Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 22:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность и значение перечисленных работ несомненны. Однако необходимо отметить, что в большинстве своем, данные работы, подробно рассматривая теоретические и практические аспекты организации системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт, а так же подробные технические и технологические характеристики различных платежных систем, применяемых в работе банков, практически не затрагивают специфики организации и вопросы управления безналичными расчетами на основе пластиковых карт на предприятиях торговли и сервиса.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы функционирования платежной системы на основе пластиковых карт ……………………………………………………..………...6
1.1. Эволюция развития системы расчетов на основе пластиковых карт............................................................................................................................6
1.2. Правовое и нормативное регулирование функционирования платежной системы на основе пластиковых карт..................................................................10
1.3. Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими пластиковыми картами.........................................................................................17
2. Анализ эффективности рынка банковских пластиковых карт в Российской Федерации….……………………………………………………………………29
2.1. Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт…………………..……………………..………………..…….29
2.2. Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России …………………………………………………… ……………………. .42
3. Проблемы развития и направления повышения эффективности операций с пластиковыми картами в Российской Федерации …………………………….62
3.1. Роль Сбербанка на российском рынке пластиковых карт...……………. .62
3.2. Проблемы развития пластиковых карт и возможные пути их решения...72
3.3.Направления повышения эффективности использования банковских платежных карт в России ……………………………………………………….79
Заключение ………………………………………………………………………88
Список используемой литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ.docx

— 894.30 Кб (Скачать файл)

Ускоренное развитие сегмента банкоматных  услуг ведет и к изменениям в отношениях между владельцами  банкоматных сетей, независимыми провайдерами услуг по процессингу транзакций и техническому обслуживанию, производителями  и поставщиками систем самообслуживания. Ретейловые банки все больше концентрируют  свое внимание на ключевых составляющих бизнеса — продажах, разработке новых продуктов и услуг, их маркетинге и укреплении взаимоотношений с  клиентами, в то время как большинство  операций, не относящихся к основному  виду или направлению деятельности, постепенно переходят в область  аутсорсинга. Варьировать стратегию, бизнес-модели и целевые сегменты потребителей невозможно, если банкоматы  обладают одинаковой и слишком ограниченной функциональностью. Желательно, чтобы  те функции, которые выполняют банкоматы, адресовались определенной группе потребителей, которым эти функции необходимы и полезны. Сравнительная функциональность банкоматов, установленных в России и зарубежных странах представлена на рис. 2.5.

Согласно результатам рыночного  исследования RBR, самыми популярными  возможностями, которыми оснащены банкоматы  в России, являются: снятие наличных, выдача квитанции о транзакции, оплата услуг мобильной связи, банковская реклама, смена ПИН-кода, совершение транзакции по снятию наличных в различных  валютах. Полный перечень функций, выполняемых  банкоматами на территории России, регулярно расширяется. Понятно, что  некоторые функции, выполняемые  банкоматами, отражают специфические  страновые или местные особенности. Приведенную выше таблицу можно рассматривать как попытку сопоставить более или менее распространенные функции, выполняемые банкоматами в России и за рубежом.

Рис.2.5.Сравнительная функциональность банкоматов, установленных в России и зарубежных странах52

Все перечисленные выше изменения  в сегменте банкоматных услуг  в России приводят, как мы уже  отмечали выше, к существенным изменениям во взаимоотношениях между его участниками. Перестройка стратегий банков в  области самообслуживания неизбежно  влечет за собой изменения в стратегиях производителей и поставщиков решений.

С точки зрения распространенности на рынке устройств самообслуживания различных поставщиков структура  российского рынка почти аналогична той, которую мы видим сегодня  на рынке стран Восточной Европы в целом.

