Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 12:17, курсовая работа
Предмет исследования - формирование системы управленческого учета предприятия, анализ системы управленческого учета на ЗАО «Кинешемской прядильно-ткацкой фабрике» (ЗАО «КПТФ»)
Цель исследования – охарактеризовать формирование системы управленческого учета.
Для реализации главной цели курсового проекта работы необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие, содержание управленческого учета;
- рассмотреть управленческие сценарии (решения);
-оценить регулирующую роль цены и качества у управленческом учете;
- выяснить, как формируется управленческий оборотный баланс;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Формирование системы управленческого учета предприятия…….5
Понятие и содержание управленческого учета……………………….5
Управленческие сценарии…………………………………………….11
Стратегия управления организацией………………………………...15
Регулирующая роль качества и цены…………………………………17
Формирование управленческого оборотного баланса………………21
Взаимосвязь управленческого учета и управленческой политики
на предприятии……………………………………………………………..29
Глава II. Анализ состояния системы управленческого учета на ЗАО
Кинешемской прядильно-ткацкой фабрике…………………………………34
2.1.Краткая характеристика объекта исследования……………………...34
2.2.Анализ актива и пассива баланса ЗАО «КПТФ»……………………..39
2.3.Примерные управленческие сценарии для ЗАО «КПТФ»…………..42
2.4. Прогнозный объем продаж…………………………………………..47
2.5. Рекомендации по совершенствованию систему управленческого
учета на ЗАО «КПТФ»……………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………………50
Библиографический список………….…………
Для понимания роли управленческого учета в общей системе управления организацией необходимо рассмотреть сам процесс управления. По существу, управление организацией — это комбинирование производственных и непроизводственных факторов в целях получения прибыли, т.е. превышения доходов над расходами. Управление невозможно без информации о состоянии управляемой системы, управляющих действиях и о внешней среде. Процесс управления реализуется в виде последовательности решений, эффективность которых проверяется на основе получения информации о результатах, достоверно и своевременно отражающих состояние управляемых параметров, и сопоставления их с плановыми показателями. Все этапы процесса управления связаны с переработкой информации, которую управляющие могут получать непосредственно от объекта управления либо в обработанном виде от специальных информационных служб. В современных условиях хозяйствования создание систем формирования информации об издержках организации и финансовых результатах, применение новых подходов к управлению ими, повышение ценности получаемой информации для анализа являются необходимыми условиями успешного функционирования организаций. Управленческий учет призван обеспечить формирование информации: — для контроля результативности текущей деятельности организации в целом и по отдельным ее подразделениям, видам деятельности, секторам рынка; — планирования будущей стратегии и тактики осуществления коммерческой деятельности в целом и отдельных хозяйственных операций, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; — измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и по подразделениям организации, для выявления степени рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг, секторов и сегментов рынка; — корректировки управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции, товаров и услуг, уменьшения субъективности в процессе принятия решений на всех уровнях управления. Информация, генерируемая системой управленческого учета, должна отвечать таким общим требованиям, предъявляемым к учетной информации, как: — целостность (информация должна носить системный характер); — понятность (информация должна быть представлена в доступном для ее получателя виде); — полезность (информация должна привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров организации); — достаточная экономичность (затраты по подготовке информации не должны быть больше экономического эффекта от ее использования). Вместе с тем можно выделить следующие специфические требования: — адресность (информация должна предоставляться конкретным адресатам в соответствии с их уровнем иерархии); — оперативность (информация должна предоставляться в сроки, позволяющие вовремя принять эффективное управленческое решение); — достаточность и релевантность (информация должна предоставляться в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управленческого решения; не должна быть избыточной и отвлекать внимание потребителя на несущественные или нерелевантные данные); — аналитичность (информация должна содержать данные текущего экспресс-анализа и предлагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами); — гибкость и инициативность (должна обеспечиваться вся полнота информационных интересов в условиях меняющейся внешней среды); — конфиденциальность (информация управленческого учета является коммерческой тайной и требует защиты) [3. C. 12-14]. В управленческом учете может быть использована неколичественная информация (результаты опросов, слухи и т.д.) и количественная, которая, в свою очередь, может быть учетной и неучетной, т.е. документально обоснованной или необоснованной. Для принятия управленческих решений может использоваться полная и неполная информация об объекте исследования. В управленческом учете учетная информация занимает 20-30%, остальное – данные экономического анализа (для сравнения и финансовом учете данное соотношение составляет 40-60%)[8.C. 24.].
1.2.Управленческие сценарии
Одним из основных управленческих сценариев является сокращение затрат, так как управленческий учет непосредственно связан с измерением затрат и результатов деятельности организации, анализом и оценкой их соотношения. Ни одно управленческое решение нельзя осуществить без затрат, и от его реализации всегда ожидается конкретный результат. Между затратами и результатами имеют место определенные количественные и качественные зависимости, которые должны быть измерены и оценены. Решение задачи усложняется тем, что затраты и результаты, даже для отдельно взятого предприятия, весьма разнообразны. Как правило, они не совпадают по времени и подвержены влиянию многих факторов. Зависимость между расходами и результатами деятельности редко носит функциональный характер, чаще всего она стохастическая. Для понимания и анализа соотношения затрат и результатов необходимо прежде всего исходить из их экономической сущности и содержания. Таким образом, затраты организации могут капитализировать (например, затраты на приобретение сырья, материалов, которые не были использованы в производственном процессе, или затраты на произведенную, но нереализованную продукцию, или включаться в расходы по обычным видам деятельности (например, по продаже произведенной продукции данный актив не сможет более приносить экономическую выгоду организации, поэтому его стоимость следует признать как расход).
Вторым управленческим сценарием можно признать такой сценарий, как покупка более дешевого сырья (ресурсов) или более качественного. Ресурсы (сырье) и затраты взаимосвязаны, так как затраты отражают стоимость ресурсов, используемых в процессе деятельности организации по производству продукции, работ, оказанию услуг.
В экономической литературе термин «затраты» отличают от понятия «расходы». В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности расходы включают в себя убытки и затраты, которые возникают в ходе основной деятельности. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода (принцип соответствия доходов и расходов). Таким образом, только в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат - расходы. Значит, третий сценарий можно определить как сценарий уменьшения расходов. В российской практике понятия «затраты» и «расходы» четко не разграничены, вследствие чего эти термины часто путают или употребляют как синонимы. В экономической литературе под затратами понимают стоимость ресурсов, использованных в процессе деятельности организации по производству продукции, выполнению работ, услуг. Иными словами, это потребленные ресурсы и (или) денежные средства, которые нужно заплатить за товары и оказанные услуги, необходимые для осуществления основной деятельности. В расходы, уменьшающие доходы организации, включаются не только затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), но и прочие расходы, не связанные с основной деятельностью организации, и убытки отчетного периода. Определение расходов дано в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденном приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн: расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества), возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала, за исключением снижения вкладов по решению участников. В соответствии с ПБУ 10/99 все расходы организации подразделяются на расходы по обычным вицам деятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.
Четвертый управленческий сценарий – это доходы, которые связаны с поступлением от реализации продукции (товаров, услуг). Данный сценарий может также включать сбытовые расходы: заработную плату менеджеров по продаже, комиссионное вознаграждение и т.д. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н, доход — это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества), погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Управленческий учет касается только той части доходов, которая обеспечивается производством и продажей продукции, работ, услуг. Для ее определения применяется термин «выручка от обычных видов деятельности». В данной управленческом сценарии важно уменьшить сбытовые расходы, себестоимость продукции, увеличить цену и т.д.
Пятым управленческим сценарием является выручка, прибыль. Прибыль показывает эффективность производства и управления, показывает не только согласованность действий всех отделов (менеджмента, маркетинга, рекламного, коммерческого и т.д.) по продвижению и продаже продукции (товаров и услуг), но и в целом направление деятельности предприятия, те проекты, которые обеспечивают получение прибыли. Сальдо, полученное в результате сопоставления выручки от продаж и производственных затрат, признаваемых в качестве расходов по обычным видам деятельности, характеризует валовую прибыль организации. Общий финансовый результат деятельности организации включает прибыль (убыток) от основной деятельности и сальдо прочих доходов и расходов, показывающие результаты других сферах деятельности, кроме основной.
Шестым управленческим сценарием можно считать привлечение инвестиций, которые помогают предприятию разработать и осуществить новые бизнес – проекты посредством принятия решений относительно оборотного капитала и капиталовложений, доходы от которых ожидаются в будущем.
Традиционно в экономической теории признавалось, что предприниматели преследуют цель максимизации прибыли. Однако сегодня в экономических кругах идут дискуссии о целях функционирования коммерческих организаций. Предлагаются такие варианты, как получение удовлетворительной прибыли, максимизация притока будущих платежей наличными, получение сверхдоходов различными группами людей, образующих организацию (владельцами акций, наемными работниками, покупателями, поставщиками и правительством). В рамках кибернетико-синергетического подхода основной целью функционирования организации признается выживание во внешней среде. В рамках управленческого учета традиционно исходят из цели максимизации положительного финансового результата, поскольку он служит тем объективным критерием, который позволяет объективно оценить эффективность управленческих решений и системы управленческого учета, генерирующего информацию для выработки этих решений.
