Экономическая природа прибыли, ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Обозначив актуальность темы, определим цель работы – рассмотреть многоаспектность прибыли и рентабельности и методы их расчета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность и значение прибыли;
изучить порядок расчета показателей прибыли и рентабельности;
рассмотреть порядок планирования прибыли.

Содержание

Введение
3
1
Экономическая природа прибыли, ее виды
5

1.1
Экономическая природа прибыли
5

1.2
Виды прибыли
6

1.3
Факторы, влияющие на прибыль
8

1.4
Эффективность деятельности предприятия общественного питания

10
2
Распределение и использование прибыли
15

2.1
Распределение прибыли
15

2.2
Использование прибыли
17
3
Рентабельность, методика ее определения
18

3.1
Рентабельность
18

3.2
Методика определения рентабельности
19
4
Анализ прибыли и рентабельности
23
5
Планирование прибыли и рентабельности
25
Заключение
29
Список использованных источников
31

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика-курсовая.docx

— 70.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2 Распределение и использование прибыли

 

2.1 Распределение прибыли

Общим для всех предприятий  независимо от форм собственности является распределение прибыли, согласно действующему законодательству, уставу и коллективному  договору, на следующие цели: платежи  в бюджет; формирование фонда накопления; фонда потребления; резервного фонда; на благотворительные цели; на выплату  процентов за долгосрочный кредит; на уплату экономических санкций (рис.2.1). Кроме того, предприятия могут создавать фонд риска, фонд выкупа имущества и расходовать прибыли на другие цели.

 


 









 

 

 

Рис. 2.1. Общая схема распределения валовой прибыли

 

Фонд накопления создается  для финансирования производственного  развития предприятия: на финансирование капитальных вложений, модернизацию оборудования, финансирование нового строительства, на реконструкцию, приобретение оборудования, погашение долгосрочных ссуд и процентов по ним, на пополнение собственных оборотных средств, погашение расходов, связанных с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг, финансирование культурно-просветительной и оздоровительной работы среди работников предприятия и членов их семей, содержание оздоровительных лагерей и др. Таким образом, фонд накопления представляет собой источник средств предприятия, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения оборудования, оборотных средств и т.п. Фонд накопления свидетельствует о росте имущества предприятия, увеличении собственных его средств.

Фонд потребления –  это источник средств, зарезервированных  субъектом хозяйствования для осуществления  мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива.

Фонд потребления, формируемый  за счет прибыли, направляется на следующие  цели:

    • выплату пособий;
    • оплату проезда;
    • выдачу беспроцентных ссуд;
    • установление надбавок к пенсиям работающих пенсионеров;
    • единовременные поощрения работников;
    • установление трудовых и социальных льгот;
    • выплату дивидендов, процентов по акциям и ценным бумагам.

Резервный фонд создается  акционерными обществами, кооперативами, товариществами и др. хозяйствующими субъектами. Он может быть создан на случай прекращения деятельности предприятия  для покрытия кредиторской задолженности. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Акционерное общество дополнительно зачисляет в резервный фонд эмиссионный доход, то есть сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость.

Планирование распределения  прибыли предприятия осуществляется в  следующей последовательности. В первую очередь определяется

 потребность в прибыли по направлениям ее использования (на развитие

материально-технической  базы; для сохранения финансовых резервов; для 

погашения кредитов и уплаты процентов по ним; для финансирования деятельности объединений, ассоциаций, концернов, членом которых является данное предприятие; для выплаты дивидендов и другие цели).  Затем сравнивается сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее

использования с возможностями  предприятия по ее получению.

 

2.2 Использование прибыли

Использование  прибыли  в  качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

 

3 Рентабельность, методика ее определения

 

3.1 Рентабельность

Рентабельность – это  относительный показатель. Он характеризует  процентное отношение суммы прибыли  к одному из показателей и отражает взаимосвязь прибыли с другими  показателями.

Роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем:

  • рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;
  • повышение рентабельности характеризует цель предприятия питания в рыночной экономике;
  • рентабельность – результативный, качественный показатель деятельности предприятия;
  • рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
  • увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;
  • рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при ее увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растет цена акции;
  • кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска не возврата заемных средств, платежеспособности предприятия;
  • динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;
  • для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

Рентабельность – это  относительный показатель. Он характеризует  процентное отношение суммы прибыли  к одному из показателей и отражает взаимосвязь прибыли с другими  показателями. При расчете рентабельности используется как прибыль до налогообложения, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой.

 

3.2 Методика определения рентабельности

В экономической литературе приводится большое число показателей  рентабельности. Каждый из них играет определенную роль в оценке эффективности  деятельности предприятия.

Наиболее широкое распространение  в аналитической работе получил  показатель рентабельности товарооборота. Он определяется так:

 

Рm = х 100,     (1)

 

где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;

ВТ – валовой товарооборот.

Этот показатель характеризует  связь между финансовыми результатами и торговой выручкой. Однако он имеет  некоторые недостатки: не характеризует  эффективность использования вложенных  средств, основных и оборотных фондов.

