Экономическая природа прибыли, ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Обозначив актуальность темы, определим цель работы – рассмотреть многоаспектность прибыли и рентабельности и методы их расчета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность и значение прибыли;
изучить порядок расчета показателей прибыли и рентабельности;
рассмотреть порядок планирования прибыли.

Содержание

Введение
3
1
Экономическая природа прибыли, ее виды
5

1.1
Экономическая природа прибыли
5

1.2
Виды прибыли
6

1.3
Факторы, влияющие на прибыль
8

1.4
Эффективность деятельности предприятия общественного питания

10
2
Распределение и использование прибыли
15

2.1
Распределение прибыли
15

2.2
Использование прибыли
17
3
Рентабельность, методика ее определения
18

3.1
Рентабельность
18

3.2
Методика определения рентабельности
19
4
Анализ прибыли и рентабельности
23
5
Планирование прибыли и рентабельности
25
Заключение
29
Список использованных источников
31

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика-курсовая.docx

— 70.13 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

Введение

3

1

Экономическая природа прибыли, ее виды

5

 

1.1

Экономическая природа прибыли

5

 

1.2

Виды прибыли

6

 

1.3

Факторы, влияющие на прибыль

8

 

1.4

Эффективность деятельности предприятия общественного питания

 

10

2

Распределение и использование  прибыли

15

 

2.1

Распределение прибыли

15

 

2.2

Использование прибыли

17

3

Рентабельность, методика ее определения

18

 

3.1

Рентабельность

18

 

3.2

Методика определения  рентабельности

19

4

Анализ прибыли и рентабельности

23

5

Планирование прибыли  и рентабельности

25

Заключение

29

Список использованных источников

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика в  Российской Федерации набирает всё  большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Прибыль занимает одно из центральных  мест в общей системе стоимостных  показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом  оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда  работников. Прибыль – одна из самых распространенных категорий современной экономики.  
Прибыль торговой организации как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в торговой сфере. Одним из основных требований функционирования коммерческого предприятия в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.  
Получение прибыли и ее максимизация – главная цель экономической деятельности любого коммерческого предприятия. В то же время прибыль - это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходов и расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др. На эти факторы также можно воздействовать посредством принятия определенных управленческих решений. Таким образом, актуальность темы данной работы неоспорима. 

Обозначив актуальность темы, определим цель работы – рассмотреть многоаспектность прибыли и рентабельности и методы их расчета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

  • рассмотреть экономическую сущность и значение прибыли; 
  • изучить порядок расчета показателей прибыли и рентабельности; 
  • рассмотреть порядок планирования прибыли.

 

 

1 Экономическая  природа прибыли, ее виды

 

1.1 Экономическая природа прибыли

Прибыль в экономической  литературе рассматривается с различных  точек зрения. Как результативный (оценочный) показатель она характеризует  эффективность деятельности предприятия. Успех предпринимательской деятельности является экономическим показателем  роста предприятия. Как количественный показатель она представляет собой  разность между валовыми доходами и  расходами (издержками производства и  обращения) предприятия. [1, с.86].

Значение прибыли для  предприятия заключается в следующем:

  • прибыль выступает источником финансовых ресурсов;
  • прибыль служит источником образования фондов предприятия (накопления, потребления, развития и др.) и выступает фондообразующим показателем, так как от ее величины зависит размер фондов предприятия;
  • прибыль – источник материального стимулирования трудового коллектива;
  • прибыль выступает источником образования имущества, капитала;
  • прибыль является источником трудовых и социальных льгот для работников предприятия.

Можно выделить две основные функции, которые выполняет прибыль  предприятия: оценочную и стимулирующую. Оценочная функция учитывает  эффективность использования ресурсов предприятия, успех или неудачу  в бизнесе, рост или снижение объемов  деятельности. Стимулирующая функция  связана с тем, что прибыль  является источником экономического стимулирования деятельности предприятия и его  работников.

