Лекции по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:47, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по "Экономике организации".

Вложенные файлы: 1 файл

Vse_lektsii.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

Ц – цена единицы продукции.

Отсюда:

Если объемы реализации продукции  превышают пороговый уровень, то предприятие будет получать прибыль. В обратном случае – убыток.

Рентабельность продукции (норма прибыли) - отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции, т.е. относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат:

где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

Рентабельность производства показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных  и нормируемых оборотных средств, т.е. величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов:

где П - сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср - средние за год остатки оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли. 

 

Тема 5.1. Понятие и принципы инвестиционной и инновационной деятельности.

  1. Понятие инновационной деятельности.
  2. Инвестиционная деятельность предприятия.

1*. Понятие «нововведение»  является русским вариантом английского  слова «innovation» (в буквальном переводе означает «введение новаций»). В связи с этим понятие «нововведение» и «инновация» идентичны по своему содержанию.

Слово «innovation» в буквальном переводе означает «введение новаций». Под новацией (новшеством) следует понимать открытие, новый метод, изобретение. 

Существует множество определений понятия «инновация» («новшество»):

а) превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;

б) процесс, в котором  изобретение или идея приобретают  экономическое содержание.

Применительно к технологическим  инновациям действуют понятия, установленные  Руководством Осло и нашедшие отражение  в Международных стандартах в  статистике науки, техники и инноваций. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Типичными примерами инноваций  являются: использование новой техники, новых технологических процессов, внедрение продукции с новыми свойствами, использование нового сырья.

Создатели инновации руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Для инновации в равной мере важны все три ее свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Инновационный процесс  – это процесс преобразования научного знания в инновацию, которую можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Этот процесс не прерывается после внедрения, так как по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребителю свойства. Таким образом, инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг.

Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций.

В общем виде ИП можно представить  в развернутом виде так:

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,

где: ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.

Характерно, что количество новых  сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить теоретические исследования, которое не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач, и прикладные исследования.

Только некоторые фундаментальные  исследования воплощаются в ПИ - Р - ПР и т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике.

Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

Прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта; технологических процессов; созданием опытных образцов; проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта.

В результате разработок создаются  конструкции новых машин и  оборудования, что плавно переходит  в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою инновационную деятельность. [2]

Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс  преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.   

В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

  • инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
  • пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
  • маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  • приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
  • приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
  • производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

 

2*. Под инвестированием обычно понимают эффективное вложение капитала с целью его приумножения. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства.

Источниками инвестиций могут  являться накопления физических и юридических  лиц, средства государственного бюджета, амортизационные и резервные фонды предприятий, нераспределенная прибыль и т.д.

Виды инвестиций принято  подразделять на денежные средства, целевые  банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество; имущественные права, связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности.

В отношении объектов вложения инвестиции подразделяются на реальные инвестиции, или вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, ”ноу-хау”, научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.), а также финансовые инвестиции, или вложения средств в различные финансовые инструменты - ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.

По характеру участия  в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на:

- прямые, предполагающие  непосредственное участие инвестора  в выборе объекта инвестирования (инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции);

- косвенные, осуществляемые  через различного рода финансовых  посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.

Процесс инвестирования принято  реализовывать с помощью разработки и последующего выполнения инвестиционного проекта.

Проект носит название “инвестиционного проекта” если он связан с привлечением инвестиций. Обычно любой новый проект предприятия  в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем понимании проект - это специальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель.

Проекты принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования.

Общий инвестиционный анализ проекта осуществляется в виде цикла, который имеет следующие этапы:

  1. Формулировка проекта. На данном этапе анализируется текущее состояние предприятия и определяются наиболее приоритетные направления его дальнейшего развития. Результат анализа оформляется в виде некоторой бизнес идеи, которая направлена на решение наиболее важных для предприятия задач.
  2. Разработка (подготовка) проекта. На этом этапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во всех его измерениях - коммерческом, техническом, финансовом, экономическом, и т.д. Вопросом чрезвычайной важности на этапе разработки проекта является поиск и сбор исходной информации для решения отдельных задач проекта. От степени достоверности исходной информации и умения правильно интерпретировать данные зависит успех реализации всего проекта.
  3. Экспертиза проекта. Перед началом осуществления проекта его квалифицированная экспертиза является весьма желательным этапом жизненного цикла проекта. Если финансирование проекта проводится с помощью существенной доли стратегического инвестора (кредитного или прямого), инвестор сам проведет эту экспертизу, например с помощью какой-либо авторитетной консалтинговой фирмы, предпочитая потратить некоторую сумму на этом этапе, нежели потерять большую часть своих денег в процессе выполнения проекта. Если предприятие планирует осуществление инвестиционного проекта преимущественно за счет собственных средств, то экспертиза проекта также весьма желательна для проверки правильности основных положений проекта.
  4. Осуществление проекта. Стадия осуществления охватывает реальное развитие бизнес идеи до того момента, когда проект полностью входит в эксплуатацию. Сюда входит отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со стороны надзирающих органов внутри страны и/или иностранного или отечественного инвестора. Данная стадия включает также основную часть реализации проекта, задача которой, в конечном итоге, состоит в проверке достаточности денежных потоков, генерируемых проектом для покрытия исходной инвестиции и обеспечения желаемой инвесторами отдачи на вложенные деньги.
  5. Оценка результатов. Оценка результатов производится как по завершению проекта в целом, так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида деятельности заключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения. Результаты подобного сравнения создают бесценный опыт разработчиков проекта, позволяя использовать его при разработке и осуществлении других проектов.

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"