Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:22, курсовая работа
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Как определить вклад каждого из факторов производства в процесс увеличения общественного продукта? Как измерить качественное совершенствование труда, капитала, земли, т.е. какие показатели могут отразить эти изменения? Особое значение анализ экономического роста имеет в последние десятилетие.
Важнейшим условием существования постоянного равновесного темпа роста экономической системы является соблюдение равенства темпов роста населения и темпов роста капитала.
Большой вклад в развитие теории экономического роста внесли представители посткейнсианства, в частности, Дж. Робинсон, которая относится к английской кембриджской школе. Посткейнсианство исходит из того, что темпы роста ВВП зависят от распределения национального дохода, которое, в свою очередь, является функцией накопления капитала. Именно скорость накопления капитала определяет норму прибыли, а следовательно, и долю прибыли в национальном доходе. Доля же заработной платы определяется как остаточная величина.
Вывод: концепция эндогенного роста (новая теория роста) основана на анализе эндогенного роста. В этих моделях технический прогресс является существенной, но не единственной причиной экономического роста в долгосрочном плане.
Новая теория роста обосновывает вывод, что временное или длительное торможение экономического роста в стране ведет к хроническому отставанию от более богатых стран по уровню доходов на душу населения. Представители этой теории акцентируют внимание на том, что существующий перелив капиталов из бедных стран в богатые еще более усугубляет разрыв в доходах между развитыми странами и странами «третьего» мира. Для преодоления этого противоречия необходимо государственное регулирование процесса распределения ресурсов, расширение производства общественных благ, а также стимулирование частных инвестиций.
Концепция «нулевого экономического роста» возникла в начале 70-x годов XX в., когда ряд ученых выступили с теорией неизбежности глобальной катастрофы при сохранении существующих тенденций развития общества. Поэтому единственным выходом является поддержание «нулевого pocтa».Сторонники «нулевого роста» утверждают, что технический прогресс и экономический рост приводят к целому ряду отрицательных явлений в современной жизни: загрязнению окружающей среды, промышленному шуму, выбросу отравляющих веществ, ухудшению облика городов и т. д. В этой связи сторонники «нулевого роста» считают, что экономический рост должен целенаправленно сдерживаться. Признавая, что экономический рост обеспечивает увеличение объема производства, представители «нулевого роста» делают вывод, что экономический рост не всегда может создать высокое качество жизни.
В то же время сторонники экономического роста утверждают, что экономический рост сам по себе смягчает противоречия между неограниченными потребностями и редкими ресурсами, так как в условиях экономического роста имеется возможность поддерживать инфраструктуру на данном уровне, осуществлять программы помощи престарелым, больным и бедным, совершенствовать систему образования и повышать личные доходы. Что касается окружающей среды, то сторонники экономического роста считают, что ее загрязнение является не следствием экономического роста, а результатом неправильного ценообразования, искаженного экстерналиями (внешними эффектами). Для решения этой проблемы необходимо как введение законодательных ограничений или особых налогов, так и формирование рынка прав на загрязнение.
Для анализа вклада факторов производства в экономически рост Республики Беларусь будут использованы следующие показатели:
Из рисунка 3.1 приведенного в Приложении Б видно, что на протяжении всего анализируемого периода наблюдается умеренные темпы роста валового внутреннего продукта Республики Беларусь. Данная динамика свидетельствует о стабильном экономическом росте экономики Республики Беларусь. Умеренным темпом роста считается ежегодный прирост ВВП равный 4%, однако темпы роста Республики Беларусь в среднем составляют 40%. Темпы роста ВВП Республики Беларусь приведены в таблице 2.1:
Таблица 3.1 ― Темпы роста ВВП Республики Беларусь за 2000 – 2011г.
