Анализ кадрового состава и движение персонала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение проблемы текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные подходы к анализу кадрового состава и движение персонала организации, к оценке текучести персонала.
2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.
3. Провести анализ кадрового состава и движение персонала организации МГБ №1.
4. Проанализировать текучесть кадров в МГБ №1.
5. Выявить причины текучести кадров.
6. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КАДРОВОГО СОСТАВА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие структуры и движения кадров предприятия 6
1.2. Факторы, вызывающие текучесть кадров 10
1.3. Методы расчета текучести кадров 21
1.4. Методы снижения текучести кадров 29
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И ДВИЖЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ МГБ №1 33
2.1 Краткая характеристика Муниципальной городской больницы №1 33
2.2 Анализ кадрового состава учреждения здравоохранения 37
2.3 Анализ движения кадров учреждения здравоохранения 47
3. СНИЖЕНИЕ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ В УЧРЕЖДЕНИИ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Анализ кадрового состава.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

г) частично или полностью  снять различные претензии обеих  сторон друг к другу;

д) в некоторых случаях  предотвратить увольнение, сохранив для организации ценного работника.

Главные цели заключительного  интервью: анализ «узких мест» в организации; попытка, при необходимости, повлиять на решение сотрудника об увольнении. Информация, получаемая из заключительного интервью, может служить основой для формирования мероприятий по развитию организации, персонала, отношений администрации и сотрудников, руководителя с подчиненными, трудового коллектива и т.п. Проведение заключительного интервью связано с немалыми проблемами. Одна из них заключается в том, что увольняющийся работник во время интервью не захочет точно назвать причину увольнения или сделает это с большой долей субъективности. В этой связи возможны два выхода из положения:

1) проведение беседы  на высоком уровне психологической  компетентности;

2) перенос беседы на  более поздний срок, когда причины  увольнения и общая ситуация  в организации будут восприниматься бывшим сотрудником взвешеннее и объективнее [15].

После того как выявлены и проанализированы причины текучести  кадров, необходимо разработать программу  действий, направленных на приведение этого показателя к нормальному  значению.

Особое внимание следует уделить снижению активной текучести кадров.

Для этого необходимо совершенствовать условия труда  и систему поощрений, создавать  возможности для профессионального  роста сотрудников, повышать компетентность руководителей разных уровней, формировать имидж привлекательного работодателя [4].

Структура мотивов ухода  квалифицированных специалистов и  руководителей сотрудников имеет  свою специфику, отличную от специфики  ухода рядового персонала. Эта категория  сотрудников оказывается чувствительна к более широкому спектру демотиваторов, среди которых отношения с топ-менеджментом и возможности профессионального развития.

1. Слишком высокая  квалификация, отсутствие сложных  заданий, недостаточный уровень  полномочий делают работу в  компании для руководителя или высококлассного специалиста неинтересной. Не находя достойного применения своим навыкам, он начинает подыскивать нового работодателя.

2. Недостаточная квалификация  для выполнения порученных обязанностей, напротив, делает работу слишком  трудной. Сотрудник, который постоянно не справляется с поставленными перед ним задачами, испытывает стресс от ощущения собственной неуспешности. Признать открыто, что доверенная работа не по силам, способны лишь некоторые. Сотрудник, перешедший границу собственной компетентности, в большинстве случаев предпочтет перемену места работы понижению в родной компании. Часто преддверием ухода такого сотрудника является серьезная или длительная болезнь, которая и выдается потом за основную причину расставания с компанией.

3. Отсутствие ощущения  достижения, видимых результатов  работы также подрывает «боевой дух» специалистов и руководителей. Не многие люди способны долго работать, не видя отдачи от своего труда. У большинства возникает ощущение безысходности, бесполезности своей деятельности, и это заставляет сотрудников искать другую работу.

4. Невозможность использовать  какие-либо навыки сотрудника, которые  он сам ценит. Наиболее типичные  примеры - хорошее знание иностранного  языка сотрудника или навыков  программирования. Желание найти применение всем своим талантам может спровоцировать специалиста искать такое место работы, где эти навыки будут востребованы.

