Анализ цен и ценовой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что либерально-рыночная политика государства в отношении компаний предполагает предоставление им полной свободы в определении объёмов разработки и экспорта, цены продажи и выбора рыночных контрагентов. Целью данной работы является исследование формирования цен на предприятиях нефтяной промышленности. Объектом исследования является цена и ценообразование
Предмет рассмотрения - анализ ценообразования в нефтяной промышленности.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика цен и ценообразования. 3
1.1 Экономическая сущность цены и важность
политики формирования цен на предприятии.
1.2 Способы формирования цены на предприятии.
Глава 2. Динамика цен на продукцию предприятия. 12
2.1 Определение целей ценовой политики.
Глава 3. Анализ цен и ценовой политики предприятия. 15
3.1 Анализ ценопреобразующих факторов.
3.2 Использование резервов изменения цен.
3.3 Анализ влияния регулирования цен государством.
Глава 4. Пути оптимизации и резервы формирования цен на предприятия. 22
4.1 Стимулирование спроса.
4.2 Формирование цен в условиях инфляции.
Заключение. 25
Список литературы. 26

Вложенные файлы: 1 файл

курс..doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

                                 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.                                                                                    2

 

Глава 1. Общая характеристика цен  и ценообразования.        3

          1.1 Экономическая сущность цены и важность

                политики формирования цен на предприятии.

          1.2 Способы формирования цены на предприятии.

 

Глава 2. Динамика цен на продукцию  предприятия.             12

          2.1 Определение целей ценовой политики.

 

Глава 3. Анализ цен и ценовой политики предприятия.       15

           3.1 Анализ ценопреобразующих факторов.

           3.2 Использование резервов изменения цен.    

           3.3 Анализ влияния регулирования цен государством.

 

Глава 4. Пути оптимизации и резервы формирования цен на предприятия.                                                                            22

          4.1 Стимулирование спроса.

          4.2 Формирование цен в условиях инфляции.

 

Заключение.                                                                             25

 

Список литературы.                                                                26

 

 

 

 
   

Введение

В условиях развития рыночных отношений  в нашей стране вопрос прозрачности ценовой политики очень актуален. Каждое предприятие формирует цену товара из затрат на производство и реализацию своей продукции, а также из определенной прибыли.

Под формированием цен понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики, образующих единую систему ценообразования, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Эта проблема решается в единстве макро и микро уровней экономики, ибо предполагает реализацию экономических интересов всех участников воспроизводства.

Рассматривая методологию ценообразования, необходимо обратить внимание на сочетание  элементов рыночной и регулируемой государством экономики. Хотя окончательная  цена определяется рынком, на каждом предприятии проводятся тщательные расчеты предполагаемой или первоначальной цены, которая может совпасть или не сравняться с рыночной.

Теория формирования цен в экономике рыночного типа нашла отражение в работах: К. Маркса и Ф. Энгельса, А. Смита, Рикардо, Дж. Милля, в работах представителей неоклассической школы – А.Маршалла, У.Джевонса, Л. Вальраса, Ф.Эджуорта, Дж. Хикса, Дж. Робинсона, П.Самуэльсона, Дж. Стиглера и др. Одновременно достаточно полная теоретическая база ценообразования характеризуется широкой линейкой основополагающих принципов ценообразования.

Актуальность темы определяется тем, что либерально-рыночная политика государства  в отношении компаний предполагает предоставление им полной свободы в  определении объёмов разработки и экспорта, цены продажи и выбора рыночных контрагентов.

  • Целью данной работы является исследование формирования цен на предприятиях нефтяной промышленности.
  • Объектом исследования является цена и ценообразование
  • Предмет рассмотрения - анализ ценообразования в нефтяной промышленности.

В курсовой работе поставлены следующие задачи:

  • дать общую характеристику цен и их формирования;
  • рассмотреть динамику цен на выбранном предприятии;
  • рассмотреть факторы, влияющие на уровень цен предприятия;
  • провести анализ цен и ценовой политики предприятия;
  • рассмотреть возможные резервы и пути оптимизации ценовой политики на предприятии.

Данные задачи будут рассмотрены на примете ОАО «НК», основным видом хозяйственной деятельности которой, является оптовая торговля нефтепродуктами.

 

Глава 1. Общая характеристика цен и ценообразования

1.1 Экономическая сущность  цены и важность политики формирования цен на предприятии.

Цена - сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные и политические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной деятельности так или иначе связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан. Ошибки в ценовой политике государства нередко сопровождались кризисными ситуациями, вплоть до замены правительств.

Эффективность применения цен, как  и других экономических инструментов управления, во многом зависит от того, насколько правильно определены место и роль цен в системе  хозяйственного механизма, экономическая  сущность цены, способ проявления ее функций при решении конкретных экономических задач, принципы и методы расчета цен.

