Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:38, курсовая работа
Обозначив актуальность темы, определим цель работы – рассмотреть многоаспектность прибыли и рентабельности и методы их расчета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность и значение прибыли;
изучить порядок расчета показателей прибыли и рентабельности;
рассмотреть порядок планирования прибыли.
Введение
3
1
Экономическая природа прибыли, ее виды
5
1.1
Экономическая природа прибыли
5
1.2
Виды прибыли
6
1.3
Факторы, влияющие на прибыль
8
1.4
Эффективность деятельности предприятия общественного питания
10
2
Распределение и использование прибыли
15
2.1
Распределение прибыли
15
2.2
Использование прибыли
17
3
Рентабельность, методика ее определения
18
3.1
Рентабельность
18
3.2
Методика определения рентабельности
19
4
Анализ прибыли и рентабельности
23
5
Планирование прибыли и рентабельности
25
Заключение
29
Список использованных источников
31
Содержание
Введение |
3 | ||
1 |
Экономическая природа прибыли, ее виды |
5 | |
1.1 |
Экономическая природа прибыли |
5 | |
1.2 |
Виды прибыли |
6 | |
1.3 |
Факторы, влияющие на прибыль |
8 | |
1.4 |
Эффективность деятельности предприятия общественного питания |
10 | |
2 |
Распределение и использование прибыли |
15 | |
2.1 |
Распределение прибыли |
15 | |
2.2 |
Использование прибыли |
17 | |
3 |
Рентабельность, методика ее определения |
18 | |
3.1 |
Рентабельность |
18 | |
3.2 |
Методика определения рентабельности |
19 | |
4 |
Анализ прибыли и |
23 | |
5 |
Планирование прибыли и рентабельности |
25 | |
Заключение |
29 | ||
Список использованных источников |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость
предприятия в современных
Прибыль занимает одно из центральных
мест в общей системе стоимостных
показателей и рычагов
Прибыль торговой организации
как экономическая категория отражает
чистый доход, созданный в торговой сфере.
Одним из основных требований функционирования
коммерческого предприятия в условиях
рыночной экономики являются безубыточность
хозяйственной деятельности, возмещение
расходов собственными доходами и обеспечение
в определенных размерах прибыльности,
рентабельности хозяйствования.
Получение прибыли и ее максимизация
– главная цель экономической деятельности
любого коммерческого предприятия. В то
же время прибыль - это сложный расчетный
показатель, значение которого находится
под влиянием множества факторов: виды
доходов и расходов, их оценка, момент
признания конкретного расхода, степень
централизованной регулируемости момента
признания и величины дохода или расхода
и др. На эти факторы также можно воздействовать
посредством принятия определенных управленческих
решений. Таким образом, актуальность
темы данной работы неоспорима.
Обозначив актуальность темы, определим цель работы – рассмотреть многоаспектность прибыли и рентабельности и методы их расчета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Экономическая природа прибыли, ее виды
1.1 Экономическая природа прибыли
Прибыль в экономической
литературе рассматривается с различных
точек зрения. Как результативный
(оценочный) показатель она характеризует
эффективность деятельности предприятия.
Успех предпринимательской
Значение прибыли для
предприятия заключается в
Можно выделить две основные
функции, которые выполняет прибыль
предприятия: оценочную и стимулирующую.
Оценочная функция учитывает
эффективность использования
В большинстве случаев получение прибыли – результат реализации товара и услуги, основанной на привлечении, прежде всего труда и капитала.
1.2 Виды прибыли
В зависимости от метода исчисления в экономической теории и практике различают следующие виды прибыли: экономическую, бухгалтерскую, реальную, номинальную, нормальную (удовлетворительную), максимальную и не облагаемую налогом и другие. [3, с.342].
Экономическая прибыль – разность между валовыми доходами и экономическими (явными и неявными) издержками.
Прибыль от реализации продукции собственного производства и покупных товаров можно определить вычитанием из валового дохода отчислений в бюджетные фонды, акцизов и издержек (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Схема образования прибыли от реализации продукции собственного производства и покупных товаров
Прибыль до налогообложения определяют следующим образом: к прибыли от реализации прибавляются проценты к получению, вычитаются проценты к уплате, прибавляются доходы от участия в других организациях, прибавляется сальдо прочих операционных доходов и расходов, а так же прибавляется сальдо внереализационных доходов и расходов.
Чистая прибыль – это разность между прибылью до налогообложения и налогами, уплачиваемыми предприятием из прибыли до налогообложения(на недвижимость, прибыль, доходы), экономическими санкциями и отчислениями. Чистую прибыль предприятие распределяет и использует самостоятельно.
На рис. 1.2 показано формирование прибыли до налогообложения и чистой прибыли предприятия питания.
Рис. 1.2. Формирование прибыли до налогообложения и чистой прибыли
Облагаемая налогом прибыль
– прибыль, подлежащая налогообложению
по установленной ставке. Она рассчитывается
исходя из прибыли до налогообложения.
При этом облагаемая налогом прибыль
уменьшается на прибыль, полученную
от дивидендов и приравненных к ним
доходов, облагаемых налогом на доход.