5. Игнорирование идей  и инициативы очень тяжело  переносится как узкими специалистами,  так и руководителями. Ведь они руководствуются самыми добрыми побуждениями и хотят, чтобы компания работала лучше.

6. Отсутствие признания  достижений и результатов со  стороны руководства и коллег  демотивирует сотрудника.

Депривация таких потребностей, как внимание, уважение, признание, не заставит себя долго ждать. Работа исключительно ради денег быстро превращается в каторгу. Даже отрицательная обратная связь воспринимается легче и «с благодарностью», нежели отношение к сотруднику и его достижениям как к пустому месту [28].

Таким образом, причин, порождающих текучесть персонала, довольно много. Сами работники наиболее часто называют такие:

- отсутствие возможности  профессионального роста;

- невостребованность  работы высшим руководством;

- отсутствие у компании  средств на персонал;

- снижение уровня заработной платы вследствие инфляции;

- социальная незащищенность;

- проблемы с корпоративной  дисциплиной;

- отсутствие перспектив  карьерного роста;

- оторванность руководства  от рядовых работников;

- отсутствие прозрачной, понятной, эффективной системы мотивации;

- деление людей на «старых» и «новых», «своих» и «остальных»;

- установление зарплат  не по вкладу, а по приближенности  к руководству;

- отсутствие заинтересованности  у руководства в сохранении  персонала;

- несоответствие профессионального уровня выполняемым должностным обязанностям;

- несложившиеся отношения  в коллективе, с руководством;

- увольнение «за компанию» с коллегами по работе [21].

Таким образом, менеджеру  по персоналу следует анализировать  истинные причины увольнения работников, выявлять общие тенденции и учитывать их при формировании кадровой политики – это позволит, снизит уровень текучести кадров до приемлемого уровня.

1.3. Методы расчета текучести кадров

 

При анализе текучести  рабочей силы общепринято начинать с понятия «движения кадров». Под движением кадров предприятия (в данной статье не будет рассматриваться внутреннее движение) будем понимать совокупность всех случаев поступления на предприятие работников извне и всех случаев выбытия за пределы предприятия. В прежние годы эта проблема привлекала внимание экономистов в связи с тем несомненным ущербом, который текучесть наносит народному хозяйству страны. Под текучестью же обычно понималось то явление, которое представляется непосредственной причиной указанного ущерба, а именно стихийное, неорганизованное движение рабочей силы.

Сегодня текучесть кадров — также одна из многих проблем, с которыми сталкиваются современные  предприятия. Следует различать  ее естественный уровень в пределах 3—5% от численности персонала и  повышенный, вызывающий значительные экономические потери. Естественный уровень способствует обновлению производственных коллективов. Этот процесс происходит непрерывно и не требует каких-либо чрезвычайных мер со стороны кадровых служб и руководства. Часть работников уходит на пенсию, часть увольняется по различным причинам, на их место приходят новые сотрудники — в таком режиме живет каждое предприятие.

В последние годы на российских фирмах и предприятиях дела нередко  складывались так, что в другие организации работники уходили целыми отделами или бригадами. При этом отдельные участки или целые производства были практически парализованы. Пока набираются новые сотрудники, пока они срабатываются друг с другом и становятся коллективом, проходит время, в течение которого предприятие несет убытки, связанные не только с затратами на трудовую адаптацию новых сотрудников.

Высокий уровень текучести  кадров почти всегда указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом и управлении предприятием в целом, это своего рода индикатор неблагополучия, хотя в некоторых случаях уровень текучести высок из-за специфики производства (например, большой объем сезонных работ).

О.П. Коробейников, Д.В. Хавин  и В.В. Ноздрин предлагают использовать такие как: показатель среднесписочной численности работников, коэффициенты приема, выбытия, стабильности и текучести кадров:

1. Показатель среднесписочной  численности работников ( ) определяется по формуле:

 

     (1)

 

где P1 , P2 , P3 … P11 , P12 — численность работников по месяцам.

2. Коэффициент приема  кадров (Кп) определяется отношением количества работников, принятых на предприятие за определенный период времени, к среднесписочной численности персонала за тот же период:

 

Кп= 100       (2)

 

где Рп - численность принятых работников, чел.; - среднесписочная численность персонала, чел.

