Контроль качества продукции и на предприятии (на примере ОАО “СЗРТ”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

От эффективности осуществления каждой стадии контроля, от контроля качества закупаемых материальных ресурсов до контроля качества готового изделия, во многом зависит качество конечного изделия. Поэтому здесь особенно важным является выбор таких методов контроля качества, которые бы предотвращали поступление дефектных комплектующих в производство и дефектной конечной продукции к потребителю.
Актуальность и практическое значение выше изложенной проблемы определили темы данной курсовой работы.
Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических основ проведения контроля качества в ОАО “СЗРТ”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. 6
1.1 Контроль качества продукции: сущность и принципы его проведения. 6
1.2 Виды контроля качества. 10
1.3 Методы осуществления контроля качества продукции 14
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА в ОАО "САРАНСКИЙ ЗАВОД "РЕЗИНОТЕХНИКА". 17
2.1 Требования документированной процедуры к процессу контроля качества продукции. 17
2.2 Структурные подразделения, осуществляющие контроль качества продукции: его цели, задачи, функции, права и ответственность. 22
2.3 Методы осуществления контроля качества продукции. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль качества продукции на предприятии.doc

— 687.50 Кб (Скачать файл)

Статистический приемочный контроль - это выборочный контроль, при котором заключение о качестве продукции всей партии делается на основании результатов контроля ее отдельных образцов, вошедших в выборку.

Выборочный контроль является экономичным и эффективным  средством доказательства потребителю того, что поставляемая ему продукция соответствует установленным требованиям.

Основные задачи статистического приемочного контроля:

- обеспечение высокой достоверности оценки качества контролируемой партии продукции, на основании которой решается вопрос — принять или отклонить контролируемую партию продукции;

- исключение спорных решений по результатам контроля, возможных из-за статистического характера процедуры выборочного контроля и различных интересов потребителя и изготовителя.

Порядок проведения статистического  приемочного контроля готовой продукции.

Приемочный контроль готовой продукции проводится контролером  ОТК с целью подтверждения  соответствия каждой партии продукции требованиям НД и контрольным образцам.

Статистический приемочный контроль готовой продукции осуществляется по выборочным планам контроля.

Планы контроля выбираются отделом стандартизации и качества (ОСтК) на основании установленного нормативного и фактического уровней несоответствий, степени доверия, в соответствии с каталогом таблиц ГОСТ Р 50779.52 [18].

Нормативный уровень  несоответствий устанавливается в  договоре на поставку или иных документах по согласованию с потребителем. Степень  доверия назначается потребителем. Если степень доверия потребителем не установлена, то необходимо применять степень доверия Т3 в соответствии с п.5.1.4 ГОСТ Р 50779.52.

Если по результатам  приемочного контроля партии за 3 месяца фактический уровень несоответствий изменился, то на следующий календарный период ОСтК разрабатывает новые планы контроля, о чем сообщается распоряжением по заводу.

Готовая продукция предъявляется  в ОТК представителем цеха согласно СТП 00149334-94 “Система менеджмента  качества. Контроль и испытания готовой продукции”  с приложением контрольного листа (Приложение Б) с указанием соответствующей информации о результатах разбраковки продукции контролерами цеха [19].

При получении документов контролер ОТК извлекает из партии выборку согласно плану и производит контроль отобранных единиц продукции на соответствие НД. На бирки изделий, подвергшихся контролю, работники ОТК ставят клеймо. Допускается ставить клеймо ОТК на детали, если это предусмотрено НД. Отбор единиц продукции в выборку осуществляется в соответствии с п.3.4 ГОСТ 18321 [20].

По результатам контроля принимается решение о принятии или отклонении партии продукции.

Результаты контроля считаются положительными, если количество несоответствующих единиц в выборке (или число несоответствий на 100 единиц продукции) меньше или равно приемочному числу.

Результаты контроля считаются отрицательными, если количество несоответствующих единиц в выборке (или число несоответствий на 100 единиц продукции) больше или равно браковочному числу.

