Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:01, курсовая работа
В курсовой работе производится анализ дохода предприятия и пути его повышения (на примере ОАО «МАЗ»).
Объектом исследования является ОАО «МАЗ».
Предмет исследования – доход предприятия и пути его повышения ОАО «МАЗ».
Целью курсовой работы является анализ дохода предприятия и пути его повышения (на примере ОАО «МАЗ»).
Для достижения поставленной цели в работе решаются задачи:
проанализировать сущность и виды дохода предприятия;
провести анализ уровня и динамики дохода предприятия;
исследовать основные направления увеличения дохода предприятия.
При выполнении курсовой работы предполагается изучить законодательную базу Республики Беларусь, которой следует руководствоваться при оценке финансового состояния предприятий, а также специальную литературу - отечественную и зарубежную.
В работе использована информация о финансовом положении ОАО «МАЗ», в частности экономические документы первичного учета.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на авторов.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДОХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Доходы как основной источник финансирования деятельности предприятия 5
1.2 Классификация доходов предприятия 7
2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ДОХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАЗ» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МАЗ» 12
2.2 Анализ финансовых показателей ОАО «МАЗ» 18
2.3 Анализ прибыли на ОАО «МАЗ» и дебиторской задолженности 26
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ 36
3.1 Предложения по улучшению финансового состояния 36
3.2 Анализ предложенных путей повышения платежеспособности предприятия 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Реструктуризация может быть организационно-правовой, имущественной и др.
Основным направлением реструктуризации на ОАО «МАЗ» предлагается разработка наиболее эффективных мер и приемлемых путей решения экономических проблем, обеспечивающих устойчивую инвестиционную деятельность и платежеспособность, повышение рентабельности выпускаемой продукции в условиях роста цен на топливно-энергетические ресурсы, технологического развития и конкуренции со стороны других предприятий и дальнейшее проведение имущественной реструктуризации.
Наиболее целесообразным способом проведения реструктуризации на ОАО «МАЗ» является продажа объектов непроизводственной сферы, а также низкорентабельных и неперспективных производств.
Необходимость продажи объектов социальной инфраструктуры обусловлена, в первую очередь, отсутствием эффективности от их использования. А также отсутствием средств, остающихся в распоряжении предприятия, необходимых для реконструкции таких объектов в связи с проведением технического перевооружения производства.
Выставить на продажу неиспользуемый комплекс зданий (административный корпус, склад, гараж), находящихся в г. Березино.
В настоящее время рассмотрен вопрос о перепрофилировании в малосемейное общежитие здания по улице Голодеда, дом 55.
Проводимая имущественная реструктуризация позволит Минскому автомобильному заводу сократить расходы на содержание объектов социальной сферы. Поддерживать рентабельность и направлять средства на техническое перевооружение и развитие предприятия.
Предлагается провести на предприятии так называемую финансовую реструктуризацию, включающую в себя минимизацию убытков и затрат предприятия, привлечение необходимых финансовых средств по наиболее приемлемой для предприятия цене, использование существующих налоговых и иных льгот для развития предприятия, получение дополнительного дохода от управления финансовыми потоками предприятия.
Реализация вышеизложенного комплекса мер позволит укрепить финансовое положение и конкретные преимущества МАЗа на рынке, добиться повышения эффективности производства, роста производительности труда, минимизации расходов на функционирование системы управления.
2. В соответствии
с задачами и решениями для
дальнейшего развития
- реализация
проекта технического
- сохранение рынков сбыта;
- увеличение экспорта товаров и услуг;
- снижение
себестоимости товарной
- активизация инновационной деятельности;
- проведение
наступательной тактики, направленной
на внедрение эффективного
3. Минскому автомобильному заводу вести работу над улучшением технического сервиса своей автотехники, эксплуатируемой в странах дальнего зарубежья.
Автотехника МАЗ реализуется и эксплуатируется в более чем 50 зарубежных странах. В настоящее время в странах дальнего зарубежья работает 19 официальных дилеров ОАО «МАЗ» и сертифицировано более 20 станций технического обслуживания.
