Банковский менеджмент и проблемы эффективного управления коммерческим банком в период мирового финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:42, дипломная работа

Краткое описание

Становление банковской системы Казахстана как важной составляющей финансово-кредитной системы и повышение ее роли непосредственно связаны с развитием экономики в целом, многообразием форм собственности и экономической самостоятельностью субъектов, в том числе, и их правом, выбирать самостоятельно банки обслуживания. Сегодня очень много говорится о мировом финансовом кризисе, который начался в 2007 году и к началу 2009 года практически затронул все страны. История подтверждает те факты, о том, что до середины прошлого века финансовые и банковские кризисы повторялись с периодичностью раз в 10-20 лет. Однако после окончания второй мировой войны крупных глобальных кризисов не случалось за исключением локальных.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы организации банковского менеджмента
1.1 Глобальный финансовый кризис и модели управления коммерческими банками
1.2 Понятие банковского менеджмента
1.3 Организационное устройство коммерческого банка
1.4 Система и функции банковского менеджмента
2 Анализ управления активами и пассивами банка АО «АТФБанк»
2.1 Характеристика и основные финансовые операции банка
2.2 Анализ управления активами
2.3 Анализ управления пассивами
3 Совершенствование банковского менеджмента
3.1 Анализ финансовых коэффициентов надежности, ликвидности и рентабельности
3.2 Управление ликвидностью коммерческого банка
3.3 Управление процессом банковского обслуживания крупных корпоративных клиентов
3.4 Совершенствование интегрированной системы управления банковским конгломератом
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 430.69 Кб (Скачать файл)

Организация системы бюджетирования в интегрированной структуре, предполагает применение специализированной автоматизированной системы бюджетирования.

Сущность BPM-решения как системы управления, состоит в том, что она позволяет системно и комплексно подойти к задачам управления крупными банковскими холдингами и конгломератами. В рамках BPM-решений задачи стратегического и тактического уровней оказываются логически и технологически увязанными в единый комплекс. Возрастает «прозрачность» банковского холдинга, руководители разных уровней начинают лучше осознавать ключевых факторы, обеспечивающие успех отраслевых бизнесов. Это дает возможность более широко применять практику делегирования полномочий. Система управления становится более гибкой, в большей степени нацеленной на конечный результат, а, следовательно, – более эффективной, в современных условиях конкурентной борьбы.

Организационная структура банков, нацеленных на продажу банковских продуктов, функционирует по схеме, когда в Головной Организации (ГО) образуются продуктовые подразделения, отвечающие за централизованную разработку банковских продуктов с целью продажи их через подразделения ГО и сбытовую сеть территориально-обособленных подразделений – дополнительных офисов и филиалов.

В финансовой структуре продуктовые подразделения ГО являются центрами затрат, а дополнительные офисы и филиалы – центрами прибыли [35].

Организационная структура банков, нацеленных на продажу банковских продуктов, функционирует по схеме, когда в Головной Организации (ГО) образуются продуктовые подразделения, отвечающие за централизованную разработку банковских продуктов с целью продажи их через подразделения ГО и сбытовую сеть территориально-обособленных подразделений – дополнительных офисов и филиалов [36].

Таким образом, в финансовой структуре продуктовые подразделения ГО являются центрами затрат, а дополнительные офисы и филиалы – центрами прибыли

Комплекс BPM-решений соответствует как циклу управления банком, так и иерархии управления.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать ряд выводов о сущности BPM-решений в разрезе использования в производственно-финансовом конгломерате:

          • набор BPM-приложений может обеспечить полный цикл управления эффективностью бизнесов конгломерата;

          • система реализует методики бюджетирования на оперативном уровне и обеспечивает взаимосвязь управления со стратегическим уровнем;

          • аналитическая функциональность – составная часть комплексной системы управления масштаба БК и отдельные аналитические методики встроены в состав BPM-системы;

          • концепция BPM основана на принципах моделирования в которых заложен процесс выявления и описания взаимосвязей оперативных данных с ключевыми показателями;

          • BPM-системы предназначены для автоматизации стратегического планирования развития бизнеса и для поддержки оперативного управления бизнес-процессами.

