Экономическое значение безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
1 Сущность, виды, причины и уровень безработицы………………….…6
2 Потери от безработицы
2.1 Закон Оукена……………...…….......................................................10
2.2 Экономические и внеэкономические издержки безработицы…...11
2.3 Затраты на социальную защиту безработных……………….……14
2.4 Эмоционально-психологические последствия безработицы….…20
3 Безработица и уровень цен. Кривая Филлипса……………………….....23
4 Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции и методы борьбы с ней……………………………………..…..26
Заключение……………………………………………………………...…...36
Список литературы……………………………………………………..…...37
Приложение А…………………………………………………………….…39

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 90.91 Кб (Скачать файл)

   Высокий уровень безработицы оборачивается  для общества огромными экономическими потребностями, но не менее важен  и другой аспект проблемы, не поддающийся  количественному выражению, – социально-психологический.

   К экономическим издержкам безработицы  могут быть отнесены:

  • недополученный выпуск продукции – отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);
  • сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;
  • прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;
  • рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т.д.

   Социальные (внеэкономические) издержки безработицы:

  • маргинализация общества, потеря квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у безработных;
  • ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечнососудистых заболеваний, рост алкоголизма и самоубийств;
  • падение морали в обществе, распад семьи и рост преступности;
  • обострение социальной напряженности, общественные и политические беспорядки.

   Для расчета величины потерь от циклической  безработицы используется закон А. Оукена, описывающий зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменениями уровня безработицы и устанавливающий взаимосвязь между рынком труда и рынком товаров (услуг).

   Американский  экономист А. Оукен открыл, основываясь на эмпирических наблюдениях, следующую зависимость: ежегодный прирост ВВП на 2,5 % удерживает уровень безработицы на одной точке, с каждым дополнительным превышением ежегодного прироста ВВП на 2,5 % уровень безработицы снижается на 1 %.

   Согласно  этому закону при понижении фактического ВВП относительно потенциального на 2,5 % уровень безработицы возрастает на 1 % (в соответствии с более ранними исследованиями зависимость выражалась соотношением 3:1).

   Закон А. Оукена играет важную роль в анализе динамики и взаимозависимости основных макроэкономических показателей. Он может быть использован:

  • для оценки потерь в реальном ВВП из-за циклической безработицы в виде разницы между потенциально возможным и фактическим ВВП;
  • для определения необходимого роста выпуска продукции с целью уменьшения уровня безработицы на один процентный пункт;
  • для прогнозирования изменения безработицы во время экономического цикла на основе динамики фактического ВВП и потенциального;
  • при расчете времени, которое понадобится для снижения безработицы до естественного уровня в условиях реализации различных программ экономического роста (при выборе темпов роста фактического ВВП).
 

Важно отметить, что фактический размер государственного продукта время от времени может превосходить возможный размер. Такое положение дел было во время второй мировой войны. Когда уровень безработицы составлял менее 2%. В создание вовлекались дополнительные смены рабочих, капитальное оборудование использовалось сверх установленных нормативов, сверхурочная работа и совместительство стали обыденным явлением и т.д. К примеру, в конце 60-х годов война во Вьетнаме привела к тому, что фактический ВНП превысил возможный ВНП, а в 1973 г. Экономический бум опять породил "отрицательный" ВНП. Время от времени можно превысить возможный ВНП, но длительное время сохранять превышение фактического ВНП над возможным нельзя

Циклическая безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это  также и социальная трагедия. Депрессия  приводит к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду  семьи, а также к публичным  и политическим беспорядкам.

История убедительно указывает, что массовая безработица приводит к быстрым, время от времени бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует  сдвиг влево в американской политической теории во время депрессии 30-х годов. Вызванный депрессией "новый курс" был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Примером таковых перемен является и приход Гитлера к власти в  условиях безработицы. Более того, нет  колебаний в том, что большой  процент безработицы посреди  негров и остальных государственных меньшинств также является серьезной предпосылкой беспорядков и насилия, которые периодически появляются в городах Америки и остальных государств. Что касается обычных людей, исследователи находят прямую связь меж ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечнососудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы. 
 