Рентабельность можно  представить как отношение чистой прибыли к валовому доходу:

 х 100     (2)

где ЧП – чистая прибыль;

ВД – валовой доход.

Для оценки деятельности фабрик-заготовочных рентабельность можно рассчитывать так:

 

 х 100,  (3)

 

где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;

С – себестоимость реализуемой  продукции.

Рентабельность текущих  затрат позволяет определить эффективность  произведенных расходов и их окупаемость:

 

 х 100,         (4)

 

где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;

И – издержки производства и обращения.

Рентабельность основных фондов:

 

 х 100,  (5)

 

где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;

ОФ – среднегодовая  стоимость основных фондов.

Рентабельность оборотных  средств:

 

 х 100,  (6)

 

где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;

ОС – среднегодовая  сумма оборотных средств.

Рентабельность фонда  зарплаты:

 

 х 100, (7)

 

где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;

Р ф.n – рентабельность фонда зарплаты;

ФЗП – фонд заработной платы.

Рентабельность совокупных ресурсов:

 

 х 100, (8)

где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;

ОФ – Основные фонды;

ОС – Основные средства;

ФЗП – Фонд заработной платы.

 

Рентабельность капитала:

 

 х 100, (9)

 

где П – прибыль до выплаты налогов.

К – капитал.

Рентабельность активов:

 

 х 100, (10)

 

где А – сумма активов;

БП – балансовая прибыль.

Рентабельность акционерного (собственного) капитала:

 

 х 100, (11)

 

где ЧП – чистая прибыль;

СК – собственный капитал.

Рентабельность чистых активов  предприятия:

 

(12)

 

где ОК – основной капитал;

ТА – текущие активы;

ТО – текущие обязательства.

Рентабельность вложенного капитала – основной показатель эффективности деятельности предприятия с точки зрения привлеченных фондов. Она рассчитывается по формуле:

 

 х 100, (13)

 

где ВК – вложенный капитал;

П – прибыль до выплаты  налогов.

 

4 Анализ прибыли и рентабельности

 

На размер прибыли и  рентабельности оказывает влияние  большое количество факторов. Их можно  подразделить на внешние и внутренние. К группе внешних факторов относятся  экономическая ситуация в стране; уровень развития ее экономики; инфляция и др.

Группа внутренних факторов объединяет те, которые непосредственно  связанны с результатами деятельности самого предприятия, с предпринимательской  активностью субъекта. К ним относятся  результаты коммерческой деятельности, объем, состав, структура товарооборота  и др.

Влияния товарооборота:

 

, (14)

 

где Т баз. – товарооборот (допишешь какой, я не помню)

Т оmч – товарооборот соответственно базисного и отчетного года;

Р баз – прибыль от реализации базисного года в процентах  к товарообороту.

Влияние ценового фактора  на прибыль:

 

, (15)

где Т с – товарооборот в сопоставимых ценах.

 

Влияние физического объема товарооборота в сопоставимых ценах:

 

, (16)

 

Влияние среднего уровня валового дохода:

 

, (17)

 

где Т отч. -

УВД оmч, УВД баз – фактический уровень валовых доходов соответственно отчетного и базисного года.

Влияние налогов и отчислений:

 

,                                                                       (18)

 

где Т отч. -

У н оmч, У н баз – фактический уровень налогов соответственно отчетного и базисного года в процентах к товарообороту.

Влияние производительности труда: прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить на базисный уровень  прибыли от реализации и разделить  на 100.

Анализ формирования прибыли  на предприятии складывается  из  изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и  структуру изменений прибыли.

Анализ финансовых результатов  деятельности  предприятия  включает  в качестве следующих показателей:

  • исследование изменений  каждого  показателя  за  текущий  анализируемый период (“горизонтальный” анализ);
  • исследование  структуры  соответствующих  показателей  и  их  изменений (“вертикальный” анализ);
  • Анализ прибыли и рентабельности представляет собой важный информационный источник разработки обоснованного прогноза и на его основе плана прибыли на перспективу.

 

5 Планирование прибыли и рентабельности

 

В процессе разработки плана прибыли  могут быть использованы следующие  методы: расчетно-аналитический; прямого  счета; экономико-статистические и  др. В основу механизма управления прибылью и многих методов планирования прибыли положена взаимосвязь между  прибылью, объемом реализации и издержками. Важное значение для максимизации прогнозируемой прибыли имеет величина постоянных и переменных издержек. Во-первых, классификация  затрат на переменные и постоянные помогает решить задачу максимизации  массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или  иных расходов, во-вторых, позволяет  судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия в случае осложнения конъюнктуры и иных затруднений.

В финансовом менеджменте существует явление, которое получило название «эффект производственного (или  операционного) рычага». Суть его состоит  в том, что любое изменение  выручки от реализации (валового дохода) порождает еще более сильное  изменение прибыли.

Для определения силы воздействия  операционного рычага (СВОР) можно  использовать следующее соотношение:

Информация о работе Экономическая природа прибыли, ее виды