Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:00, курсовая работа
Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Введение……………………………………………………………………..4
1 Сущность, виды, причины и уровень безработицы………………….…6
2 Потери от безработицы
2.1 Закон Оукена……………...…….......................................................10
2.2 Экономические и внеэкономические издержки безработицы…...11
2.3 Затраты на социальную защиту безработных……………….……14
2.4 Эмоционально-психологические последствия безработицы….…20
3 Безработица и уровень цен. Кривая Филлипса……………………….....23
4 Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции и методы борьбы с ней……………………………………..…..26
Заключение……………………………………………………………...…...36
Список литературы……………………………………………………..…...37
Приложение А…………………………………………………………….…39
Для выведения уравнения кривой Филлипса следует воспользоваться формулой кривой совокупного предложения и законом Оукена. Известно, что кривая совокупного предложения отражает взаимосвязь уровня цен и объема национального выпуска, а закон Оукена – зависимость между уровнем безработицы и величиной отставания фактического валового внутреннего продукта от потенциально возможного. Из этого можно вывести взаимозависимость уровня цен (инфляции) и уровня безработицы. [7, с.142]
Уравнение кривой совокупного предложения имеет вид:
, (3.1)
Где Y, - соответственно фактический и потенциальный объемы выпуска; α – положительный коэффициент чувствительности объема выпуска к неожиданным изменениям уровня цен; P, – фактический и ожидаемый уровни цен.
Изменим уравнение (3.1), представив зависимость не объема выпуска от уровня цен, а уровня цен от объема выпуска:
. (3.2)
Вычтем из обеих частей уравнения (3.2) уровень цен в предыдущем периоде (прошлом году) и получим:
. (3.3)
Разница между фактическим уровнем цен в данном и прошлом периодах называется темпом инфляции , между ожидаемым уровнем цен в данном году и уровнем цен в прошлом году – инфляционными ожиданиями . Таким образом, между темпом инфляции и объемом национального выпуска (на основе формулы (3.3))можно вывести следующую зависимость:
. (3.4)
Используя алгебраическую формулу закона Оукена, заменим разницу между фактическим и потенциальным объемами выпуска в формуле (3.4) разницей между фактической безработицей и естественным ее уровнем (при естественном уровне безработицы достигается потенциальный объем выпуска):
, (3.5)
Где u, - соответственно фактический и естественный уровни безработицы; β – положительный коэффициент, отражающий степень реакции инфляции на циклическую безработицу.
Наличие
знака «минус» перед
Из уравнений (3.4) и (3.5) можем вывести уравнение кривой Филлипса:
. (3.6)
Оно не учитывает, что на инфляцию оказывают воздействие так называемые «шоки предложения» (ε) – резкие изменения уровня цен на определенные группы товаров, приводящие к сдвигу кривой совокупного предложения. Негативные шоки способствуют одновременному росту безработицы и инфляции, а позитивные – оказывают противоположное действие. Учет шоков предложения видоизменяет уравнение кривой Филлипса (3.6):
. (3.7)
Уравнение кривой Филлипса показывает, что темп инфляции обратно пропорционален темпу безработицы, точнее разнице между ее фактическим и естественным уровнями. [7, с.144]
Эта зависимость, иллюстрируется движением вдоль кривой Филлипса, сдвигаемой в силу изменения инфляционных ожиданий () и под воздействием шоков предложения (ε) (рис. 3.1).
Рис. 3.1 Кривая
Филлипса
В заключении
следует отметить, что четкая обратная
связь между инфляцией и
4 Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции и методы борьбы с ней
Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок
предъявляет и требует
Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.
В январе-июне 2011 г. республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, нанимателями осуществлялись меры, направленные на выполнение Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 (далее – Государственная программа).
В первом полугодии 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 155,9 тыс. человек (93,5 процента к соответствующему периоду 2010 года), из них зарегистрированы безработными 95,8 тыс. человек (88,5 процента).
Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве нуждалось 208,4 тыс. человек (91,6 процента), из них 128,9 тыс. безработных (86,8 процента).
Число
свободных рабочих мест увеличилось
по сравнению с аналогичным
Основные показатели Государственной программы в целом выполняются. По оперативным данным, за январь-июнь 2011 г. трудоустроено на созданные рабочие места 91,6 тыс. человек (52,4 процента от задания, 105,3 процента к уровню 2010 года).
