Издержки обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:39, реферат

Краткое описание

Изучение издержек обращения в сфере торговли в современных усло¬виях хозяйствования имеет большое практическое значение. Правильная организация анализа издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Анализ издержек обращения позволяет своевременно отражать произ¬водственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Содержание

Глава 1. Издержки обращения деятельности торгового предприятия
1.1.Понятие, сущность издержек обращения
1.2.Классификация издержек обращения
1.3.Факторы влияющие на издержеки обращения
Глава 2. Анализ издержек обращения торгового предприятия на примере оптовой организации
2.1. Характеристика предприятия и его экономических показателей
2.2. Анализ издержек обращения на примере
Глава 3. Экономическая эффективность снижения издержек обращения торгового предприятия
3.1. Пути снижения издержек обращения
3.2. Расчёт мероприятий снижения издержек обращения на предприятии
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая издержки.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Расходы на тару включают сумму износа тары-оборудования и расходы на ее ремонт; расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары; разницу в ценах между приемными и сдаточными ценами, а также другие расходы на тару.

Классификация по отраслям хозяйственной деятельности предусматривает учет и планирование издержек по розничной торговле; оптовой торговле; общественному (массовому) питанию; по завозу, длительному хранению и оптовой реализации картофеля, овощей, фруктов (в рублях на тонну продукции) ; издержки по заготовке сельскохозяйственной продукции (по растениеводству в рублях, на тонну заготовленной продукции; по животноводству – в процентах к закупочной стоимости; в потребительской кооперации – в процентах к объему заготовительной продукции).

Потоварная классификация связана с различиями в уровнях затрат, вызванными неодинаковой издержкоемкостью товаров. в основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящихся на рубль (100 или 1000 руб.) товарооборота. По непродовольственной торговле уровень издержек обращения примерно составляет около 9-15 %, по продовольственной 6-15, плодоовощной – 11-20%.

Структура издержек обращения  находится в тесной зависимости  от объемов деятельности, ассортиментной структуры товарооборота, финансового  положения предприятия, его месторасположения, формы собственности, доли арендованных основных фондов, эффективности их использования, взаимоотношений с контрагентами, уровня государственного регулирования, состояния экономики страны в целом, численности торговых работников, форм оплаты труда и других факторов.

При классификации издержек исходят, в основном, из задач их учета и планирования. Рассмотрение издержек с точки зрения управления ими требует расширения классификационных  группировок с целью максимального  использования тех или иных характеристик издержек для реализации функциональных задач торговли.

В соответствии с классификационным  признаком – по способу отношения  на себестоимость издержки делятся  на прямые (контролируемые), непосредственно  связанные с практической деятельностью того или иного отдела, магазина, и на косвенные, которые производятся всем магазином в целом или группой магазинов. К косвенным (неконтролируемым) затратам относятся: заработная плата административно-управленческого персонала всего магазина; расходы по содержанию общемагазинных служб (вычислительного центра, бухгалтерии и других отделов). Косвенные издержки рассматриваются как неизбежные. Ибо их нельзя упразднить без ликвидации какой-либо функции или подразделения. Косвенные расходы должны распределятся на все секции и отделы магазина. Существует несколько методов распределения косвенных издержек и затрат между товарными отделами (секциями), службами, функциями и прочими центрами затрат, пропорционально обороту отделов; пропорционально торговой площади, занимаемой отделами (натуральной или взвешенной), т.е. с учетом этажности, места расположения в зале, близости к эскалаторам, лифтам, главным торговым проходам и пр.

При этом все магазины, входящие в состав торговой фирмы, считаются  равноправными и не подразделяются на головные и филиалы. Поэтому каждый магазин должен обеспечить соответствующую прибыль или в крайнем случае, если это допускает администрация головной фирмы, покрытие своих затрат.

Увеличение прибыли  в целом по магазину возможно в  результате уменьшения общемагазинных расходов. Общее правило в данном случае таково: отдел нельзя закрыть по причине его убыточности до тех пор, пока он покрывает свои прямые расходы, если нет другого, более прибыльного решения. Поэтому целесообразно в качестве критерия эффективности работы торгового отдела (секции) использовать параллельно оба критерия.

