Лекции по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:47, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по "Экономике организации".

Вложенные файлы: 1 файл

Vse_lektsii.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

В случае, когда в основу цены кладется цена конкурентов могут использоваться следующие методы ценообразования:

  1. Исходя из сложившихся на рынке традиций ценообразования.
  2. Следование за ценами рыночного лидера.

В первом случае цены определяются при условии, что каждый продавец данного рынка устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившиеся на рынке. Если производитель улучшил качество товара и (или) повысил уровень предоставляемых услуг, он вправе установить более высокую цену.

Во втором случае производитель  определяет свои цены исходя из цен  рыночного лидера, лидерство которого определяется такими важными показателями, как наибольшая рыночная доля, качество продукта, его престижность и т.п. Так как рыночные позиции других участников рынка слабее позиций рыночного лидера, то цены, ими устанавливаемые, обычно ниже цен лидера. В результате производители, даже специально не договариваясь, продают товары в определенном, как бы согласованном диапазоне цен.

Такой подход используется в борьбе за получение выгодных контрактов. В этом случае учет издержек, мнения потребителей отходят на второй план, а побеждает тот, кто предложил более низкую цену за выполнение контрактных работ по сравнению с конкурентами.

Особого подхода требует определение цены на продукты, находящиеся на начальном этапе своего жизненного цикла, т.е. на новые продукты.

Если новый продукт является подлинной новинкой, защищенной патентом, то организация может выбирать между ценообразованием на основе «снятия сливок с рынка» и «ценообразованием с целью проникновения на рынок».

Первый подход характеризуется  тем, что на новый продукт устанавливается  высокая цена, дающая возможность  получить высокую прибыль с сегментов, готовых платить эту цену; организация осуществляет не очень объемные, но прибыльные продажи. Данный подход возможно использовать, когда:

1) высокие качество продукта  и его имидж способствуют установлению  высокой цены и достаточное  количество покупателей готово его покупать за эту цену;

2) повышенные издержки производства  небольших объемов продукта не  столь высоки;

3) отсутствует возможность легкого выхода на рынок конкурентов, реализующих данный продукт по более низким ценам.

Второй подход характеризуется  установлением на новый продукт  низкой цены, необходимой для привлечения большого числа покупателей и завоевания значительной рыночной доли. Применению второго подхода благоприятствуют следующие факторы:

1) рынок должен быть высокочувствительным  к цене, и низкая цена способствует  его расширению;

2) с ростом объемов сбыта производственные  издержки и издержки в распределительной системе сокращаются; низкая цена непривлекательна для конкурентов.

Цены обычно изменяют с учетом различий между клиентами и условий  продажи. В этой связи используют следующие стратегии корректировки  цен: ценовые скидки, дискриминационное ценообразование, ценообразование по психологическому принципу, стимулирующее ценообразование, ценообразование по географическому принципу.

Ценовая скидка предоставляется производителем оптовым и розничным торговцам, другим клиентам в течение определенного периода времени.

Используют следующие виды ценовых  скидок: скидки за оплату наличными  — снижение цены покупателям, оперативно оплачивающим счета; скидка за количество закупаемого товара — снижение цены покупателям, закупающим товар в больших количествах; сезонные скидки — скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки; снижение прейскурантной цены на новый товар при условии сдачи старого.

Стимулирующее ценообразование —  временное назначение цены ниже прейскурантной цены, иногда — ниже себестоимости, с целью активизации продажи на коротком интервале времени. Осуществляется для привлечения покупателей, которые наряду с дешевыми товарами могут купить товары, имеющие обычные наценки, а также для снижения товарных запасов.

Дискриминационное ценообразование  — продажа товара или услуги по двум или более разным ценам вне зависимости от издержек. Установление дискриминационных цен осуществляется в разных формах. Например, продажа одного и того же товара в обычном магазине и в магазине “люкс”.

Ценообразование по психологическому принципу основано на том, что при определении цены учитываются не только экономические, но и психологические факторы. Например, исследования показали, что потребители воспринимают более дорогие товары как более высококачественные, особенно когда они не в состоянии проверить качество товара. Существуют так называемые справочные цены, которые покупатель держит в уме и использует их при поиске какого-то товара (квалифицированный покупатель хорошо знает, какая цена на определенный товар относится к категории высокой или низкой). Производители и продавцы могут активно воздействовать на формирование справочных цен.

