Движущие мотивы деятельности предприятия в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение движущих мотивов деятельности предприятия в строительстве. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
• выделить основные цели деятельности предприятия;
• рассмотреть влияние собственников предприятия на стратегию развития предприятия;
• просмотреть направление влияния внешней среды на деятельность предприятия;
• изучить оценку деловой активности в строительной отросли России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Цели деятельности предприятия 5
Глава 2. Влияние собственников предприятия на стратегию развития предприятия 9
2.1. Сущность и функции стратегического планирования. 9
2.2. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии. 11
Глава 3. Направление влияния внешней среды на деятельность предприятия 18
3.1. Сущность и основные элементы внешней среды 18
3.2 Воздействие внешней среды на деятельность организации 21
Глава 4. Оценка динамики деловой активности в строительной отрасли России 23
Заключение 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике организации.docx

— 101.29 Кб (Скачать файл)

Далее стратегические альтернативы или долгосрочные программы  могут дробиться на функциональные стратегии, которые подразумевают  постановку конкретных стратегических целей для всех функциональных подразделений  предприятия: для производственного  отдела, отдела сбыта, материально-технического снабжения и т.д. [1]

Глава 3. Направление влияния  внешней среды на деятельность предприятия

3.1. Сущность и основные элементы внешней среды

 

В настоящее  время менеджерам необходимо учитывать  действие факторов, находящихся вне  организаций, поскольку организация  как открытая система зависит  от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые  повлияют на его организацию, подбирать  методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации  вынуждены приспосабливаться к  среде, чтобы выжить и сохранить  эффективность. [10]

Выделяют  следующие основные характеристики внешней среды:

1. Взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;

2. Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

3. Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

4. Неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. [8]

Среда прямого  воздействия включает факторы, непосредственно  влияющие на деятельность организации:

а) Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков  капитала.

б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной  квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.

в) Законы государства. Организации обязаны  выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные  органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.

г) Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления  и возможности роста организации. В рыночной экономике действует  принцип: "Потребитель - король рынка".

д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.[7]

Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого  и немедленного воздействия на деятельность организации:

а) Состояние  экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный  рынок, должно учитывать экономическую  ситуацию в той стране, в которую  поставляет свой товар, или с которой  организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики  влияет на стоимость ресурсов и способность  покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют.

б) Научно-технический  прогресс. Технические новшества  повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а  также расширяют возможные области  применения товаров. Появление таких  высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной  энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного  оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации.

в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.

г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая  политика административных органов  государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты  на безопасность продукции и стандарты  по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также  установка с его стороны специальных  пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.

д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям. [8]

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде организации. В некоторых отраслях, например, в фармацевтической, электронной, химической, космической и др. изменения происходят относительно быстро. В других отраслях процессы изменения среды более замедленные. [6]

3.2 Воздействие внешней среды на деятельность организации

 

При выработке  стратегии требуется произвести анализ конкурентной силы и конкурентной позиции компании. Элементами такой оценки являются исследования того:

Насколько прочно компания удерживает свою конкурентную позицию в настоящее время,

Каковы  перспективы укрепления или ослабления конкурентной позиции при сохранении применяемой в настоящее время  стратегии,

Какое место  занимает компания среди основных конкурентов,

Имеет ли компания в настоящее время конкурентное преимущество или отстает по уровню конкурентоспособности от основных конкурентов,

Какова  способность компании защищать свою позицию в контексте движущих сил отрасли, конкурентного давления, ожидаемых шагов конкурентов.

Наиболее  мощным методом оценки конкурентной позиции является количественная оценка по сравнению с конкурентами каждого  из ключевых факторов успеха и каждого  существенного индикатора конкурентной силы.

Отраслевые ключевые факторы успеха (КФУ) - это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечить (или стремится к этому), чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха. КФУ - это те факторы, которым фирмы должны уделять особое внимание, так как они определяют успех (или провал) фирмы на рынке, ее конкурентные возможности, непосредственно влияющие на ее прибыльность. [15]

Возможный набор КФУ приведен в таблице 1.

 

Таблица 1.

