Анализ цен и ценовой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что либерально-рыночная политика государства в отношении компаний предполагает предоставление им полной свободы в определении объёмов разработки и экспорта, цены продажи и выбора рыночных контрагентов. Целью данной работы является исследование формирования цен на предприятиях нефтяной промышленности. Объектом исследования является цена и ценообразование
Предмет рассмотрения - анализ ценообразования в нефтяной промышленности.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика цен и ценообразования. 3
1.1 Экономическая сущность цены и важность
политики формирования цен на предприятии.
1.2 Способы формирования цены на предприятии.
Глава 2. Динамика цен на продукцию предприятия. 12
2.1 Определение целей ценовой политики.
Глава 3. Анализ цен и ценовой политики предприятия. 15
3.1 Анализ ценопреобразующих факторов.
3.2 Использование резервов изменения цен.
3.3 Анализ влияния регулирования цен государством.
Глава 4. Пути оптимизации и резервы формирования цен на предприятия. 22
4.1 Стимулирование спроса.
4.2 Формирование цен в условиях инфляции.
Заключение. 25
Список литературы. 26

Вложенные файлы: 1 файл

курс..doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

На перспективы развития отрасли  в 2008 г. оказали значительное влияние вступившие в силу с 1 января 2008 г. поправки к главе 26 Налогового кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» (НДПИ). В соответствии с ними ставка налога при добыче нефти повышается с 347 до 419 руб./т. По мнению правительства, увеличение налога стало следствием укрепления рубля, которое не было учтено в 2007 году. При этом с 1 февраля 2008 г. снизилась экспортная пошлина на нефть со 101 до 83 USD/т. В 2008 г. достигнуты следующие показатели: с учетом объемов добычи нефти, экспорта и внутреннего спроса на нефтепродукты объем первичной переработки нефти в 2008 г составил 195,5 млн. т (100,3% к уровню 2007 г.).

Вторым по значимости фактором стал рост мировых цен на нефть: средняя  цена в январе-феврале составила 40,6 долл. США/баррель против 28,4 долл. США в прошлом. Третий по значимости фактор - это увеличение с 2008 года ставки НДПИ и изменение с августа 2007 года порядка определения экспортных пошлин на нефть. Влияние этого фактора на рост доходов составило 1,2% ВВП

 

 

Глава 3. Анализ цен и  ценовой политики предприятия

Рыночный механизм ценообразования  должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и  ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал  оптимизации их структуры, а также структуры потребления.

Но на практике, в современной  России, экономика все более монополизируется в руках отдельных собственников. В настоящее время установилась монопольная власть в экономике  нашей страны: 65% экономики страны находятся в руках 8 финансово-промышленных групп.

В системе ценообразования возникают  ряд проблем, касающихся методов  ценообразования на продукцию таких  монополистов, как «Газпром», РАО  «ЕЭС», «ЛУКОЙЛ», «Транснефть». На продукцию и услуги многих из них цены устанавливаются Федеральной антимонопольной службой по согласованию с заинтересованными организациями. Однако во многих случаях эти компании диктуют свою волю, вступая в сговор при установлении монопольно высоких цен, что противоречит ст.5, ст.6 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», направленного на пресечение любого вида монополизма. Об этом свидетельствует тот факт, что цены на продукцию и услуги этих отраслей постоянно растут, вызывая соответствующий рост цен во всех секторах национальной экономики. 9


Однако простое сравнение показателей  российских и иностранных фирм показывает, что это не так. По оценкам аналитиков самые низкие затраты при добыче нефти - около 3,1 доллара на баррель нефти. В среднем у российских компаний они составляют около 5 долларов. Средняя себестоимость добычи нефти у мирового лидера корпорации ExxonMobil составляет 5,2 доллара, у британско-нидерландской компании Sell - 4,2 доллара за баррель. По мнению аналитиков, причина такой низкой себестоимости российских нефтяных корпораций заключается в ориентировании на получение быстрых прибылей при наименьших вложениях. МФ РФ Обзор экономических показателей 12 апреля 2008 года.

Огромные объемы прибыли, которые реализуются в отраслях позволяют решать возникающие вопросы, а не перекладывать проблемы роста затрат на потребителей продукции. Нефтяные компании объясняют рост цен на внутреннем рынке, объективными причинами роста цен на «черное золото» во всем мире, добавляя к этому увеличение спроса, повышение тарифов на транспортировку и электроэнергию. При росте мировых цен на нефть, у этих компаний появляется заинтересованность в увеличении экспорта нефти, но цены для внутренних потребителей они могут и не изменять.

