Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – оценка финансовых результатов деятельности организации и разработка мероприятий по их улучшению.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты финансовых результатов, направления их улучшения;
представить характеристику деятельности исследуемой организации;
проанализировать динамику финансовых результатов их состав и структуру;
выполнить анализ показателей рентабельности деятельности организации;
разработать мероприятия по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «Витебский мясокомбинат».
Введение
7
1 Теоретические аспекты финансовых результатов
10
1.1 Сущность прибыли, и ее виды
10
1.2 Сущность и показатели рентабельности организации
20
1.3 Основные направления повышения финансовых результатов
24
2 Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Витебский мясокомбинат»
29
2.1 Краткая характеристика и основные технико-экономические показатели деятельности организации
29
2.2 Анализ динамики показателей финансовых результатов
34
2.3 Анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг
38
2.4 Анализ финансовых результатов от операционной и внереализационной деятельности
43
2.5 Анализ показателей рентабельности ОАО «Витебский мясокомбинат» по затратному подходу
52
2.6 Анализ показателей рентабельности ОАО «Витебский мясокомбинат» по доходному подходу
55
2.7 Анализ показателей рентабельности ОАО «Витебский мясокомбинат» по ресурсному подходу
58
3 Мероприятия по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «Витебский мясокомбинат»
63
3.1 Производство нового вида продукции
63
3.2 Открытие парикмахерской на базе общежития
75
3.3 Реализация неиспользуемых основных средств
83
4 Охрана труда и промышленная экология в ОАО «Витебский мясокомбинат»
89
4.1 Охрана труда в ОАО «Витебский мясокомбинат»
89
4.2 Промышленная экология в ОАО «Витебский мясокомбинат»
99
Заключение
101
Список использованных источников
- доходы и расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций;
- доходы и расходы по
договорам о совместной
- доходы и расходы по
финансовым вложениям в
- суммы создаваемых резервов
под обесценение краткосрочных
финансовых вложений и
- суммы изменения стоимости
инвестиционных активов в
- доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение инвестиционных активов;
- стоимость инвестиционных активов, полученных или переданных безвозмездно;
- доходы и расходы, связанные с предоставлением во временное пользование;
- проценты, причитающиеся к получению;
- прибыль (убыток) прошлых
лет по инвестиционной
- прочие доходы и расходы
по инвестиционной
В состав доходов и расходов по финансовой деятельности включаются:
- проценты, подлежащие к
уплате за пользование
- разницы между фактическими
затратами на выкуп акций и
их номинальной стоимостью (при
аннулировании выкупленных
- расходы, связанные с
получением во временное
- доходы и расходы, связанные
с выпуском, размещением, обращением
и погашением долговых ценных
бумаг собственного выпуска (в
случае, если организация не является
профессиональным участником
- курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством;
- прибыль (убыток) прошлых
лет по финансовой
- прочие доходы и расходы по финансовой деятельности.
В состав иных доходов и расходов включаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями, прочие доходы и расходы, не связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью.
Чистая прибыль рассчитывается как разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль с учетом изменения отложенных налоговых активов и обязательств.
Сопоставлением величины расходов с суммой полученного дохода рассчитывается финансовый результат – прибыль или убыток.
1.2 Сущность и
показатели рентабельности
Организация, осуществляющая производственно-хозяйственную деятельность, заинтересована не только в наибольшей массе прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств. Эффективность характеризуется размером прибыли, получаемой организацией на один рубль капитала, на один рубль оборота (реализованной продукции) и на один рубль инвестиций.
Этот показатель получил название рентабельность и может выражаться как в абсолютных, так и в относительных величинах.
Рентабельность — показатель экономической эффективности бизнеса, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени.
Расчет показателя рентабельности осуществляется по следующим формулам:
или (1.8)
где Ра − рентабельность выраженная в абсолютных значениях; коп./руб.,
Ро− рентабельность выраженная в относительных значениях; %,
Пр− прибыль организации, руб.,
Аi− количество средств (i- го вида), руб.,
i− вид вложенных средств (капитал, текущие затраты и др.).
Существует множество показателей рентабельности (доходности) в зависимости от того, с какой целью и с чьей позиции определяется эффективность деятельности организации.
Различают три подхода к определению показателей рентабельности: затратный, доходный, ресурсный.
Показатели, базирующиеся на затратном подходе, характеризуют эффективность использования средств, потреблённых в процессе производства и определяются отношением прибыли к затратам.
В эту группу включаются
показатели рентабельности
Рентабельность продукции или коэффициент окупаемости (покрытия) затрат показывает сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, то есть показывает степень выгодности производства продукции.
Коэффициент окупаемости затрат может рассчитываться как в целом по организации, так и по отдельным видам продукции:
(1.9)
где Rпр. – рентабельность продукции, %.
