Контроль качества продукции и на предприятии (на примере ОАО “СЗРТ”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

От эффективности осуществления каждой стадии контроля, от контроля качества закупаемых материальных ресурсов до контроля качества готового изделия, во многом зависит качество конечного изделия. Поэтому здесь особенно важным является выбор таких методов контроля качества, которые бы предотвращали поступление дефектных комплектующих в производство и дефектной конечной продукции к потребителю.
Актуальность и практическое значение выше изложенной проблемы определили темы данной курсовой работы.
Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических основ проведения контроля качества в ОАО “СЗРТ”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. 6
1.1 Контроль качества продукции: сущность и принципы его проведения. 6
1.2 Виды контроля качества. 10
1.3 Методы осуществления контроля качества продукции 14
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА в ОАО "САРАНСКИЙ ЗАВОД "РЕЗИНОТЕХНИКА". 17
2.1 Требования документированной процедуры к процессу контроля качества продукции. 17
2.2 Структурные подразделения, осуществляющие контроль качества продукции: его цели, задачи, функции, права и ответственность. 22
2.3 Методы осуществления контроля качества продукции. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль качества продукции на предприятии.doc

— 687.50 Кб (Скачать файл)

— анализ специальных  процессов, объединяющий исследования и испытания, позволяющие локализовать причины возникновения свойств продукции, не соответствующих техническим требованиям, определить возможность повышения характеристик качества и убедиться в том, что принятые корректирующие действия дали необходимый полный и длительный эффект;

в) по полноте охвата контролируемых изделий выделяют сплошной контроль, т. е. контроль каждой единицы продукции, осуществляемый с одинаковой полнотой, и выборочный — контроль выборок или проб из партии или потока продукции;

г) по связи с объектом контроля во времени существуют:

- летучий контроль — контроль в случайные моменты, выбираемые в установленном порядке; его эффективность обусловливается внезапностью, правила обеспечения, которой должны быть специально разработаны. Этот контроль, как правило, осуществляется непосредственно на месте изготовления, ремонта, хранения и т. п.;

- непрерывный контроль — контроль, при котором поступление информации е контролируемых объектах происходит непрерывно;

- периодический контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит через установленные интервалы времени.

д) по возможности последующего использования продукции выделяют разрушающий контроль (при котором объект контроля дальнейшему использованию не подлежит) и неразрушающий контроль (без нарушения пригодности объекта контроля к дальнейшему использованию по назначению); в первом случае продукция может остаться пригодной к использованию, однако метод контроля не гарантирует это для каждой проверенной единицы;

е) по степени использования средств контроля выделяют измерительный, регистрационный, органолептический, по контрольному образцу (путем сравнения признаков качества продукции и контрольного образца), технический осмотр. Решение относительно объекта органолептического контроля принимается только по результатам анализа чувствительных восприятий (например, оценка цветовых оттенков, запаха). При этом виде контроля могут применяться средства, не являющиеся измерительными, но увеличивающие восприимчивость органов чувств;

ж) в зависимости от уровня технической оснащенности существуют:

— ручной контроль, при  котором используются немеханизированные средства контроля для проверки качества деталей, изделий;

— механизированный контроль, при котором применяются механизированные средства контроля;

— автоматизированный контроль, который осуществляется с частичным  не- посредственным участием человека;

— автоматический контроль, осуществляемый без непосредственного  участия человека;

— активный контроль, который  воздействует на ход осуществления технологического процесса и режимов обработки с целью управления ими;

з) по структуре организации  выделяют:

— самоконтроль — контроль качества, осуществляемый самим исполнителем;

— одноступенчатый контроль, который проводится непосредственно изготовителем и работником отдела технического контроля;

— многоступенчатый контроль — контроль, осуществляемый исполнителем, операционный контроль, приемочный контроль со стороны работников ОТК.