С целью совершенствования технического сервиса автотехники МАЗ в странах Европейского Союза, предлагается организация на базе представительства Минского автозавода «MAZ AUTO POLAND» Sp.z o.o. (Республика Польша) центрального склада запасных частей, мобильного сервиса, укомплектованного автомобилем «Техпомощь» и квалифицированным техническим персоналом, прошедшим обучение на ОАО «МАЗ» особенностям устройства и технического обслуживания автотехники МАЗ.
При осуществлении поставок автотехники на новые рынки сбыта, где отсутствуют СТО, сертифицированные ОАО «МАЗ» и квалифицированные специалисты по сервисному обслуживанию, ОАО «МАЗ» по договоренности с покупателем могли бы обеспечивать присутствие технического представителя ОАО «МАЗ» у покупателя.
4. Усовершенствовать кадровую политику.
Одним из основных направлений по маркетинговому обеспечению действующего производства является совершенствование кадровой политики (курсы повышения квалификации) (табл. 3.1).
Таблица 3.1 - Затраты на обучение персонала
№ |
Курсы |
Специальность |
Срок |
Цена |
1 |
Маркетинговые исследования рынка |
Маркетолог |
1 месяц |
320 000 |
2 |
Эффективность рекламы на предприятии |
Специалист бюро рекламы |
1,5 месяца |
650 000 |
3 |
Мониторинг рынка |
Специалист бюро мониторинга рынка и анализа |
2 месяца |
740 000 |
4 |
Новые методы оценки конкурентоспособности и планирования маркетинга |
Специалист бюро оценки конкурентоспособности и планирования маркетинга |
2,5 месяца |
1020 000 |
Итого: |
2730 000 |
Итого затраты на обучение персонала составят
320+650+740+1020=2730 000 руб.
Ожидаемая прибыль от мероприятия – 3%, что составит 3891720 руб.
Экономический эффект от мероприятия =3891720-2730000=1161720 руб.
Прохождение рассматриваемых курсов позволит повысить уровень квалификации персонала, и, как следствие, качество производительности труда.
5. Рекомендовать замену техники стандарта Евро-3 на Евро-4 и Евро-5.
ОАО «МАЗ» планирует изготовить опытные образцы техники стандарта Евро-5. Сейчас специалисты предприятия по заданию Министерства транспорта и коммуникаций разрабатывают новые модели автомобилей уровня Евро-5 для международных грузоперевозок - седельные тягачи и грузовики с прицепом, а также автобусы для поставок в Европу. Сейчас в европейских странах внедряются экологические стандарты Евро-4 и Евро-5. И предприятие должно идти в ногу со временем, чтобы не упустить эти рынки сбыта. Сейчас на заводе в сутки производится 101 машина, из которых 70-80 машин соответствуют стандарту Евро-3. Техника Евро-4 поставляется в основном международным перевозчикам и в дальнее зарубежье, поэтому в общем объеме выпуска она не занимает значительной доли - в день по заказу изготавливается 2-3 такие машины. Переход на новые экологические стандарты - мировая практика, поэтому предприятию нельзя отставать.
Минский автомобильный завод планирует изготовить первый образец грузового автомобиля уровня Евро-5. Прорабатывается возможность его комплектации двигателями компаний Deutz или Mercedes.
С целью перехода завода на выпуск новой конкурентоспособной техники создан проект технического перевооружения предприятия, охватывающий практически все его производства.
В своей дальнейшей работе руководство ОАО «МАЗ» среди первостепенных задач выделяет выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей, обновление ее номенклатуры и повышение качества, совершенствование структуры сбыта и сервиса, сокращение издержек производства, наращивание производственных мощностей и завоевание высокого статуса среди производителей большегрузной автомобильной, прицепной и автобусной техники.
В мае 2013 года компания SGS (Швейцария) провела на Минском автомобильном заводе ресертификационный аудит системы менеджмента качества при проектировании, производстве, продаже и обслуживании автомобилей, прицепов и полуприцепов на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001:2001 «Система менеджмента качества. Требования».
Основным требованием для повышения качества продукции является обновление основных фондов, замена изношенного оборудования новым более производительным и более надежным.
Это позволит повысить производительность труда, понизить себестоимость продукции и повысить ее качество.
6. Освоить новые перспективные рынки.
