Экономические ресурсы корпоративного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).
К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.
Все экономические ресурсы можно разделить на:
1. материальные ресурсы (земля, капитал);
2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);
3. информация.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_korporatsii.docx

— 812.13 Кб (Скачать файл)

 К формам комбинирования относятся:

1. Комбинирование, основанное  на последовательности соединения  стадий переработки сырья (вертикальная  форма).

2. Комбинирование, основанное  на использовании отдельных отходов  основного производства (горизонтальная  форма).

3. Комбинирование, основанное  на комплексном использовании  сырья, т.е. на полном использовании  всех отходов основного производства (горизонтальная форма).

Значение комбинирования производства особенно возрастает в условиях рыночной экономики, когда важнейшей целью предприятия становится получение прибыли.

 

6. Концерн как тип объединения  фирм

Концерн (нем. der Konzern) — финансово-промышленная группа компаний. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные  концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через изготовление до сбыта одного определённого вида продукции — например, Фольксваген, объединяющий все аспекты автопроизводства. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива.  Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 1960-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё бо́льшие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

Участники концерна не могут одновременно входить в  состав других концернов. Типичные современные  концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т. е. располагают полным технологическим  циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.

В России концерны создаются на базе крупных государственных  предприятий и объединений. Такие  предприятия при вхождении в  концерн утрачивают ведомственную  принадлежность.

В России концерны существуют в разных формах:

в форме государственных  акционерных отраслевых комплексов (Газпром, Нефтехим);

в военно-промышленном комплексе  как государственно-кооперативные  концерны (АНТ);

в виде «народных», т.е. без  участия государственных структур (БУТЭК).

 

Концерны  — это организационно-хозяйственные  структуры. Благодаря крупномасштабной концентрации капитала, производственных мощностей и возможности диверсификации они обладают определенной устойчивостью  к колебаниям конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиции, концентрировать их на наиболее рентабельных направлениях.

Концерны могут быть многоотраслевыми с явным основным производственным сектором экономики. Но они могут  быть и диверсифицированными (изменение, разнообразие, расширение номенклатуры) с отраслевыми группировками (в  сфере обращения, транспорте, банках). Такой концерн правильнее называть конгломератом.

 

7. Внешнеэкономический потенциал  корпорации

Экономический потенциал  фирмы характеризуют ее активы, основной и оборотный капитал, собственный  и заемный капитал, производственные мощности, объем научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также объем продаж и  величина прибыли.

Эффективность хозяйственной  деятельности можно оценить довольно большим числом абсолютных и относительных  показателей. В первую очередь это  показатели эффективности использования  ресурсов (см. тему 2): производительность труда и трудоемкость продукции; материалоотдача и материалоемкость; капиталоотдача и капиталоемкость; общая эффективность производства. Далее – рассмотренные в темах 5 и 6 показатели прибыли и рентабельности (нормы прибыли). При этом, оценивая эффективность хозяйственной деятельности фирмы, можно рассчитывать рентабельность продаж, всего капитала, собственного капитала и т.д.

Конкурентоспособность фирмы  напрямую связана с конкурентоспособностью ее продукции. Поэтому увеличение объема продаж, загрузки производственных мощностей, капиталовложений в производство, появление  на рынке новых видов продукции  – все это свидетельствует  о повышении конкурентоспособности  фирмы. И, конечно, о росте конкурентоспособности  говорит положительная динамика показателей прибыли и рентабельности, уменьшение числа рекламаций и другие показатели.

Финансовое положение  фирмы характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования  активов и собственного капитала, ликвидностью.

На экономический  потенциал страны может оказывать  влияние и импорт товаров. С одной  стороны, импорт новых технологий и  нового высокопроизводительного оборудования ( инвестиционных товаров и услуг, увеличивающих капиталоёмкость экономики) приводит к повышению эффективности экономической системы. С другой стороны отметим, что приобретение импортных потребительских товаров и услуг населением производится за счёт чистых доходов населения в виде оплаты труда, доходов от ренты и других доходов, которые являются одной из составляющих L ( затрат труда):

L = ЗП = ЧЗП + TR ,

где ЗП - доходы населения  в виде заработной платы или оплаты труда, от ренты и др. ЧЗП - чистые доходы - заработная плата и другие доходы за вычетом налогов; TR - налоги из доходов.

