Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 22:42, дипломная работа
Актуальность и значение перечисленных работ несомненны. Однако необходимо отметить, что в большинстве своем, данные работы, подробно рассматривая теоретические и практические аспекты организации системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт, а так же подробные технические и технологические характеристики различных платежных систем, применяемых в работе банков, практически не затрагивают специфики организации и вопросы управления безналичными расчетами на основе пластиковых карт на предприятиях торговли и сервиса.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы функционирования платежной системы на основе пластиковых карт ……………………………………………………..………...6
1.1. Эволюция развития системы расчетов на основе пластиковых карт............................................................................................................................6
1.2. Правовое и нормативное регулирование функционирования платежной системы на основе пластиковых карт..................................................................10
1.3. Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими пластиковыми картами.........................................................................................17
2. Анализ эффективности рынка банковских пластиковых карт в Российской Федерации….……………………………………………………………………29
2.1. Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт…………………..……………………..………………..…….29
2.2. Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России …………………………………………………… ……………………. .42
3. Проблемы развития и направления повышения эффективности операций с пластиковыми картами в Российской Федерации …………………………….62
3.1. Роль Сбербанка на российском рынке пластиковых карт...……………. .62
3.2. Проблемы развития пластиковых карт и возможные пути их решения...72
3.3.Направления повышения эффективности использования банковских платежных карт в России ……………………………………………………….79
Заключение ………………………………………………………………………88
Список используемой литературы ………………………………
При оплате счетов с торговца удерживается особая комиссия (дисконт) в размере от 2 - 5% от суммы сделки.
7. В конце
каждого месяца банк
У владельца карточки есть два альтернативных варианта расчетов с банком:
- погасить
долг без выплаты процентов
в течении льготного срока
- 25-30 дней с даты платежа,
- продлить
кредит за пределы льготного
срока с начислением 1,5-2% в месяц
на сумму непогашенного
Основные этапы торговой операции торговой операции с применением банковской кредитной карточки приведены на Рис. 1.1. Рассмотрим подробнее эту схему.
При покупке товара по банковской кредитной карточке на сумму менее разового лимита торговец выписывает торговый счет, копия которого вместе с товаром и карточкой передается покупателю (1,2). В случае же превышения лимита торговец связывается с банком-эквайром для проведения авторизации (получения разрешения на сделку).
Рис. 1.1. Основные этапы торговой операции с применением банковской платежной карты25
Если владелец карточки - клиент банка - эквайра то есть последний является также эмитентом карточки, то авторизацию проводит сам эквайр (3.3а). Сделка в этом случае оформляется согласно процедуре (2). Если же владелец карточки - клиент другого банка, то для получения авторизации эквайр связывается с банком-эмитентом через систему информационного обмена (4,4а). После получения разрешения эта информация поступает к торговцу, и сделка завершается передачей товара (3а и 2). По окончании рабочего дня (недели, месяца) торговец предъявляет банку - эквайру торговые счета по карточным покупкам. Банк зачисляет суммы (за вычетом дисконта) на текущий счет владельца (5). Если владелец карточки - клиент банка -эквайра (см 3 , 3а), то последний проводит расчет непосредственно с владельцем (6). Банк посылает выписку с указанием сумм подлежащих погашению, и сроков уплаты долга. В случае же, если владелец карточки - клиент другого банка, схема расчета усложняется. Банк-эквайр получает деньги от банка эмитента через систему информационного обмена (интерчейндж) (7) . При этом банк - эквайр уплачивает эмитенту комиссию за интерчейндж. Для завершения расчета в соответствии с (7) банк эмитент получает платеж от владельца карточки (8)26.
Такова
общая схема расчета при
2. Анализ эффективности рынка банковских пластиковых карт в Российской Федерации
2.1. Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт
В период с 2001 по 2007 г. эмиссия международных и российских карточек возросла с 10,6 млн. до 96,3 млн. штук, или более чем в 9 раз (Рис. 2.1).
Рис.2.1. Объёмы эмиссии пластиковых карт с 2002 по 2007год, млн. штук27
За тот же период оборот по карточкам (без пересчета на темпы роста инфляции) увеличился с 416,1 млрд. руб. до 4 433,7 млрд. руб., или в 10,7 раза.
Заметными темпами развивался карточный бизнес в регионах страны: число регионов, банки которых выпустили 1 млн. и более карточек, в рассматриваемый период выросло с трех до четырнадцати. В некоторых российских регионах уровень рыночного проникновения карточек приблизился к показателям, типичным для экономически развитых стран Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.
На российском рынке появились
новые типы карточек - с кредитной
функциональностью; расширился набор
функций, выполняемых банковскими
карточками ("социальная карта", "транспортная
карта", оплата покупок в Интернете,
погашение текущей
Вместе с тем по состоянию на середину 2007 г. российский рынок сохранил многие черты, характерные для его начального периода развития.
По-прежнему подавляющая часть российского карточного бизнеса осуществляется в рамках зарплатной модели. Более 90% всех карточек, эмитированных российскими банками, являются дебетовыми продуктами с непосредственным дебетованием счета. Основная масса российских держателей уверенно использует их для ежемесячного похода до ближайшего банкомата или отделения банка и снятия полученной зарплаты. Средний российский держатель совершает одну-две транзакции в месяц, и этот показатель остается практически неизменным с начала века28.
Соответственно, беспрецедентно низкой остается доля платежных транзакций в общем карточном обороте. В период с 2001 г. по середину 2005 г. этот показатель увеличился более чем в 2 раза - с 7% до более чем 15%, однако затем начал стремительно падать, завершив 2007 г. на отметке 9%.
