Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что либерально-рыночная политика государства в отношении компаний предполагает предоставление им полной свободы в определении объёмов разработки и экспорта, цены продажи и выбора рыночных контрагентов. Целью данной работы является исследование формирования цен на предприятиях нефтяной промышленности. Объектом исследования является цена и ценообразование
Предмет рассмотрения - анализ ценообразования в нефтяной промышленности.
Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика цен и ценообразования. 3
1.1 Экономическая сущность цены и важность
политики формирования цен на предприятии.
1.2 Способы формирования цены на предприятии.
Глава 2. Динамика цен на продукцию предприятия. 12
2.1 Определение целей ценовой политики.
Глава 3. Анализ цен и ценовой политики предприятия. 15
3.1 Анализ ценопреобразующих факторов.
3.2 Использование резервов изменения цен.
3.3 Анализ влияния регулирования цен государством.
Глава 4. Пути оптимизации и резервы формирования цен на предприятия. 22
4.1 Стимулирование спроса.
4.2 Формирование цен в условиях инфляции.
Заключение. 25
Список литературы. 26
2. Планово-учетные цены:
3. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот:
Для целей настоящей курсовой работы
целесообразно рассмотреть виды
наценок и скидок, которые в
сфере обращения возмещают
Скидки по результатам работы торговли продавцам в цепочке товародвижения. В зависимости от места продавца в системе товародвижения различают функциональную скидку, торговую скидку, перепродажную или базовую, дилерскую скидку. Обычно данную скидку применяют производители, контролирующие цены конечных продаж. Величина скидки должна быть достаточной, чтобы возместить расходы продавца и обеспечить ему получение прибыли, традиционной в данной сфере деятельности.
Оптовые скидки. Самый распространенный и разнообразный вид скидок. В зависимости от единиц измерения объема товара выделяют скидку с цены за количество товара в стоимостном выражении, определенного на основе прейскурантных цен, и скидку с цены за количество товара в выражении.
Способы выражения скидок:
Простая оптовая скидка (некуммулятивная) устанавливается за разовый объем закупки и призвана стимулировать приобретения товара большими партиями.
Кумулятивная скидка предполагают снижение цены в случае превышения суммарной величины закупок на протяжении определенного периода, даже если эти закупки состояли из маленьких по объему отдельных партий.
Ступенчатая скидка распространяется на объем закупки сверх порогового значения.
Комплексная скидка - используется фирмами при продаже взаимодополняющих товаров. Цель скидки - заставить покупателя приобрести одновременно несколько товаров.
Временные скидки - представляются в зависимости от времени совершения покупок:
1.2 Способы формирования цены на предприятии
Принципы и методы формирования цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда - господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.
Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. 11
Существует несколько методик расчета цены.
а) Наиболее распространенной является методика расчета цены на основе издержек (метод полных издержек), заключающаяся в начислении наценки на себестоимость товара. Преимущество указанного метода определения цены состоит в том, что собственные издержки для фирмы значительно легче определить, чем спрос. Методика их исчисления проста и доступна.
Однако этот метод имеет и недостатки. Во-первых, калькуляция издержек может включать в себя произвольный размер накладных расходов, что делает основу цены недостаточно достоверной. Во-вторых, этот метод определения цены не учитывает спрос, а поэтому имеется опасность недополучения потенциальной прибыли.
б) Метод дохода на капитал. Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал. Преимущество этого метода заключается в возможности учесть платность финансовых ресурсов.
в) Расчет цены на основе «ощущаемой ценности» товара. При расчете цен по этому методу затратные ориентиры уступают место восприятию товара покупателем. Для усиления ценности продавцом могут быть использованы методы неценового воздействия: предоставления сервисного обслуживания, особые гарантии покупателям.
