Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 22:42, дипломная работа
Актуальность и значение перечисленных работ несомненны. Однако необходимо отметить, что в большинстве своем, данные работы, подробно рассматривая теоретические и практические аспекты организации системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт, а так же подробные технические и технологические характеристики различных платежных систем, применяемых в работе банков, практически не затрагивают специфики организации и вопросы управления безналичными расчетами на основе пластиковых карт на предприятиях торговли и сервиса.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы функционирования платежной системы на основе пластиковых карт ……………………………………………………..………...6
1.1. Эволюция развития системы расчетов на основе пластиковых карт............................................................................................................................6
1.2. Правовое и нормативное регулирование функционирования платежной системы на основе пластиковых карт..................................................................10
1.3. Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими пластиковыми картами.........................................................................................17
2. Анализ эффективности рынка банковских пластиковых карт в Российской Федерации….……………………………………………………………………29
2.1. Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт…………………..……………………..………………..…….29
2.2. Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России …………………………………………………… ……………………. .42
3. Проблемы развития и направления повышения эффективности операций с пластиковыми картами в Российской Федерации …………………………….62
3.1. Роль Сбербанка на российском рынке пластиковых карт...……………. .62
3.2. Проблемы развития пластиковых карт и возможные пути их решения...72
3.3.Направления повышения эффективности использования банковских платежных карт в России ……………………………………………………….79
Заключение ………………………………………………………………………88
Список используемой литературы ………………………………
Ускоренное развитие сегмента банкоматных услуг ведет и к изменениям в отношениях между владельцами банкоматных сетей, независимыми провайдерами услуг по процессингу транзакций и техническому обслуживанию, производителями и поставщиками систем самообслуживания. Ретейловые банки все больше концентрируют свое внимание на ключевых составляющих бизнеса — продажах, разработке новых продуктов и услуг, их маркетинге и укреплении взаимоотношений с клиентами, в то время как большинство операций, не относящихся к основному виду или направлению деятельности, постепенно переходят в область аутсорсинга. Варьировать стратегию, бизнес-модели и целевые сегменты потребителей невозможно, если банкоматы обладают одинаковой и слишком ограниченной функциональностью. Желательно, чтобы те функции, которые выполняют банкоматы, адресовались определенной группе потребителей, которым эти функции необходимы и полезны. Сравнительная функциональность банкоматов, установленных в России и зарубежных странах представлена на рис. 2.5.
Согласно результатам
Все перечисленные выше изменения в сегменте банкоматных услуг в России приводят, как мы уже отмечали выше, к существенным изменениям во взаимоотношениях между его участниками. Перестройка стратегий банков в области самообслуживания неизбежно влечет за собой изменения в стратегиях производителей и поставщиков решений.
С точки зрения распространенности
на рынке устройств
Последние пять лет производители большой тройки — NCR, Wincor Nixdorf и Diebold — с переменным успехом конкурируют по объему продаж, однако по суммарному размеру инсталляционной базы NCR далеко опережает всех остальных поставщиков, являясь старейшим игроком на рынке. До начала 2000-х годов корпорация NCR была единственным из работающих в России производителем банкоматов, ведущим коммерческую деятельность напрямую — через свое дочернее предприятие и одновременно официального представителя «Эн.Си.Ар., NCR A/O», существующее с 1997 г. Остальные игроки — Diebold и Wincor Nixdorf (до 2000 г. Siemens Nixdorf) — осуществляли как продажи, так и послепродажное обслуживание банкоматов через российских партнеров.
Wincor Nixdorf International открыла представительство
в Москве в ноябре 2004 г. При
этом руководство компании
К настоящему времени, однако, ситуация сильно изменилась. Как и другие игроки «Большой тройки» компания Wincor Nixdorf начала продвижение продукции на российский рынок через собственное торговое представительство — открытое в октябре 2007 г. ООО «Винкор Никсдорф», лишившись при этом двух из трех своих официальных партнеров. Первой сотрудничество с немецким вендором прекратила компания «Система». 11 мая 2007 г. она официально проинформировала своих клиентов и партнеров о немедленном расторжении соглашения с компанией Wincor Nixdorf, а также об отказе от дальнейшего сотрудничества с этой компанией и работы с ее продуктами.
