Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:41, курсовая работа
Переход от плановой к рыночной экономике обусловил появление конкуренции. Предприятия Республики Беларусь в условиях переходной к рынку экономики с целью обеспечения успешного функционирования и получения прибыли вынуждены производить конкурентоспособную продукцию. Стремительное развитие товарных и иных рынков в Республике Беларусь послужило мощным толчком к развитию сбытовой деятельности.
Необходимость создания сбытовых служб на белорусских предприятиях была осознана не так давно.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 6
1.1 Понятие сбытовой деятельности 6
1.2 Формирование сбытовой политики организации 7
1.3 Организация сбыта продукции 9
1.4 Эффективность сбытовой деятельности 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА «НЕГОРЕЛЬСКИЙ КХП» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ сбытовой деятельности предприятия 18
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА «НЕГОРЕЛЬСКИЙ КХП» ОАО «АГРОКОМБИНАТ ДЗЕРЖИНСКИЙ» 28
3.1 Пути повышения сбытовой деятельности предприятия 28
3.2 Резервы увеличения сбытовой деятельности 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Процесс производства продукции заканчивается ее сбытом. Именно поэтому данная стадия жизненного цикла продукции является своего рода оценочной, так как на основании того, насколько легко и выгодно реализованы произведенные товары, можно судить о правильности стратегической политики предприятия, эффективности всех его звеньев. Важное значение сбыта в деятельности предприятия (особенно в рыночных условиях) определяется тем, что в процессе реализации продукции уточняются запросы потребителей, что, в свою очередь, помогает предприятию укреплять свои позиции на рынке. Технологически процесс сбыта включает в себя складирование готовой продукции, ее хранение, доработку (если это требуется), транспортировку, доставку к торговым (оптовым и розничным) организациям, предпродажную подготовку, собственно продажу продукции, а в ряде случаев и послепродажное обслуживание.
Сбытовая деятельность предприятия строится на результатах маркетингового анализа рынка. Основными целями такого анализа являются изыскание путей наиболее полного удовлетворения запросов потребителей, повышение объема продаж, наиболее полное использование ресурсов предприятия, снижение коммерческих рисков.
Маркетинговые исследования рынка способствуют обоснованному отбору изделий для дальнейшего производства и сбыта, т.е. эффективному планированию ассортимента продукции. Соответствие ассортимента продукции запросам потребителей во многом определяет успех сбытовой и хозяйственной деятельности предприятия в целом. В результате данных исследований предприятие определяет, какие каналы, и формы сбыта используют конкуренты, какими видами транспорта осуществляются перевозки товаров, к услугам каких транспортных и страховых компаний они прибегают. Полученные данные помогают товаропроизводителю выбрать наиболее эффективные каналы сбыта.
Канал сбыта — это путь, проходимый продукцией от производителя к потребителю. Естественно, что каждое предприятие должно стремиться к тому, чтобы этот путь был как можно короче и дешевле. Длина данного пути и затраты на его прохождение во многом зависят от выбранного метода сбыта. Существует три основных метода сбыта: прямой (или непосредственный), косвенный и комбинированный (смешанный).
Прямой сбыт, характерен
тем, что производитель продукции
вступает в непосредственные коммерческие
отношения с потребителем, не прибегая
к услугам независимых
Данный метод имеет
ряд достоинств: дает возможность
сохранить полный контроль за ведением
торговых операций, позволяет лучше
изучить рынок своих товаров
и наладить долговременные связи
с основными потребителями. Однако
исследования показывают, что посредническое
звено сбытовой деятельности предприятия
в большинстве случаев повышает
эффективность сбытовых операций: высокий
профессионализм посредника позволяет
ускорить окупаемость затрат и оборачиваемость
средств за счет крупномасштабных,
универсальных и
При косвенном методе сбыта производитель использует услуги различного рода независимых посредников (оптовых и розничных продавцов, брокеров, дилеров, консигнаторов и т.д.). Реализация косвенного метода возможна в трех вариантах:
Комбинированный (смешанный)
сбыт предполагает использование в
качестве посредников организаций
со смешанным капиталом (т.е. с капиталом
производителя и другой независимой
компании). Отношения предприятия
производителя со сбытовыми структурами
могут быть как договорными (на основе
контракта), так и корпоративными,
предполагающими подчинение сбытовой
организации интересам
Расходы на сбытовую деятельность можно разделить на несколько составляющих:
Не стоит забывать, что расходы на сбытовую деятельность могут быть прямыми и косвенными и учитываться должны таким же образом.
Многие затраты на сбытовую деятельность, относящиеся к конкретным сегментам рынка, не распределяются и классифицируются как неразносимые.