Рентабельность по текущей деятельности определяется только в целом по организации и определяется как отношение прибыли от текущей деятельности до выплаты налогов к общей сумме затрат по текущей деятельности отчётного периода, относящейся только к реализованной продукции.
Рентабельность инвестиционной деятельности (или отдельных инвестиционных проектов) рассчитывается как отношение полученной или ожидаемой прибыли суммы прибыли от инвестиционной деятельности (или от реализации отдельных инвестиционных проектов) к сумме инвестиционных затрат.
Вторая группа показателей рентабельности − это показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность оборота). Показатели рентабельности продаж могут рассчитываться как по всей реализованной продукции в целом, так и по отдельным её видам. Они характеризуют удельный вес прибыли в доходе организации от реализации продукции на товарном рынке по отпускным ценам организации. Расчёт выполняется по следующей формуле:
где Rпродаж – рентабельность продаж, %;
РП – объём реализованной продукции (сумма оборота), руб.
Показатели рентабельности, основанные на ресурсном подходе, характеризуют возможность организации зарабатывать прибыль на вложенный капитал, то есть эффективность использования ресурсов и определяются отношением прибыли к величине ресурсов (капитала). К ним относятся рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и т.д.
Рентабельность совокупного капитала определяется отношением чистой прибыли к сумме совокупных активов организации за отчётный период. Данный коэффициент называется условно коэффициентом генерирования доходов.
С позиции инвесторов рентабельность совокупного капитала рассчитывается соотношением совокупного дохода инвесторов (чистой прибыли и процентов к уплате) с совокупными активами организации.
где ЧП – сумма чистой прибыли, руб.;
Акт – среднегодовая сумма совокупного капитала, руб.
Рентабельность собственного капитала характеризует долю чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала.
где СК – собственный капитал, руб.
Рентабельность основных средств определяется отношением суммы прибыли за отчётный период к среднегодовой стоимости основных средств.
(1.13)
где ОС – среднегодовая сумма основных средств, руб.
Рентабельность оборотных активов определяется отношением суммы прибыли за отчётный период к среднегодовой стоимости оборотных средств.
где ОбС – среднегодовая стоимость оборотных активов, руб.
Рентабельность чистых активов – это соотношение чистой прибыли к среднеарифметической величине чистых активов на начало и конец отчётного периода.
Рентабельность заёмного капитала определяется отношением чистой прибыли к среднегодовой сумме заёмного капитала.
Факторный анализ рентабельности производства, можно получить следующую факторную модель:
(1.15)
где - размер прибыли на рубль реализованной продукции, руб.;
– фондоотдача средств производства, руб.
Таким образом, данная система показателей позволяет в достаточно степени охарактеризовать рентабельность деятельности организации.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует производителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.
Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.
Изменение экономических показателей, влияющих на увеличение финансовых результатов, происходит под влиянием множества разнообразных факторов.
Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
Прибыль зависит от внутренних и внешних факторов [34, с. 21]. К первым факторам относятся: ускорение научно-технического прогресса, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и т.д. Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объёма выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
Ко вторым, которые не зависят от деятельности предприятия (организации), относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.
Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, могут быть объединены в группы по признакам образования прибыли. Различают три основных условия образования прибыли: инициатива предприятия (организации); благоприятные обстоятельства; признание деятельности предприятия (организации) полезной для общества.
Подобная классификация достаточно условна. В ряде случаев возникновение прибыли является результатом совпадения двух или всех трёх условий. Однако она позволяет определить группы факторов, в наибольшей мере влияющих на образование прибыли[10, с. 318].
Факторы, влияющие на размер прибыли, созданной на основе инициативы предприятий.следующие: инновационная деятельность предприятия; отсутствие страха перед риском; использование экономии на масштабах производства; дальновидная заемная политика предприятия.
Инновационная деятельность предприятия заключается в разработке и внедрении в производство нововведений. Нововведения, обеспечивающие прибыль, включают в себя: разработки и внедрение нового товара, или товара более высокого качества по сравнению с выпускаемыми; освоение нового рынка; внедрение новых, прогрессивных технологических методов производства продукции и освоение новых видов сырья и материалов; внедрение мероприятий по совершенствованию организации и управлению производством.
При внедрении в производство новых товаров или улучшении качества традиционных изделий возрастные массы прибыли и повышение уровня рентабельности обеспечивается за счет увеличения объема продаж и повышения уровня цен на новые и более качественные изделия. Установление цены на новый товар является важным элементом стратегии предприятия. Хотя, выпуская на рынок новое изделие, предприятие не стремится установить на него максимальную цену, чтобы не привлечь конкурентов, однако норма прибыли новых продуктов, как правило, выше снимаемых с производства изделий.