В случае получения положительных результатов контроля, партия продукции считается принятой с 1-го предъявления.

В случае получения отрицательных  результатов контроля, партия продукции возвращается цеху для пересмотра и подготовки ее к повторному  предъявлению согласно СТП 00149334-94 “Система менеджмента  качества. Контроль и испытания готовой продукции”. 

Контроль партии продукции, предъявленной повторно, проводится по ужесточенным планам контроля [21]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Структурные  подразделения, осуществляющие контроль качества продукции: его цели, задачи, функции, права и ответственность.

 

Служба качества на предприятии  представлена, в том числе, отделом технического контроля (ОТК) - это самостоятельное структурное подразделение предприятия, подчиняющееся непосредственно генеральному директору.

Цель: служить интересам  потребителя.

Задачи:

  • предотвращение выпуска (поставки заводом продукции, не соответствующей требованиям потребителей, стандартам и ТУ;
  • укрепление производственной дисциплины;
  • повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.

Функции:

  • проверка качества поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов и оформление соответствующей документации на основе её результатов;
  • контроль за качеством и комплектностью изготавливаемых на заводе изделий, условиями их хранения и осуществляемых работ на соответствие их требованиям НД, ТУ, стандартам и др. документам, а также документальное оформление данных, полученных в ходе проведения контроля;
  • участие в организации и проведении постоянно действующих дней качества;
  • подготовка и повышение квалификации работников ОТК в области улучшения качества продукции;
  • принимать участие в выявлении причин несоответствий, разработке и реализации корректирующих и предупреждающих действий и пр.

Взаимоотношения ОТК  с другими подразделениями:

  1. С центральной бухгалтерией.

Получает: сведения о  результатах учёта потерь от брака  и о взыскании сумм с виновных, акты на приёмку возвращённой продукции.

Предоставляет: сведения по потерям от брака, данные: о некондиции, себестоимости, о выпущенной готовой продукции.

  1. С Центральной заводской лабораторией (ЦЗЛ).

Получает: заключение с  результатами проведённых испытаний  и исследований проб сырья, материалов и готовой продукции о соответствии их ГОСТам, ТУ и др.

  1. С инженерно-техническим управлением (ИТУ).

Получает: всю необходимую  для контроля нормативную документацию и производственную инструкцию. Мероприятия  по улучшению качества выпускаемой  продукции, план технического развития завода, график проведения технологических проверок, перечень продукции, подлежащей обязательной и гигиенической сертификации.

Предоставляет: сведения об обнаруженных недостатках технологии и процессов, рекомендации и предложения  по улучшению технологии и повышению качества продукции.

  1. С отделом стандартизации и качества (ОСтК).

Получает: стандарты, инструкции, ТУ и др. техническую документацию, касающуюся приёмки выпускаемой  продукции.

Предоставляет: информацию о качестве готовой и поступающей  на предприятие продукции; замечания и предложения по нормализации и стандартизации документов.

  1. С управлением технического обеспечения производства (УТОП).

Предоставляет заявки на приобретение необходимых средств  испытаний и измерений.

  1. С производственно-сбытовым отделом (ПСО).

Получает: заполненные  упаковочные листы или ярлыки по установленному образцу, производственные задания на выпуск продукции.

Предоставляет: сведения о поступивших претензиях, рекламациях  на продукцию по вине ПСО.

  1. С отделом материально-технического снабжения (ОМТС).

Получает: сопроводительные документы поставщика.

  1. С цехами основного и вспомогательного производства.

Получает: удобные для  работы помещения на территории цеха, оборудование, необходимые инструменты  и сопроводительную документацию при контроле. 

Права:

Подразделения ОТК имеет право: прекращать приемку и отгрузку продукции не соответствующей требованиями нормативно—технической документации, немедленно известить об этом генерального и технического директора завода.