Кроме того, целесообразность многих затрат на сбытовую деятельность вызывает очень много вопросов. Многие западные методики и техники продвижения продаж в нынешних условиях просто не работают или дают отрицательный результат. Специалисты часто задают вопрос: «На каком этапе развития бизнеса затраты на аналитический маркетинг экономически оправданы?» Ответ, по их же мнению, зависит от величины товарной линии компании, степени ее диверсификации, финансовых возможностей и, возможно, амбициозности планов. Но это не единственный вопрос, возникающий в связи с затратами на сбытовую деятельность. Руководство компаний волнуют также вопросы об оптимальности рекламного бюджета и других затрат на сбытовую деятельность. Так что своевременность и размер затрат на маркетинг каждый определяет для себя сам.
У сбытовой деятельности возникает проблема: как идентифицировать доход, полученный от реализации конкретного мероприятия или группы мероприятий?
Маркетинговые мероприятия, касающиеся одного наименования продукции, могут спровоцировать интерес потребителя к организации в целом, а также к другим группам товаров. Если покупателя устраивает приобретенный товар, он обычно интересуется, что это вообще за организация и какие еще товары она выпускает.
Кроме того, расходы на имидж-рекламу, например, вовсе не обязательно приводят к пропорциональному увеличению продаж. Предприятие может иметь широкую номенклатуру товаров, некоторые из них наиболее популярны, и любое упоминание логотипа компании провоцирует увеличение продаж именно этих товаров, а вовсе не всех, выпускаемых организацией. Поэтому вопрос, какую долю затрат отнести на ту или иную продукцию, не риторический.
Несмотря на то, что большинство компаний и фирм как бы «ориентировано на потребителя» и провозглашает главенствующую роль сбытовой деятельности, многие руководители не воспринимают итоги сбытовой деятельности как реальные показатели долгосрочных результатов деятельности. Поэтому важной задачей является соотнесение маркетинговых доходов и затрат, следующим этапом которой идет соотнесение результатов сбытовой деятельности с финансовыми результатами деятельности предприятия [6].
Эффективность сбытовой деятельности
рассматривается как отношение
дополнительной прибыли, полученной в
результате проведения маркетинговых
мероприятий, к затратам на эти мероприятия.
Однако, таким определением не всегда
удобно пользоваться: дополнительную
прибыль, трудно выделить; кроме того,
при таком расчете
Результативность сбытовой деятельности рассматривается с двух точек зрения:
С одной стороны, результативность определяется применяемыми методами и подходами к продвижению и сбыту, с другой - структурой предприятия и сбытовых служб, проработкой маркетинговых стратегий и планов.
Предприятия, существующие
как производства достаточно давно,
в основном связаны традиционной
организационной структурой, которая
эволюционирует очень медленно. Построение
структуры сбытовой деятельности на
таких предприятиях является специфической
задачей, требующей отдельной
Сузить решаемую задачу можно, используя методику сегментного анализа. В сегментном анализе особую роль могут играть:
Эффективность сбытовой деятельности часто ассоциируется с объемом прибыли или с рентабельностью. Прибыль может быть получена за счет повышения цены. При растущем рынке возможно даже некоторое увеличение объема продаж, однако доля рынка может быть потеряна, предприятие же при этом не подозревает или недооценивает данный факт.
Для получения максимального
эффекта от деятельности организации
важно постоянно проводить
Базовыми должны стать
мероприятия по совершенствованию
информационной обеспеченности, так
как эффективное осуществление
сбытовой деятельности невозможно без
подробной, достоверной и своевременной
информации. С этой целью для любой
организации целесообразно
Для обеспечения эффективной договорной работы в организации необходимо грамотное составление договоров, как с поставщиками, так и с покупателями, т.е. заключение договоров на наиболее выгодных для организации условиях. Выгодными условиями договора могут выступать следующие:
Также необходимо вести контроль
исполнения договоров отдельно по каждому
контрагенту, в том числе и
контроль за выполнением своих договорных
обязательств. Данная работа позволит
оперативно проводить мероприятия
по ускорению оборачиваемости
В направлении формирования ассортимента повысить эффективность деятельности можно путем расширения и углубления ассортимента. Однако прежде необходимо изучить спрос покупателей, их желание и готовность приобретать данные товары. В зависимости от специфики деятельности организации целесообразным может быть создание более узкого, но глубокого ассортимента; замена морально устаревших, неходовых товаров новыми.
Для обеспечения эффективности
деятельности по управлению товарными
запасами целесообразно применение
логистических принципов при
определении потребности в
Эффективное управление товарными
запасами предполагает минимизацию
расходов на транспортировку и хранение
товаров. В случае, когда по договору
организация-покупатель является заказчиком
транспорта, ей необходимо определить,
что выгоднее: привлечь для перевозки
груза стороннюю организацию
либо использовать собственный транспорт?
При принятии решения по данному
вопросу, организация должна учитывать
размер партии, периодичность заказов,
а также сравнительный анализ
затрат при использовании обоих
вариантов. Если фирма все же осуществляет
доставку товаров собственным