Между тем рост цен на бензин наблюдается  не только в России но и за рубежом. За последний год цены на бензин на мировым рынке выросли в четыре раза и продолжают расти.

Средняя розничная цена на галлон бензина  резко выросла в США за Обычный  неэтилированный бензин подорожал  к 26 августа 2008 года до $2,6273 за галлон. Последний рекорд был отмечен 12 августа, когда цена на галлон бензина достигла $2,5011. С января 2008 года бензин подорожал в среднем на 84 цента. 12  Приведенные данные показывают, что рост цен на мировом рынке сохраняется, и ситуация в России является скорее правилом, чем исключением.


 

3.1 Анализ ценопреобразующих факторов.

Рыночная цена товара формируется  под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовой политики фирма должна выявить и проанализировать все эти ценопреобразующие факторы. Они могут быть как внешние по отношению к фирме и не контролируемые ею, так и внутренние.

Основными из них являются:

  • Спрос на продукцию;
  • Государственное регулирование цен;
  • Издержки по производству и реализации продукции;
  • Конкуренция и другие факторы.

На предложение влияют изменение  издержек производства цен на ресурсы, налогов, число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, информационные ожидания и другие прогнозы продавцов. 9


Цена непосредственно зависит от характера рынка. Рассматриваемый механизм ценообразования относится к условиям современной конкуренции. Однако для Российской экономики наиболее применимым аналогом является монополистической конкуренции с большим числом крупных предприятий.

Сложившаяся ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов ситуация вызвана  совокупностью внешних и внутренних причин. Причем при обострении внешних  причин более очевидными стали внутренние проблемы, которые оказывают существенное влияние на ситуацию на рынке, в том числе на цены на нефтепродукты. С достижением отметки $50 за баррель западные аналитики уже говорят о замедлении роста экономики, о существенных последствиях, вплоть до возможных структурных изменений, схожих с теми, которые имели место во времена нефтяного кризиса 1970-1980-х.

Механизмы внешнеторгового регулирования  в большей степени играют фискальную роль, но не обеспечивают регулирующей роли и не способствуют в должной  мере защите внутреннего рынка.

Кроме того, свою роль сыграли повышение налогов, в том числе НДПИ, а также повышение акцизов на нефтепродукты. Влияние оказывает и имевший в последние годы постоянный рост числа автомобилей в стране (значительно увеличивающий внутренний спрос на нефтепродукты).

Причины структурного характера. Фактически рынок нефти и нефтепродуктов в России является олигопольным. Он территориально поделен между крупными вертикально интегрированными нефтяными  компаниями, которые доминируют по оптовым поставкам нефтепродуктов на региональные рынки.

В розничной реализации ситуация несколько  лучше и примерно половину потребностей рынка обеспечивается независимыми от ВИНК АЗС, деятельность которых, однако, достаточно жестко обусловлена условиями  оптовых поставок все теми же ВИНК

Тенденция ухудшения структуры рынка и повышение степени его концентрации связана, в том числе и с отсутствием организованной (биржевой) торговли нефтепродуктами. К сожалению, в ухудшении этой структуры свою роль сыграли и органы государственной власти. Упоминавшиеся повышения налогов и акцизов, а именно плоская шкала НДПИ и схема взимания акцизов, привели к тому, что с рынка вытеснялись независимые его участники, которые как раз и формировали необходимые условия конкуренции.

Цены на нефтепродукты растут и  вследствие нарушений антимонопольного законодательства - злоупотреблений хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке, в результате картельных сговоров, слияний и поглощений (в том числе враждебных), анти конкурентных действий региональных органов власти.

На деятельности рассматриваемого предприятия вышеуказанные факторы  отразились следующим образом.

Основными факторами, оказавшими влияние  на увеличение размера выручки от продаж в 2008 году, явились следующие: привлечение крупных оптовых покупателей и повышение налогового бремени.

3.2 Использование резервов изменения цен на продукцию предприятия

Использование резервов изменения целесообразно рассмотреть основываясь на затратах и факторах влияющих на образование цен в отрасли.

