Качество и структура управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Одним из условий повышения качества наравне с техническими особенностями производства стоит структура управления предприятием, так как повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от чёткой структуры предприятия и деятельности всех её элементов в направлении выбранной цели.

Содержание

Введение 3
1. Отечественный опыт систем качества 4
1.1 Система БИП (бездефектное изготовление продукции) 4
1.2 Система СБТ (система бездефектного труда) 7
1.3 Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции) 8
1.4 Система ГОСТ (государственный стандарт) 11
1.5 Система ОСТ (Отраслевая система управления качеством продукции) 13
2. Зарубежная система контроля качества (ИСО) 14
3. Структуры управления предприятием 16
3.1 Иерархическая (линейная) структура 16
3.2 Линейно-штабная структура 17
3.3 Дивизиональная структура управления 18
3.4 Матричная (программно-целевая) структура управления 20
Заключение 22
Список источников 23
Расчетная часть 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 155.62 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Московский  государственный университет приборостроения  и информатики

Кафедра «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)»

На тему: «Качество и структура управления предприятием» 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил

     Студент ЭФ4-1004Д

     Никишин Д.Н.

     Проверила

     Лащинская Н.В. 
 
 
 

     Москва 2011

     Содержание

Введение             3

1. Отечественный опыт систем качества        4

1.1 Система БИП (бездефектное изготовление продукции)     4

1.2 Система  СБТ (система бездефектного труда)      7

1.3 Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции) 8

1.4 Система  ГОСТ (государственный стандарт)       11

1.5 Система  ОСТ (Отраслевая система управления  качеством продукции)  13

2. Зарубежная  система контроля качества (ИСО)      14

3. Структуры  управления предприятием        16

3.1 Иерархическая (линейная) структура        16

3.2 Линейно-штабная  структура         17

3.3 Дивизиональная структура управления       18

3.4 Матричная (программно-целевая) структура управления    20

Заключение            22

Список  источников           23

Расчетная часть            24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Качество  товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного  обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при  совершении покупки и, следовательно, определяют успех или не успех  фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально  новые требования к качеству выпускаемой  продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке  товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В  свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных –  уровень цены и качество продукции. Причем второй постепенно выходит на первое место.

     Одним из условий повышения качества наравне с техническими особенностями производства стоит структура управления предприятием, так как повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от чёткой структуры предприятия и деятельности всех её элементов в направлении выбранной цели.

     Поэтому, автор рассматривает следующие  вопросы:

     - Отечественный опыт систем качества

     - Зарубежные системы качества

     - Типы структур управления предприятием

 

     

  1. Отечественный опыт систем качества

     Качество  продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Улучшение качества выпускаемой продукции – важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка.

     1.1 Система БИП (бездефектное  изготовление продукции)

     Первые  успешные попытки организации планомерной  систематической работы в обеспечении  качества в нашей стране были предприняты  в 50-х годах. Началом системного подхода  к управлению качеством продукции  считают разработку и внедрение  в 1955 году на Саратовском авиационном  заводе системы бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачу ее отделу технического контроля (ОТК) и заказчикам с первого предъявления.

     Внедрению БИП предшествовала сложившаяся  система контроля, когда рабочие, мастера, руководители предприятия  отвечали за выполнение производственной программы и, фактически, не отвечали за качество продукции. Ответственность  за качество продукции была возложена  на ОТК. В результате работники производственного  аппарата передавали детали, узлы, изделия  в другой цех с недоделками, дефектами. При таком положении работники  ОТК предприятии затрачивали  время на выявление и устранение дефектов. Получилось так, что одни производят некачественную продукцию, а другие ликвидируют допущенный ими брак, поэтому продукция предъявлялась  в ОТК по несколько раз. В связи  с этим аппарат ОТК необоснованно  расширялся, причем нередко за счет малоквалифицированных работников.

     Кроме того, нередко брак и дефекты возникали  из-за конструкторов, состояния НТД  и организации производства. Стимулирование проводилось в основном по количественным показателям изготовления продукции.

     Данная  система представляла комплекс взаимосвязанных, организационных, экономических, воспитательных мероприятий, которые создавали  благоприятные условия для изготовления продукции без дефектов в соответствии с требованиями нормативно-технической  документации.

     В ее основу были положены следующие  принципы:

  • полная ответственность непосредственного исполнителя за качество выпускаемой продукции;
  • строгое соблюдение технологической дисциплины;
  • полный контроль качества изделий и соответствие их действующей документации до предъявления службе ОТК;
  • сосредоточение технического контроля не только на регистрации брака, но и главным образом на мероприятиях, исключающих появление различных дефектов.

     Порядок предъявления продукции ОТК регламентировался  рядом документов, в частности  «Инструкцией», составленной ОТК и  утвержденной директором предприятия, которая запрещала исполнителю  предъявлять ОТК узлы и изделия  с отклонением от НТД.