Справочно: В Брестской области трудоустроено на созданные рабочие места 11,5 тыс. человек (46,1 процента от задания), в Витебской – 12,6 тыс. (50,6 процента), в Гомельской области 12,1 тыс. (50,6 процента), в Гродненской 10,5 тыс. (50 процентов), в Минской 11,9 тыс. (51,6 процента), в Могилевской области 10,7 тыс. – (51,1 процента), в г. Минске – 22,2 тыс. человек (61,7 процента от задания).
Из 1,1 тыс. рабочих мест, созданных нанимателями с использованием бюджетной ссуды, 0,6 тыс. (58,7 процента) – создано в малых городах, 194 или 18,3 процента – на селе.
На созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 103,8 тыс. человек (52 процента от задания), из них 66,8 тыс. – безработных (52,1 процента от задания).
Приоритетное внимание уделялось содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите - трудоустроено на постоянную работу 10,6 тыс. граждан данной категории, в том числе 6,4 тыс.- в счет установленной брони.
Организована адаптация к трудовой деятельности 301 инвалида.
Профинансированы и компенсированы затраты из средств Фонда социальной защиты населения 15 нанимателям за приобретенное специализированное оборудования для создания 39 рабочих мест и трудоустройства инвалидов.
Финансовая
поддержка в виде субсидий для
организации
На ученические
рабочие места в рамках «Молодежной
практики», трудоустроено 982 безработных
из числа выпускников профессионально-технических,
средних специальных и высших учебных
заведений, а также прошедших обучение
по направлениям государственной службы
занятости, в том числе 32 женщины-матери.
Трудоустроено на постоянную работу после
«Молодежной практики» 314 человек.
На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселено, с их согласия, 198 семей безработных.
В оплачиваемых общественных работах приняли участие 41,3 тыс. человек (45,6 процента от задания), в том числе 25,1 тыс. безработных (51 процент от задания), из них 4,1 тыс. отработали на объектах социальной сферы, 1,4 тыс. – на объектах лесного хозяйства, 21,9 тыс. – в сельском хозяйстве.
В свободное от учебы время организована трудовая занятость для 19,6 тыс. человек из числа школьников, учащейся и студенческой молодежи, из них 16,9 тыс. – учащиеся 8-11 классов.
Обеспечивается
выполнение основных показателей Программы
по обеспечению занятости
По оперативным данным, на созданные рабочие места трудоустроено 11 тыс. человек, из них 194 – на рабочие места, созданные нанимателями за счет бюджетных ссуд.
В сравнении с началом 2011 года количество безработных, проживающих в сельской местности, уменьшилось на 5 процентов и составило на 1 июля 2011 г. 6,9 тыс. безработных, количество вакансий - 8,2 тыс., или в 1,2 раза больше, чем безработных.
Реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых городах.
В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось с 6192 человек на 01.01.2011 до 6173 на 01.07.2011, или на 0,3 процента, количество вакансий увеличилось с 8,4 тыс. до 11 тыс. рабочих мест, или на 31 процент. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 0,7 безработных на вакансию на 1.01.2011 до 0,6 на 1.07.2011 (в целом по республике с 0,7 до 0,5).
В 27 малых городах, включенных в Государственную программу, создано 3673 рабочих места, численность безработных уменьшилась с 1968 человек на 01.01.2011 до 1900 на 01.07.2011, или на 3,5 процента.
Продолжается работа по трудоустройству граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица).
Напряженность на рынке труда в сравнении с первым полугодием 2010 г. снизилась и составила в целом по республике 0,5 (в 2010 году – 0,7). Самая высокая напряженность на рынке труда в Гомельской области – 0,9, самая низкая – 0,1 в г. Минске.
На 1 июня 2011 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 30,6 тыс. безработных (78,7 процента к уровню 2010 года).
Принимаемые в рамках Государственной программы меры позволили обеспечить устойчивую тенденцию роста численности населения, занятого в экономике, удержание уровня безработицы в социально допустимых пределах.
Уровень
безработицы стабилизировался на отметке
0,7 процента к численности экономически
активного населения при
Значительно уменьшилась дифференциация регионов по уровню безработицы. На 1 июля 2011 г. из 118 районов и 12 городов – в 114 уровень безработицы до 1 процента, в 16 – от 1,1 до 1,5.
По данным Белстата численность занятых в экономике в январе – июне 2011 г. составила 4663 тыс. человек (темп роста к январю – июню 2010 г. 100,1 процента) при прогнозе на 2011 год в параметрах 4670 - 4720 тыс. человек.
Ежемесячно осуществляется анализ хода выполнения прогнозных показателей по численности занятых в экономике, результаты которого направляются в облисполкомы и Мингорисполком для принятия соответствующих мер по вовлечению в экономику незанятого населения.