г) Метод установления цен с ориентацией на конкуренцию. Этот метод применим на рынках чистой и олигополистической конкуренции. При этом цена устанавливается чуть выше (если товар наделен новым свойством) или чуть ниже действующих цен конкурентов. Цена может меняться в зависимости от «жизненного цикла» товара (стадия внедрения, роста, зрелости или спада). Учитывая тему данной курсовой работы следует рассмотреть особенности формирования цены на предприятиях нефтегазовой отрасли. Особо необходимо остановиться на издержках применительно к нефтяной промышленности
По мнению Жана-Ноэля Буларда (компания Тоталь-Фина), существуют четыре основных линии (или эффекта) "технологического" снижения издержек: "эффект удобрения", "эффект масштаба", "эффект повторения/обучения", "эффект технологических прорывов", сюда можно добавить и пятый эффект - "эффект мультипликатора" от одновременного применения сразу нескольких достижений НТП, обеспечивающих не сложение, но перемножение вышеперечисленных эффектов.
Глава 2. Динамика цен на продукцию предприятия
2.1 Определение целей ценовой политики предприятия
Как для любого предприятия любой отрасли промышленности, так и для рассматриваемого в настоящей курсовой работе ОАО «НК» основными целями ценовой политики являются:
Обеспечение сбыта - главная цель фирм, осуществляющих деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами.
Для достижения поставленной цели используются цены проникновения. Они предназначены для захвата большей доли рынка и способствуют увеличению объема сбыта.
Максимизация прибыли
Удержание рынка фирма осуществляет тогда, когда хочет сохранить существующее положение на рынке. При этом она следит за ситуацией на рынке, динамикой цен, действиями конкурентов, стремится снизить издержки производства и обращения.
Рассматриваемая компания строит свою ценовую политику в соответствии с вышеописанными целями. Рассмотрим основные виды продукции, реализуемые ОАО «НК»:
Динамика изменения отпускных цен на продукцию компании, в том числе в сравнении с индексом потребительских цен представлена в таблице
Таблица 1. Динамика изменения отпускных цен на нефтепродукты По данным компании
год |
ИПЦ, % (общий) |
Средние отпускные цены, руб./тн |
В % к прошлому году |
||
2006 г. |
101 |
4953 |
94,85 |
||
2008 г. |
100,7 |
6183 |
95,86 |
||
2008 г. |
100,8 |
7490 |
121,14 |
||
Данные колебания отпускных цен связаны с ростом рыночных цен, а также за счет изменения ассортимента отпускаемых нефтепродуктов.
В последние годы цены производителей в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности росли быстрее, чем цены по промышленности в целом. Так, если индекс цен производителей промышленной продукции за 2007 г. составил 128,3%, то в нефтедобывающей промышленности - 165,4%, а в нефтеперерабатывающей - 148,9%.
В начале 2008 г. сезонное превышение предложения над спросом на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов привело к снижению уровня цен как у производителей, так и в розничной торговле. Индекс цен производителей в январе 2008 г. к декабрю 2007 г. составил на автобензин всех марок 81,7%, на дизельное топливо - 94,5% и мазут топочный - 84,0% при индексе цен промышленности 100,2%. Необходимо отметить, что темпы снижения цен на автобензин на потребительском рынке ниже, чем у производителей. Индекс потребительских цен на автобензин - 98,4% при индексе потребительских цен на все товары и услуги 102,6%. МФ РФ Обзор экономических показателей 12 апреля 2008 года.
Средние цены производителей в январе 2008 г. составили:
Следует сказать, что динамика цен рассматриваемого предприятия держится на уровне среднеотраслевых, но если в 2006 - 2007 рост цен предприятия был ниже среднего процентного соотношения по отрасли, то в 2008 году существенно повысился в связи с ростом цен по отрасли и изменением ассортимента нефтепродуктов, поставляемых предприятием на более дорогие товарные группы, что соответственно сказалось на средней отпускной цене.
Оценивая динамику изменения цен на нефть и нефтепродукты, заметим, что все последние годы основным фактором, определяющим рост добычи, переработки нефти и цен на нефтепродукты, являлось сохранение благоприятной конъюнктуры мирового рынка. Экспорт нефти за 2007 г. увеличился по сравнению с 2006 г. на 12,8% и составил 257 млн. т. Удельный вес экспорта нефти в объеме добычи имеет тенденцию к росту и составил 56% в 2007 г. (в 2006 г. - 54%). Основная доля экспорта нефти и нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. В совокупной товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в 2007 г. составил 58,2% всего объема экспорта в эти страны (в 2006 г. - 57,8%).
Информация о работе Анализ цен и ценовой политики предприятия