     Если  работники ОТК обнаруживали дефект в предъявленной партии продукции, то они прекращали дальнейший осмотр и возвращали всю партию для исправления и устранения дефектов. Вторичное предъявление этих изделий производилось только по письменному разрешению начальника цеха. При повторном отклонении продукции начальник цеха обязан был представить директору предприятия объяснение. Третье предъявление продукции могло быть сделано начальником цеха только по разрешению директора. При наличии в продукции дефектов исполнитель передавал ее в ОТК для оформления акта о браке.

     Главной особенностью и новизной системы  БИП стало то, что она позволила  проводить количественную оценку качества труда каждого исполнителя, коллективов  подразделений и на этой основе производить  моральное и материальное стимулирование.

     Для оценки результатов работы предприятия, цехов и отдельных исполнителей, а также морального и материального  стимулирования работников, за повышение  качества продукции были предусмотрены  следующие основные показатели:

  • возврат продукции из ОТК внутри цехов (количество отклоненных ОТК деталей, узлов и изделий после обнаружения первого дефекта), характеризующий уровень технологической и производственной дисциплины;
  • возврат продукции из цехов-потребителей цехам-изготовителям (количество возвращенных дефектных деталей, узлов, изделий), характеризующих качество работы технического контроля в цехе-изготовителе;
  • выполнение ежемесячных цеховых организационных технических планов по качеству (в процентах к общему числу запланированных мероприятий), состояние культуры производства, определяющие эффективность деятельности ИТР цеха и рабочих по устранению причин брака и возврата продукции;
  • количество принятой продукции с первого предъявления ОТК (в процентах к предъявляемому количеству), брак (в процентах к валовому выпуску или к общей трудоемкости в нормо-часах), количество продукции, на которую получены рекламации (в процентах к объему выпускаемой продукции), характеризующие общее состояние и уровень качества изготовления продукции в цехах и по предприятию в целом.

     Эффективность применения этой системы во многом обусловливалась уровнем обучения и воспитания кадров. Для повышения  этого уровня организовывались школы  качества, в которых наряду с теоретическими занятиями осуществлялось также  практическое обучение работников методам  качественного изготовления продукции  на закрепленных за ними операциях.

     Выпуску продукции высокого качества способствовала также система материального  и морального стимулирования исполнителей в зависимости от уровня сдачи  продукции с первого предъявления.

     Система БИП явилась мощным средством  повышения качества продукции. С 1962 г. подобные системы начали внедряться в бывших ГДР, ПНР, а также в  США, ФРГ, Японии, других странах.

     Однако  саратовская система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. Система не позволяла контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не охватывала другие стадии их жизненного цикла – реализацию и эксплуатацию. Относительно ограничена была сфера применения системы. Но эффективность ее положительных элементов подтолкнула другие предприятия на поиск новых форм и методов управления качеством продукции. 

    1. Система СБТ (система бездефектного  труда)

     На  передовых предприятиях Львовской  области был разработан так называемый «Львовский вариант саратовской  системы» – система бездефектного  труда (СБТ). Эта система предусматривала  количественную оценку качества труда  всех производственных рабочих, ИТР  и служащих, способствующих своим  трудом повышению качества продукции  и улучшению технико-экономических  показателей работы предприятия.

     В СБТ основным показателем качества труда являлся «коэффициент качества труда» – количественное выражение  качества труда исполнителей. Эффективность  труда работников оценивалась ежедневно, а также суммарно за определенный календарный период. Бездефектная работа принималась за единицу (иногда за десять, сто). Все возможные дефекты в  работе классифицировались и каждому  из них соответствовал заранее установленный  и доведенный до исполнителя коэффициент  снижения. Оценка качества труда производилась  уменьшением исходного коэффициента качества на величину, равную сумме  коэффициентов снижения за допущенные дефекты в работе.

     Недостаток  этого метода оценки качества труда  состоял в том, что в нем  учитывались только коэффициенты снижения, суммирующие недостатки по всем показателям, а превышения установленных значений показателей качества труда не отражались на коэффициенте качества труда.

     Система бездефектного труда распространилась не только на промышленных предприятиях, но и в НИИ, конструкторских и  проектных организациях, на транспорте, в сельском хозяйстве, предприятиях бытового обслуживания и др. Она  повышает коллективную ответственность, дисциплину работников, заинтересованность в повышении качества труда, что обеспечивает рост эффективности производства и повышение качества продукции.

     1.3 Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции)

     В начале 70-х годов специалисты  Госстандарта в сотрудничестве с  организациями различных министерств  и ведомств провели анализ, изучение и обобщение передового опыта  предприятий в управлении качеством  продукции.

     Результатом проведенных исследований стало  создание единых принципов построения комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) на базе стандартов предприятия.

     КС  УКП – это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.

     При функционировании КС УКП решались следующие  задачи:

    1. создание и освоение новых видов высококачественной продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;

  1. повышение удельного веса продукции высшей категории в общем объеме производства;
  2. улучшение показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества;
  3. своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории;
  4. планомерное повышение качества работы коллективов и исполнителей;
  5. обеспечение выпуска продукции в строгом соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т. е. запланированного, заданного уровня качества.

Информация о работе Качество и структура управления предприятием