«Мы не считаем возможным продолжать деловые контакты с компанией, которая не в состоянии обеспечить равные условия работы для своих партнеров и придерживается политики двойных стандартов в работе с ними», — говорится в пресс-релизе компании «Системы». Wincor Nixdorf ответила не менее резким заявлением, обвинив своего бывшего партнера в «грубом нарушении контрактных обязательств, в том числе финансовых».
Все это могло бы выглядеть как
обычная размолвка между
«Принципиальное несоответствие стратегий развития ООО «Инпас Компани» и Wincor Nixdorf в этом вопросе, непоследовательная партнерская политика, а также немотивированное одностороннее изменение условий сотрудничества со стороны Wincor Nixdorf без каких бы то ни было согласований вынудили нас отказаться от поставок оборудования данного вендора», — сказано в заявлении компании INPAS от 9 сентября 2008 г.
Желание многих производителей в максимально возможной степени продвигать в рамках интеграционных проектов свои собственные продукты выглядит вполне закономерным, в то же время оно вряд ли укладывается в рамки сегодняшних стратегий российских банков. Ведь речь идет не столько о росте функциональности систем самообслуживания, сколько об их кастомизации в соответствии с конкретными задачами и условиями бизнеса банков. Оказавшись номинально в той же ситуации, что и Diebold (торговое представительство и один партнер), компания Wincor Nixdorf, однако, на первый взгляд проигрывает конкурентам в России в инфраструктурном отношении. В сообщении Wincor Nixdorf о прекращении взаимоотношений с компанией INPAS, опубликованном на сайте Bankir.ru, сказано: «Wincor Nixdorf полон решимости работать в России и с большим оптимизмом оценивает потенциал российского рынка. Wincor Nixdorf поддерживает всех пользователей продуктов Wincor Nixdorf и сопутствующих услуг через ООО “Винкор Никсдорф”». Но смогут ли мощности Wincor Nixdorf в России обеспечить всеобъемлющую поддержку даже того парка (а это порядка 20 тыс. банкоматов), который уже сегодня установлен российскими банками?
Количественный и качественный
рост банкоматных сетей российских
банков неизбежно ведет к тому,
что функции поддержки все
в большей степени будут
В Центральной Европе операции пополнения наличными банкоматов выполняется компаниями-аутсорсерами в более чем 25% всех банкоматов. Эстония является единственной страной региона, где независимые провайдеры обеспечивают управление наличностью во всех on-site-банкоматах. Еще только в двух странах региона — Чехии и Латвии — аутсорсеры выполняют операцию пополнения наличными в более 50% on-site-банкоматов54.
Уровень аутсорсинга first line maintenance в регионе достаточно низок (42%) и в большей степени типичен для off-site-банкоматов. В Беларуси, Хорватии, Чехии и Словакии аутсорсеры выполняют first line maintenance для более чем 90% of-site банкоматов.
Second line maintenance банкоматов в регионе
ВЦЕ почти полностью
Двое из производителей «Большой тройки»
— NCR и Diebold — уже сегодня предлагают
в России комплексный аутсорсинг
сетей банкоматов, предусматривающий
их подключение к единому центру
мониторинга и передачу технической
поддержки (как по first line, так и
по second line), а также инкассации сертифицированным
партнерам. По мнению представителей компании
Diebold, например, такой подход сокращает
объем отвлеченных средств
В таблице 2.4. приведены 200 крупнейших банков по оборотам в банкоматах, представлены 80 московских и 120 региональных банков. Кроме Москвы в число крупнейших игроков попали банки 41 региона.
Количество банкоматов посчитано
у крупнейших банков, а так же
у крупных региональных (у региональных
это проще сделать).
Интересный показатель средняя загрузка
банкоматов – количество средств выдаваемых
одним банкоматом в месяц.
Таблица 2.4.
Регионы, банки которых вошли в 200 крупнейших по оборотам в банкоматах
(более 4-х банков)56
Регион |
Кол-во банков из Топ 200 |
Доля местных банков на |
Москва и Московская область |
80 |
~100% |
Свердловская область |
13 |
56% |
Тюменская область |
11 |
45% |
Самарская область |
9 |
51% |
Новосибирская область |
8 |
39% |
Республика Татарстан |
8 |
71% |
Санкт-Петербург и |
7 |
45% |
Челябинская область |
6 |
52% |
Приморский край |
4 |
45% |
Саратовская область |
4 |
16% |
С одной стороны, высокая загрузка говорит об эффективном использовании, но с другой о том, что возможно клиенты испытывают неудобства связанные с очередями к банкомату. У банков, которые делали крупные вложения в банкоматную сеть недавно, с расчетом на перспективу, а не с целью поддержки зарплатных проектов, загрузка небольшая (Росбанк, Балтийский банк, Импэксбанк и др.). Выше загрузка банкоматов у банков, использующих устройства приема наличности (кэш-ин), для пополнения счета или погашения кредита (Альфа-банк, Русский Стандарт, Сити-банк и др.), выше загрузка так же у банков с высокой валютной составляющей оборота, что говорит о высокой доле "незарплатных" карт (см. 30 по доле валюты в обороте в банкоматах).