В большинстве случаев  получение прибыли – результат  реализации товара и услуги, основанной на привлечении, прежде всего труда  и капитала.

 

 

1.2 Виды прибыли

В зависимости от метода исчисления в экономической теории и практике различают следующие  виды прибыли: экономическую, бухгалтерскую, реальную, номинальную, нормальную (удовлетворительную), максимальную и не облагаемую налогом и другие. [3, с.342].

Экономическая прибыль –  разность между валовыми доходами и  экономическими (явными и неявными) издержками.

Прибыль от реализации продукции  собственного производства и покупных товаров можно определить вычитанием из валового дохода отчислений в бюджетные  фонды, акцизов и издержек (рис. 1.1).

 





 





 

 

Рис. 1.1. Схема образования  прибыли от реализации продукции  собственного производства и покупных товаров

Прибыль до налогообложения  определяют следующим образом: к  прибыли от реализации прибавляются проценты к получению, вычитаются проценты к уплате, прибавляются доходы от участия  в других организациях, прибавляется сальдо прочих операционных доходов  и расходов, а так же прибавляется сальдо внереализационных доходов  и расходов.

Чистая прибыль – это  разность между прибылью до налогообложения и налогами, уплачиваемыми предприятием из прибыли до налогообложения(на недвижимость, прибыль, доходы), экономическими санкциями и отчислениями. Чистую прибыль предприятие распределяет и использует самостоятельно.

На рис. 1.2 показано формирование прибыли до налогообложения и чистой прибыли предприятия питания.

 






 





 





 



 

Рис. 1.2. Формирование прибыли до налогообложения и чистой прибыли

Облагаемая налогом прибыль  – прибыль, подлежащая налогообложению  по установленной ставке. Она рассчитывается исходя из прибыли до налогообложения. При этом облагаемая налогом прибыль  уменьшается на прибыль, полученную от дивидендов и приравненных к ним  доходов, облагаемых налогом на доход. Прибыль от дивидендов и приравненных к ним доходов определяется как  разность между полученными дивидендами  и приравненными к ним доходами и налогом на доходы. Облагаемая налогом прибыль также уменьшается  на сумму исчисленного налога на недвижимость за основные фонды.

Номинальная прибыль характеризует  фактически полученный ее размер.

Реальная прибыль –  это номинальная прибыль, скорректированная  с учетом инфляции.

Недополученная прибыль  – прибыль, которую могло бы получить предприятие при более выгодном использовании ресурсов.

 

1.3 Факторы, влияющие на прибыль

Определяющим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение  объемов производства и реализации продукции. При прочих равных условиях зависимость прибыли от этого  фактора прямо пропорциональная. Отсюда и вытекает вывод о необходимости  технического обновления и повышения  эффективности производства. Рост объемов  производства позволяет снизить издержки за счет экономии на постоянных затратах, а также за счет получения скидок при закупке больших объемов сырья. Особенно ярко это проявляется в условиях, когда закупаемое сырье занимает в структуре себестоимости значительный удельный вес. Фактором, напрямую определяющим величину прибыли от реализации продукции, являются применяемые цены, уровень которых определяется, прежде всего, качеством производимой продукции. Качество, в свою очередь, во многом зависит от технического совершенствования производства.

Кроме указанных выше факторов, на величину чистой прибыли оказывают  влияние изменения в структуре  производимой и реализуемой продукции (оптимизация номенклатуры). Увеличение доли высокорентабельной продукции  позволяет значительно увеличить  прибыль. Достаточно быстро прибыль  можно увеличить за счет снижения издержек. 
Сокращение внереализационных расходов в части штрафов, пеней, неустоек также является фактором снижения издержек и увеличения прибыли. Это обеспечивается четким выполнением предприятием текущих обязательств перед кредиторами (своевременная уплата процентов за полученные кредиты банков, своевременные расчеты с поставщиками за поставленные товарно-материальные ценности). Кроме того, снижению данного вида затрат способствует четкое соблюдение отдельными подразделениями предприятия обязательств по своевременному представлению органам администрации, налоговой инспекции, Госкомстату необходимой статистической и отчетной информации. [2, с.613].