Показатель |
Период | |||||||
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Темп роста ВВП |
100,0 |
в 6,5 раз |
121,8 |
122,6 |
133,6 |
105,9 |
119,67 |
166,8 |
Из таблицы 3.1 видно, что в 2005 году ВВП Республики Беларусь увеличились в 6,5 раз по сравнению с базовым годом. Т.е. с 2000 годом. Темпы роста с 2006 году составили 121,8% по отношения к 2005 году, в 2007 году – 122,6 по отношению к 2006 году. Также стоит отметить, что объем ВВП Беларуси, рассчитанный по ППС, в 2007 г впервые превысил психологически значимую отметку в 100 млрд. долларов и составил 110,6 млрд. долларов. Об этом свидетельствуют окончательные данные глобального доклада Всемирного банка «International Comparison Program (Final Results)», подготовленного в феврале для 146 стран мира. В 2008 году – 133,6% по отношению к 2007 году. Здесь стоит отметить, что не смотря на кризисность 2008 года наблюдается одни из самых больших темпов роста за весь анализируемый период. Темпы роста 2009 года составили 105,9 по сравнению с 2008 годом и являются самыми низкими с 2000 года по 2011 году. Самый большой темп роста приходится на 2011 год, равный 66,8% прироста ВВП по сравнению с 2010 годом. ВВП характеризует экономическую мощь экономики Республики Беларусь.
Теперь проанализируем динамику инвестиций в Республике Беларусь за 2000 - 2011гг.
Из рисунка 3.2 приведенного в Приложении Б видно, что на протяжении все периода, т.е. с 2000 – 2011гг. наблюдается ежегодный прирост общего объема инвестиций. Равномерный рост наблюдался на протяжении 2000 – 2006гг., в 2007 году объем инвестиций увеличился 2,4 раза, но уже в 2008 году темпы роста инвестиции по сравнению с 2007 снизились на 9,55%, далее вплоть до 2011 года. Наибольшие темпы роста приходятся на 2011 год, по отношению к 2010 году, которые составили – 148,64%. Увеличение притока инвестиций является положительной тенденцией для экономики Республики Беларусь, а также и для экономического роста.
Проанализируем динамику физического капитала в Республике Беларусь за 2000 – 2011гг.
Исходя из данных, приведенных на рисунке 3.3 приведенного в приложении Б можно говорить о том, что на протяжении 2000 – 2011гг. наблюдается стабильный рост физического капитала в Республике Беларусь, самые высокий темп роста приходится на 2011 год и ровняется 200,24%. На протяжении 2005 – 2010 годов наблюдается почти одинаковый процент прироста в каждом году и примерно равный 13,1%.
Из рисунка 3.4 приведенного в Приложении Б видно, что темпы роста человеческого капитала в 2005 году. По отношению к 2000 году составили 1,82%. Далее на протяжении 2005 – 2007 году наблюдается стабильная ситуация в отношении человеческого капитала с небольшими колебаниями: темп роста человеческого капитала в 2006 году по отношению к 2005 году составил 0,03%, в 2007 году по отношению к 2006 году – 0,004%. Начиная с 2008 году, который явился для Республики Беларусь кризисным начинается прослеживаться тенденция к снижению уровня человеческого капитала. Темпы роста в 2008 году по отношению к 2007 году составили 99,56%, т.е. снизился на 0,44%. Далее также отмечается негативная тенденция к снижению – темпы роста за 2009 год по отношению к 2008 году составили 99,56%, т.е. человеческий капитал в Республике Беларусь в 2009 году снизился на 0,44%, аналогично прошлому периоду. Снижении темпов роста в 2010 году по сравнению с 2009 году присутствует, но уже меньше – снижение всего на 0,05%.
Самый большой темп снижения человеческого капитала приходится на 2011 год и составил 0,74% при условии 2010 году равного 100%.
Политика экономического
роста Республики Беларусь – это
совокупность государственных мер,
направленных на обеспечение долгосрочного
сбалансированного
Таблица 3.2 — Динамика роста ВВП, инвестиций в основной капитал и экономически активного населения в Республике Беларусь за 2000 – 2011гг.
