Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 12:03, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа организации хозяйственных связей, а также предложение конкретных путей их совершенствования.
Названная цель будет достигаться путем решения следующих задач:
закрепление, углубление и расширение теоретических знаний в области организации хозяйственных связей;
изучение основных подходов и направлений анализа и оценки хозяйственных связей;
овладение навыками АВС- и VEN-анализа поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»;
выработка предложений по совершенствованию организации хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ».
Введение
1. Роль и значение хозяйственных связей в коммерческой деятельности организации общественного питания
1.1 Понятие и сущность хозяйственных связей
1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров в Республике Беларусь
1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров
2. Анализ хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
3. Пути совершенствования организации хозяйственных связей по поставкам товаров в центре «Торговый комплекс БГЭУ»
3.1 Разработка предложений по совершенствованию учета информации, характеризующей организацию хозяйственных связей
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации хозяйственных связей с основными поставщиками центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Заключение
Список использованных источников
Предметом деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» является:
В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Торговый комплекс БГЭУ осуществляет следующие виды деятельности:
Лицензия №50000/0469887 продлена на основании решения Минского городского исполнительного комитета М 391 от 27.02.2009г. сроком на пять лет и действительна до 22.04.2014г.).
Торговый комплекс самостоятельно изыскивает поставщиков товаров, формирует пакет заявок и заключает хозяйственные договора от имени БГЭУ. По результатам хозяйственной деятельности Торговый комплекс составляет и в установленные сроки предоставляет БГЭУ бухгалтерский баланс и другие отчетные документы. Центр «Торговый комплекс БГЭУ» на 01. 01. 2011 г. обладает торговой сетью в соответствии таблицей 1.
Таблица 1 - Сеть торговых объектов центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Наименование торговых объектов |
Количество посадочных мест |
Центральная столовая |
340 |
Столовая 4-го учебного корпуса |
25 |
Столовая 5-го учебного корпуса |
56 |
Столовая 8-го учебного корпуса |
30 |
Буфет №1 |
Капитальный ремонт |
Буфет №2 |
40 |
Буфет №3 |
24 |
Буфет №4 |
32 |
Буфет №5 |
36 |
Буфет №6 |
36 |
Буфет №7 |
- |
Кафе «Галактика» |
35 |
Кафетерий |
- |
Кафе 1-го этажа |
60 |
Буфет учебного корпуса №5 |
- |
Буфет общежития №8 |
24 |
Буфет «Сладкоежка» |
- |
Кондитерский цех |
- |
Магазин «Книги» |
- |
ИТОГО |
753 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Столовые и буфеты относятся к третьей наценочной категории. Продажные цены на изделия собственного производства реализуются в столовых и буфетах с наценкой равной 40%.
Кафе «Галактика» и кафе первого этажа присвоена вторая наценочная категория, и продажные цены на продукцию собственного производства реализуются с наценкой 70%.
В меню столовых с учетом требований ассортиментного перечня включают холодные закуски, первые блюда, вторые блюда, несколько видов гарниров, большой выбор напитков, а также мучные кондитерские изделия и некоторые виды десертов.
Организационная структура управления центра «Торговый комплекс БГЭУ» определена в виде линейного типа в соответствии с рисунком. Торговый комплекс возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности ректором БГЭУ. В его подчинении находится заместитель директора центра «Торговый комплекс БГЭУ», которому подчиняются инженер-технолог, кладовщик, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности. Кухонные рабочие и повар находятся в подчинении заведующего производством.
Рисунок - Организационная структура управления структурного подразделения (Центральной столовой) центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Примечание - Источник: собственная разработка
Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» за 2010-2011 гг. приведены в таблице 2. Информационной базой для составления таблицы и расчета показателей является отчет о прибылях и убытках за 2011 г.
