Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:38, курсовая работа
Обозначив актуальность темы, определим цель работы – рассмотреть многоаспектность прибыли и рентабельности и методы их расчета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность и значение прибыли;
изучить порядок расчета показателей прибыли и рентабельности;
рассмотреть порядок планирования прибыли.
Введение
3
1
Экономическая природа прибыли, ее виды
5
1.1
Экономическая природа прибыли
5
1.2
Виды прибыли
6
1.3
Факторы, влияющие на прибыль
8
1.4
Эффективность деятельности предприятия общественного питания
10
2
Распределение и использование прибыли
15
2.1
Распределение прибыли
15
2.2
Использование прибыли
17
3
Рентабельность, методика ее определения
18
3.1
Рентабельность
18
3.2
Методика определения рентабельности
19
4
Анализ прибыли и рентабельности
23
5
Планирование прибыли и рентабельности
25
Заключение
29
Список использованных источников
31
2 Распределение и использование прибыли
2.1 Распределение прибыли
Общим для всех предприятий независимо от форм собственности является распределение прибыли, согласно действующему законодательству, уставу и коллективному договору, на следующие цели: платежи в бюджет; формирование фонда накопления; фонда потребления; резервного фонда; на благотворительные цели; на выплату процентов за долгосрочный кредит; на уплату экономических санкций (рис.2.1). Кроме того, предприятия могут создавать фонд риска, фонд выкупа имущества и расходовать прибыли на другие цели.
Рис. 2.1. Общая схема распределения валовой прибыли
Фонд накопления создается для финансирования производственного развития предприятия: на финансирование капитальных вложений, модернизацию оборудования, финансирование нового строительства, на реконструкцию, приобретение оборудования, погашение долгосрочных ссуд и процентов по ним, на пополнение собственных оборотных средств, погашение расходов, связанных с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг, финансирование культурно-просветительной и оздоровительной работы среди работников предприятия и членов их семей, содержание оздоровительных лагерей и др. Таким образом, фонд накопления представляет собой источник средств предприятия, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения оборудования, оборотных средств и т.п. Фонд накопления свидетельствует о росте имущества предприятия, увеличении собственных его средств.
Фонд потребления –
это источник средств, зарезервированных
субъектом хозяйствования для осуществления
мероприятий по социальному развитию
и материальному поощрению
Фонд потребления, формируемый за счет прибыли, направляется на следующие цели:
Резервный фонд создается акционерными обществами, кооперативами, товариществами и др. хозяйствующими субъектами. Он может быть создан на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Акционерное общество дополнительно зачисляет в резервный фонд эмиссионный доход, то есть сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость.
Планирование распределения
прибыли предприятия
потребность в прибыли по направлениям ее использования (на развитие
материально-технической базы; для сохранения финансовых резервов; для
погашения кредитов и уплаты процентов по ним; для финансирования деятельности объединений, ассоциаций, концернов, членом которых является данное предприятие; для выплаты дивидендов и другие цели). Затем сравнивается сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее
использования с возможностями предприятия по ее получению.
2.2 Использование прибыли
Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.
3 Рентабельность, методика ее определения
3.1 Рентабельность
Рентабельность – это относительный показатель. Он характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей и отражает взаимосвязь прибыли с другими показателями.
Роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем:
Рентабельность – это относительный показатель. Он характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей и отражает взаимосвязь прибыли с другими показателями. При расчете рентабельности используется как прибыль до налогообложения, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой.
3.2 Методика определения рентабельности
В экономической литературе приводится большое число показателей рентабельности. Каждый из них играет определенную роль в оценке эффективности деятельности предприятия.
Наиболее широкое
Рm = х 100, (1)
где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;
ВТ – валовой товарооборот.
Этот показатель характеризует
связь между финансовыми
Рентабельность можно
представить как отношение
х 100 (2)
где ЧП – чистая прибыль;
ВД – валовой доход.
Для оценки деятельности фабрик-заготовочных рентабельность можно рассчитывать так:
х 100, (3)
где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;
С – себестоимость реализуемой продукции.
Рентабельность текущих затрат позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость:
х 100, (4)
где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;
И – издержки производства и обращения.
Рентабельность основных фондов:
х 100, (5)
где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;
ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов.
Рентабельность оборотных средств:
х 100, (6)
где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;
ОС – среднегодовая сумма оборотных средств.
Рентабельность фонда зарплаты:
х 100, (7)
где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;
Р ф.n – рентабельность фонда зарплаты;
ФЗП – фонд заработной платы.
Рентабельность совокупных ресурсов:
х 100, (8)
где БЧ, ЧП – соответственно балансовая и чистая прибыль;
ОФ – Основные фонды;
ОС – Основные средства;
ФЗП – Фонд заработной платы.
Рентабельность капитала:
х 100, (9)
где П – прибыль до выплаты налогов.
К – капитал.
Рентабельность активов:
х 100, (10)
где А – сумма активов;
БП – балансовая прибыль.
Рентабельность акционерного (собственного) капитала:
х 100, (11)
где ЧП – чистая прибыль;
СК – собственный капитал.
Рентабельность чистых активов предприятия:
(12)
где ОК – основной капитал;
ТА – текущие активы;
ТО – текущие обязательства.
Рентабельность вложенного капитала – основной показатель эффективности деятельности предприятия с точки зрения привлеченных фондов. Она рассчитывается по формуле:
х 100, (13)
где ВК – вложенный капитал;
П – прибыль до выплаты налогов.
4 Анализ прибыли и рентабельности
На размер прибыли и рентабельности оказывает влияние большое количество факторов. Их можно подразделить на внешние и внутренние. К группе внешних факторов относятся экономическая ситуация в стране; уровень развития ее экономики; инфляция и др.
Группа внутренних факторов объединяет те, которые непосредственно связанны с результатами деятельности самого предприятия, с предпринимательской активностью субъекта. К ним относятся результаты коммерческой деятельности, объем, состав, структура товарооборота и др.
Влияния товарооборота:
, (14)
где Т баз. – товарооборот (допишешь какой, я не помню)
Т оmч – товарооборот соответственно базисного и отчетного года;
Р баз – прибыль от реализации базисного года в процентах к товарообороту.
Влияние ценового фактора на прибыль:
, (15)
где Т с – товарооборот в сопоставимых ценах.
Влияние физического объема товарооборота в сопоставимых ценах:
, (16)
Влияние среднего уровня валового дохода:
, (17)
где Т отч. -
УВД оmч, УВД баз – фактический уровень валовых доходов соответственно отчетного и базисного года.
Влияние налогов и отчислений:
,
где Т отч. -
У н оmч, У н баз – фактический уровень налогов соответственно отчетного и базисного года в процентах к товарообороту.
Влияние производительности труда: прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации и разделить на 100.
Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:
5 Планирование прибыли и рентабельности
В процессе разработки плана прибыли могут быть использованы следующие методы: расчетно-аналитический; прямого счета; экономико-статистические и др. В основу механизма управления прибылью и многих методов планирования прибыли положена взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками. Важное значение для максимизации прогнозируемой прибыли имеет величина постоянных и переменных издержек. Во-первых, классификация затрат на переменные и постоянные помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов, во-вторых, позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия в случае осложнения конъюнктуры и иных затруднений.
В финансовом менеджменте существует явление, которое получило название «эффект производственного (или операционного) рычага». Суть его состоит в том, что любое изменение выручки от реализации (валового дохода) порождает еще более сильное изменение прибыли.
Для определения силы воздействия операционного рычага (СВОР) можно использовать следующее соотношение: