Экономическое значение безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
1 Сущность, виды, причины и уровень безработицы………………….…6
2 Потери от безработицы
2.1 Закон Оукена……………...…….......................................................10
2.2 Экономические и внеэкономические издержки безработицы…...11
2.3 Затраты на социальную защиту безработных……………….……14
2.4 Эмоционально-психологические последствия безработицы….…20
3 Безработица и уровень цен. Кривая Филлипса……………………….....23
4 Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции и методы борьбы с ней……………………………………..…..26
Заключение……………………………………………………………...…...36
Список литературы……………………………………………………..…...37
Приложение А…………………………………………………………….…39

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 90.91 Кб (Скачать файл)
justify">Позднее П. Самуэльсон и Р. Солоу подтвердил существование данной зависимости применительно к экономике США, объяснив ее свойствами высокого совокупного спроса: с одной стороны, он способствует снижению уровня безработицы, а с другой – повышению заработной платы и цен. Графическую интерпретацию обратной зависимости между инфляцией и безработицей назвали кривой Филлипса.

Для выведения  уравнения кривой Филлипса следует воспользоваться формулой кривой совокупного предложения и законом Оукена. Известно, что кривая совокупного предложения отражает взаимосвязь уровня цен и объема национального выпуска, а закон Оукена – зависимость между уровнем безработицы и величиной отставания фактического валового внутреннего продукта от потенциально возможного. Из этого можно вывести взаимозависимость уровня цен (инфляции) и уровня безработицы. [7, с.142]

Уравнение кривой совокупного предложения  имеет вид:

,  (3.1)

Где Y, - соответственно фактический и потенциальный объемы выпуска; α – положительный коэффициент чувствительности объема выпуска к неожиданным изменениям уровня цен; P, – фактический и ожидаемый уровни цен.

Изменим уравнение (3.1), представив зависимость  не объема выпуска от уровня цен, а  уровня цен от объема выпуска:

. (3.2) 

Вычтем  из обеих частей уравнения (3.2) уровень  цен в предыдущем периоде (прошлом  году) и получим:

. (3.3)

Разница между фактическим уровнем цен  в данном и прошлом периодах называется темпом инфляции , между ожидаемым уровнем цен в данном году и уровнем цен в прошлом году – инфляционными ожиданиями . Таким образом, между темпом инфляции и объемом национального выпуска (на основе формулы (3.3))можно вывести следующую зависимость:

.  (3.4)

Используя алгебраическую формулу закона Оукена, заменим разницу между фактическим и потенциальным объемами выпуска в формуле (3.4) разницей между фактической безработицей и естественным ее уровнем (при естественном уровне безработицы достигается потенциальный объем выпуска):

,  (3.5)

Где u, - соответственно фактический и естественный уровни безработицы; β – положительный коэффициент, отражающий степень реакции инфляции на циклическую безработицу.

Наличие знака «минус» перед коэффициентом  в правой части уравнения(3.5) объясняется  тем, что разница между фактическим  и естественным уровнями безработицы  противоположна разнице между фактическим  и потенциальным уровнями выпуска (т.е. при  наблюдается ).

Из уравнений (3.4) и (3.5) можем вывести уравнение  кривой Филлипса:

.  (3.6)

Оно не учитывает, что на инфляцию оказывают  воздействие так называемые «шоки  предложения» (ε) – резкие изменения уровня цен на определенные группы товаров, приводящие к сдвигу кривой совокупного предложения. Негативные шоки способствуют одновременному росту безработицы и инфляции, а позитивные – оказывают противоположное действие. Учет шоков предложения видоизменяет уравнение кривой Филлипса (3.6):

. (3.7)

Уравнение кривой Филлипса показывает, что темп инфляции обратно пропорционален темпу безработицы, точнее разнице между ее фактическим и естественным уровнями. [7, с.144]

Эта зависимость, иллюстрируется движением вдоль  кривой Филлипса, сдвигаемой в силу изменения инфляционных ожиданий () и под воздействием шоков предложения (ε) (рис. 3.1).

 
 
Рис. 3.1 Кривая Филлипса

В заключении следует отметить, что четкая обратная связь между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном  периоде.    
 
 
 

 

4 Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции и методы борьбы с ней

Осуществляемый  в настоящее время переход  к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических  проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с  людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений  на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат  объективного развития общества, застрявшего  между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.

     В январе-июне 2011 г. республиканскими органами государственного управления, областными и  Минским городским исполнительными комитетами, нанимателями осуществлялись меры, направленные на выполнение Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4  марта 2011 г. № 270 (далее –  Государственная программа).  

     В первом полугодии 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве  обратилось 155,9 тыс. человек (93,5 процента к соответствующему периоду 2010 года), из них зарегистрированы безработными 95,8 тыс. человек (88,5 процента).

     Включая граждан, состоявших на учете в органах  по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве  нуждалось 208,4 тыс. человек (91,6 процента), из них 128,9 тыс. безработных (86,8 процента).

     Число свободных рабочих мест увеличилось  по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 16 процентов и составило  на  1 июля 2011 г. 63,1 тыс. вакансий (на 01.07.2010 –  54,4 тыс. вакансий). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (77,6 процента в 2010 году). В г. Минске вакансий в семь раз больше, чем безработных.

     Основные  показатели Государственной программы  в целом  выполняются. По оперативным данным, за январь-июнь 2011 г.  трудоустроено на созданные рабочие места 91,6 тыс. человек (52,4 процента от задания, 105,3  процента к уровню 2010 года).  

