Качество и структура управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Одним из условий повышения качества наравне с техническими особенностями производства стоит структура управления предприятием, так как повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от чёткой структуры предприятия и деятельности всех её элементов в направлении выбранной цели.

Содержание

Введение 3
1. Отечественный опыт систем качества 4
1.1 Система БИП (бездефектное изготовление продукции) 4
1.2 Система СБТ (система бездефектного труда) 7
1.3 Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции) 8
1.4 Система ГОСТ (государственный стандарт) 11
1.5 Система ОСТ (Отраслевая система управления качеством продукции) 13
2. Зарубежная система контроля качества (ИСО) 14
3. Структуры управления предприятием 16
3.1 Иерархическая (линейная) структура 16
3.2 Линейно-штабная структура 17
3.3 Дивизиональная структура управления 18
3.4 Матричная (программно-целевая) структура управления 20
Заключение 22
Список источников 23
Расчетная часть 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 155.62 Кб (Скачать файл)

     КС  УКП является основной частью общей  системы управления предприятием и  функционирует одновременно со всеми  другими видами деятельности на предприятии, согласуясь и взаимодействуя с ними.

     Взаимодействие  осуществляется на пяти уровнях:

     1. Организация работ по управлению качеством продукции на уровне руководства предприятия (директор, главный инженер, их заместители).

     2.  Организация работ по управлению качеством продукции на уровне главных специалистов, обеспечивающих решение задач комплексной программы обеспечения качества продукции.

     3. Организация работ по УКП на  уровне руководителей цехов и  отделов, которые реализуют мероприятия  по КС УКП в рамках своих  подразделений.

     4. Организация работ по УКП на уровне руководителей бюро, бригад, участков, которые обеспечивают организацию бездефектного изготовления продукции и работу исполнителей по качеству.

     5. Организация работ непосредственных  исполнителей по обеспечению  высокого качества продукции,  которые в своей деятельности  осуществляют организацию личной  работы неукоснительного исполнения  и соблюдения требований нормативно-технической  документации и обеспечивающих  достижение высоких показателей  качества продукции.

     Система УКП должна функционировать таким  образом, чтобы потенциальный заказчик или потребитель продукции был  уверен в том, что:

  1. его требования к данной продукции будут удовлетворены полностью;
  2. возникающие проблемы будут не только устранены, но не смогут возникнуть в последующем вследствие работы эффективного механизма предупреждения их появления;
  3. продукция, в результате её постоянного совершенствования с учётом достижений отечественных и зарубежных учёных, а также накопленного опыта, будет и в последующем удовлетворять растущие потребности.

     Объектами управления в системе УКП являются условия и факторы, влияющие на обеспечение  качества выпускаемой продукции. К  их числу относятся:

    • состояние конструкторской, технической, нормативно-технической документации;
    • качество оборудования, оснастки, инструмента, средств измерения, контроля;
    • качество сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий;
    • качество организации и управления производством;
    • качество процессов производства и ритмичность работы;
    • хозяйственный механизм и его элементы (план, ценообразование, экономическое стимулирование и т.п.);
    • качество управления персоналом.

     Внедрение КС УКП на отечественных предприятиях имело большой положительный  опыт по повышению качества продукции. Но при этом, следует учитывать, что  при практическом использовании  методов КС УКП проявились и недостатки, которые в современных условиях уже не позволяют изготавливать  конкурентоспособную продукцию. Среди  недостатков, свойственных КС УКП следует  отметить:

    • пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем УКП, а также в вопросах создания и комплектования подразделений по УКП подготовленными и инициативными работниками;
    • формальное отношение к организации систем УКП;
    • поверхностный анализ состояния дел в области качества продукции и такой же подход к созданию и наделению соответствующими функциями КС УКП, пренебрежение важнейшими принципами управления качеством продукции;
    • громоздкость системы, вызванная созданием большого количества стандартов предприятия, зачастую дублировавших друг друга;
    • недооценка роли учёбы по УКП, что ведет к непониманию работниками необходимости проведения работ в области качества продукции, важности соблюдения и исполнения стандартов предприятия;
    • выхолащивание и исключение из разрабатываемых документов ценных и необходимых положений для работы в области качества продукции при согласовании их с заинтересованными службами;
    • недостаточный уровень прослеживаемости материалов, деталей, узлов и продукции в случаях наличия у них дефектов и отказов;
    • забвение основополагающих принципов УКП на некоторых предприятиях в реальных условиях;
    • неполный охват управлением условий и факторов, влияющих на качество продукции;
    • в системах УКП не нашло должного отражения значение и роль персонала в обеспечении качества продукции;
    • недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.

     Главным же недостатком следует считать  то, что механизм УКП не сориентирован  на потребителя, не направлен на выпуск конкурентоспособной продукции  высокого уровня качества со стабильными  показателями.