Особое место в информационной BPM-системе занимает отчетность: ведь именно отчеты ложатся на стол руководителю, принимающему решения. Функции формирования отчетности должны быть достаточно хорошо развиты в любом из функциональных приложений BPM–системы. Тем не менее, следует отметить еще одну категорию программных продуктов, предназначенных для решения особой задачи — задачи составления пакета консолидированной финансовой отчетности. Такие системы позволяют организовать сбор финансовой отчетности филиалов, отделений, дочерних и зависимых компаний банка, выполнить корректирующие проводки, обеспечить консолидацию финансовой информации (в том числе в соответствии с требованиями международных стандартов) и сформировать комплект финансовых отчетов.

Кроме этого в информационной системе с учетом общемировых рекомендаций необходимо существенно пересмотреть концепцию и подходы к построению эффективной системы внутреннего контроля и риск-менеджмента. Одновременно усовершенствовать качество и эффективность систем риск-менеджмента через адекватное управление рисками и корпоративного управления, применяемых финансовыми организациями, в том числе путем установления дополнительных требований по самооценке систем управления рисками и внутреннего контроля.

В целях усиления риск-менеджмента и улучшения корпоративного управления в финансовых организациях необходимо пересмотреть вопросы:

    1. четкого распределения обязанностей, полномочий и ответственности менеджмента банков и банковских конгломератов;

    1. налаживания механизма оперативного взаимодействия между подразделениями банков и банковских конгломератов;

    1. обеспечения более эффективного порядка принятия решений при осуществлении деятельности;

    1. установления более «прикладных» требований в части определения допустимых лимитов на риски, связанные с осуществлением деятельности на финансовом рынке;

    1. усовершенствования процедур применения финансовой организацией стресс-тестинга и планирования экономического капитала.

Также в рамках системы управления рисками и внутреннего контроля необходимо усовершенствовать процедуры предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, а также политики вознаграждения и материального стимулирования в банках.

Качество и эффективность современных систем управления рисками и корпоративного управления основаны на недопущении агрессивной политики или проявлений спекулятивной практики со стороны финансовых организаций, а также на ответственности и профессионализме руководителей и работников подразделений риск-менеджмента, равно как и органов управления финансовых организаций.

Исходя из функциональных возможностей BPM-решения, можно сделать вывод о том, что данная информационная система относится к системам нового класса и может служить эффективным инструментом повышения конкурентоспособности банковского конгломерата, которым является АО «АТФ Банк».

 

 

Заключение

 

Глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал недостатки существующих моделей финансовых отношений как в общемировом масштабе, так и на национальном уровне. Слабые стороны были выявлены в структуре государственного регулирования и в деятельности самих финансовых институтов.

Проблемы банков в условиях глобального финансового кризиса проявились в несовершенстве и несоответствии систем управления рисками современным тенденциям и уровню принимаемых рисков (как по степени, так и по качеству рисков), низком уровне корпоративного менеджмента, недостаточной прозрачности и, как следствие, неэффективности бизнес-моделей.

Рассмотрев проблемы и перспективы развития банковского менеджмента и проблемы эффективного управления коммерческим банком, были сделаны нижеследующие выводы:

Организационная структура банка тесно связана с разработкой деловой стратегии и степенью детализации процесса принятия управленческих решений.

Структура банка определяет основные логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, определяет сферы ответственности и подотчетности, минимизирует дублирование функций, что позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей и задач.

Для реализации стратегии банка необходима адекватная организационная структура, позволяющая осуществлять динамическое управление деятельностью банка и обеспечить безопасность фондов и прибыльность операций. В западной практике существует множество организационных форм управления банком. Структура организационной схемы зависит от величины банка, состава и квалификации руководителей, характера деятельности банка, важности отдельных операций. В организационной структуре банка реализуются как оперативные, так и штабные функции. К первым относятся функции непосредственно связанные с выполнением поставленных перед банком задач, – это такие виды деятельности, как кредитование, инвестирование, доверительные операции, осуществление международных расчетов, а также прием и обслуживание вкладов. Ко вторым функциям (штабного персонала) относятся консультации исполнителей (включают бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности, прием на работу и повышение квалификации служащих, маркетинг, контроль, методическую работу, планирование строительства и ремонт). В небольших банках эти служащие занимаются и тем и другим. Чем крупнее банк, тем четче разграничиваются оперативные и штабные функции.

На базе теоретических и методологических аспектов реформирования систем управления в финансово – кредитной сфере Казахстана предложена и обоснована концепция формирования и развития информационных систем управления и модель совершенствования подсистем управления банковской банком.