Последние пять лет производители  большой тройки — NCR, Wincor Nixdorf и Diebold — с переменным успехом конкурируют  по объему продаж, однако по суммарному размеру инсталляционной базы NCR далеко опережает всех остальных  поставщиков, являясь старейшим  игроком на рынке. До начала 2000-х  годов корпорация NCR была единственным из работающих в России производителем банкоматов, ведущим коммерческую деятельность напрямую — через свое дочернее предприятие и одновременно официального представителя «Эн.Си.Ар., NCR A/O», существующее с 1997 г. Остальные игроки — Diebold и Wincor Nixdorf (до 2000 г. Siemens Nixdorf) — осуществляли как продажи, так и послепродажное обслуживание банкоматов через российских партнеров.

Wincor Nixdorf International открыла представительство  в Москве в ноябре 2004 г. При  этом руководство компании заявило,  что партнерская модель продаж  оборудования и решений, существовавшая  в России ранее, останется неизменной. По итогам 2004 г. Wincor Nixdorf стала лидером  продаж на российском рынке  банкоматов, благодаря усилиям трех  сертифицированных партнеров —  компаний «Система», «Дельта-Системы»  и INPAS.

К настоящему времени, однако, ситуация сильно изменилась. Как и другие игроки «Большой тройки» компания Wincor Nixdorf начала продвижение продукции  на российский рынок через собственное  торговое представительство — открытое в октябре 2007 г. ООО «Винкор Никсдорф», лишившись при этом двух из трех своих официальных партнеров. Первой сотрудничество с немецким вендором прекратила компания «Система». 11 мая 2007 г. она официально проинформировала своих клиентов и партнеров о немедленном расторжении соглашения с компанией Wincor Nixdorf, а также об отказе от дальнейшего сотрудничества с этой компанией и работы с ее продуктами.

«Мы не считаем возможным продолжать деловые контакты с компанией, которая  не в состоянии обеспечить равные условия работы для своих партнеров  и придерживается политики двойных  стандартов в работе с ними», —  говорится в пресс-релизе компании «Системы». Wincor Nixdorf ответила не менее  резким заявлением, обвинив своего бывшего партнера в «грубом нарушении  контрактных обязательств, в том  числе финансовых».

Все это могло бы выглядеть как  обычная размолвка между партнерами, не сумевшими договориться по какому-либо конкретному поводу, если бы не последовавшее  через год с небольшим заявление  второго партнера — компании INPAS — о прекращении поставок оборудования Wincor Nixdorf. В качестве основной причины  прекращения отношений INPAS назвала  требование немецкого поставщика «поставлять  только типовой набор продуктов, вне зависимости от потребностей заказчика»53.

«Принципиальное несоответствие стратегий  развития ООО «Инпас Компани» и Wincor Nixdorf в этом вопросе, непоследовательная партнерская политика, а также  немотивированное одностороннее изменение  условий сотрудничества со стороны Wincor Nixdorf без каких бы то ни было согласований вынудили нас отказаться от поставок оборудования данного вендора», —  сказано в заявлении компании INPAS от 9 сентября 2008 г.

Желание многих производителей в максимально  возможной степени продвигать в  рамках интеграционных проектов свои собственные продукты выглядит вполне закономерным, в то же время оно вряд ли укладывается в рамки сегодняшних стратегий российских банков. Ведь речь идет не столько о росте функциональности систем самообслуживания, сколько об их кастомизации в соответствии с конкретными задачами и условиями бизнеса банков. Оказавшись номинально в той же ситуации, что и Diebold (торговое представительство и один партнер), компания Wincor Nixdorf, однако, на первый взгляд проигрывает конкурентам в России в инфраструктурном отношении. В сообщении Wincor Nixdorf о прекращении взаимоотношений с компанией INPAS, опубликованном на сайте Bankir.ru, сказано: «Wincor Nixdorf полон решимости работать в России и с большим оптимизмом оценивает потенциал российского рынка. Wincor Nixdorf поддерживает всех пользователей продуктов Wincor Nixdorf и сопутствующих услуг через ООО “Винкор Никсдорф”». Но смогут ли мощности Wincor Nixdorf в России обеспечить всеобъемлющую поддержку даже того парка (а это порядка 20 тыс. банкоматов), который уже сегодня установлен российскими банками?

