции в деятельность естественной монополии;
  • финансового контроля за положением естественной монополии, но прежде всего в сфере определения ее издержек;
  • законодательного оформления практических мер и принципов антимонопольной политики государства и др.

Таким образом, в России существует действующая система антимонопольного законодательства, а также орган, осуществляющий антимонопольную деятельность – Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

2.2.Анализ социальных функций государства

В теории существует несколько направлений определения сути и целей социальной политики государства. Один из них состоит в том, что принципиального различия между конечными целями государственного регулирования экономики и социальной политики не существует, поскольку государственное регулирование экономики призвано обеспечить благосостояние населения страны. На это же направлена и социальная политика государства. Поэтому социальная политика государства имеет с государственной экономической политикой общие объекты и инструменты. Однако они различаются по критериям эффективности и целесообразности применения различных инструментов и достижения поставленных целей. Так, для достижения целей социальной политики могут быть использованы и неэффективные с точки зрения государственного регулирования экономики меры и инструменты, которые призваны стабилизировать социальную обстановку в стране, укрепить доверие к правительству.

Социальная функция представляет собой деятельность государства в области обеспечения достойных условий существования для каждого человека, создания равных и справедливых возможностей для развития личности.

Инструменты социальной политики делятся:

  • на административные, создающие рамочные условия сохранения социального строя;
  • финансовые, регулирующие процессы перераспределения средств в пользу социально незащищенных слоев и групп населения;
  • ограничивающие свободу хозяйственных договоров, что связано с вмешательством государства в договоры между работодателями и наемными работниками.

Другой подход предполагает выделение двух составляющих в социальной политике: в узком и широком смысле. В узком смысле под социальной политикой понимается система государственных мер по поддержке тех слоев и групп населения, которые в силу тех или иных обстоятельств и причин оказались в трудных жизненных ситуациях (так называемых незащищенных в социальном отношении слоях и группах населения). В широком смысле социальная политика государства понимается как создание нормальных условий жизни всего населения, благоприятных возможностей социального развития всех членов общества, сознательная модификация общественных структур и институтов для достижения целей государственного регулирования экономики

Следовательно, под социальной политикой государства понимается система скоординированных мер политического, экономического, организационного и правового характера, проводимых государством в области социального развития и социальной поддержки и защищенности населения.

В то же время социальная политика предстает системой взаимоотношений уходящих и нарождающихся классов, социальных групп и слоев по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических и профессиональных групп, социальных общностей. Поэтому главной темой социальной политики является социальное положение тех или иных частей народа и народа в целом.

Таким образом, социальная политика затрагивает сферы труда, отдыха, потребления, быта, образования, культуры и искусства, охраны здоровья, социальной защищенности и поддержки населения, социального обеспечения. Она призвана смягчить или ликвидировать негативные последствия рыночных основ хозяйственного развития.

В социальной политике выделяют федеральный (общегосударственный, общенациональный), региональный уровни, а также уровень общественных организаций и объединений граждан и личностный. К этому добавляется выделение коллективных и индивидуальных форм реализации этой политики.

В различные периоды развития национального хозяйства социальная политика может носить активный или пассивный характер. Пассивный предполагает использование мер воздействия лишь в отношении отдельных категорий граждан, т.е. социальная политика носит избирательный, выборочный характер. Ей соответствует отсутствие научно-обоснованной и продуманной концепции социально-экономического развития у государства. Активный осуществляется через механизм стимулирования развития всех сфер деятельности в национальной экономике, что обеспечивает возможность роста доходов основной массы населения и тем самым самообеспечения достаточного уровня ее существования.

Современный уровень развития социального планирования и прогнозирования характеризуется совокупностью мер, направленных на достижение целей социальной политики, к которым относятся:

  • экономические (используются стоимостные категории: цены, уровень заработной платы, налоговые льготы, тарифы, пенсии, пособия и т.п.);
  • административно-распорядительные (меры разрешительного и запретительного характера);
  • правовые и законодательные;
  • идеологические, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общественной жизни.

2.3. Финансовая  и денежно-кредитная политики государства

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

    • денежно-кредитная политика;
    • налоговая политика;
    • бюджетная политика;
    • политика в области международных финансов.

Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Политика в области международных финансов представлена совокупностью мероприятий и рекомендаций государства в области международных финансов.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

Подробнее остановимся на денежно – кредитной политике. Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

В соответствии со ст. 35 ФЗ «О Центральном банке РФ» основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются:

Информация о работе Экономическая организация государства и его функции