Качество и эффективность современных систем управления рисками и корпоративного управления основаны на недопущении агрессивной политики или проявлений спекулятивной практики со стороны финансовых организаций, а также на ответственности и профессионализме руководителей и работников подразделений риск-менеджмента, равно как и органов управления финансовых организаций.

Исходя из функциональных возможностей BPM-решения, можно сделать вывод о том, что данная информационная система относится к системам нового класса и может служить эффективным инструментом повышения конкурентоспособности банковского конгломерата, которым является АО «АТФ Банк».

Исходя из требований законодательства каждый коммерческий банк разрабатывает свою кредитную политику, которая в основном может быть только строже общепринятых нормативов. Совет Директоров ОАО «АТФ Банкбанк» считает, что устойчивый, хорошо сбалансированный портфель кредитов является желательным и выгодным размещением средств. Банку необходимо воспитывать культуру кредитования, которая является «основным фактором», действие которого оценивается в течение длительного периода.

Следуя данной кредитной политике и устанавливая твердую кредитную культуру можно достигнуть следующих целей:

  • снижение риска, что дает активы высокого качества и постепенную, приемлемую доходность.

  • направление кредитов в приоритетные отрасли в соответствии со стратегическими целями.

  • привлечение и сохранение доходных клиентов.

  • не поддаваться соблазнам, правильно реагируя на нестабильность, конкурентную борьбу и временные тенденции.

  • диверсификация рисков.

Выполняя задачи управления ликвидностью, поддержания ее на требуемом уровне коммерческий банк должен самостоятельно путем проведения экономически грамотной политики во всех областях своей жизнедеятельности и соблюдения требований, предъявляемых к нему со стороны НБ РК.

В этих целях коммерческий банк должен все время наращивать собственный капитал, обеспечивать необходимые пропорции между собственными и привлеченными средствами сторонних предприятий и организаций, стремиться к формированию «надежных» и «дешевых» кредитных ресурсов с более длительными сроками нахождения их в обороте банка, строить кредитную политику так, чтобы рационально и эффективно использовать кредитные ресурсы, вкладывать их в прибыльные мероприятия, осуществлять кредитные вложения в объемах и на сроки в соответствии с объемами и сроками привлечения ресурсов, формировать оптимальную структуру активов с увеличением в ней доли ликвидных активов, чтобы всегда быть готовым выполнить правомерные требования акционеров (пайщиков), вкладчиков, кредиторов и всех клиентов, добиваться ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов, не допуская безвозвратной потери этих средств, приумножать доходы и прибыль банка.

Процесс управления ликвидностью банка включает в себя совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами.

Изменения, происходящие в казахстанской банковской системе, способствуют созданию ситуации, когда региональные филиалы крупных банков будут удовлетворять потребности только конкретных регионов, оставляя местным банкам право обслуживать местные компании малого и среднего бизнеса.

В связи с этим, потребуется внесение изменений в управление банком, преобразование его организационной структуры, и в том числе создание подразделений, ответственных за установление и поддержание отношений с корпоративными клиентами, а также занимающихся структурированием реализуемых услуг.

Это, в свою очередь, потребует проведения серьезной коррекции существующих стратегий банковского обслуживания крупных корпоративных клиентов и пересмотра содержимого их портфелей банковских услуг, в том числе и с учетом активизации их внутренней и внешней экономической деятельности.

Таким образом, в настоящее время становится как никогда актуальной разработка конкретных практических рекомендаций для казахстанских банков по переходу к более эффективной схеме обслуживания корпоративных клиентов.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Н. Назарбаев. О Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период. Астана, Акорда, 1 февраля 2010 года № 923

  1. "Оценки страновых рисков банковских систем государств мира: подведение годовых итогов" сайт RatingsDirect.

  1. Тейлор Ф.У. Менеджмент. - М.: "Контроллинг" (Классики менеджмента; Вып. 4), 1992. - 137 с.

  1. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.: "Контроллинг" (Классики менеджмента; Вып. 1), 1991. - 104 с.

  1. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. - 352 с.

  1. Файоль А. Общее и промышленное управление. - М.: "Контроллинг" (Классики менеджмента; Вып. 2), 1992. - 151 с.

  1. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 206 с.

  1. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. - 352 с.

Информация о работе Банковский менеджмент и проблемы эффективного управления коммерческим банком в период мирового финансового кризиса