Справочно: В Брестской области трудоустроено на  созданные рабочие места 11,5 тыс. человек  (46,1 процента от задания), в Витебской – 12,6 тыс. (50,6 процента), в Гомельской области 12,1 тыс. (50,6 процента), в Гродненской 10,5 тыс. (50 процентов), в Минской 11,9 тыс. (51,6 процента), в Могилевской области 10,7 тыс. – (51,1 процента), в г. Минске – 22,2 тыс. человек (61,7 процента от задания).

     Из 1,1 тыс. рабочих мест, созданных нанимателями с использованием бюджетной ссуды, 0,6 тыс. (58,7 процента) –  создано в малых городах, 194  или 18,3  процента – на селе.

     На  созданные рабочие места и  имевшиеся вакансии трудоустроено  на постоянную работу 103,8 тыс. человек (52 процента от задания), из них 66,8 тыс. – безработных   (52,1 процента от задания).

     Приоритетное  внимание уделялось содействию в  трудоустройстве граждан, особо  нуждающихся в социальной защите - трудоустроено на постоянную работу 10,6 тыс. граждан данной категории, в  том числе 6,4 тыс.- в  счет установленной брони.

     Организована  адаптация к трудовой деятельности 301 инвалида.

Профинансированы  и компенсированы затраты из средств  Фонда социальной защиты населения 15 нанимателям за приобретенное   специализированное оборудования для создания 39 рабочих мест и трудоустройства инвалидов.

     Финансовая  поддержка в виде субсидий для  организации предпринимательской, ремесленной  деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма оказана 1734  безработным (104,2 процента к 2010 году), в том числе  301 безработному, проживающему в сельской  местности, 494 безработным, проживающим в малых городах. Из общего числа получивших финансовую поддержку 677 человек прошли обучение основам предпринимательской   деятельности. 

На ученические  рабочие места в рамках «Молодежной  практики», трудоустроено 982  безработных из числа выпускников профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, а также прошедших обучение по направлениям государственной службы занятости, в том числе 32 женщины-матери. Трудоустроено на постоянную работу после «Молодежной практики»  314 человек. 

         На  новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов  по труду, занятости и социальной защите переселено, с их согласия, 198 семей безработных.  

         В оплачиваемых общественных работах  приняли участие 41,3 тыс. человек (45,6 процента от задания), в том числе 25,1 тыс. безработных  (51 процент от задания), из них 4,1 тыс. отработали на объектах социальной сферы, 1,4 тыс. – на объектах лесного хозяйства, 21,9 тыс. – в сельском хозяйстве.

    В свободное  от учебы время  организована трудовая  занятость для 19,6 тыс. человек из числа школьников, учащейся  и студенческой молодежи, из них 16,9 тыс. – учащиеся 8-11 классов.  

         Обеспечивается  выполнение основных показателей Программы  по обеспечению занятости сельского  населения, показатели выполняются  всеми областями.

         По  оперативным данным, на созданные  рабочие места трудоустроено 11 тыс. человек, из них 194 – на рабочие места, созданные  нанимателями за счет бюджетных ссуд.

         В сравнении с началом 2011 года количество безработных, проживающих в сельской местности, уменьшилось на 5 процентов  и      составило на 1 июля 2011 г.  6,9 тыс. безработных, количество вакансий -  8,2  тыс., или в 1,2 раза больше, чем безработных.

         Реализуется  комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых городах.

         В результате принятых мер в малых  городах республики количество безработных  по сравнению с началом года уменьшилось с 6192 человек на 01.01.2011 до 6173 на 01.07.2011, или на 0,3 процента, количество вакансий увеличилось с 8,4 тыс. до 11 тыс. рабочих мест, или на 31 процент. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась  с 0,7  безработных на  вакансию на 1.01.2011  до 0,6 на 1.07.2011 (в целом по республике  с 0,7 до 0,5).  

         В 27 малых городах, включенных  в Государственную программу, создано 3673 рабочих места, численность безработных уменьшилась с 1968 человек на 01.01.2011 до 1900 на 01.07.2011, или на 3,5 процента.

         Продолжается  работа по трудоустройству граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные  государством на содержание детей, находящихся  на государственном обеспечении (далее  – обязанные лица).

         Напряженность на рынке труда в сравнении  с первым полугодием   2010 г. снизилась  и составила в целом по республике 0,5 (в 2010 году – 0,7). Самая высокая напряженность на рынке труда в  Гомельской области – 0,9, самая низкая – 0,1 в г. Минске.    

         На 1 июня 2011 г. на учете в органах  по труду, занятости и социальной защите состояло 30,6 тыс. безработных (78,7 процента  к уровню 2010 года).

         Принимаемые в рамках Государственной   программы меры позволили обеспечить устойчивую тенденцию  роста численности населения, занятого в экономике, удержание уровня  безработицы в социально допустимых пределах.

         Уровень безработицы стабилизировался на отметке 0,7 процента к численности экономически активного населения при прогнозе – 1,2 - 1,5  процента.

         Значительно уменьшилась дифференциация регионов по уровню безработицы. На 1 июля 2011 г. из 118 районов и 12 городов – в 114 уровень безработицы до 1 процента, в 16 – от 1,1 до 1,5. 

         По  данным  Белстата  численность занятых в экономике в  январе – июне  2011 г. составила 4663 тыс. человек (темп роста к январю – июню 2010 г. 100,1 процента) при прогнозе на 2011 год в параметрах  4670 - 4720 тыс. человек. 

         Ежемесячно  осуществляется анализ хода выполнения прогнозных показателей по численности  занятых в экономике, результаты которого направляются в облисполкомы и Мингорисполком для принятия соответствующих мер по вовлечению в экономику незанятого населения.

Информация о работе Экономическое значение безработицы