Схема структуризации прибыли  ложится в основу формирования «дерева» целей. Например, если главная цель — максимизация прибыли, тогда подцелями будут являться:

  • увеличение объема производства основной продукции;
  • повышение качества входящего сырья;
  • разработка новых номенклатурных позиций;
  • снижение транспортных расходов и т.д.

Отметим, что структуризация прибыли должна быть представлена в  одной из координат пространства. Если к этому добавить отображение  во времени и с учетом информационного  потенциала, то существенно возрастет  результативность конструкции «дерева» целей. 
В этом случае схема системной структуризации прибыли должна найти отражение при формировании центров прибыли и центров затрат. Центры затрат — это области бизнеса, где накапливаются значительные затраты, эффективное снижение которых может принести значительные результаты. В процессе разработки управленческих решений с системных позиций важно учитывать две вещи:

1) при оптимальных решениях  необходимо ориентироваться не  только на прибыль, но и на  ликвидность и риски, при этом  риски могут выступать в качестве ограничений;

2) учитывать необходимо  не только внутренние (прибыль,  ликвидность и риски), но и внешние  цели (надсистемы и конечных потребителей).

 

1.4  Эффективность деятельности предприятия общественного питания

Рыночные отношения представляют собой главную форму связи  между товаропроизводителями и  покупателями, т. е. механизм согласования их действий. В процессе этих отношений  выявляется эффективность всех сфер экономики, каждого предприятия.

Оценка деятельности предприятий  осуществляется по определенному критерию. В качестве такого критерия используется принцип эффективности. Этот принцип  представляет собой выражение более  общего принципа рациональности. Сущность последнего выражается в том, чтобы  с помощью имеющихся ограниченных средств (ресурсов) обеспечить оптимальный  результат при достижении поставленных целей. Однако оценка результата хозяйствования должна включать не только констатацию  достижения поставленных целей посредством  хозяйственной деятельности, но и  степень достижения цели с точки  зрения оптимальности выбранных  решений. При узком толковании оптимальности  она идентична понятию экстремальности. Способы действия (альтернативы) по распределению средств только тогда  могут быть признаны оптимальными, если они способствуют достижению максимального  результата на основе имеющихся (заданных) средств (принцип максимизации) или  достижению определенного результата с использованием минимальных средств (принцип минимизации).

В качестве критерия принятия решений используют различные параметры достижения поставленной цели (различные целевые предписания): достижение экстремальных показателей (максимизация или минимизация); удовлетворительный уровень достижения цели; фиксация (закрепление) определенного результата.

Важным звеном рыночного  механизма является конкуренция. Это  ключевое понятие, которое выражает сущность рыночных отношений. Конкуренция  между производителями представляет собой тип взаимоотношений по поводу установления цен и объемов  производства на рынке. Опыт западных стран свидетельствует, что конкуренция  выступает как важный фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции, снижения издержек и стабилизации экономического роста.

Особое значение в деле улучшения хозяйствования имеет  выравнивание условий конкуренции. Неравные условия конкуренции обоснованно  рассматриваются как одно из существенных препятствий экономического роста  в России, в качестве причины низкого  относительного уровня производительности используемых ресурсов. Неравные условия  конкуренции существенно искажают стимулы хозяйствующих субъектов.