Отсюда можно сделать два следующих вывода.
Во-первых, увеличение эмиссии российскими банками карточек с кредитной функциональностью, основной сферой применения которых является оплата товаров и услуг, пока к положительному эффекту не привело.
Во-вторых, какого-то видимого изменения
в поведенческих паттернах
Сохраняется и географическая диспропорциональность в развитии российского карточного рынка. Более половины карточного бизнеса страны сосредоточено в трех крупнейших регионах, почти две трети - в пяти крупнейших регионах, 75% - в 14 российских регионах. Причем региональное развитие рынка ограничивается главным образом городами и областями, где сосредоточены добыча и переработка основных сырьевых ресурсов. Очевидно, что уровень развития карточного бизнеса в том или ином регионе является зеркальным отражением уровня его экономического благополучия, т. е. доходов компаний, организаций и физических лиц в этом регионе29.
Однако, концентрация на рынке пластиковых карт больше чем на других, на 100 крупнейших игроков приходится 94% рынка (Таблица 2.1). Причем до прошлого года она увеличивалась, а теперь стала уменьшаться, из-за выхода на рынок новых игроков, прежде всего из регионов.
Всего за пять лет количество банковских карт в России увеличилось более чем в 6,4 раза. По данным Центробанка на 01.10.2007 г., в стране выпущено 96 222 тыс. банковских карт, а объем операций по ним достиг более 5 триллионов рублей30.
Таблица 2.1
Концентрация рынка пластиковых карт в 2007 году31
Группа |
Оборот по |
Для сравнения, май 2007 г. | |||||
2007 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2004 г. |
Активы |
Вклады |
Потребкредиты | |
Топ 10 |
59% |
62% |
57% |
56% |
54% |
68% |
59% |
Топ 50 |
86% |
89% |
84% |
83% |
77% |
83% |
84% |
Топ 100 |
94% |
96% |
93% |
93% |
86% |
89% |
91% |
Столь стремительный
рост рынка пластиковых карт говорит
о большой перспективности и
привлекательности данного
Основной
объем их эмиссии и эквайринга
приходится на Москву, Санкт-Петербург
и еще несколько крупных
Рисунок 2.2. Средняя сумма операции по одной банковской карте в год
в разрезе федеральных округов по итогам 2007 года, тыс. руб.33
В Южном
федеральном округе представлено свыше
десяти платежных систем международного,
национального и локального масштаба,
но консолидирующей системы по-
Анализ показал, что количество проведенных транзакций физическими
лицами по картам, эмитированным в Ставропольском крае, увеличилось в 3,43 раза за период с 2005 г. 2007 г., при этом доминирует снятие наличных – 97,10%, и лишь 2,82% приходится на оплату товаров и услуг. В свою очередь, торговая инфраструктура рынка развивается медленными темпами. Ее поступательное формирование наряду с ясным законодательным регулированием будут способствовать привлечению значительных финансовых ресурсов в экономику государства, а новые технологии и механизмы – существенному расширению круга операторов платежных систем, что в дальнейшем приведет к возникновению крупных расчетно-платежных комплексов. В то же время отсутствие четко выраженной позиции государственных органов и общественных институтов в отношении возможных направлений динамики безналичных платежных технологий не позволяет сделать шаг в развитии платежных систем. Важным аспектом расширения сферы их применения является разработка стандартов на пластиковые карты и оборудование, обеспечивающих унификацию носителей, способы защиты информации, а также гарантирующих необходимый уровень безопасности при выполнении банковских операций.
Основными причинами низкого уровня использования пластиковых карт для безналичных расчетов являются: отсутствие развитой инфраструктуры обслуживания; "наследие" советской экономики, ориентированной на наличность; отсутствие стимулов к использованию карточек; несовершенство законодательства; проблемы безопасности и доверия; непонимание потребителями преимуществ, которые дают как банковские услуги, так и карточные технологии.
Ключевые показатели развития карточного бизнеса в России представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Ключевые показатели развития карточного бизнеса в России, 2008 г35.
Показатель |
2008 г. |
Изменение (+/ -) к предыдущему году, % |
Эмиссия, тыс. |
102362,2 |
36,78 |
Количество транзакций за год, млн |
1209,37 |
40,18 |
Среднее число транзакций в расчете на одну карточку в год |
16,20 |
2,70 |
Суммарный оборот, млрд руб. |
4433,66 |
48,44 |
Средняя величина одной транзакции, руб. |
3666,00 |
5,90 |
Общая сумма платежных транзакций, млрд. руб.36 |
400,35 |
22,16 |
Доля платежных транзакций в обороте, % |
9,03 |
-17,68 |
За четыре года уровень проникновения в целом по всему российскому рынку вырос более чем вдвое: по итогам 2004 г. этот показатель составлял 243 карточки на 1 тыс. человек. Хотя по степени насыщенности российский рынок еще очень далек от экономически развитых стран, достигнутый им к концу 2008 г. показатель проникновения вполне сопоставим с аналогичными показателями, характерными для ведущих стран Восточной и Центральной Европы (см. табл. 2.3).
Отметим, что объемы эмиссии карточек для юридических лиц за последние годы практически не увеличиваются, поэтому их доля в совокупном количестве выпущенных карточек постоянно падает. Если в конце 2003 г. доля этих продуктов в эмиссии составляла 4,45%, в 2004 г. - 4,0%, то в 2005 г. она упала до 0,28%, а в 2008 г., как уже отмечалось, почти до нулевой отметки.
Информация о работе Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