Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа
Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).
К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.
Все экономические ресурсы можно разделить на:
1. материальные ресурсы (земля, капитал);
2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);
3. информация.
К формам комбинирования относятся:
1. Комбинирование, основанное
на последовательности
2. Комбинирование, основанное
на использовании отдельных
3. Комбинирование, основанное
на комплексном использовании
сырья, т.е. на полном
Значение комбинирования производства особенно возрастает в условиях рыночной экономики, когда важнейшей целью предприятия становится получение прибыли.
6. Концерн как тип объединения фирм
Концерн (нем. der Konzern) — финансово-промышленная группа компаний. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.
Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через изготовление до сбыта одного определённого вида продукции — например, Фольксваген, объединяющий все аспекты автопроизводства. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 1960-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё бо́льшие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.
Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Типичные современные концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т. е. располагают полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.
В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. Такие предприятия при вхождении в концерн утрачивают ведомственную принадлежность.
В России концерны существуют в разных формах:
в форме государственных акционерных отраслевых комплексов (Газпром, Нефтехим);
в военно-промышленном комплексе
как государственно-
в виде «народных», т.е. без
участия государственных
Концерны
— это организационно-
Концерны могут быть многоотраслевыми с явным основным производственным сектором экономики. Но они могут быть и диверсифицированными (изменение, разнообразие, расширение номенклатуры) с отраслевыми группировками (в сфере обращения, транспорте, банках). Такой концерн правильнее называть конгломератом.
7. Внешнеэкономический потенциал корпорации
Экономический потенциал
фирмы характеризуют ее активы, основной
и оборотный капитал, собственный
и заемный капитал, производственные
мощности, объем научно-
Эффективность хозяйственной деятельности можно оценить довольно большим числом абсолютных и относительных показателей. В первую очередь это показатели эффективности использования ресурсов (см. тему 2): производительность труда и трудоемкость продукции; материалоотдача и материалоемкость; капиталоотдача и капиталоемкость; общая эффективность производства. Далее – рассмотренные в темах 5 и 6 показатели прибыли и рентабельности (нормы прибыли). При этом, оценивая эффективность хозяйственной деятельности фирмы, можно рассчитывать рентабельность продаж, всего капитала, собственного капитала и т.д.
Конкурентоспособность фирмы
напрямую связана с
Финансовое положение
фирмы характеризуется
На экономический
потенциал страны может оказывать
влияние и импорт товаров. С одной
стороны, импорт новых технологий и
нового высокопроизводительного
L = ЗП = ЧЗП + TR ,
где ЗП - доходы населения в виде заработной платы или оплаты труда, от ренты и др. ЧЗП - чистые доходы - заработная плата и другие доходы за вычетом налогов; TR - налоги из доходов.
Так называемое уравнение
экономического потенциала предполагает,
что закупки инвестиционных товаров
и услуг по импорту не должны уменьшать
экономический потенциал
8. Ассоциация как тип
Ассоциация — объединение свободных людей, делегирующих в эту организацию не все свои интересы (в отличие от общины или корпорации), а только часть их. Т.е. ассоциация не поглощает всего человека (или всю фирму) целиком. Человек сохраняет контроль над своими действиями, хотя иногда и неполностью контролирует действия ассоциации. Он может быть включен в неограниченное число ассоциаций. Предполагается, что человек имеет достаточно высокий уровень образования, экономической и политической культуры, чтобы выбирать между ассоциациями и решать, входить ли ему в какие-то из них, или нет. Ассоциативный тип связи — добровольный. Из ассоциации легко выйти, легко поменять ее на другую ассоциацию.
Ассоциация — это организация, не имеющая для человека обязательного характера.
Например, вхождение человека в футбольную команду — это вхождение в ассоциацию. В современном мире даже между политической партией и членом этой партии возможен ассоциативный тип связи. Он может быть ее членом, ходить на собрания, но вовсе не отождествлять с ней все свои жизненные интересы.
Если человек получает весь свой доход или основную его часть, работая в определенной фирме, он будет относиться к ней, как к корпорации. Он слишком от нее зависит и зачастую вынужден идти на компромиссы, чтобы в корпорации остаться. Но будучи членом ассоциации, он может не идти на компромиссы, а просто покинуть ассоциацию, если она ему не нравится.
Существует
рынок, организованный, как ассоциация,
что подразумевает некий
Следует отметить,
что ассоциативный тип
9. Специализация производства: сущность, виды, особенности
Специализация производства
- форма общественного разделения
труда (См. Разделение труда), выражающаяся
в делении старых и формировании
новых отраслей производства, а также
в разделении труда внутри отраслей.
В углублении С. п. проявляется усиление
общественного характера
Наиболее развита
Специализация отраслей дополняется
специализацией предприятий внутри
каждой отрасли на выпуске конструктивно
и технологически однородной продукции.
Увеличение числа особых, самостоятельных
отраслей промышленности происходит не
только в результате обособления
производств разнородных
Значительным повышением
экономической эффективности
10. Холдинговые формы бизнеса
Под холдингом понимается совокупность юридических лиц, связанных между собой отношениями, при которых головная компания управляет деятельностью других компаний, - именно такая трактовка термина дается в законе "Об акционерных обществах".
Для сравнения, В английском законодательстве холдинг - это только головная компания, а в российской практике - совокупность предприятий, где головная компания контролирует деятельность дочерних структур. Ниже мы будем придерживаться российской трактовки, понимая под холдингом совокупность предприятий.
Группировка холдинговых компаний производится по определенным классификационным признакам. Рассмотрим основные виды холдингов.
Если в качестве отличительного признака взять способ установления контроля головной компании над дочерними предприятиями, можно выделить два типа холдингов:
• имущественный, в котором головная компания осуществляет контроль в силу преобладающей доли в капитале дочернего предприятия, владея контрольным пакетом акций;
• договорной, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
В зависимости от того, какие виды работ и функции выполняет головная компания, различают два вида холдингов:
• чистый, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
• смешанный, в котором головная компания является производственной единицей, ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
Рассматривая предприятия и организации, входящие в холдинг, с точки зрения их производственной взаимосвязи, можно выделить два вида холдингов:
• интегрированный, в котором
предприятия связаны технологической
цепочкой (рис. 5). Данный тип холдингов
получил широкое распространение в нефтегазовом
комплексе, где под руководством головной
компании объединены предприятия по добыче,
транспортировке, переработке и сбыту
продукции. Например, в ОАО "Татнефть"
создано более 100 самостоятельных юридических
лиц в форме дочерних предприятий, среди
которых непосредственно производственно-
Информация о работе Экономические ресурсы корпоративного бизнеса