Прибыль от дивидендов и приравненных
к ним доходов определяется как
разность между полученными дивидендами
и приравненными к ним доходами
и налогом на доходы. Облагаемая
налогом прибыль также
Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.
Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная с учетом инфляции.
Недополученная прибыль – прибыль, которую могло бы получить предприятие при более выгодном использовании ресурсов.
1.3 Факторы, влияющие на прибыль
Определяющим фактором, влияющим
на величину прибыли от реализации
товарной продукции, является изменение
объемов производства и реализации
продукции. При прочих равных условиях
зависимость прибыли от этого
фактора прямо
Кроме указанных выше факторов,
на величину чистой прибыли оказывают
влияние изменения в структуре
производимой и реализуемой продукции
(оптимизация номенклатуры). Увеличение
доли высокорентабельной продукции
позволяет значительно
Сокращение внереализационных расходов
в части штрафов, пеней, неустоек также
является фактором снижения издержек
и увеличения прибыли. Это обеспечивается
четким выполнением предприятием текущих
обязательств перед кредиторами (своевременная
уплата процентов за полученные кредиты
банков, своевременные расчеты с поставщиками
за поставленные товарно-материальные
ценности). Кроме того, снижению данного
вида затрат способствует четкое соблюдение
отдельными подразделениями предприятия
обязательств по своевременному представлению
органам администрации, налоговой инспекции,
Госкомстату необходимой статистической
и отчетной информации. [2, с.613].
Схема структуризации прибыли ложится в основу формирования «дерева» целей. Например, если главная цель — максимизация прибыли, тогда подцелями будут являться:
Отметим, что структуризация
прибыли должна быть представлена в
одной из координат пространства.
Если к этому добавить отображение
во времени и с учетом информационного
потенциала, то существенно возрастет
результативность конструкции «дерева»
целей.
В этом случае схема системной структуризации
прибыли должна найти отражение при формировании
центров прибыли и центров затрат. Центры
затрат — это области бизнеса, где накапливаются
значительные затраты, эффективное снижение
которых может принести значительные
результаты. В процессе разработки управленческих
решений с системных позиций важно учитывать
две вещи:
1) при оптимальных решениях
необходимо ориентироваться не
только на прибыль, но и на
ликвидность и риски, при этом
риски могут выступать в
2) учитывать необходимо
не только внутренние (прибыль,
ликвидность и риски), но и внешние
цели (надсистемы и конечных
1.4 Эффективность деятельности предприятия общественного питания
Рыночные отношения Оценка деятельности предприятий
осуществляется по определенному критерию.
В качестве такого критерия используется
принцип эффективности. Этот принцип
представляет собой выражение более
общего принципа рациональности. Сущность
последнего выражается в том, чтобы
с помощью имеющихся В качестве критерия принятия решений используют различные параметры достижения поставленной цели (различные целевые предписания): достижение экстремальных показателей (максимизация или минимизация); удовлетворительный уровень достижения цели; фиксация (закрепление) определенного результата. Важным звеном рыночного
механизма является конкуренция. Это
ключевое понятие, которое выражает
сущность рыночных отношений. Конкуренция
между производителями Особое значение в деле
улучшения хозяйствования имеет
выравнивание условий конкуренции.
Неравные условия конкуренции В России созданы предпосылки
для проведения всеобъемлющей, последовательной
и действенной политики по поддержке
и развитию конкуренции. Выравнивание
условий конкуренции является важным
рычагом повышения Каждое предприятие принимает
решение по большой совокупности
вопросов: определение номенклатуры
выпускаемой и реализуемой Несмотря на то, что обеспечение
прибыльной работы предприятия является
первоочередной среди многих целей,
это не означает, что остальные
малозначительны. Достижение каждой цели
должно быть просчитано и предусмотрено
решение соответствующих задач
в ближайшее время и в Приведенные положения позволяют раскрыть понятие трех разных видов эффективности:
Эффективность в сфере экономики — воспроизводственная категория. В результате движения продукции через фазы воспроизводства имеют место экономические отношения по поводу эффективного использования ресурсов для достижения конечных результатов. Отсюда очевидна необходимость изучения эффективности применительно к воспроизводству в целом и его отдельным фазам во всех сферах национальной экономики и на уровне хозяйствующих субъектов. Эффективная работа предприятий
способствует обеспечению эффективности
общественного производства. Эффективность
достигается тогда, когда невозможно
перестроить использование В каждой национальной экономике
имеются неисчерпаемые резервы
повышения эффективности на всех
уровнях управления, как на предприятиях,
так и в отраслях. Изменение
этих показателей в сторону В каждой национальной экономике имеются возможности получить дополнительные выигрыши за счет структурных изменений в экономике, используемых ресурсов, внедрения новых технологий, улучшения качества сырья, материалов, новых видов топлива и других факторов. Поэтому для всех стран актуальной является проблема использования имеющихся возможностей (при данном уровне развития) в деле повышения эффективности хозяйствования, распределения и обмена ресурсов и потребления готовой продукции (товаров и услуг). Таким образом, эффективность является сложной категорией, которая складывается на предприятии (в отрасли и т. п.) под влиянием множества внутренних и внешних факторов. |