Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 12:03, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа организации хозяйственных связей, а также предложение конкретных путей их совершенствования.
Названная цель будет достигаться путем решения следующих задач:
закрепление, углубление и расширение теоретических знаний в области организации хозяйственных связей;
изучение основных подходов и направлений анализа и оценки хозяйственных связей;
овладение навыками АВС- и VEN-анализа поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»;
выработка предложений по совершенствованию организации хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ».
Введение
1. Роль и значение хозяйственных связей в коммерческой деятельности организации общественного питания
1.1 Понятие и сущность хозяйственных связей
1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров в Республике Беларусь
1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров
2. Анализ хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
3. Пути совершенствования организации хозяйственных связей по поставкам товаров в центре «Торговый комплекс БГЭУ»
3.1 Разработка предложений по совершенствованию учета информации, характеризующей организацию хозяйственных связей
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации хозяйственных связей с основными поставщиками центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Заключение
Список использованных источников
Показатель равномерности (Кравн) должен стремиться к 100 %. Все большее его удаление от названной величины свидетельствует о сбоях в системе поставок с конкретным поставщиком и необходимости урегулирования возникающих проблем. Также необходимо учитывать факторы сезонности некоторых видов, которые могут оказывать влияние на отрицательное изменение данного показателя. В таком случае необходимо провести корректировку показателей на фактор сезонности, что исключит возможное искажение результата.
Исходя из выше описанного очевидно, что всего одна разработанная форма учета, которая может быть заполнена выборкой необходимой информации из первичных документов (товарно-транспортных накладных, договоров поставки, графиков поставки) является фундаментом для осуществления анализа большого спектра показателей эффективности взаимодействия с поставщиками продукции.
Необходимость ведения учета в области организации хозяйственных связей автоматически вызывает необходимость определения структурного подразделения, на функции которого будет возложена данная работа. В настоящее время учетом поставок товаров и возникающих вследствие их отношений занимается бухгалтерия «Торгового комплекса БГЭУ». Однако, исходя из вышесказанного, очевидно, что выполнения этих функций в полном или даже достаточном объеме ожидать не приходится, что связано вовсе не с низкой степенью выполнения функций данного отдела, а скорее с отсутствием возложенных на них полномочий в данной области деятельности.
Как правило, данными полномочиями наделяется отдел по закупочной деятельности. Создание отдельного структурного управленческого подразделения в организации связано с необходимостью расходования дополнительных средств. Если же организация не обладает достаточными финансовыми мощностями для выделения отдела по закупочной деятельности, то можно ограничиться назначением отдельного специалиста.
Организация хозяйственных связей по поставкам товаров, их анализ по различным направлениям, выявление проблем и разработка конкретных управленческих решений, способствующих повышению эффективности взаимодействия с поставщиками продукции, не представляются возможными без разработки оптимальной системы учета информации по хозяйственным связям.
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации хозяйственных связей с основными поставщиками центра «Торговый комплекс БГЭУ»
В ходе проведения АВС- и VEN-анализа хозяйственных связей по поставкам товаров «Торгового комплекса БГЭУ» были выявлены следующие проблемы:
Важным решением здесь, на взгляд автора, является поиск и выбор дополнительного круга поставщиков.
Главным в принятии данного решения является сбор и анализ информации не обо всех поставщиках (производителях), функционирующих на рынке, а о ключевых игроках рынка. Рынок производителей и иных поставщиков развивается очень стремительно. Предприятия и организации объединяются, поглощают друг друга, выводят на рынок новые продукты, меняют стратегии развития и работы с клиентами. Поэтому важно знать основных производителей или крупнейших поставщиков продукции, т.е. компании, деятельность которых может тем или иным способом повлиять на расстановку сил на рынке, уровень цен, новые продукты и т.д. Следовательно, руководство организации общественного питания, а именно центра «Торговый комплекс БГЭУ», должно регулярно встречаться с ведущими производителями и дистрибьюторами, даже если не сотрудничает с ними.
После поиска поставщиков, которые способны обеспечить объем и количество поставок, необходимых для центра «Торговый комплекс БГЭУ», следующим этапом в организации хозяйственных связей проводится их выбор.