Набор ключевых факторов успеха

Ключевые  факторы успеха / оценка силы

Компания

Конкурент 1

Конкурент 2

Вес

Качество / характеристика товара

       

Репутация / имидж

       

Производственные  возможности

       

Технологические навыки

       

Сбытовая  сеть

       

Маркетинг / реклама

       

Финансовое  положение

       

Издержки  в сравнении с конкурентами

       

Обслуживание  клиентов

       

Взвешенная оценка

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Оценка динамики деловой активности в строительной отрасли России

 

Анализ  и оценка деловой активности осуществляется на качественном и количественном уровнях. Анализ на качественном уровне предполагает оценку деятельности предприятия по неформальным критериям: широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая  репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков  и покупателей, долгосрочных договоров  купли-продажи, имидж, торговая марка  и пр. Данные критерии целесообразно  сопоставлять с аналогичными параметрами  других хозяйствующих субъектов, действующих  в данной отрасли или сфере  бизнеса. Количественные критерии деловой  активности характеризуются системой абсолютных и относительных показателей. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объём реализованной продукции, товаров, работ, услуг, прибыль, величину авансируемого капитала, оборотных  средств, денежных потоков и др. Целесообразно  сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет). [12]

 Деловая  активность предприятия в финансовом  аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости.

Если  стратегическая цель функционирования организации - динамичное, эффективное  и рациональное развитие, то говорят  об активной позиции организации  в ведении бизнеса. Основным характеризующим такую позицию признаком является деловая активность. Анализ деловой активности - отдельный блок в системе комплексного финансового анализа деятельности организации. В большинстве случаев его проводит во взаимосвязи с другими направлениями анализа финансовый менеджер. Таким образом, с одной стороны деловая активность характеризует отдельную сторону финансово-хозяйственной деятельности организации, а с другой стороны позволяет дополнить и уточнить данные анализа финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, рентабельности.

Большой интерес для лиц, принимающих  участие в анализе: сотрудника бухгалтерской  службы, финансового менеджера, другого  заинтересованного пользователя финансовой отчетности, представляет методика проведения количественных расчетов, а также  основные выводы, которые можно сделать  по их результатам.

 Информационной  базой для количественного анализа  деловой активности традиционно  является бухгалтерская отчетность  организации. Для целей внутреннего  анализа могут также использоваться  данные синтетического и аналитического  учета.

Показатели  оборачиваемости показывают, сколько  раз за анализируемый период оборачиваются  те или иные активы предприятия. Обратная величина, помноженная на 360 дней (или  количество дней в анализируемом  периоде), указывает на продолжительность  одного оборота этих активов. Показатели оборачиваемости имеют большое  значение для оценки финансового  положения предприятия, поскольку  скорость оборота средств оказывает  непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. А увеличение скорости оборота средств отражает повышение  производственно-технического потенциала предприятия.

Коэффициенты  оборачиваемости имеют большое  значение для оценки финансового  состояния предприятия, поскольку  скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота  капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого  рассчитываются  показатели оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление  о хозяйственной активности.

Коэффициент общей оборачиваемости активов  показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий доход. Рассчитывается путем деления объема чистой выручки от реализации на среднюю за период величину стоимости активов.

Оборачиваемость основных средств представляет собой фондоотдачу, т.е., характеризует эффективность использования основных производственных средств (фондов) предприятия за период. Рассчитывается делением объема чистой выручки от реализации на среднюю за период величину основных средств по их остаточной стоимости.  

Важным  показателем для анализа является коэффициент оборачиваемости запасов, то есть скорость их реализации. В целом, чем выше значение этого коэффициента, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье, тем более ликвидную структуру имеет оборотный капитал и тем устойчивее финансовое состояние предприятия. И, наоборот, затоваривание при прочих равных условиях отрицательно отражается на деловой активности предприятия. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов показывает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за период и рассчитывается как отношение объема чистой выручки от реализации к средней за период величине оборотных активов.

Между оборотным  капиталом и объемом реализации существует определенная зависимость. Слишком малый объем оборотного капитала ограничивает сбыт, слишком  большой - свидетельствует о недостаточно эффективном использовании оборотных  средств. Как определить оптимальное  соотношение оборотного капитала и  объема реализации? Это соотношение  помогает найти коэффициент оборачиваемости  оборотного капитала. Для каждого  предприятия он индивидуален и, если он определен, то необходимо его значение поддерживать на оптимальном уровне. Найти его достаточно просто - если предприятие при данном значении коэффициента постоянно прибегает  к использованию заемного капитала, то значит, эта скорость оборачиваемости  оборотного капитала генерирует недостаточное  количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности. И наоборот, если при постоянном объеме реализации или его увеличении предприятие получает достаточный доход, то считается, что достигнута эффективная скорость оборота оборотного капитала.

Информация о работе Движущие мотивы деятельности предприятия в строительстве