Списки 30 по наибольшему приросту оборотов в банкоматах за 2 года и 30 по наименьшему приросту оборотов в банкоматах за 2 года показывают лидеров и аутсайдеров рынка. По-видимому успех напрямую связан с вложениями в этот рынок. Изначально банкоматные сети строились под зарплатные проекты, лет десять назад банкоматы устанавливались, прежде всего, на крупных предприятиях для выдачи зарплаты. Постепенно с увеличением количества зарплатных проектов, а так же в связи с тем, что клиенты уже не спешили снимать всю зарплату сразу в день ее выдачи, банкоматы стали располагать все больше в центре города, в крупных торговых центрах, станциях метро. Сейчас еще подавляющее большинство клиентов не выбирает банк (за него это делает работодатель), и, казалось бы, сервис, предоставляемый банком не так важен (количество, расположение и функциональные возможности банкоматов), но в скором будущем удобство будет играть решающую роль. Можно сказать, что рынок входит в стадию второго передела – многие банки делают инвестиции на перспективу, в борьбе за "незарплатного" клиента, для этого развивают сеть и устанавливают кэш-ины. Уже сейчас часть клиентов снимает деньги в банкомате одного банка и через кэш-ин вносит их на карту другого банка. Как говорят специалисты, идет борьба за выгодные места для установки банкоматов57.
Объединенные
сети, обслуживающие карты банков-
3. Проблемы развития и направления повышения эффективности операций с пластиковыми картами в Российской Федерации
3.1. Роль Сбербанка на российском рынке пластиковых карт
Сегодня
уже трудно представить свою жизнь
без пластиковых карт, хотя еще
лет 15 – 20 назад многие даже и не
подозревали об их существовании. Появился
«пластик» в нашей стране в
конце 60-х годов прошлого века, но
массовое распространение карт в
России началось только после того,
как российские банки начали осуществлять
собственную эмиссию этого
Сберегательный банк РФ не был первопроходцем в этой области – к выпуску пластиковых карт он приступил в 1996 году, но он, безусловно, входит в число банков, положивших начало успешному развитию технологии пластиковых карт в России. Банкоматы имеют 530 банков (45% от общего количества банков и НКО), наименьшая доля банков, имеющих банкоматы среди средних и малых московских банков и дочек нерезидентов. Впрочем, эта группа лидирует по динамике за последний год. А за последние два года в лидерах Сбербанк и банки федерального уровня (таблица 3.1). На текущий момент Сбербанк выпускает карты международных платежных систем (таких как Visa и MasterCard), а также осуществляет эмиссию карт собственной платежной системы – АС Сберкарт.
Сбербанк
России вышел на передовые роли в
качестве эмитента и эквайрера после
кризиса 1998 г. Господствующие позиции
этот банк сохранил вплоть до настоящего
времени. Лидерство Сбербанка России
на карточном рынке выглядит совершенно
логично, учитывая его уникальную структуру,
размеры и традиционно
Таблица 3.1.
Динамика оборотов в банкоматах по группам банков59
Группа |
Кол-во банков |
Кол-во банков |
Доля банков |
Прирост | |
за год |
за два года | ||||
Сбербанк |
1 |
1 |
100% |
60% |
156% |
Госбанки |
4 |
2 |
50% |
41% |
135% |
Федеральные банки |
21 |
21 |
100% |
48% |
154% |
Отраслевые банки |
21 |
20 |
95% |
51% |
109% |
Нерезиденты |
59 |
21 |
36% |
118% |
141% |
Московские |
504 |
181 |
36% |
68% |
127% |
Региональные |
566 |
285 |
50% |
77% |
104% |
Итого |
1176 |
531 |
45% |
60% |
141% |
Информация о работе Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