Психологи неоднократно замечали, что  существует некий “пороговый” эффект “круглых” цен. Поэтому скорее назначат цену в 24,95 рублей, чем ровно в 25 рублей.

Ценообразование по географическому  принципу предполагает установление разных цен для потребителей в разных частях страны. Доставка товаров в  отдаленные районы предполагает более высокие транспортные издержки, чем в близлежащие к производителю районы, и, соответственно, более высокие цены. Однако перекладывать на покупателей отдаленных районов повышенные транспортные издержки не всегда целесообразно, так как это может привести к потере клиентуры, особенно когда ближе расположены другие производители-конкуренты. Поэтому часть издержек транспортировки товаров в отдаленные районы может компенсироваться относительным повышением цен в близ расположенных районах и пропорциональным снижением в отдаленных.

 

Тема 4.3. Финансы предприятия

  1. Прибыль предприятия.
  2. Анализ безубыточности производства и определение показателей рентабельности.

 

1*. Основными показателями деятельности  предприятия являются прибыль  и выручка.

Выручка — денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию. Однако сумма выручки значительно отличается от стоимости отгруженной продукции. Влияние на эти отклонения оказывают:

  • остатки готовой продукции на складе;
  • остатки товаров, отгруженных, но неоплаченных;
  • товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателя.

Прибыль — форма денежных накоплений, экономическая категория, характеризующая финансовый результат хозяйственной деятельности.

Прибыль как важнейшая категория  рыночных отношений выполняет определенные функции.

Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним  из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками. Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

Балансовая прибыль складывается из 3 элементов:

1. Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг определяется по формуле:

где - выручка от реализации продукции без НДС, акцизов; С — полная себестоимость продукции.

2. Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Прибыль (убыток) от прочей реализации определяется по формуле:

где: Вр.им. — выручка от реализации имущества (без НДС); ОС — остаточная стоимость имущества.

3. Внереализационные доходы и убытки (ВДУ).

К внереализационным доходам относят:

  • доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
  • дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • присужденные или признанные должникам штрафы, пени, неустойки;
  • положительные курсовые разницы по валютным счетам и т. д.

К внереализационным убыткам относят:

  • судебные издержки;
  • присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки;
  • некомпенсируемые потери от стихийных бедствий
  • убытки от хищений;
  • отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и т. д.

Таким образом, балансовая прибыль определяется по формуле:

Рис. 1. Формирование и распределение прибыли предприятия

 

При рассмотрении прибыли как конечного  финансового результата хозяйственной  деятельности следует иметь в  виду, что не вся получаемая прибыль является налогооблагаемой.

К примеру, облагаемая прибыль может  уменьшиться на сумму рентных платежей (вносимых в установленном порядке из прибыли); сумму дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию и т.п.

Оставшаяся после уплаты налога на прибыль часть валовой прибыли  представляет собой чистую прибыль, которая полностью поступает в распоряжение предприятия. Она направляется на оплату труда и материальное поощрение, на прирост оборотных средств, капитальных вложений, социальное развитие путем образования соответствующих фондов: развития науки и техники, социального развития, материального поощрения.

 

2*. Для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки. При этом владельцу важно знать при каких объемах производства продукции он будет получать прибыль, а при каких убытки. Для этой цели рассчитывают безубыточные объемы производства.

 Рисунок 2 – График безубыточности.

При построении графика безубыточности используют деление затрат на постоянные и переменные. Существует следующий  порядок построения графика:

1. По горизонтальной оси откладывается объем производства в единицах изделий, а по вертикальной - затраты на производство и доход.

2. Затраты откладываются с делением  на постоянные (ПОИ) и переменные. При этом сумма переменных  издержек при определенном объеме  производства определяется произведением самого объема производства на переменные издержки на единицу продукции (ПИ). Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки предприятия (ВИ).

3. Строится линия выручки от  реализации продукции (ВР), которая определяется произведением объема производства на цену продукции. Точка пересечения линий выручки от реализации (ВР) и валовых издержек (ВИ) представляет собой точку критического объема производства (К).

Безубыточный объем производства (К) рассчитывается следующим образом:

ПОИ+ПИ* К =Ц*К

где: ПОИ - постоянные издержки;

ПИ - переменные издержки на единицу продукции;

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"