Так называемое уравнение  экономического потенциала предполагает, что закупки инвестиционных товаров  и услуг по импорту не должны уменьшать  экономический потенциал страны, а должны вести к увеличению производства национального продукта; закупки  же по импорту предметов потребления  не оказывают влияние на национальное производство, а только лишь удовлетворяют  неудовлетворённый спрос населения  на потребительские товары и услуги.

 

8. Ассоциация как тип объединения  фирм

Ассоциация  — объединение свободных людей, делегирующих в эту организацию  не все свои интересы (в отличие  от общины или корпорации), а только часть их. Т.е. ассоциация не поглощает  всего человека (или всю фирму) целиком. Человек сохраняет контроль над своими действиями, хотя иногда и неполностью контролирует действия ассоциации. Он может быть включен в неограниченное число ассоциаций. Предполагается, что человек имеет достаточно высокий уровень образования, экономической и политической культуры, чтобы выбирать между ассоциациями и решать, входить ли ему в какие-то из них, или нет. Ассоциативный тип связи — добровольный. Из ассоциации легко выйти, легко поменять ее на другую ассоциацию.

 

Ассоциация — это организация, не имеющая для человека обязательного  характера.

Например, вхождение  человека в футбольную команду —  это вхождение в ассоциацию. В  современном мире даже между политической партией и членом этой партии возможен ассоциативный тип связи. Он может  быть ее членом, ходить на собрания, но вовсе не отождествлять с ней  все свои жизненные интересы.

Если человек  получает весь свой доход или основную его часть, работая в определенной фирме, он будет относиться к ней, как к корпорации. Он слишком от нее зависит и зачастую вынужден идти на компромиссы, чтобы в корпорации остаться. Но будучи членом ассоциации, он может не идти на компромиссы, а  просто покинуть ассоциацию, если она  ему не нравится.

 

Существует  рынок, организованный, как ассоциация, что подразумевает некий уровень  необязательности, свободы выхода с  такого рынка. Классический пример ассоциативного рынка — любой товарный рынок, если только вы в него не записаны, а  просто выходите и торгуете на нем. Как потребитель, вы также имеете ассоциативную связь с любым  товарным рынком, поскольку он для  вас — не основной источник дохода. Скажем, вы пришли на рынок купить пылесос, рынок вам не понравился, и вы оттуда уходите, считая возможным для  себя отказаться от запланированной  покупки. У вас с этим рынком ассоциативный  тип связи, ассоциативный тип  отношений.

 

Следует отметить, что ассоциативный тип отношений  является господствующим в рыночной экономике. Свободный рынок основан  на необязательном типе связи между  людьми, подразумевающем свободу  выбора партнера и критический подход к чужим действиям. При этом, осуществляя  выбор, индивиды жестко преследует собственные  интересы. Открытие, которое здесь  совершает институциональная экономика, состоит не в том, что ассоциация соответствует рыночной экономике, а в том, что сама нынешняя рыночная экономика полна организаций, и  она не может существовать также  без корпоративных или общинных организаций. И во многом поведение  людей на рынке — не результат  их свободного самоопределения на основе той или иной оценки собственных  интересов. Поведение людей определяют именно организации, основанные на корпоративном  или общинном типе связи.

 

 

 

 

9. Специализация производства: сущность, виды, особенности

 

Специализация производства - форма общественного разделения труда (См. Разделение труда), выражающаяся в делении старых и формировании новых отраслей производства, а также  в разделении труда внутри отраслей. В углублении С. п. проявляется усиление общественного характера производства. Научно-технический прогресс и рост масштабов производства — важнейшие  факторы углубления специализации.

