Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 12:03, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа организации хозяйственных связей, а также предложение конкретных путей их совершенствования.
Названная цель будет достигаться путем решения следующих задач:
закрепление, углубление и расширение теоретических знаний в области организации хозяйственных связей;
изучение основных подходов и направлений анализа и оценки хозяйственных связей;
овладение навыками АВС- и VEN-анализа поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»;
выработка предложений по совершенствованию организации хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ».
Введение
1. Роль и значение хозяйственных связей в коммерческой деятельности организации общественного питания
1.1 Понятие и сущность хозяйственных связей
1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров в Республике Беларусь
1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров
2. Анализ хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
3. Пути совершенствования организации хозяйственных связей по поставкам товаров в центре «Торговый комплекс БГЭУ»
3.1 Разработка предложений по совершенствованию учета информации, характеризующей организацию хозяйственных связей
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации хозяйственных связей с основными поставщиками центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Заключение
Список использованных источников
Хозяйственные связи оформляются путем заключения договоров (контрактов, сделок), подписанных всеми участниками хозяйственной связи [1, с. 134].
Хозяйственный договор - соглашение, заключаемое между предприятиями и организациями с целью обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения взаимных обязательств [1, с. 142].
В практической деятельности торговых организаций и организаций общественного питания используются следующие основные виды хозяйственных договоров:
1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров в Республике Беларусь
При переходе к рыночной экономике в оптимальном сочетании должны использоваться административные и экономические методы управления. Необходимость регламентации всех элементов хозяйственных связей торговли и промышленности отпадает, появляются новые нормативные документы, которые определяют лишь общие принципы поведения партнеров на рынке, на основе которых они принимают самостоятельные коммерческие решения. В условиях рыночных отношений некоторые документы имеют консультативно-методическое значение во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров [1, с. 138].
К основным документам, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров между предприятиями и организациями в Республике Беларусь, относятся Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон о поставках товаров для государственных нужд. Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи определяется порядок заключения и исполнения внешнеторговых договоров.
Существуют и некоторые подзаконные нормативные акты, к которым относятся:
Гражданский кодекс Республики Беларусь устанавливает порядок заключения, изменения, исполнения, прекращения действия договоров поставки. Также в данном документе за Советом Министров Республики Беларусь закреплено право утверждать Положение о поставках товаров.
Основные правила и экономические принципы формирования, развития, выполнения заказов на поставку товаров для государственных нужд определены в Законе Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд», согласно которому государственные нужды - это товары, работы и услуги, необходимые для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных и иных задач. Поставка товаров для государственных нужд может осуществляться в целях:
Состав республиканских государственных нужд, финансируемых за счет средств государственного бюджета, утверждается высшими законодательными и исполнительными органами. Закон также предусматривает способы стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд и меры их ответственности за выполнение контрактов по поставкам товаров для этих целей [1, с. 139].
На основе рассмотренного Закона постановлением Кабинета Министров было введено в действие Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских нужд, которое определяет механизм взаимодействия органов государственного управления и субъектов хозяйствования. Оно предусматривает, что формирование заказов на поставку товаров для государственных нужд на очередной год начинается с определения Министерством экономики Республики Беларусь их предварительных объемов и состава. Затем совместно с Министерством финансов Республики Беларусь намечаются объемы финансирования этих поставок за счет средств государственного бюджета и сообщаются государственным заказчикам, определяемым Советом Министров Республики Беларусь, ориентировочные объемы поставок и выделяемых средств [1, с. 139].
Государственные заказчики изучают планируемые объемы поставок, уточняют их на основе собственных сделок и представляют свои предложения в министерства экономики и финансов. Данные предложения рассматриваются с участием заинтересованных сторон (министерств, ведомств, облисполкомов и др.) и предполагаются к включению в экономическую программу Правительства и республиканский бюджет.
После того, как утвержден состав государственных нужд и определен объем их финансирования, государственные заказчики размещают заказы на поставку товаров. Обязательным условием размещения заказа является заключение контракта на конкурсной основе с поставщиками товаров, что позволяет расширить круг потенциальных поставщиков и выбрать партнера. Обострение конкуренции среди участников конкурса позволяет добиться наиболее благоприятных условий договора для заказчика.
Государственный заказчик не только как непосредственный покупатель, но и как гарант реализации договора поставки между поставщиком товара и иным покупателем. В этом случае государственные заказчики не имеют права передавать свои полномочия по формированию и размещению заказов иным лицам.
Для стимулирования поставщиков товаров могут использоваться кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение ресурсами и иные льготы.
Предложения о мерах стимулирования поставщиков вносятся одновременно с предложениями об объемах поставок товаров для государственных нужд. Данные предложения должны содержать экономическое обоснование размеров и сроков льгот, а также необходимости их предоставления. Действие предоставленных льгот может быть досрочно прекращено при нарушении поставщиками условий контрактов.
Положение «О поставках товаров в Республике Беларусь» является ведущим подзаконным актом, где определяются принципы организации хозяйственных связей, в том числе и при свободной купле-продаже товаров. Данное положение определяет структуру и содержание договора поставки:
Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» установлено, что торговая посредническая деятельность, которая может осуществляться только при наличии полученного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой и/или розничной торговли (или на торговлю отдельными видами товаров), осуществляется путем заключения договоров купли-продажи.
Указом установлены:
1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров
Эффективность товарного обеспечения в современных условиях во многом зависит от взаимодействия сторон, участвующих в системе хозяйственных связей. У каждой из сторон (производитель, посредник, розничная торговая организация, организация общественного питания) есть собственные цели и стремление обеспечить их выполнение. Если цели партнеров разнонаправлены и противоречивы, это усложняет механизм достижения эффективного товароснабжения и одновременно повышает требования к качеству последнего [3, с. 323]. При этом безусловным элементом повышения эффективности товарного обеспечения является своевременное и качественное проведение анализа организации хозяйственных связей.
Для этого необходима разработка системы показателей анализа и оценки эффективности взаимодействия торговых организаций и организаций общественного питания с поставщиками товарных ресурсов. Данные показатели могут быть выражены как количественными, так и качественными характеристиками.
Анализ договорных обязательств осуществляется по следующим направлениям:
, (1)
Где Кпост - коэффициент выполнения объема поставки;
Кф - количество (стоимость) фактически поступивших товаров;
Кд - количество (стоимость) объема поступления товаров по договору.
С.П. Гурская также предлагает формулу расчета абсолютного отклонения объема поставки от условий договора (ΔК):
,(2)
Следует отметить, что для рыночных отношений характерной чертой должно быть точное и четкое исполнение договоров, и в первую очередь, по объему поставки. Поставка, превышающая размер, установленный договором, и необусловленная взаимной договоренностью, настолько же невыгодна покупателю, как и недопоставка. Излишние товары замедляют товарооборачиваемость, вызывают неоправданные расходы и могут осесть в товаропроводящей системе [4, с. 39].
Т.Н. Байбардина для оценки выполнения договорных обязательств предлагает использовать формулу (3):
, (3)
гдеКд - коэффициент выполнение договорных обязательств;
Кн - количество (стоимость) недопоставленных товаров.
,(4)
гдеgiф - поставка i-го ассортиментного товара фактически;
giд - поставка i-го ассортиментного товара по договору;
r - число ассортиментных видов товара.