Минский автомобильный завод планирует поставить в страны дальнего зарубежья 3500 единиц автотехники. Из этого числа 52% автотехники планируется реализовывать в регион Центральной Азии, 13% в Европу, в страны Африки и Латинской Америки также 13%, в Юго-Восточную Азию - 5%.
Рисунок 3.1 - Экспорт автотехники ОАО «МАЗ»
Ожидаемый прирост поставок автотехники в денежном выражении в 2014 году по отношению к 2013 г. - 13%. Рост объемов реализации автотехники МАЗ в зарубежных странах обеспечивается благодаря сборочным производствам, которые работают в Литве, Латвии, Сербии, Азербайджане, Египте.
7. Предлагается
разработать программу
- получить
в РФ статус собственного
- эффективно противостоять
- имея
достаточно развитую сеть
- оптимизировать
выпускаемую предприятием
С учетом требований по экологической безопасности неизбежно удорожание продукции, производимой предприятиями стран СНГ и соответственно приближение цен к ценам европейских производителей.
В части поставок автобусов объединение с «КАМАЗ» позволило бы атаковать сегодняшнего лидера рынка больших автобусов компанию «Русские автобусы» и при этом снизит затраты на продвижение продукции. «Исторически» сложилось, что наши продукты имеют внешнее сходство и соответственно в глазах потребителей могут восприниматься как общие по идеологии разработки и производства.
Поэтому промедление в данной ситуации недопустимо и в случае принятия решения на объединение необходимо стремительно его проводить.
Это выгодно для ОАО «МАЗ» во всех продуктовых группах. Для ОАО «КамАЗ» объедение может быть выгодным с точки зрения снабжения и роста унификации.
После объединения необходимо будет заняться разделением рынков сбыта продукции. Для ОАО «МАЗ» необходимо будет закрепить регионы потребления, географически приближенные к нашему предприятию. После чего, провести переговоры на создание автомобиля для Российской армии, и получения права на создание шасси для ВПК РФ.
Вторым этапом после объедения должна быть спланированная атака на импортную продукцию бывшую в употреблении, необходимо не только принять меры по повышению пошлин, но и работать над созданием негативного имиджа данной продукции.
Дальнейшее развитие автомобильного и автобусного направления должно быть направлено на вытеснение либо поглощение предприятий конкурентов. В первую очередь УРАЛ, ЗИЛ, КрАЗ на рынке грузовой автотехники и компании «Русские автобусы» - на рынке автобусной техники.
Тактическими шагами при объединении должны будут стать применение общих агрегатов и узлов, возможный переход на «камазовский» силовой агрегат и установка наших мостов на конвейере КамАЗа.
Данные шаги возможно позволят снизит себестоимость производства, увеличить конкурентоспособность «наших» МАЗов.
После этого необходимо будет начать работу над созданием (расширением) на базе сети партнера – развернутой региональной сети сервисного обслуживания, регионального обеспечения запасными частями и обучением специалистов, обслуживающих технику нашего производства.
Дальнейшими шагами будет реформирование системы гарантийного обслуживания техники, внедрение норм на техобслуживание и создание системы компенсации затрат на ремонт.
Одной из ключевых проблем для ОАО «МАЗ» стоит проблема силового агрегата. Ярославский моторный завод не всегда удовлетворяет требованиям заказчика, а европейские силовые агрегаты значительно изменяют стоимость продукции нашего предприятии. В данном случае есть смысл обратить внимание на азиатский регион и рассмотреть предложения поставщиков, что может быть и дополнительным аргументом в переговорах с ЯМЗ.
С целью поиска новых товарных групп для развития и расширения товарной номенклатуры, удержания рынков сбыта, разработки и реализации новой стратегии и тактики развития ОАО «МАЗ», принятия качественных управленческих решений на предприятии было бы целесообразно создать «Информационно аналитический цент». Для упрощения организации центра его рекомендуется создать на базе штаба антикризисного управления, что предоставит возможность доступа ко всей необходимой информации, касающейся рынков сбыта, объема продаж, состояния конкурентов, уровня развития самого предприятия и т.п.
Информация о работе «Доход предприятия и пути его повышения (на примере ОАО «МАЗ»)