1.3.Стратегия управления организацией
Под эффективным управлением организацией понимается набор управленческих воздействий со стороны субъектов управления по переводу состояния, в котором организация находилась, в иное состояние, т.е. А to → B t1, (to – t1) — это месяц, квартал, год и т.д.), при этом желательно, чтобы организация: - сохранила свой потенциал; - повысила степень устойчивости; - работала в условиях расширенного воспроизводства; - приобрела новые рыночные ниши; - имела определенный запас прочности на дальнейшее развитие. Под неэффективным управлением понимается либо сохранение статус-кво за период t0 –t1, либо же приближение к последней черте несостоятельности и банкротства, т.е. к кризисному состоянию, в котором возможна альтернатива: проведение мероприятий по выходу из кризисного состояния либо уход из экономического оборота и ликвидация предприятия как юридического лица. Любое предприятие в процессе управления сталкивается с краткосрочными целями, решая кратковременные тактические задачи, и целями стратегическими, т.е. стратегическим управлением и осуществлением сценариев будущего развития. Приоритет безусловно необходимо отдавать целям стратегического плана. Стратегическое управление — это обеспечение функционирования предприятия в долгосрочной перспективе посредством наиболее эффективного использования стратегических ресурсов организации и быстрой реакции на изменение окружающей деловой среды для достижения поставленных целей. В стратегическом управлении важно выделить зоны хозяйствования, способные принести организации успех. Стратегические зоны хозяйствования (стратегические зоны прибыли) — эта такая сфера деятельности предприятия, которые приносит ему прибыль или где у предприятия имеются долгосрочные интересы. Стратегическими объектами могут быть: - изменение структуры предприятия; - участие в деятельности других предприятий или их приобретение; - освоение новых продуктов и новых рынков; - инвестирование; - финансовая политика и капитал. По форме стратегия — это разновидность управленческих доку ментов, которая может быть представлена в виде графиков, таблиц, описаний, по содержанию — это модель действий, инструмент для достижений целей предприятия. Стратегия базируется на ряде принципов: - разработке целей предприятия, ориентированных на выпуск новой продукции, внедрение новых технологий, завоевание рыночных ниш; - разработке новых видов деятельности для повышения конкурентоспособности предприятия; - выборе стратегии с учетом особенностей конкретного предприятия; - обеспечении взаимодействия между предприятием и внешней сферой; - определении задач стратегического управления для каждого подразделения. Эти принципы должны быть осуществлены в определенной организационной структуре (рис. 2)[16. C. 426-427].
1.4.Регулирующая роль качества и цены
Качество — это совокупность свойств продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции. Любой продукт представляет собой совокупность свойств, куда входят надежность, эргономичность, эстетические свойства, безопасность и экологичность. Современное производство — это производство высококачественной продукции. Потребитель часто предпочитает качество цене, поскольку понимает, что высокое качество снизит расходы на эксплуатацию, ремонт и более полно удовлетворит его потребности. Анализ причин процветания многих продвинутых известных фирм показывает, что эти фирмы делают ставку на качество продукции, а не на цену. А качество, в свою очередь, обеспечивает рост продаж, снижение издержек, увеличение прибыли. Качество выпускаемой продукции, как отмечают зарубежные менеджеры, — это целая философия, в которой снижение издержек, рост производительности труда потеснены качеством, вышедшим на передний план. Затраты на повышение качества продукций имеют значительный удельный вес, который постоянно растет. Повышение качества — это трудоемкая работа для организации, поскольку затрагивает практически все направления деятельности и, в конечном счете, сказывается на качестве жизни.
Рисунок 3. Формирование вертикали качества.
Качество продукции складывается из труда, предметов труда, средств труда, технологии, управления, производственной сферы в целом. Качество промежуточного продукта формирует качество конечного продукта, а последний непосредственно связан с качеством жизни, обороноспособности, природной среды, инфраструктуры, национального богатства (рис. 3). В последние годы в развитых странах последовательно внедряется новая стратегия управления качеством продукции: - обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру предприятия; - новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия; - вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования и послепродажного обслуживания; - качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя; - повышение качества требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированными измерениями в процессе контроля качества; - всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников. Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала. Всеобщий контроль качества, осуществляемый предприятиями США, Японии и Западной Европы, предполагает три обязательных условия: ) качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирмы. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо качество — это непрерывно меняющаяся цель; 2) мероприятия по повышению качества продукции должны затрагивать все подразделения. Опыт показывает, что от 80 до 90% мероприятий не подлежат контролю отделов качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как изготовление новых изделий; 3) необходимы непрекращающийся процесс обучения (ориентированный на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала. В условиях острой конкурентной предприятия смогут успешно развиваться, руководствуясь следующими принципами: - повышение качества — не одно из направлений деятельности предприятия, а непрерывный процесс, затрагивающий все функции предприятия; - повышение качества зависит от степени участия в его формировании каждого сотрудника предприятия; - качество не препятствует, а способствует снижению себестоимости продукции; - качество означает использование новой техники и технологии; - качеством необходимо управлять так же непосредственно и эффективно, как управляют оборудованием, производством и финансами. Время на разработку и изготовление новых видов продукции постоянно сокращается, достаточно сравнить период в 20 лет, в течение которого был спроектирован, произведен и стал предметом необходимости телевизор, с периодом в 5 лет, за которые тот же путь проделала персональная ЭВМ. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна из характерных черт мирового рынка. Системы разработки новых изделий должны содержать ряд основных положений: - качество следует рассматривать наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия; - планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должно быть организовано так, чтобы не ограничивать проектирования вариантов изделия с наилучшими характеристиками; - ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки [16. C.434-437].