Практическая ценность деления затрат на переменные и постоянные состоит в следующем: во-первых, такое  деление способствует решению задач  регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, т.е. «запас финансовой прочности» предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинальной прибыли (валовой доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.

Суммарные издержки обращения  независимо от того, относятся они  на себестоимость или финансовые результаты, можно разделить на три основные категории: переменные, постоянные и смешанные затраты.

В зависимости от процентного  соотношения изменения затрат и  изменения объема продаж переменные издержки делятся на пропорциональные, дигрессивные, прогрессивные.

Пропорционально-переменные издержки обращения изменяются в том же направлении и темпе, что и объем розничного товарооборота. Поэтому их сумма изменяется. А уровень остается без изменения.

Дигрессивно - переменные издержки обращения изменяются в  относительно меньшей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень несколько снижается с увеличением товарооборота и возрастает в связи с его сокращением.

Прогрессивно-переменные издержки изменяются в относительно большей пропорции, чем объем  розничного товарооборота, поэтому их уровень незначительно возрастает с ростом товарооборота и снижается в результате снижения его объема.

Деление издержек обращения  на переменные и постоянные носит  условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменные и условно-постоянные.

Под постоянными издержками понимаются такие издержки, сумма  которых непосредственно не зависит  от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту  направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается, и наоборот. К ним относятся: амортизационные отчисления, процент за пользование банковским кредитом, административно-управленческие расходы. Под ежегодно обновляемыми постоянными издержками понимают постоянные издержки, расходы по оплате которых фирма осуществляет каждый хозяйственный год (оплата труда, аренда помещений, страховка, отчисления в различные фонды). Другие составные части торгового потенциала используются предприятием в течение ряда лет, но оплачиваются одномоментно во время приобретения (амортизация основных фондов, ремонт оборудования и т.д.)

К остаточным относится  та часть постоянных издержек, которые  продолжает нести предприятия, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

 



 


 

 

Рис.1. Постоянные издержки обращения

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.). в случае, если предприятие прекращает работу на длительный срок, остаточные издержки следует снижать за счет сокращения численности работников, отказа от аренды помещений и т.п.

Смешанные затраты состоят  из постоянной и переменной частей. Это почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт и т.п. Выделение смешанных затрат целесообразно, если необходимо обеспечить точность выделения переменной и постоянной «доли» в смешанных затратах и причислять эти «доли» к постоянным и переменным затратам соответственно.

Если относительный  рост затрат меньше, чем относительное увеличение объема, то мы имеем дело с дигрессивным поведением совокупных затрат. Коэффициент реагирования при этом изменяется от 0 до 1 и непропорционально.

В долгосрочном плане  все затраты переменные.. в краткосрочном  плане все издержки постоянные. Характер расходов (постоянный или переменный) зависит от соответствующей хозяйственной ситуации, в которой принимаются решения. Даже если предприятие не работает, ему приходится нести определенные затраты (выплата процентов за пользование банковским кредитом и т.п.). Но эти затраты сразу же становятся переменными, если принимается решение о продаже предприятия. При принятии решения о закрытии предприятия или о достижении определенных объемов реализации все затраты становятся переменными. Недостаточная делимость факторов, обуславливающих данный процесс деятельности, приводит к тому, что многие затраты появляются не постепенно с увеличением объемов и полной загрузкой мощностей, а скачкообразно (покупка холодильного, кассового оборудования и т.п.)..

Затраты могут быть полезными  и бесполезными (холостыми). Например, для современной отечественной  торговли характерны простои оборудования, содержание излишней численности продавцов  при падающей производительности труда. С реализаций излишнего оборудования и ликвидацией других основных фондов будут уменьшены постоянные затраты на величину затрат данного элемента.

Все вышеизложенное свидетельствует  об условном делении затрат на постоянные и переменные.

Реальное поведение  и переменных и постоянных затрат отличается от теоретического.

