Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:47, курс лекций
Работа содержит лекции по "Экономике организации".
Ц – цена единицы продукции.
Отсюда:
Если объемы реализации продукции превышают пороговый уровень, то предприятие будет получать прибыль. В обратном случае – убыток.
Рентабельность продукции (норма прибыли) - отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции, т.е. относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат:
где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.
Рентабельность производства показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств, т.е. величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов:
где П - сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср - средние за год остатки оборотных средств.
Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.
Тема 5.1. Понятие и принципы инвестиционной и инновационной деятельности.
1*. Понятие «нововведение»
является русским вариантом
Слово «innovation» в буквальном переводе означает «введение новаций». Под новацией (новшеством) следует понимать открытие, новый метод, изобретение.
Существует множество определений понятия «инновация» («новшество»):
а) превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;
б) процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.
Применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Типичными примерами инноваций
являются: использование новой техники,
новых технологических
Создатели инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Для инновации в равной мере важны все три ее свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, которую можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Этот процесс не прерывается после внедрения, так как по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребителю свойства. Таким образом, инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так:
ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,
где: ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.
Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить теоретические исследования, которое не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач, и прикладные исследования.
Только некоторые
Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.
Прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.
Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта; технологических процессов; созданием опытных образцов; проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта.
В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования, что плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.
Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою инновационную деятельность. [2]
Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
В исследованиях инноваций
2*. Под инвестированием обычно понимают эффективное вложение капитала с целью его приумножения. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства.
Источниками инвестиций могут являться накопления физических и юридических лиц, средства государственного бюджета, амортизационные и резервные фонды предприятий, нераспределенная прибыль и т.д.
Виды инвестиций принято подразделять на денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество; имущественные права, связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности.
В отношении объектов вложения инвестиции подразделяются на реальные инвестиции, или вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, ”ноу-хау”, научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.), а также финансовые инвестиции, или вложения средств в различные финансовые инструменты - ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.
По характеру участия в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на:
- прямые, предполагающие
непосредственное участие
- косвенные, осуществляемые
через различного рода
Процесс инвестирования принято
реализовывать с помощью
Проект носит название “инвестиционного проекта” если он связан с привлечением инвестиций. Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем понимании проект - это специальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель.
Проекты принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования.
Общий инвестиционный анализ проекта осуществляется в виде цикла, который имеет следующие этапы: