Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:01, курсовая работа
В курсовой работе производится анализ дохода предприятия и пути его повышения (на примере ОАО «МАЗ»).
Объектом исследования является ОАО «МАЗ».
Предмет исследования – доход предприятия и пути его повышения ОАО «МАЗ».
Целью курсовой работы является анализ дохода предприятия и пути его повышения (на примере ОАО «МАЗ»).
Для достижения поставленной цели в работе решаются задачи:
проанализировать сущность и виды дохода предприятия;
провести анализ уровня и динамики дохода предприятия;
исследовать основные направления увеличения дохода предприятия.
При выполнении курсовой работы предполагается изучить законодательную базу Республики Беларусь, которой следует руководствоваться при оценке финансового состояния предприятий, а также специальную литературу - отечественную и зарубежную.
В работе использована информация о финансовом положении ОАО «МАЗ», в частности экономические документы первичного учета.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на авторов.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДОХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Доходы как основной источник финансирования деятельности предприятия 5
1.2 Классификация доходов предприятия 7
2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ДОХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАЗ» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МАЗ» 12
2.2 Анализ финансовых показателей ОАО «МАЗ» 18
2.3 Анализ прибыли на ОАО «МАЗ» и дебиторской задолженности 26
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ 36
3.1 Предложения по улучшению финансового состояния 36
3.2 Анализ предложенных путей повышения платежеспособности предприятия 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Основным источником формирования доходов торгового предприятия являются:
1. реализованные торговые надбавки;
2. доходы
от прочей торговой
Основной источник валовой прибыли в торговле - торговые надбавки.
Торговые надбавки устанавливаются предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным ценам. Размер торговой надбавки зависит от следующих факторов:
Размер торговой надбавки должен не только покрывать издержки обращения предприятия торговли, но и обеспечивать получение предприятием определенного размера прибыли.
К обоснованию размера торговых надбавок предъявляются следующие
требования. Они должны:
Минский автомобильный завод (МАЗ) является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Завод является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав ПО «БелавтоМАЗ».
Юридический адрес:
220831, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Социалистическая, 2.
История завода начинается с 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в г. Минске. В октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов. С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тыс. машин.
В ноябре 1958 года на МАЗе собраны первые образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которые пришли на смену автомобилям семейства МАЗ-200.
Сентябрь 1970 года был началом производства модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976 года с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335. В 1981 году на главном конвейере собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422.
В настоящее время ОАО «МАЗ» - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.
Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы «Неоплан».
«Минский автомобильный завод» – крупнейшее государственное предприятие Республики Беларусь по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, входит в качестве головного предприятия в состав Производственного объединения «БелавтоМАЗ», в составе которого находятся также ОАО «БААЗ» (г. Барановичи), ОАО «ОЗАА» (г. Осиповичи), РУА «КЗТШ» (г. Жодино), ОАО «Литмаш» (г. Минск), ПОАО «ДЭМЗ» (г. Дзержинск), ОАО «СтройМАЗтрест» (г. Минск).
Минский автомобильный завод включает в себя все виды действующих производств, свойственных современным кОАОным машиностроительным заводам, среди которых: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное.
Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной автотехники представлены вариантами: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей. Завод в массовым производстве освоил 6 поколений тяжелых грузовиков. В автомобилях МАЗ воплотились современные конструкторские решения, передовые отечественные и зарубежные технологии, позволившие получить максимально возможные грузовместимость и грузоподъемность при минимальных значениях снаряженных масс транспортных средств, высокую среднетехническую скорость, удобство и низкую трудоемкость технического обслуживания, топливную экономичность, проходимость и надежность в сочетании с минимальными эксплуатационными затратами.
Минский автомобильный завод производит свыше 60 модификаций прицепной техники. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили – с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жесткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой, выпускаются прицепы к легковым автомобилям.
Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.
На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.
Минский автомобильный завод, являясь государственным предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Органами управления ОАО «МАЗ» являются: дирекция и директор. Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определены статьями Устава ОАО «МАЗ» (Приложение 1).
Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ОАО «МАЗ» ежегодно привлекает аудитора, не связанного имущественными интересами с ОАО «МАЗ», а в случаях, предусмотренных законодательством, - ведомственную контрольно-ревизионную службу. Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определяются Уставом ОАО «МАЗ».
Патентно-лицензионная работа на заводе проводится на уровне современных требований. В патентном ведомстве Республики Беларусь зарегистрирован заводской товарный знак, который помещается на выпускаемой заводом продукции. Продукция Минского автомобильного завода хорошо зарекомендовала себя и пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках, стал известным во многих странах мира и товарный знак, отличающий заводскую продукцию от аналогичной других производителей. Завод дорожит своей репутацией и стремится, чтобы продукция, обозначенная заводским товарным знаком, была высокого качества, удовлетворяла потребностям покупателей и, чтобы качество непременно повышалось. МАЗ постоянно расширяет рынки сбыта и в целях правовой защиты экспортных поставок регистрирует товарный знак за границей.
Знак зарегистрирован в 12 странах, начиная с 1999 года продолжается регистрация еще в 14 странах. Большое внимание уделяется правовой защите изобретений и промышленных образцов. В отдельных моделях автомобилей, в изготавливаемых на МАЗе к ним узлам и поставляемых комплектующих используется до 70 изобретений, созданных в последние 20 лет.