Таблица 2 - Динамика основных показателей хозяйственной деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Показатель |
Единица измерения |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение | ||
+/- |
% | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в действующих ценах |
тыс. руб. |
4428093,8 |
7046436,6 |
2618342,8 |
159,1 | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах |
тыс. руб. |
4428093,8 |
4599501,7 |
171407,9 |
103,9 | |
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
тыс. руб. |
136935,0 |
269274,3 |
132339,3 |
196,6 | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) |
тыс. руб. |
4291158,8 |
6777162,3 |
2486003,5 |
157,9 | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) в сопоставимых ценах |
тыс. руб. |
4291158,8 |
4423735,2 |
132576,4 |
103,1 | |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг |
тыс. руб. |
2515264,9 |
4001456,3 |
1486191,4 |
159,1 | |
Валовая прибыль |
тыс. руб. |
1775893,9 |
2775706,0 |
999812,1 |
156,3 | |
Уровень доходов от реализации |
в % к обороту |
40,1 |
39,4 |
-0,7 |
- | |
Расходы на реализации |
тыс. руб. |
1729114,9 |
2654227,6 |
925112,7 |
153,5 | |
Уровень расходов на реализацию |
в % к обороту |
39,0 |
37,7 |
-1,4 |
- | |
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
тыс. руб. |
46779,0 |
121478,4 |
74699,4 |
259,7 | |
Рентабельность продаж |
% |
1,1 |
1,7 |
0,6 |
- | |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
2,7 |
4,6 |
1,9 |
- | |
Убыток от операцонных доходов и расходов |
тыс. руб. |
-14087,5 |
-26150,0 |
-12062,5 |
185,6 | |
Убыток от внереализационных доходов и расходов |
тыс. руб. |
-3750,7 |
-1739,4 |
2011,3 |
46,4 | |
Общая прибыль |
тыс. руб. |
28940,8 |
93589,0 |
64648,2 |
323,4 | |
Расходы, неучитываемые при налогообложении |
тыс. руб. |
5515,0 |
5543,0 |
28,0 |
100,5 | |
Прибыль до налогообложения |
тыс. руб. |
34455,8 |
99132,0 |
64676,2 |
287,7 | |
Налоги, сборы, прочие расходы и платежи из прибыли |
тыс. руб. |
9054,8 |
23869,9 |
14815,1 |
263,6 | |
Чистая прибыль |
тыс. руб. |
25401,0 |
75262,1 |
49861,1 |
296,3 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Исходя из выше приведенных данных, можно отметить существенное влияние кризисных явлений 2011 г. и как следствие девальвации национальной валюты на показатели деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ». Так в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выручка от реализации увеличилась в действующих ценах на 2618342,8 тыс. руб. или на 59,1 %, в то время как в сопоставимых ценах рассматриваемый показатель увеличился лишь на 3,9 %, что в стоимостном выражении составляет 171407,9 тыс. руб. Выручка от реализации за вычетом налогов и сборов в сопоставимых ценах в 2011 г. увеличилась на 132576,4 тыс. руб. или на 3,1 %.
Доходы от реализации (валовая прибыль) возросли на 56,3 % и составили в отчетном году 2775706,0 тыс. руб., однако уровень доходов от реализации в 2011 г. снизился на 0,7 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Несмотря на рост расходов на производство и реализацию (расходов на реализацию) на 925112,7 тыс. рублей, их уровень в процентах к обороту был снижен на 1,4 п.п. В результате прибыль от реализации составила в 2011 г. 121478,4 тыс. руб., что превышает аналогичный показатель прошлого года на 74699,4 тыс. руб. Благодаря достигнутому размеру прибыли отчетного года рентабельность продаж центра «Торговый комплекс БГЭУ» составила 1,7 % и рентабельность реализованной продукции - 4,6 %, что выше на 0,6 % и 1,9 % соответственно аналогичных показателей в 2010 г.
Общая прибыль в 2011 г. возросла более чем в 3 раза, т.е. на 64648,2 тыс. руб. и составила 93589,0 тыс. руб. Чистая прибыль организации в конечном итоге определена на отметке 75262,1 тыс. руб., что превышает данный показатель прошлого года на 49861,1 тыс. руб.
2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Центр «Торговый комплекс БГЭУ» тесно сотрудничает с рядом предприятий и организаций, которые являются поставщиками своей продукции либо выступают в роли оптовых посредников. Поставщиками продукции и полуфабрикатов для «Торгового комплекса БГЭУ» выступают: предприятия пищевой промышленности; сельскохозяйственные предприятия; торговые посредники; государственные учреждения и др.
Для дачи характеристики организации хозяйственных связей, возникающих между объектом исследования (центром «Торговый комплекс БГЭУ») и поставщиками продукции, необходимо провести анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров. Результаты анализа будут являться основой для выявления проблем в данной области и, как следствие, базой для разработки предложений и выработки конкретных мер по их оптимизации.
Так как центр «Торговый комплекс БГЭУ» сотрудничает с огромным множеством организаций по поставке продукции и товаров, тогда, для приобретения практических навыков в учебных целях проведем АВС-анализ по основным поставщикам. Для этого, как отмечалось ранее, в качестве параметра определим стоимостной объем поступления за 1 квартал 2012 г. (продукции, полуфабрикатов и т.п. укрупненных товарных групп); отсортируем основных поставщиков по убыванию параметра; рассчитаем удельный вес поступления от каждого поставщика по отношению к суммарному объему поставок за аналогичный период; а также определим удельный вес с накопительным итогом [см. таблицу 3].