К условно-переменным относятся: расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые  перевозки; расходы на оплату труда  торгово-оперативного персонала; расходы  на топливо, газ, электроэнергию для  производственных нужд; расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров; проценты за пользование кредитом и займами; потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации; расходы на тару; отчисления на социальные нужды; налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки, около 50 % статьи «Прочие расходы».

    1. Факторы влияющие на издержеки обращения.

Важным инструментом управления текущими затратами торгового  предприятия является система показателей  издержек обращения, которая позволяет оценить издержки в процессе экономического анализа.

Анализ издержек обращения  рассматривается как один из основных элементов анализа финансовых результатов  торгового предприятия. Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития предприятия, при которой обеспечивается превышение выручки от реализации над текущими затратами. На этом этапе отчетливо прослеживается взаимосвязь между текущими затратами, выручкой от реализации и прибылью.

Основной целью анализа  издержек обращения, как основного элемента текущих затрат торгового предприятия, является определение комплекса показателей, которые позволят оценить роль издержек обращения в системе формирования финансовых результатов торгового предприятия.

Для принятия управленческих решений по поводу закупки и сбыта товаров, финансов, инвестиций, необходима постоянная деловая осведомленность, аналитическое прочтение исходных данных в зависимости от цели анализа.

Основным методом экономического анализа издержек обращения является дедуктивный метод, т.е. от общих показателей к оценке факторов их формирующих.

Борьба за рациональное использование материальных трудовых и финансовых ресурсов в сфере  товарного обращения требует  правильной постановки учета, контроля и анализа. Этим определяются задачи анализа текущих затрат в торговле. В современных условиях основными задачами анализа издержек обращения являются:

- Анализ выполнения сметы издержек обращения в отчетном периоде;

  • Изучение тенденций изменения издержек обращения за анализируемый период;
  • Определение основных факторов, оказывающих влияние на сумму и уровень издержек обращения, оценка степени их воздействия;
  • Изыскание резервов экономии ресурсов предприятия при одновременном улучшении качественных показателей его деятельности;
  • Выявление нерациональных расходов и потерь, разработка мер, направленных на их ликвидацию.

Информационное обеспечение  анализа издержек обращения связано, прежде всего, с бухгалтерской отчетностью. В годовой и квартальной отчетности организаций потребительской кооперации, осуществляющих торговую деятельность, предусмотрен «Отчет об издержках обращения». В данном отчете отражаются абсолютные величины издержек обращения по основным статьям и в целом по организации.

Таким образом, управление текущими затратами торгового предприятия  требует наличия широкого круга информации, определенным образом обработанной и обобщенной. Исходя из этого, система показателей текущих затрат рассматривается как инструмент, посредством которого можно выявлять тенденции их изменения.

Под системой показателей  издержек обращения понимается упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей.

В экономической работе применяется множество показателей  издержек обращения, каждый из которых  несет свою информационно-аналитическую  нагрузку. Но ни один из них не может в полной мере отразить все аспекты управления ими. Именно в этой связи в экономической работе необходима система показателей издержек обращения.

Среди важнейших показателей  выделяются следующие группы:

  • Абсолютные показатели;
  • Относительные показатели;
  • Структурные показатели;
  • Предельные показатели;
  • Индексные показатели.

Издержки обращения  могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем  – уровнем издержек обращения, выраженным в процентах к обороту розничной торговли.

Абсолютный показатель издержек обращения характеризует  общую сумму расходов предприятия  за определенный период. К абсолютным показателям относятся сумма издержек обращения, себестоимость торговой деятельности (СТД), которые рассчитываются по формулам:

И=Ипост.пер.          (2)

где:  И – сумма издержек обращения, руб.

Ипост. – сумма постоянных издержек обращения, руб.

Ипер. – сумма переменных издержек обращения, руб.

И=МЗ+ФЗП          (3)

где:  МЗ – материальные затраты, руб.

ФЗП – затраты на оплату труда, руб.

СТД=Зт+И           (4)

где:  Зт – затраты на покупку товаров, руб.

Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, т.е. об эффективности произведенных  расходов.

Информация о работе Издержки обращения