По экономическому содержанию затраты на производство группируются по следующим элементам:

      • материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);
      • затраты на оплату труда;
      • отчисления на социальные нужды;
      • амортизация основных фондов;
      • прочие затраты. 8   

Затраты на производство в рассматриваемой компании определяются спецификой бизнеса: ОАО «НК» является трейдером и не занимается непосредственно производством нефтепродуктов Соответственно затраты могут быть снижены за счет оптимизации организационной структуры и налоговой политики, что может существенно снизить эти показатели. К сожалению, ограниченные рамки курсовой работы не позволяют рассмотреть этот аспект более подробно.

Доходы ОАО «НК», движение денежных средств и прибыльность во многом зависят от превалирующих цен на сырую нефть и нефтепродукты. Исторически, колебание цен на нефтепродукты является следствием ряда факторов, которые находятся и будут находится вне контроля ОАО «НК».

Одним из факторов может быть сокращение издержек!

Важным фактором снижения издержек являются слияния и поглощения компаний, реализующие "эффект концентрации" (экономики масштаба) не на техническом (применительно к рассматриваемой компании), а на управленческом (в зависимости от крупности компаний) уровне. Слияния и поглощения компаний, имеют конкретный финансовый эффект. Очевидно, что финансовые рейтинги объединенных структур при прочих равных условиях должны быть более высокими, чем у тех же структур до объединения, хотя бы в силу более широких возможностей по распределению рисков вследствие более высокой капитализации объединенной компании. Поэтому цена заимствования у объединенных структур будет меньше и, в силу этого, издержки финансирования инвестиционных проектов, связанные с той долей затрат, которая берется на рынке заемного капитала, будут также меньше, чем у мелких (не объединенных) компаний, у которых финансовые рейтинги могут оказаться более низкими, а цена заимствования - более высокой. Соответственно это окажет влияние на конечную цену продукта.

3.3 Анализ влияния регулирования цен государством.

В условиях рыночной экономики необходимость  государственного регулирования цен  преследует следующие цели:

    • согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства;
    • обеспечение экономической безопасности страны;
    • защита отечественного товаропроизводителя;
    • защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
    • создание условий для нормальной конкуренции;
    • государственное влияние на деятельность предприятий монополистов;
    • ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;
    • поддержание ценовых пропорций.

Наиболее интенсивно государственное  регулирование экономики в Росси  проявляется в системе налоговых платежей и обременений. И так было положено начало формированию новой, отвечающей условиям рыночной экономики, системы налогообложения добычи минеральных ресурсов. Данная система включила в себя как налоги общего применения, так и специальные ресурсные налоги, ориентированные на изъятие ресурсной ренты: акцизы, платежи за пользование недрами (роялти), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и экспортные пошлины на минеральное сырье.

Согласно Закону РФ «О недрах»  (ст. 46) акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, могут вводиться Правительством РФ в соответствии с Законом РФ «Об акцизах»

Платежи за пользование недрами (роялти) были введены в середине 1992 г. В нефтяном секторе ставка роялти варьирует от 6 до 16% в зависимости от характеристик конкретных месторождений и фиксируется в лицензии. В среднем ставка роялти в настоящее время составляет 8,2% от стоимости добытой нефти.

Ставка отчислений на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, предназначенных  для целевого финансирования поисковых  и геолого-разведочных работ, была установлена на уровне 10% цены нефти  в пункте добычи и на протяжении рассматриваемого периода не менялась (при этом 6% подлежало перечислению в бюджет, а 4% оставалось в распоряжении предприятий).

Таким образом, на начало 2004 г. в  России сформировалась достаточно специфическая  система налогообложения нефтегазового  сектора, включающая в себя следующие компоненты: 4   


  • Акциз на нефть,
  • Плата за пользование недрами,
  • Экспортная пошлина на нефть,.
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти
  • Экспортная пошлина на газ, установленная в размере 5% таможенной стоимости.
  • Налог на прибыль предприятий, взимаемый по ставке 35%.
  • Другие налоги (налог на имущество предприятий, социальный налог, налог на пользователей автодорог, платежи за пользование природными ресурсами и др.), менее значительные по размеру, но в своей совокупности, однако, оказывающие существенное влияние.

В существующей системе налогообложения основная роль принадлежит налогам на объемы добычи и валовой доход, что оказывает регрессивное воздействие. Основная часть налоговых платежей фактически не зависит от финансовых результатов деятельности компаний. Последствия регрессивной налоговой структуры становятся особенно очевидными при падении цен на нефть. Ситуация такова, что при резком падении рентабельности производства уровень налоговых изъятий увеличился с 81 до 99% чистого дохода.

Информация о работе Анализ цен и ценовой политики предприятия