Фактические данные о выпуске продукции ОАО «МАЗ» за 2012-2013 гг. приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 - Объем и структура фактически выпущенной товарной продукции по ОАО «МАЗ» (по итогам 2012-2013 гг.)
Наименование продукции |
Ед. изм. |
Фактический выпуск |
Отклонение 2013г. |
Темп роста, %, 2013г. | ||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
к 2011 |
к 2012 |
к 2012 |
к 2011 | ||
Автомобили |
шт. |
18170 |
19719 |
20235 |
2065 |
516 |
102,6 |
111,4 |
Прицепная техника, всего в том числе: |
шт. |
4900 |
5242 |
7333 |
2433 |
2091 |
139,9 |
149,7 |
Прицепы |
шт. |
1470 |
1550 |
3446 |
1976 |
1896 |
222,3 |
234,4 |
Полуприцепы |
шт. |
3430 |
3692 |
3887 |
457 |
195 |
105,3 |
113,3 |
Автобусы и троллейбусы, всего в том числе: |
шт. |
520 |
607 |
1024 |
504 |
417 |
168,7 |
196,9 |
Автобусы |
шт. |
481 |
577 |
978 |
497 |
401 |
169,5 |
203,3 |
Троллейбусы |
шт. |
39 |
30 |
46 |
7 |
16 |
153,3 |
117,9 |
Автокраны |
шт. |
- |
- |
289 |
289 |
289 |
- |
- |
Итого автотехника |
шт. |
23590 |
25568 |
28881 |
5291 |
3313 |
113 |
122,4 |
По сравнению с 2012 г. в 2013 г. следует отметить увеличение выпуска автотехники на 113 %, данная тенденция характерна для всей выпущенной товарной продукции. Следовательно, предприятие определило свою рыночную нишу, наращивает и диверсифицирует номенклатуру и ассортимент.
В настоящее время большегрузные автомобили МАЗ – это автомобили, соответствующие требованиям Евро-2, Евро-3 и Евро-4. В этих автомобилях воплотились наиболее современные, прогрессивные конструкторские решения, позволившие получить новые потребительские качества грузовиков, позволяющие конкурировать с лучшими мировыми аналогами.
По установленным в нашей республике нормативам коэффициент складских запасов, который равен объему произведенной продукции, находящейся на складе к объему продукции, произведенной за месяц, не должен превышать единицу. Этот показатель для ОАО «МАЗ» не является постоянным и колеблется от 0,8 до 1,2.
На основании отчета о прибылях и убытках (приложение 2) проведем анализ основных показателей деятельности ОАО «МАЗ» за 2012-2013 гг. (табл. 2.2).
По сравнению с 2012 г. в 2013 г. произошло увеличение выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг на 517252 млн. руб. (или на 28,6 %), уменьшение налогов, включаемых в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг на 1289 млн. руб., увеличение себестоимости реализованных товаров, работ, услуг на 393038 млн. руб. (или на 28,6 %).
Общая сумма прибыли за 2013 год увеличилась на 139436 млн. руб. к аналогичному периоду прошлого года. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли увеличилась на 33681 млн. руб. Нераспределенная прибыль увеличилась на 103965 млн. руб.
Таблица 2.2 - Основные показатели деятельности ОАО «МАЗ» за 2012-2013 гг.
Наименование показателей |
2011 г., млн. руб. |
2012 г., |
2013 г., |
Отклонение от прошлого периода | |
в стоимостном выражении |
в % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (стр.010) |
1285282 |
1900022 |
2415988 |
+515966 |
127,3 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг стр.020) |
- |
95915 |
94629 |
-1289 |
98,6 |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) (стр.030) |
1285282 |
1804107 |
2321359 |
+517252 |
128,6 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг (стр.040) |
1059089 |
1546763 |
1939801 |
+393038 |
125,4 |
Управленческие расходы (стр.050) |
63597 |
76628 |
92703 |
+16075 |
120,9 |
Расходы на реализацию (стр.060) |
14039 |
25329 |
22530 |
-2799 |
88,9 |
Прибыль
(убыток) от реализации (стр.030-стр.040-стр.050-стр. |
148557 |
155387 |
266325 |
+110938 |
171,3 |
Операционные доходы (стр.100) |
850340 |
1304613 |
1787745 |
+483132 |
137,0 |
Операционные расходы (стр.110) |
839211 |
1318334 |
1784721 |
+466387 |
135,3 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (стр.100-стр.110) |
11129 |
-13721 |
3024 |
-10697 |
22,0 |
Внереализационные доходы (стр.160) |
7216 |
22708 |
58865 |
+36157 |
259,2 |
Внереализационные расходы (стр.170) |
16630 |
35505 |
59054 |
+23549 |
166,3 |
Сумма источников собственных средств, направляемых на покрытие убытков (стр.180) |
- |
855 |
- |
+855 |
- |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (стр.160-стр.170+стр.180) |
-9414 |
-11942 |
-189 |
-11753 |
1,58 |
Итого прибыль (убыток) за отчетный период (стр.070±стр.130±стр.190) |
151137 |
129724 |
269160 |
+139436 |
207,4 |
Налог и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли (стр.210) |
4523 |
48632 |
82313 |
+33681 |
169,2 |
Прибыль (убыток) к распределению (стр.200-стр.210-стр.220-стр. |
146614 |
81061 |
185026 |
+103965 |
228,2 |
Информация о работе «Доход предприятия и пути его повышения (на примере ОАО «МАЗ»)