Таблица 3 - АВС-анализ основных поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Наименование поставщика |
Поставляемая продукция |
Поступление продукции |
Удельный вес с нарастающим итогом, % |
Группа | ||||||
сумма, млн р. |
удельный вес в итоге, % | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||
ОАО «Пинский мясокомбинат» |
мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты |
189,8 |
19,99 |
19,99 |
А | |||||
ОАО «Слонимский мясокомбинат» |
мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты |
155 |
16,33 |
36,32 | ||||||
ОАО «Минбакалеяторг» |
Бакалейные товары |
149,6 |
15,76 |
52,07 | ||||||
ОАО «Белбакалея» |
Бакалейные товары |
89,7 |
9,45 |
61,52 |
В | |||||
ИП «Фирусь» |
овощи и фрукты |
63,4 |
6,68 |
68,20 | ||||||
ИООО «Мегавита» |
овощи и фрукты |
57,1 |
6,01 |
74,22 | ||||||
ТКУП «МОБ» |
Бакалейные товары |
55 |
5,79 |
80,01 | ||||||
ООО «Агравиа» |
овощи и фрукты |
52,1 |
5,49 |
85,50 |
С | |||||
УП «Минский хладокомбинат №1» |
Молочные продукты |
29,5 |
3,11 |
88,60 | ||||||
ИП «Кока-кола» |
безалкогольные напитки |
27,7 |
2,92 |
91,52 | ||||||
ОАО «Гормолзавод №2» |
Молочные продукты |
21,6 |
2,28 |
93,80 | ||||||
ОАО «Гормолзавод №1» |
Молочные продукты |
16,3 |
1,72 |
95,51 | ||||||
Рыбокомплекс |
рыба |
11,9 |
1,25 |
96,77 | ||||||
ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» |
Молочные продукты |
9,6 |
1,01 |
97,78 | ||||||
Хлебозавод №4 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
9,2 |
0,97 |
98,75 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||
Белрыба |
рыба |
8,1 |
0,85 |
99,60 |
С | |||||
ОАО «Бобруйский мясокомбинат» |
мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты |
3,8 |
0,40 |
100,00 | ||||||
Итого |
949,4 |
100,00 |
- |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видно из приведенной таблицы 3 более 50 % объема поставок приходится лишь на 3-х поставщиков: ОАО «Пинский мясокомбинат», ОАО «Слонимский мясокомбинат», ОАО «Минбакалеяторг. Названные предприятия составляют 17,6 % в общем количестве приведенных в таблице. А значит, на данном этапе сотрудничества с «Торговым комплексом БГЭУ» риск попадания в зависимость от них со стороны организации общественного питания невысок.
4 поставщика в лице ОАО «Белбакалея», ИП «Фирусь», ИООО «Мегавита» и ТКУП «МОБ» представляют группу В. Концентрация этого числа партнеров в общем объеме поставок составляет около 30 %, что является вполне достаточным для резерва А-группы, а следовательно, поставщики группы В - основные претенденты для попадания в доминирующую группу.
Группа С, напротив, слишком разрозненна, так как количество поставщиков ее составляющих (10) составляет почти 60 % от общего их числа. Объемы поставок некоторых из них характеризуют едва ли не единичные контакты с организацией общественного питания. Данный факт отражает, что по отдельным товарным позициям силы центра «Торговый комплекс БГЭУ» распылены, и это может привести к снижению эффективности организации хозяйственный связей с поставщиками данной классификационной группы.
Итак, классификация основных поставщиков по группам позволила определить их место в системе поставок центра «Торговый комплекс БГЭУ». Далее дополнить картину анализа хозяйственных связей позволит VEN-анализ, основанный на анализе объемов продаж соответствующих товарных групп за аналогичный период в месячном разрезе по XYZ-классификации. Данный метод представляет собой распределение реализуемой продукции по группам X, Y, и Z в соответствии с выявленными коэффициентами вариации (v), которые рассчитываются по следующей формуле:
,(21)
где σ - стандартное отклонение;
- среднее значение объема поставок.
В свою очередь, стандартное отклонение рассчитывается по формуле (22):
, (22)
где - значение i-го периода;
n - количество периодов.
Таблица 4 - XYZ-анализ объемов продаж по товарным группам центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Продукция |
Объем продаж в 2012 г., млн р. |
Средний объем продаж за мес., млн р. |
Станд-ное откл-ние, млн р. |
Коэфф. вариации, % |
Группа | |||||||
январь |
февраль |
март |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||||
Мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты |
485,9 |
520,4 |
549,6 |
518,63 |
26,04 |
5,02 |
X | |||||
Бакалейные товары |
317 |
347,2 |
364,8 |
343,00 |
19,74 |
5,75 |
Х | |||||
Овощи и фрукты |
148 |
211,7 |
185,8 |
181,83 |
26,16 |
14,38 |
Y | |||||
Молочные продукты |
67,6 |
99,2 |
131,4 |
99,40 |
26,05 |
26,20 |
Z | |||||
Безалкогольные напитки |
66,7 |
68,8 |
98,6 |
78,03 |
14,57 |
18,67 |
Y | |||||
Рыба |
31,7 |
55,6 |
30,3 |
39,20 |
11,61 |
29,62 |
Z | |||||
Хлеб и хлебобулочные изделия |
7,3 |
9 |
8,3 |
8,20 |
0,70 |
8,51 |
X | |||||
ИТОГО |
1124,2 |
1311,9 |
1369 |
1268,30 |
- |
- |