     1.4 Система ГОСТ (государственный  стандарт)

     На  сегодняшний день - межгосударственный стандарт в России и странах СНГ. Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС).

     В советские времена все ГОСТ являлись обязательными для применения в  тех областях, которые определялись преамбулой самого стандарта. В Российской Федерации Федеральным законом  о техническом регулировании  № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все ГОСТ должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. Но в переходный период (до принятия соответствующих технических регламентов) закон предусматривает обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды.

     Отличительной чертой ГОСТ является то, что он охватывает практически все стороны промышленности, такие как:

    • Горное дело. Полезные ископаемые
    • Нефтяные продукты
    • Металлы и металлические изделия
    • Машины, оборудование и инструмент
    • Транспортные средства и тара
    • Энергетическое и электротехническое оборудование
    • Строительство и стройматериалы
    • Силикатно-керамические и углеродные материалы и изделия
    • Лесоматериалы. Изделия из древесины. Целлюлоза. Бумага. Картон
    • Химические продукты и резиноасбестовые изделия
    • Текстильные и кожевенные материалы и изделия
    • Пищевые и вкусовые продукты
    • Измерительные приборы. Средства автоматизации и вычислительной техники
    • Здравоохранение. Предметы санитарии и гигиены
    • Сельское и лесное хозяйство
    • Общетехнические и организационно-методические стандарты
    • Изделия культурно-бытового назначения
    • Атомная техника
    • Электронная техника, радиоэлектроника и связь

     Классификатором ГОСТ является Общероссийский классификатор стандартов. Этот классификатор построен на основе Международного классификатора стандартов ISO.

     Общероссийский  классификатор стандартов (ОКС) разработан ВНИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству. Он представляет собой полный текст Международного классификатора стандартов (МКС), принятого ИСО.

     1.5 Система ОСТ (Отраслевая  система управления  качеством продукции)

     Стандарты отраслей (ОСТ) разрабатывались и  принимались государственными органами управления в пределах их компетенции  применительно к продукции, работам  и услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов  определялась положениями о них. Например, Положением о Министерстве путей сообщения РФ предусмотрено  утверждение единых нормативных  документов, в том числе ОСТ, по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок, направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда.

     Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: коробки  картонные для рыбной продукции (тогда как вообще коробки картонные  являются объектами ГОСТ); рабочая  обувь для работников мясомолочных предприятий (тогда как обувь  кожаная и резиновая является объектом ГОСТ).

       ОСТ применяют предприятия, подведомственные  государственному органу управления, принявшему стандарт. Но условием  обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют ОСТы на добровольной основе.

       Обозначение стандарта отрасли  состоит из индекса (ОСТ), условного  обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера и отделенных  тире двух последних цифр года  утверждения стандарта. 

     2. Зарубежная система  контроля качества (ИСО)

     Международная организация по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

     Международная организация по стандартизации создана  в 1946 двадцатью пятью национальными  организациями по стандартизации. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник  СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла  в Совет ИСО.

     Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к  компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC).

     Разработка  стандартов в ИСО происходит следующим  образом:

     Стадия 1: Стадия предложения

     Первый  шаг в разработке международного стандарта — подтверждение того, что конкретный международный стандарт необходим. Новое предложение (НП) направляется на голосование членам соответствующего технического комитета (ТК) или подкомитета (ПК), чтобы определить необходимость включения соответствующего пункта в программу работы.

     Стадия 2: Подготовительная стадия

     Обычно  для подготовки рабочего черновика  ТК/ПК создаёт рабочую группу экспертов, председателем которой является лидер проекта. Могут приниматься  различные редакции рабочих черновиков, до тех пор, пока рабочая группа не решит, что ею разработано наилучшее  техническое решение рассматриваемой  проблемы. На этой стадии черновик передаётся вышестоящему комитету рабочей группы для прохождения фазы выработки  консенсуса.

     Стадия 3: Стадия комитета

     Как только первый черновик комитета готов, он регистрируется Главным Секретариатом  ИСО. Он рассылается для замечаний  и, если необходимо, голосования членов ТК/ПК. Могут готовиться разные редакции черновика комитета, до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по техническому содержанию текста. Как только консенсус достигнут, текст окончательно редактируется для представления в качестве черновика международного стандарта (ЧМС).

     Стадия 4: Стадия вопросов

     Черновик  международного стандарта (ЧМС) распространяется среди всех членов ИСО Главным  Секретариатом ИСО для голосования  и замечаний в течение пяти месяцев. Он одобряется для представления  в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если 2/3 членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если критерии одобрения не выполнены, текст возвращается в исходный ТК/ПК для дальнейшего изучения, и исправленный документ снова публикуется для голосования и замечаний в качестве черновика международного стандарта.

Информация о работе Качество и структура управления предприятием