 

Наиболее развита специализация  в промышленности. Увеличение числа  особых, самостоятельных отраслей промышленности означает обособление производств  разнородных продуктов и сокращение номенклатуры однородной продукции  при увеличении масштабов её производства на предприятиях, образующих в совокупности ту или иную отрасль.

 

Специализация отраслей дополняется  специализацией предприятий внутри каждой отрасли на выпуске конструктивно  и технологически однородной продукции. Увеличение числа особых, самостоятельных  отраслей промышленности происходит не только в результате обособления  производств разнородных готовых  продуктов, но и отдельных деталей  и частей готовых продуктов и  отдельных операций технологического процесса их изготовления. В зависимости  от того, какая из этих групп производств  выделяется в самостоятельную отрасль, различаются 3 основных вида С. п.: предметная, подетальная, технологическая (стадийная). Примерами предметной специализации служат автомобильные и тракторные заводы, обувные и швейные фабрики, выпускающие законченные обработкой готовые продукты определённого рода; по детальной специализации — заводы шарикоподшипников, автомобильных поршней, крепёжных метизов, строительных деталей и др. предприятия, выпускающие детали и узлы; технологической (стадийной) специализации — литейные, кузнечно-прессовые и сборочные заводы в машиностроении. Наибольшее распространение в промышленности СССР получила предметная специализация. Слабее развивалась подетальная и технологическая специализация. В машиностроении подетальная специализация развивается в автомобилестроении, тракторостроении, авиационной промышленности. Превращение предметно специализированных заводов в предприятия сборочного типа предполагает создание широкой сети подетально и технологически специализированных предприятий, что является основной предпосылкой расширения производств, связей — кооперирования.

 

Значительным повышением экономической эффективности сопровождается укрупнение и специализация межотраслевых  производств. Средняя себестоимость производства на специализированных предприятиях ниже, чем на неспециализированных: 1 т чугунного литья на 40—60%, 1 т поковок и штамповок — на 30—40% . Однако при чрезмерной специализации предприятий в той или иной отрасли промышленности расширяются границы поставок готовой продукции с каждого из этих предприятий, увеличиваются расстояния по её перевозке к потребителям и транспортные расходы, что повышает себестоимость продукции.

 

 

10. Холдинговые формы бизнеса

 

Под холдингом понимается совокупность юридических лиц, связанных  между собой отношениями, при  которых головная компания управляет  деятельностью других компаний, - именно такая трактовка термина дается в законе "Об акционерных обществах".

Для сравнения, В английском законодательстве холдинг - это только головная компания, а в российской практике - совокупность предприятий, где головная компания контролирует деятельность дочерних структур. Ниже мы будем придерживаться российской трактовки, понимая под холдингом  совокупность предприятий.

Группировка холдинговых  компаний производится по определенным классификационным признакам. Рассмотрим основные виды холдингов.

Если в качестве отличительного признака взять способ установления контроля головной компании над дочерними  предприятиями, можно выделить два  типа холдингов:

• имущественный, в котором головная компания осуществляет контроль в силу преобладающей доли в капитале дочернего предприятия, владея контрольным пакетом акций;

• договорной, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

В зависимости от того, какие  виды работ и функции выполняет  головная компания, различают два  вида холдингов:

• чистый, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;

• смешанный, в котором головная компания является производственной единицей, ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

Рассматривая предприятия  и организации, входящие в холдинг, с точки зрения их производственной взаимосвязи, можно выделить два  вида холдингов:

• интегрированный, в котором предприятия связаны технологической цепочкой (рис. 5). Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции. Например, в ОАО "Татнефть" создано более 100 самостоятельных юридических лиц в форме дочерних предприятий, среди которых непосредственно производственно-технологическим процессом связаны 44 (12 - разведка и добыча нефти и газа, 20 - производство нефтяного оборудования, 12 - переработка и сбыт нефти), 26 предприятий занимаются инвестиционной и финансовой деятельностью, а 47 - сервисным обслуживанием.

Информация о работе Экономические ресурсы корпоративного бизнеса