Списки критериев отбора поставщиков может быть различны, изменяющиеся в зависимости от развития самого центра «Торговый комплекс БГЭУ», роста требований к партнеру и др. На взгляд автора, в современных рыночных условиях не стоит ограничиваться списком в размере 5-10 критериев. Подобный перечень позволит дать лишь контурную оценку поставщиков. Чаще всего в хозяйственной практике центр «Торговый комплекс БГЭУ» использует такие критерии как:
Без исключения данных показателей целесообразно перечень критериев дополнить следующим:
Более того при выборе критериев, по которым будет производиться оценка поставщиков продукции, целесообразно включить значения показателей эффективности организации хозяйственных связей по каждому из них, в случаях, когда анализируемая организация общественного питания столкнется с необходимостью сокращения списка партнеров по той или иной товарной группе.
Для оценки критериев по каждому отдельному поставщику с экономической точки зрения наиболее удобным является использование балльной шкалы, равной например 100 баллам. Высший бал присваивается наилучшему показателю критерия среди имеющихся значений. Также для увеличения степени точности отбора поставщиков может быть использована система рангов по каждому критерию, отражающих уровень значимости каждого из них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1) Хозяйственные связи по поставкам товаров - это совокупность взаимоотношений по поставкам товаров народного потребления. Они включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок.
2) К основным документам, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров между предприятиями и организациями в Республике Беларусь, относятся Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон о поставках товаров для государственных нужд. Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи определяется порядок заключения и исполнения внешнеторговых договоров. Существуют и некоторые подзаконные нормативные акты, к которым относятся:
3) Безусловным элементом повышения эффективности товарного обеспечения является своевременное и качественное проведение анализа организации хозяйственных связей. Для этого необходима разработка системы показателей анализа и оценки эффективности взаимодействия торговых организаций и организаций общественного питания с поставщиками товарных ресурсов. Данные показатели могут быть выражены как количественными, так и качественными характеристиками.
4) Исследуемой организацией является центр «Торговый комплекс БГЭУ», имеющий в своем составе 19 структурных подразделений. Основными видами деятельности данной организации является розничная торговля и общественное питание. Центр «Торговый комплекс БГЭУ» выступает в качестве обособленного структурного подразделения УО «Белорусского государственный экономический университет» и функционирует на принципах хозрасчета.
5) В результате АВС-анализа основных поставщиков исследуемой организации общественного питания было выявлено следующее:
6) Проведение VEN-анализа хозяйственных связей по поставкам товаров обеспечило следующие результаты:
7) По результатам сбора и анализа информации по организации хозяйственных связей автором предложено 2 направления повышения их эффективности:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. - Минск: БГЭУ, 2009. - 317 с.
2 Снабженческо-сбытовая деятельность: учеб. пособие / Т.Н. Байбардина [и др.]. - Минск: ЗАО «Техноперспектива», 2004. - 319 с.
3 Экономика организаций торговли: учеб. пособие / Р.П. Валевич [и др.]; под общ. ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. - Минск: БГЭУ, 2010. - 671 с.
4 Гурская, С.П. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров: текст лекций для студентов всех специальностей, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров Белкоопсоюза / С.П. Гурская. - 2-е изд., с изм. - Гомель: ГКИ, 2001. - 64 с.
5 Комкова, Е. Товарный портфель и управление закупками в рознице. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
6 Логистика: учебник / Б.А. Аникин [и др.]; под ред. Б.А. Аникина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.
7 Бузукова, Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. -СПб.: Питер, 2007. - 176 с.
8 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - 3-е изд. испр. - Минск: Выш. шк., 2008. - 364 с.
9 Книга директора магазина / С.В. Сысоева [и др.]; под ред. С.В. Сысоевой. - СПб: Питер, 2005. - 384 с.
10 Сысоева, С.В. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице / С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. - СПб: Питер, 2008. - 336 с.
11 Сысоева, С.В. Стандарт работы розничного магазина. Разработка инструкций, регламентов и обучение торгового персонала / С.В. Сысоева. - СПб: Питер, 2011. - 288 с.
12 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З с изм. и доп.
13 О поставках товаров для государственных нужд: Закон Респ. Беларусь от 24 ноября 1993 г. № 2588-XІІ: с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - №69. - 2/1666.
14 Об утверждении Положения о поставках товаров в Респ. Беларусь: постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. №444 с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000 г. -N55 - 5/3320.
15 О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Респ. Беларусь.: Указ Президента Респ. Беларусь от 15.08.2005 г. №373 с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006 г. - №141 - 1/7849.