и) по типу проверяемых  параметров и признакам качества выделяют:

— контроль геометрических параметров, т. е. контроль линейных, угловых  размеров, шероховатости, формы и  т. п.;

— контроль физических свойств, таких, как тепло- и электропроводность, температура плавления и др.;

— контроль механических свойств: жесткости, твердости, пластичности, упругости, прочности и т. д.

— контроль химических свойств: химический анализ состава вещества, определение коррозийной стойкости  в разных средах и др.;

— металлографические исследования, охватывающие контроль микро- и макроструктуры заготовок, полуфабрикатов, деталей;

— специальный контроль, подразумевающий контроль герметичности, отсутствия внутренних дефектов, например с помощью ультразвука;

— контроль функциональных параметров, т. е. работоспособности  приборов, систем, устройств в различных условиях;

— визуальный контроль — контроль внешнего вида объекта [3.2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы осуществления контроля качества продукции

 

Многие из современных  статистических методов довольно сложны для восприятия, а тем более для широкого применения всеми участниками процесса. Японские ученые отобрали из всего множества семь методов. Их заслуга, и в первую очередь профессора Исикавы, состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их фактически в эффективные инструменты контроля качества (рис.3.). Их можно понять и эффективно использовать без специальной математической подготовки [6].

Рис.3  Семь инструментов контроля качества

При всей своей простоте эти методы позволяют сохранить связь со статистикой и дают возможность профессионалам пользоваться результатами этих методов и при необходимости совершенствовать их. Как видно из рис.3, к семи инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы:

- контрольный листок (или лист) – инструмент для сбора данных и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации [7];

 - гистограмма – инструмент, позволяющий зрительно оценить закон распределения статистических данных [8];

 - диаграмма разброса (рассеивания) – инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных [9]; 

 - диаграмма Парето – это графическое представление степени важности причин, влияющих на проблему, возникшую в ходе процесса производства, позволяющее определить главную из них [10];

- стратификация (расслаивание) – инструмент, позволяющий произвести селекцию данных, отражающую требуемую информацию о процессе [11];

- диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) – это диаграмма, позволяющая разделить проблему на отдельные фрагменты, выявить и сгруппировать условия и факторы, влияющие на проблему, и провести причинно-следственный анализ [10.2];

- контрольная карта – инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявляемых к процессу требований [12].

 Эти методы можно  рассматривать и как отдельные  инструменты, и как систему методов (разную в различных обстоятельствах).

Последовательность применения семи методов может быть различной в зависимости от цели, которая поставлена перед системой. Точно так же применяемая система не обязательно должна включать все семь методов Их может быть меньше, а может быть и больше, ибо существуют и другие статистичёские методы, например методы оценки качества. Однако можно с полной уверенностью сказать, что семь инструментов контроля качества являются нео6хмыми и достаточными статистическими методами, применение которых по мнению Исикавы, помогает решить 95 % всех проблем, возникающих на, производстве.

Внедрение семи инструментов контроля качества должно начинаться с обучения этим методам всех участников процесса. Успешному внедрению семи инструментов контроля качества в Японии способствовало отношение руководителей компании к процессу обучения. Они ставили и продолжают ставить перед собой цель сделать каждого рабочего инженером, а инженеров, не знакомых со статистическими методами, не считать полноценными специалиста- ми. Большую роль в обучении статистическими методами, не считать полноценными специалистами [13].

Статистические методы — это то средство, которое необходимо изучать, чтобы внедрить управление качеством. Они — наиболее важная составляющая комплексной системы контроля Всеобщего Управления Качеством.

Говоря о семи простых  статистических методах контроля качества, следует подчеркнуть, что это инструменты познания, а не инструменты управления.

Основное их назначение — контроль протекающего процесса и предоставление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса. Знание и применение на практике семи инструментов контроля качества лежат в основе одного из важнейших требований ТQM — постоянного самоконтроля.

Статистические методы контроля качества в настоящее время применяются не только в производстве, но и в планировании, проектировании, маркетинге, материально-техническом снабжении и т.д.