3. Коэффициент выбытия кадров (Кв) определяется отношением количества работников, уволенных по всем причинам за данный период времени, к среднесписочной численности работников за тот же период:

 

Кв= 100      (3)

 

где Рув - численность уволенных работников, чел.; - среднесписочная численность персонала, чел.

4. Коэффициент стабильности кадров (Кс) рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях:

Кс=1- +Рн 100 , Кс= 100    (4)

 

где - численность работников, уволившихся с предприятия по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины за отчетный период, чел.; - среднесписочная численность работающих на данном предприятии в период, предшествующий отчетному, чел.: Pн - численность вновь принятых за отчетный период работников, чел.

5. Коэффициент текучести кадров (КТ) определяется делением численности работников предприятия (автоколонны, участка), выбывших или уволенных за данный период времени, на среднесписочную численность за тот же период:

 

КТ= 100      (5)

 

где Рув - численность выбывших или уволенных работников, чел.; - среднесписочная численность персонала, чел. [18, с. 58-60]

В заключении хотелось бы отметить, что с развитием сегмента рекрутерских услуг на рынке труда, для многих предприятий, особенно в крупных городах России, решение обозначенных вопросов возможно переложить на специализированные кадровые агентства. Однако важно показать следующее: предлагаемый порядок деятельности  прежде всего рассчитан на собственные силы кадровой службы любого предприятия и при должной организации управления персоналом способен эффективно решать возникающие проблемы.

Основой управления движением персонала является установление закономерностей процесса текучести кадров. Знание этих закономерностей делает возможным определение наиболее эффективных управленческих воздействий.

Зависимость интенсивности  текучести кадров от социально-демографических  характеристик настолько существенна, что пренебречь ею нельзя.

Знания закономерностей влияния личностных характеристик работника на его склонность к перемещениям позволяет:

- во-первых, прогнозировать  количество увольнений,

- во-вторых, находить  пути смягчения отрицательного  воздействия названных факторов.

Известен, к примеру, опыт определения будущего уровня текучести кадров в зависимости от времени пребывания работников на предприятии.

Подробное изучение текучести  кадров осуществляется с помощью  специальных обследований в двух направлениях:

1) для создания общего  портрета увольняющихся (на основе сведений о поле, возрасте, семейном положении, числе детей, общем и профессиональном образовании, стаже, тарифном разряде, инвалидности, заработанной плате за последние несколько месяцев);

2) для изучения причин  ухода, в качестве которых могут выступать неиспользование по специальности, неудовлетворенность работой, условиями и режимом труда, заработком, невозможность учиться, плохие отношения с администрацией и с коллегами, рождение ребенка, отсутствие мест в детских учреждениях, длительные поездки. В крупных организациях данные о текучести целесообразно анализировать по профессиям, подразделениям, должностям, причинам, возрастным группам уволившихся. Углубленный анализ можно проводить раз в год, а количественную оценку по подразделениям - ежемесячно. Это позволяет уточнить причины и своевременно предусмотреть мероприятия по закреплению кадров.

Поэтапно приведение уровня текучести к приемлемому  значению можно представить в  частности через возможность  планирования предстоящих увольнений, увязки процессов увольнения с процессами найма, помощи увольняемым работникам. Для решения этих и других вопросов необходимо исходить из конкретной ситуации на предприятии [26].

Рассматриваемая ниже методика предполагает упорядоченную поэтапную  деятельность, осуществление которой следует возложить непосредственно на кадровую службу предприятия.

Вся деятельность по управлению текучестью кадров в рамках общего управления персоналом можно представить  в виде следующих последовательных стадий, представленных на рисунке 5.

 

 










 

 

Рисунок 5 - Этапы управления текучестью кадров

 

1 ЭТАП. Определение уровня  текучести кадров. На этой стадии  необходимо ответить на главный  вопрос - является ли уровень текучести  настолько высоким, что приводит  к необоснованным экономическим потерям, недополучению прибыли предприятием.

Информация о работе Анализ кадрового состава и движение персонала организации