Показатель |
Период | |||||||
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем ВВП, млн. руб. |
9 134 |
66 067 |
79 267 |
97 165 |
129 791 |
137 442 |
164 476 |
274 282 |
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб. |
1 809 |
15 096 |
20 374 |
26 053 |
37 202 |
43 378 |
55 381 |
98 665 |
Экономически активное населения, чел. |
4 444 |
4 414 |
4 470 |
4 518 |
4 611 |
4 644 |
4 666 |
4 655 |
Темпы роста | ||||||||
Объем ВВП, млн. руб. |
100,00 |
723,31 |
119,98 |
122,58 |
133,58 |
105,89 |
119,67 |
166,76 |
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб. |
100,00 |
834,49 |
134,96 |
127,87 |
142,79 |
116,60 |
127,67 |
178,16 |
Экономически активное населения, чел. |
100,00 |
99,32 |
101,27 |
101,07 |
102,06 |
100,72 |
100,47 |
99,76 |
Из таблицы 3.2 видно, что с 2000 года по 2005 год в экономике Республики Беларусь наблюдается рост объема ВВП и объема инвестирования, однако это сопровождается сокращением экономически активной части населения. Также из таблицы 3.2 видно, что с ростом инвестирования наблюдается рост объема ВВП, а экономически активной части населения характерны незначительные темпы прироста, а в отдельные периоды их отсутствие.
Сложившаяся в Республике Беларусь политика медленного обновления основных фондов привела к тому, что более половины из них изношены. Кроме того, Беларусь технически отстает во многих отраслях и сферах экономики от мирового уровня.
Стимулирование
В этих условиях Республика Беларусь проводит политику стимулирования инноваций путем:
Следует отметить, что Республика Беларусь достигла одних из самых высоких устойчивых темпов экономического роста среди стран СНГ, добилась успехов в борьбе с инфляцией, а следовательно, имеет все возможности для снижения ставки банковского процента и применения других мер стимулирующих денежно-кредитную политику с целью повышения инвестиционной активности. Кроме того, не располагая практически фундаментальной сырьевой и энергетической базой, республика сделала упор на развитие человеческого капитала: в настоящее время по уровню квалификации рабочей силы Республика Беларусь занимает ведущее место среди стран СНГ.
Кроме того имеются проблемы текущего периода:
Вывод: государственная политика экономического роста Республики Беларусь включает политику мер, обеспечивающих долгосрочный и сбалансированный экономический рост. Она направлена на стимулирование инноваций, привлечение инвестиций, повышение квалификации рабочей силы, эффективное использование человеческого капитала.
Экономика Беларуси присущи краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (проявляющиеся в форме структурных сдвигов) циклически колебаний.
У экономического роста Республики Беларусь можно отметить следующие особенности:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под экономическим ростом обычно понимают увеличение реального дохода в экономике (ВНП, ВВП иди НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения. Соответственно, для измерения экономического роста используют показатель абсолютного прироста и темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения.
Экономический рост называется экстенсивным, если он осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов и не меняет среднюю производительность труда в обществе. Интенсивный рост связан с применением более совершенных факторов производства и технологии, т.е. осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста их отдачи.
Интенсивный рост может служить основой повышения благосостояния населения. Обычно говорят о преимущественно интенсивно или экстенсивном типе экономического роста в зависимости от удельного веса тех или иных факторов, вызвавших этот рост. Факторы экономического роста часто группируются в соответствии с типами экономического роста. К экстенсивным относят факторы роста затрат капитала, труда, к интенсивным – технологический прогресс, экономию на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников и т.д. Иногда в виде самостоятельного фактора экономического роста выделяют совокупный спрос как главный катализатор процесса расширения производства. В качестве причин, сдерживающих экономический рост, часто называют ресурсные и экономические ограничения, а также широкий спектр социальных издержек, связанных с ростом производства.