Вносить предложения  руководству завода о приостановке процесса— изготовления продукции; в отдельных подразделениях и цехах в тех случаях, когда выпускаемая продукция не соответствует стандартам, техническим условиям, эталонам или технической документации.

Не принимать готовую продукцию, если она предъявляется некомплектно.

Браковать на любом участке производства материалы, заготовки, изделия, не соответствующие НД.

Контролировать работу в цехах по устранению в производстве причин дефектов продукции, выявленных при ее изготовлении, испытании и эксплуатации.

Требовать от начальников цехов проведения всех необходимых мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего качества  выпускаемой продукции.

Представлять руководству  завода предложения о привлечении  к ответственности работников, виновных в выпуске несоответствующей продукции, нарушении технологии производства и применении несоответствующих или подлежащих проверке, по не проверенных ОТК материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Ответственность:

Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет директор по качеству и сертификации — начальник отдела.

Степень ответственности  других работников устанавливается должностными инструкциями [22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методы осуществления  контроля качества продукции

 

К статистическим методам контроля качества применяемым в ОАО “СЗРТ” относятся:

- построение и применение  контрольных карт и гистограмм;

- построение и применение  диаграммы Парето.

Определение порядка  построения и применения контрольных  карт Шухарта по количественному  признаку, гистограмм для статистического  анализа и управления процессом  изготовления резиновых смесей. А  также расчет индексов воспроизводимости, применяемых для оценки возможностей процесса.  

Ответственность за своевременное  предоставление данных для построения контрольных карт и гистограмм несет  мастер ОТК.

Ответственность за правильное построение контрольных карт и гистограмм, а также за расчет индексов возможностей несет технолог цеха.

Ответственность за анализ и применение контрольных карт, гистограмм несет зам. начальника цеха по технологии.

Порядок построения контрольных  карт.

Контрольные карты строят на бланке по форме (Приложения В). Контрольные карты можно строить по результатам работы цеха, смены или конкретного изготовителя.

Начальник цеха ежемесячно устанавливает перечень резиновых  смесей для проведения статистического  анализа и управления процессом.

Работники ОТК проводят экспресс-контроль каждой закладки резиновой смеси, с записью в журналах и еженедельно предоставляют технологу цеха рабочие журналы с данными.

Технолог в течение  месяца ведет записи в графе “Описание  событий” на обратной стороне КК, где  отмечает любые события, которые  могут повлиять на процесс, такие как: изменение персонала, оборудования, сырья и материалов, технологии или системы измерения.

После получения данных от ОТК технолог отдельно для каждого  показателя экспресс - контроля:

-  заполняет графы  в верхней части лицевой стороны КК;

- производит отбор  данных в подгруппы по 3-5 значений  в каждой, не подряд, а, например, каждое пятое, десятое или с  другой периодичностью. Объем выборки  (n) постоянен для всех подгрупп. Число подгрупп должно быть 20 — 25 и содержать от 60 до 125 значений;

- заносит отобранные  значения в таблицу в нижней  части КК.

Затем вычисляет и  записывает:

- в графе “Сумма”  сумму значений для каждой  группы

S=х12+…+хn,

где х1, х2, …, хn – индивидуальные значения в группе.

- в графе “ = сумма / n” среднее значение для каждой подгруппы, разделив сумму значений на объем выборки (n)

х12+…+хn

=--------------------

n

- в графе “R=мах-мin” размах для каждой подгруппы, т.е. разницу между максимальным и минимальным значениями в подгруппе

R= xмакс- хмин

Вычисляет и записывает в соответствующие поля на лицевой  стороне бланка КК:

- среднее значение  средних в подгруппах:

- средний размах.

Затем технолог на соответствующих  картах подбирает масштаб и наносит  на сетчатое поле карт центральную линию и контрольные границы. Для наглядности центральные линии и контрольные границы проводят разными цветами.

Информация о работе Контроль качества продукции и на предприятии (на примере ОАО “СЗРТ”)