 

2.3 Затраты на социальную защиту безработных

    В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь государство создает условия  для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется  обучение новым специальностям и  повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также  пособие по безработице в соответствии с законодательством. [13]

    Правовое  регулирование в сфере занятости  осуществляются на основе специального Закона «О занятости населения Республики Беларусь» от 30 мая 1991 года с изменениями  и дополнениями. (С 1.07.2006г. вступил в силу Закон "О занятости населения  Республики Беларусь" с изменениями и дополнениями, Приложение А) Правовое регулирование осуществляется и на основе ряда подзаконных нормативно-правовых актов:

  1. Положение о Комитете по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1997 года, с изменениями и дополнениями;
  2. Положение о порядке регистрации безработных в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1993 года, с изменениями и дополнениями;
  3. Положение о порядке и условиях выплаты пособий и материальной помощи, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1994 года с изменениями и дополнениями.

    Безработными  считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины  до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно  проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и не занимающиеся предпринимательской  деятельностью, не обучающиеся в  дневных учебных заведениях и  не состоящие на воинской службе, зарегистрированные в государственной службе занятости.

    Таким образом,  понятие безработного включает в себя пять признаков:

  • Трудоспособность;
  • Наличие трудоспособного возраста;
  • Постоянное проживание  на территории Республики Беларусь;
  • Отсутствие у лица работы, учебы или прохождения воинской службы;
  • Регистрация в качестве безработного в государственной службе занятости.

    Наличие комплекса всех перечисленных пяти признаков позволяет гражданину считаться безработным и претендовать на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом о занятости. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков является препятствием к получению гражданином статуса безработного с соответствующими компенсационными выплатами.

    Первый  признак безработного – трудоспособность – обозначает совокупность физических и духовных свойств человека, необходимых  для производительного и творческого  труда и формирующихся в результате физического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и  мастерства.

    Различают трудоспособность общую (способность  выполнять какую-либо работу в обычных  условиях труда) и специальную (способность  выполнять работу по определенной профессии, специальности). В случае стойкой  утраты трудоспособности гражданин  вынужден прекратить трудовую деятельность вообще на длительный период, в связи, с чем устанавливается инвалидность и назначается пенсия по инвалидности. В таком случае гражданин лишается права на статус безработного и на пособие по безработице. При временной же потере трудоспособности гражданин считается трудоспособным и не может быть лишен статуса безработного.

    Трудоспособный  возраст законодательством определяется с 16 лет и до 55 лет у женщин, до 60 лет у мужчин. Хотя трудовое законодательство в отдельных случаях предусматривает возможность трудиться с согласия родителя, опекуна, попечителя лицам, достигшим 14 лет, тем не менее, учащиеся дневных общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студенты дневных отделений вузов не могут в силу ст. 1 Закона о занятости считаться безработными и обладать правом на соответствующие социальные гарантии, так как работа для них в данном случае является не основным, а второстепенным, дополнительным к учебе делом. [11] Если гражданин выходит на пенсию на льготных условиях, несмотря на то, что он еще не достиг пенсионного возраста, к безработным он не относится, так как у него имеется гарантированный государством источник дохода – пенсия.

    Закон о занятости населения распространяет свое действие на всех лиц, постоянно  проживающих на территории Республики Беларусь.

    Регистрация в качестве безработного осуществляется районными службами занятости по месту постоянного проживания безработного. Решение о признании гражданина безработным принимается службой  занятости после предъявления обратившимся в службу лицом необходимых документов: трудовой книжки, паспорта, свидетельства  об образовании, профессиональной квалификации, а также справки о среднемесячном заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

    При наличии условий, необходимых для  признания гражданина безработным, у него возникает субъективное право  на признание его безработным  и на трудоустройство при посредничестве службы занятости. Право безработного на трудоустройство тесно связано  с комплексом сопутствующих правомочий, а именно правом на:

  • Профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;
  • Бесплатную информацию о вакантных рабочих местах и на бесплатные консультационные услуги по вопросам своего правового положения как безработного.

    Государство обеспечивает безработным следующие  виды гарантий и компенсаций:

  • выплату в установленном порядке пособия по безработице;
  • оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи;
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;
  • возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности.

    Правом  на получение пособия по безработице  обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий  семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций  за ущерб, нанесенный здоровью увечьем  или иным повреждением, связанным  с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия  по безработице, установленный законодательством  о занятости.

    Решение о назначении пособий по безработице  либо отказе в их назначении принимается  государственной службой занятости  в течение 10 дней с момента регистрации  безработного.

    Выплата пособий по безработице производится со дня регистрации безработного в центре занятости и сохраняется  в период выполнения безработным  временной работы, о которой он обязан уведомить центр занятости, а также во время выполнения оплачиваемой общественной работы по направлению  центра занятости.

    Пособие по безработице выплачивается в  следующих размерах:

Информация о работе Экономическое значение безработицы