Экономическое значение безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
1 Сущность, виды, причины и уровень безработицы………………….…6
2 Потери от безработицы
2.1 Закон Оукена……………...…….......................................................10
2.2 Экономические и внеэкономические издержки безработицы…...11
2.3 Затраты на социальную защиту безработных……………….……14
2.4 Эмоционально-психологические последствия безработицы….…20
3 Безработица и уровень цен. Кривая Филлипса……………………….....23
4 Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции и методы борьбы с ней……………………………………..…..26
Заключение……………………………………………………………...…...36
Список литературы……………………………………………………..…...37
Приложение А…………………………………………………………….…39

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 90.91 Кб (Скачать файл)

    д) возмещение расходов и получение иных компенсаций при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

    Для осуществления контроля над соблюдением законодательства о занятости населения в структуре органов службы занятости созданы инспекции Республиканского, областных, городских и районных центров занятости населения. Основными задачами инспекторской службы являются:

  1. осуществление контроля над правильностью применения законодательства о занятости государственными органами и нанимателями;
  2. проверка деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих гражданам платные услуги, связанные с профориентацией, повышением профессионального уровня и подготовкой к новой работе, трудоустройством;
  3. обеспечение совместно с финансовыми органами контроля за своевременным перечислением средств в фонд занятости по нормативам, установленным законодательством.

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года, гражданам  Республики Беларусь гарантируется  право на труд, то есть право на выбор  профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой  и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и  безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. 

 

 

Заключение

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое  явление, однозначно нельзя. С точки  зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для  большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную  психологическую травму. Однако с  точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной  необходимостью. Другое дело, что государство  должно регулировать занятость, устранять  негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь  должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения  работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров  и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни  семьи безработного, так как пособие  по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое  состояние безработного.   

 Для  кардинального решения проблем  безработицы надо в корне менять  политику занятости. Нельзя сегодня  пассивно сдерживать безработицу.  Только целенаправленное активное  повышение уровня занятости населения  на действующих и на вновь  создаваемых высокоэффективных  наукоемких рабочих местах поможет  вывести белорусскую экономику  из тупика, дать простор развитию  рыночных и социальных перспектив  не на бумаге, а на деле. 

 

    Список  литературы 

  1 Агапова, Т. А., Макроэкономика : учеб./ Т.А. Агапова,  С.Ф. Серёгина ; под  общ.  ред . А. В .Сидоровича. – 3-е изд – М. : МГУ Дело и Сервис , 2000. – 416 с.    

  1. Базылев, Н. И.  Макроэкономика / Н. И. Базылев. – Мн. : Современная школа, 2007. – 288 с.
  2. Борисов, Е. Ф  Экономическая теория : учеб. пособие / Е. Ф. Борисов. – М. : ТК Велби, Изд-во « Проспект », 2006. – 256 с.                                                                                         
  3. Вечканов, Г. С. Макроэкономика : учеб. /  Г. С. Вечканов,  Г. Р. Вечканова. . – 2-е изд. –  СПб. : Питер, 2006. –  544 с.
  4. Костевич, И. А. Беларусь: занятость населения / И. А. Костевич // Науч.-практ. журнал. – 2009. – № 3. – С. 50–52.
  5. Макроэкономика : социально–ориентированный подход : учеб. для вузов / Э. А. Лутохина [и др.]; под ред. Э. А. Лутохиной. – Мн. : ИВЦ Минфина. – 2005. – 400 с.
  6. Макроэкономика : учеб. для вузов / В. С. Артамонов [и др.] ; под ред.                В. С. Артамонова, С. А. Иванова. – СПб. : Питер, 2009.– 369 с.
  7. Макроэкономика : учеб. пособие для вузов / Т. С. Алексеенко [и др.] ; под ред.Л. П. Зеньковой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
  8. Национальная экономика Беларуси : учеб. / В. Н. Шимов [и др.] ; под ред.     В. Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. : БГЭУ, 2006. – 751 с
  9. Полоник, С. С. Проблемы и перспективы социально–эконмического развития Республики Беларусь / C. C. Полоник, Я. М. Александрович, А. В. Богданович// Белорус.  экон. журнал. – 2006. – № 1. – С. 4–21.
  10. Сальникова, И. Качество занятости населения – желаемое и действительное / И. Сальникова // Человек и труд. –  2007. – № 6. – С. 83–90.
  11. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-июле 2010года/Федерация профсоюзов Беларуси. – Минск: 2010. – 21с.
  12. Тур, А. Н. Развитие малых и средних городов – важнейший фактор экономического роста / А. Н. Тур // Белорус. экон.  журнал. – 2007. – № 2. – С. 48–49. 
  13. Шимов, Н. В. Беларусь : от  экономического  кризиса к устойчивому росту /  В. Н. Шимов // Белорус. экон. журнал. – 2006. – № 2. – С. 23–24.
  14. Экономическая теория : учеб. пособие / Л. Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л. Н. Давыденко. – Минск : Высшая школа, 2008.  –  352 с.                                             
  15. Экономическая теория : учеб. / под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина. – М. :  ИНФРА-М, 2005. – 672 с
  16. Экономическая теория : учеб. / под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. – М. :  Юрайт-Издат,  2005. – 557 с.
  17. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь http://www.mintrud.gov.by/
 
 

      

      
 
 
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

(справочное)

Закон "О  занятости населения  Республики Беларусь" от 1 июля 2007 г.

Закон дополнен рядом новых статей: праве граждан на выбор профессии; профессиональную подготовку и повышение квалификации; на трудоустройство за пределами Республики Беларусь; на обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной службы занятости населения. В перечень категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государство предоставляет дополнительные гарантии занятости,  включены дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа (совершеннолетние). В соответствии с Законом срок нахождения в органах государственной службы занятости населения в качестве безработного ограничен тремя годами. В Законе предусмотрено обеспечение трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по решению суда в органы государственной службы занятости. Изменен порядок досрочного ухода на пенсию (за один год) граждан, которым назначается пособие по безработице сроком на один год (при стаже работы у мужчин 38 и более лет, у женщин 33 года и более) и за два года - при ликвидации организации. Право решения о направлении безработных на пенсию досрочно принадлежит органам государственной службы занятости и осуществляется только в случаях отсутствия возможностей  их трудоустройства и с их согласия. При этом выплата пенсий (до наступления  пенсионного возраста) будет производиться не из средств Фонда социальной защиты населения, а из средств государственного фонда содействия занятости. В перечень причин увольнения работников, по которым им не назначается пособие при регистрации их в качестве безработных, дополнительно включено расторжение трудового договора по соглашению сторон. И еще одно важное дополнение. Статья 16 "Участие профсоюзов в содействии занятости населения" дополнена пунктом, предоставляющим право местным исполнительным и распорядительным органам по предложению службы занятости приостанавливать на срок до шести месяцев решение массовом высвобождении работников или принимать решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение одного года с финансированием данных мероприятий за счет местных бюджетов и средств государственного фонда содействия занятости. 
 

 

Информация о работе Экономическое значение безработицы