В России созданы предпосылки  для проведения всеобъемлющей, последовательной и действенной политики по поддержке  и развитию конкуренции. Выравнивание условий конкуренции является важным рычагом повышения эффективности  использования ресурсов и повышения  эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

Каждое предприятие принимает  решение по большой совокупности вопросов: определение номенклатуры выпускаемой и реализуемой продукции; на какой рынок или его сегмент  выходить с этим товаром; какие технологии использовать для производства и  реализации товаров; какая структура ресурсов необходима и как распределять трудовые, материальные и финансовые ресурсы; каких показателей должно достичь предприятие за определенный период, особенно по качеству и техническим характеристикам товара, по эффективности производства и сбыта и т. д.

Несмотря на то, что обеспечение  прибыльной работы предприятия является первоочередной среди многих целей, это не означает, что остальные  малозначительны. Достижение каждой цели должно быть просчитано и предусмотрено  решение соответствующих задач  в ближайшее время и в долгосрочной перспективе. При этом необходимо помнить, что другие задачи (цели развития) будут  решены (достигнуты), если предприятие  обеспечит получение прибыли  от хозяйственной деятельности. Именно за счет прибыли, в основном, формируются  средства для развития предприятия.

Приведенные положения позволяют  раскрыть понятие трех разных видов  эффективности:

  • эффективность хозяйственной деятельности предприятия, которая определяется полученными результатами (в процессе этой деятельности), которые отражают достижение целей развития (повышение доли на рынке в виде достигнутого объема реализованной продукции или получение прибыли как эффекта и т. п.), и конкурентным успехом на рынке (выражаемом в качестве продукции и цене, по которой стала возможна реализация), представленным в виде объема реализованной продукции или эффекта и соотнесенным с величиной совокупных, примененных и потребленных ресурсов;
  • эффективность использования отдельных видов ресурсов, которая характеризуется соотношением объема выпуска продукции или прибыли от хозяйственно-финансовой деятельности с соответствующей величиной ресурсов (отдельных видов или отдельными видами затрат, связанными с рабочей силой, с использованием основных фондов или оборотных средств).
  • эффективность производства товаров состоит в использовании минимального количества ресурсов для производства данного объема товаров и оказания услуг и в снижении расходов на единицу продукции (работ, услуг).

Эффективность в сфере  экономики — воспроизводственная категория. В результате движения продукции через фазы воспроизводства имеют место экономические отношения по поводу эффективного использования ресурсов для достижения конечных результатов.

Отсюда очевидна необходимость  изучения эффективности применительно  к воспроизводству в целом  и его отдельным фазам во всех сферах национальной экономики и  на уровне хозяйствующих субъектов.

Эффективная работа предприятий  способствует обеспечению эффективности  общественного производства. Эффективность  достигается тогда, когда невозможно перестроить использование наличных ресурсов таким образом, чтобы увеличить  выпуск одного товара без уменьшения выпуска любого другого товара, т.е. для достижения эффективности необходимо отсутствие возможности получения  дополнительных выигрышей путем  перераспределения ресурсов или  обмена наличными продуктами между  потребителями. В данном случае изложена теоретическая посылка, и достижение такой ситуации на практике невозможно.[4,с.384].

В каждой национальной экономике  имеются неисчерпаемые резервы  повышения эффективности на всех уровнях управления, как на предприятиях, так и в отраслях. Изменение  этих показателей в сторону повышения  эффективности в анализируемом  периоде по сравнению с их величиной  в предшествующем периоде свидетельствует  об эффективной работе предприятия  по указанному направлению.

В каждой национальной экономике  имеются возможности получить дополнительные выигрыши за счет структурных изменений  в экономике, используемых ресурсов, внедрения новых технологий, улучшения  качества сырья, материалов, новых видов топлива и других факторов. Поэтому для всех стран актуальной является проблема использования имеющихся возможностей (при данном уровне развития) в деле повышения эффективности хозяйствования, распределения и обмена ресурсов и потребления готовой продукции (товаров и услуг).

Таким образом, эффективность  является сложной категорией, которая  складывается на предприятии (в отрасли  и т. п.) под влиянием множества  внутренних и внешних факторов.

Информация о работе Экономическая природа прибыли, ее виды