Количественный и качественный рост банкоматных сетей российских банков неизбежно ведет к тому, что функции поддержки все  в большей степени будут передаваться специализированным сторонним компаниям  и уже через год-два мы, вероятно, будем наблюдать в России ту же картину, что и на других рынках Восточной  Европы.

В Центральной Европе операции пополнения наличными банкоматов выполняется  компаниями-аутсорсерами в более  чем 25% всех банкоматов. Эстония является единственной страной региона, где  независимые провайдеры обеспечивают управление наличностью во всех on-site-банкоматах. Еще только в двух странах региона  — Чехии и Латвии — аутсорсеры выполняют операцию пополнения наличными  в более 50% on-site-банкоматов54.

Уровень аутсорсинга first line maintenance в  регионе достаточно низок (42%) и в  большей степени типичен для off-site-банкоматов. В Беларуси, Хорватии, Чехии и Словакии аутсорсеры выполняют first line maintenance для более чем 90% of-site банкоматов.

Second line maintenance банкоматов в регионе  ВЦЕ почти полностью выполняется  аутсорсерами: они выполняют эти  виды работ в 95% всех on-site-банкоматов  и 92% всех off-site-банкоматов. В 9 из 15 стран региона 100% работ по second line maintenance банкоматов передано банками  независимым провайдерам услуг.

Двое из производителей «Большой тройки»  — NCR и Diebold — уже сегодня предлагают в России комплексный аутсорсинг сетей банкоматов, предусматривающий  их подключение к единому центру мониторинга и передачу технической  поддержки (как по first line, так и  по second line), а также инкассации сертифицированным  партнерам. По мнению представителей компании Diebold, например, такой подход сокращает  объем отвлеченных средств банка  и снижает издержки на инкассацию. Как скоро подобная услуга появится в арсенале третьего производителя  и будет ли она вообще доступна на рынке России, пока неизвестно55.

В таблице 2.4. приведены 200 крупнейших банков по оборотам в банкоматах, представлены 80 московских и 120 региональных банков. Кроме Москвы в число крупнейших игроков попали банки 41 региона.

Количество банкоматов посчитано  у крупнейших банков, а так же у крупных региональных (у региональных это проще сделать).  
Интересный показатель средняя загрузка банкоматов – количество средств выдаваемых одним банкоматом в месяц.

 

 

 

 

 

Таблица 2.4.

Регионы, банки  которых вошли в 200 крупнейших по оборотам в банкоматах

(более 4-х  банков)56

Регион

Кол-во банков из Топ 200

Доля местных банков на 
рынке (оценка)

Москва и Московская область

80

~100%

Свердловская область

13

56%

Тюменская область

11

45%

Самарская область

9

51%

Новосибирская область

8

39%

Республика Татарстан

8

71%

Санкт-Петербург и Ленинградская  обл.

7

45%

Челябинская область

6

52%

Приморский край

4

45%

Саратовская область

4

16%


 

С одной  стороны, высокая загрузка говорит об эффективном использовании, но с другой о том, что возможно клиенты испытывают неудобства связанные с очередями к банкомату. У банков, которые делали крупные вложения в банкоматную сеть недавно, с расчетом на перспективу, а не с целью поддержки зарплатных проектов, загрузка небольшая (Росбанк, Балтийский банк, Импэксбанк и др.). Выше загрузка банкоматов у банков, использующих устройства приема наличности (кэш-ин), для пополнения счета или погашения кредита (Альфа-банк, Русский Стандарт, Сити-банк и др.), выше загрузка так же у банков с высокой валютной составляющей оборота, что говорит о высокой доле "незарплатных" карт (см. 30 по доле валюты в обороте в банкоматах).