Применение статистических методов — весьма действенный путь разработки новых технологий и контроля качества процессов. Многие ведущие фирмы стремятся к их активному использованию, а некоторые из них тратят более ста часов ежегодно на обучение этим методам своих сотрудников, осуществляемое в рамках самой фирмы. Хотя звание статистических методов — часть нормального образования инженера, само знание еще не означает умения применить его. Способность рассматривать события с точки зрения статистики важнее, чем знание самих методов [5.2].

2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА в ОАО ”СЗРТ”.

 

2.1 Требования  документированной процедуры к процессу контроля качества продукции.

 

Внедрение статистического метода анализа при входном контроле сырья и материалов позволит оценивать вероятность дефектной поставки в разрезе производителей, поставщиков и параметров сырья и материалов, проверяемых отделом технического контроля при входном контроле.

Данные, полученные в результате применения статистических методов, являются эффективным средством подтверждения соответствия их функций установленным требованиям [14].

Порядок внедрения статистических методов при входном контроле сырья и материалов.

Все поступающее на завод сырье и материалы подвергаются входному контролю в соответствии с СТП 00149334-45 “Система качества. Входной контроль качества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий” и “Картой входного контроля основных и вспомогательных материалов”.

Центральная заводская лаборатория проводит испытания выборок или проб сырья и материалов на соответствие их требованиям НД и выдает в ОТК заключение о соответствии выборок или проб установленным требованиям.

Группа входного контроля ОТК осуществляет приемку поступившего сырья, материалов с учетом заключения центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ), выданного на выборки или пробы. Результаты приемки фиксируются во второй части испытательного листа и один экземпляр с подписью контрольного мастера передается в отдел материально-технического снабжения (ОМТС) [15].

Применяют данную процедуру в соответствии с СТП 00149334-45‚ “Система качества. Входной контроль качества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий”. СТП 00149З34-29 “Система менеджмента качества. Испытания готовой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий” [16].

ОМТС осуществляет сбор и накопление статистической информации посредством ввода данных в компьютер. Выдача информации осуществляется в форме контрольной карты (Приложение А).

Графы контрольной карты ОМТС заполняет на основании испытательного листа, при этом в графе “характеристика” указывается вид испытания или наименование показателя.

Поскольку предельные значения показателей  качества указаны в НД на сырье и материалы, в контрольную карту эти значения заносятся в виде верхней и нижней границы. Центральная линия представляет собой номинальное значение показателя или, при его отсутствии, среднее арифметическое между верхним и нижним значениями. Если в НД на сырье и материалы показатели имеют верхнее или нижнее (не более или не менее), то центральная линия на контрольную карту не наносится. Горизонтальная шкала служит для регистраций поступающих в течение определенного времени партий. На контрольную карту наносится фактические значения показателей каждой партии и эти точки последовательно соединяются ломаной линией.

По результатам входного контроля поступивших последовательно 25 партий сырья ОМТС производит обработку и анализ данных о качестве и стабильности показателей с определением среднего значения, среднеквадратического отклонения контролируемого показателя и вероятной доли дефектных партий в течение периода поставки.

Для принятия решения о выборе поставщика подсчитывают обобщенный показатель качества, учитывающий значения частных показателей. Лучшим считается тот поставщик, у которого значение обобщенного показателя наибольшее.

При анализе контрольных  карт и принятии решения о выборе поставщика следует дополнительно учитывать ситуации неуправляемого состояния процесса, отраженные в контрольной карте, а именно:

- наличие точки за  пределами контрольных границ (верхней  и нижней);

- наличие серии из 9 точек выше или ниже центральной линии;

- наличие возрастающей  или убывающей серии из 6 точек.

Далее применяют процедуру, оговоренную в руководящем документе  СТП 00149334-6 “Система менеджмента качества. Методические указания по организации выбора и оценки поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих деталей” [17].

Информация о работе Контроль качества продукции и на предприятии (на примере ОАО “СЗРТ”)