Формирование цен является сложным и противоречивым процессом, в ходе которого приходится прибегать к различным компромиссам, учитывать интересы предприятия, действия конкурентов, рыночные условия, психологию покупателей и многие другие аспекты. 8


Формирование цен - одно из важнейших звеньев хозяйственного механизма. Цены опосредствуют производственные связи между отдельными сферами материального производства, отраслями, предприятиями, продавцами и покупателями товаров, они выступают в качестве общественной меры затрат на производство товаров и услуг, используются при определении многих экономических категорий в системе прогнозирования и учета.

Методология формирования цен - это совокупность принципов ценообразования, методов обоснования уровня, структуры, соотношений и динамики цен, а также методов формирования системы цен в соответствии с требованиями объективных экономических законов.

Важнейшей частью исследования методов ценообразования- является совокупность принципов установления цен, соблюдение которых обеспечивает создание единой системы цен, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям.

Система цен не только отражает состояние экономики, она активно воздействует на производственный процесс и на распределительные отношения. Ценообразование и система цен - важное действенное орудие проведения экономической политики государства.11 .


 

 

 

Цены используются при прогнозировании:

  • объемов;
  • темпов производства отдельных отраслей и сфер материального производства;
  • величины национального дохода;
  • общехозяйственных пропорций ;
  • отраслевой структуры промышленности.

 Уровни и соотношения цен  оказывают прямое воздействие

  • на качественные показатели деятельности предприятий;
  • на развитие и формирование структуры производства и потребления.

Особое значение категория цены имеет для показателей себестоимости  продукции, экономической эффективности  капитальных вложений и новой  техники, для системы экономического стимулирования.

Цены относятся к числу важнейших  показателей, определяющих жизненный  уровень населения.

Цена - это историческая экономическая категория, свойственная лишь товарному производству, она не существовала до него и исчезнет вместе с исчезновением товарно-денежных отношений. Цена возникла, когда в обмене товаров появились деньги в качестве меры стоимости и средства обращения.

В хозяйственном механизме все  экономические процессы взаимосвязаны  и представлены единым процессом  воспроизводства. Цены, опосредующие этот процесс, в полной мере отражают все его особенности и также образуют единую систему. Многообразие действующих в экономике цен образует систему цен, состоящую из отдельных подсистем, взаимосвязанных и взаимодействующих.

Система цен - это виды цен, их взаимная связь и соотношение. Взаимосвязь и взаимозависимость цен обусловлены следующими обстоятельствами:

 

      • формированием цен на единой методологической основе (на законах стоимости, спроса, предложения и др.);
      • взаимосвязью производства и всей хозяйственной деятельности. 8.

  Основой внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы является соподчиненность различных стадий общественного воспроизводства. Поскольку отдельные отрасли тесно взаимосвязаны между собой, установление количественных пропорций между ними диктует определенное соотношение цен, в которых выражается стоимость продукции отдельных отраслей, и на их основе устанавливаются натуральные и стоимостные показатели.

Для продукции различных отраслей и продукции разных видов требования к соотношению цен различны. Цены на продукцию близких и тесно связанных отраслей, на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары должны иметь одно соотношение; цены на продукцию менее взаимосвязанных отраслей, а также на независимые товары имеют другое соотношение. Особо следует отметить соотношение цен на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Так, например, цены на различные виды топлива должны быть связаны с их калорийностью. Поэтому одна тонна разного топлива (угля, нефти и пр.) не может иметь одну и ту же цену.

Цены, входящие в качестве составных  элементов в единую систему цен, функционирующую в хозяйственном  механизме, можно подразделить на отдельные  виды в зависимости от наличия  у них каких-либо общих признаков. В дифференциации цен находит отражение разнообразие условий производства и реализации товаров. Основные виды и разновидности цен могут быть представлены следующим образом.

1. Цены и тарифы, обслуживающие внутригосударственный оборот товаров и услуг. Этот вид цен включает несколько разновидностей, которые можно классифицировать по нескольким признакам . 8


1.1. По характеру обслуживаемого экономического оборота:

    • цены на промышленную продукцию;
    • цены на продукцию строительства;
    • цены на продукцию сельского хозяйства;
    • тарифы на производственные услуги (транспорта, связи, ремонта);
    • цены научных и проектных разработок;
    • ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов;
    • наценки и скидки в сфере обращения;
    • розничные цены на товары и услуги населению.

1.2. По сроку действия:

    • постоянные; временные; сезонные;
    • разовые;
    • договорные.

1.3. По территориальному признаку:

    • единые по стране; поясные; зональные; местные.

1.4. По способу отражения транспортных расходов:

    • цены в местах производства товаров (пунктах отправления);
    • цены в местах потребления товаров (пунктах назначения).

1.5. По характеру установления, фиксации:

    • твердые; подвижные; скользящие.

1.6. В зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке:

    • рыночные (свободные);
    • регулируемые;
    • лимитированные или предельно допустимые.

1.7. В зависимости от новизны товара:

    • цены на новые товары;
    • цены на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

1.8. По способу получения информации об уровне цены:

      • публикуемые;
      • расчетные.

1.9. В зависимости от вида рынка: 8


      • цены товарных аукционов;
      • биржевые котировки;
      • цены торгов.

Информация о работе Анализ цен и ценовой политики предприятия