Списки 30 по наибольшему приросту оборотов в банкоматах за 2 года и 30 по наименьшему приросту оборотов в банкоматах за 2 года показывают лидеров и аутсайдеров рынка. По-видимому успех напрямую связан с вложениями в этот рынок. Изначально банкоматные сети строились под зарплатные проекты, лет десять назад банкоматы устанавливались, прежде всего, на крупных предприятиях для выдачи зарплаты. Постепенно с увеличением количества зарплатных проектов, а так же в связи с тем, что клиенты уже не спешили снимать всю зарплату сразу в день ее выдачи, банкоматы стали располагать все больше в центре города, в крупных торговых центрах, станциях метро. Сейчас еще подавляющее большинство клиентов не выбирает банк (за него это делает работодатель), и, казалось бы, сервис, предоставляемый банком не так важен (количество, расположение и функциональные возможности банкоматов), но в скором будущем удобство будет играть решающую роль. Можно сказать, что рынок входит в стадию второго передела – многие банки делают инвестиции на перспективу, в борьбе за "незарплатного" клиента, для этого развивают сеть и устанавливают кэш-ины. Уже сейчас часть клиентов снимает деньги в банкомате одного банка и через кэш-ин вносит их на карту другого банка. Как говорят специалисты, идет борьба за выгодные места для установки банкоматов57.

Объединенные  сети, обслуживающие карты банков-участников без комиссий, так же перспективное  направление развития, но, как показывает практика, союзы разных банков бывают не долговечны (рано или поздно наступает  конфликт интересов), кроме того, полноценный  сервис клиент может получить только в "родном" банкомате. Крупнейшие объединенные сети принадлежат банкам, входящим в одну группу (группы ВТБ, Райффайзенбанка, Транскредитбанка и  др.). Развитость карточной инфраструктуры и положение на рынке будет  существенно влиять на стоимость  региональных банков.

 

 

3. Проблемы развития и направления повышения эффективности операций с пластиковыми картами в Российской Федерации

 

3.1. Роль Сбербанка на российском рынке пластиковых карт

 

Сегодня уже трудно представить свою жизнь  без пластиковых карт, хотя еще  лет 15 – 20 назад многие даже и не подозревали об их существовании. Появился «пластик» в нашей стране в  конце 60-х годов прошлого века, но массовое распространение карт в  России началось только после того, как российские банки начали осуществлять собственную эмиссию этого продукта (в начале 90-х годов).

Сберегательный  банк РФ не был первопроходцем в этой области – к выпуску пластиковых карт он приступил в 1996 году, но он, безусловно, входит в число банков, положивших начало успешному развитию технологии пластиковых карт в России. Банкоматы имеют 530 банков (45% от общего количества банков и НКО), наименьшая доля банков, имеющих банкоматы среди средних и малых московских банков и дочек нерезидентов. Впрочем, эта группа лидирует по динамике за последний год. А за последние два года в лидерах Сбербанк и банки федерального уровня (таблица 3.1). На текущий момент Сбербанк выпускает карты международных платежных систем (таких как Visa и MasterCard), а также осуществляет эмиссию карт собственной платежной системы – АС Сберкарт.

Сбербанк  России вышел на передовые роли в  качестве эмитента и эквайрера после  кризиса 1998 г. Господствующие позиции  этот банк сохранил вплоть до настоящего времени. Лидерство Сбербанка России на карточном рынке выглядит совершенно логично, учитывая его уникальную структуру, размеры и традиционно значительную роль в экономике и банковской сфере страны. По состоянию на конец 2007 г. объем эмиссии Сбербанка России составил 17,6 млн. карточек, что на 37,4% больше, чем в 2006 г58.

Таблица 3.1.

Динамика  оборотов в банкоматах по группам  банков59

Группа

Кол-во банков 
в группе

Кол-во банков 
с банкоматами

Доля банков 
с банкоматами

Прирост  
оборотов в 
банкоматах

за год

за два года

Сбербанк

1

1

100%

60%

156%

Госбанки

4

2

50%

41%

135%

Федеральные банки

21

21

100%

48%

154%

Отраслевые банки

21

20

95%

51%

109%

Нерезиденты

59

21

36%

118%

141%

Московские

504

181

36%

68%

127%

Региональные

566

285

50%

77%

104%

Итого

1176

531

45%

60%

141%

Информация о работе Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