Лекции по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:00, курс лекций

Краткое описание

В связи с развитием рыночных отношений в сферах деятельности субъектов хозяйствования существенно возрастают требования к экономическим знаниям молодых специалистов – будущих руководителей и работников органов государственного управления, предприятий и организаций, которые должны обладать новым типом экономического мышления и уметь принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ КУРСА 7
ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 10
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 10
ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ 10
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 17
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
Контрольные вопросы к теме №1 32
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
МЕТОДЫ УЧЕТА И ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ИЗНОС И АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ЛИЗИНГ КАК ФОРМА ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
Контрольные вопросы к теме №2 32
ТЕМА 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 32
ЛЕКЦИЯ 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ 32
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 32
Контрольные вопросы к теме №3 32
ТЕМА 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 32
Контрольные вопросы к теме №4 32
ТЕМА 5. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 32
ЛЕКЦИЯ 5. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 32
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПРИНЦИПЫ
ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ 32
ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА 32
ТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА 32
ЗНАЧЕНИЕ ТАРИФНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ 32
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА 32
Контрольные вопросы к теме №5 32
ТЕМА 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
БИЗНЕС-ПЛАН: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, СТРУКТУРА 32
Контрольные вопросы к теме №6 32
ТЕМА 7. ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 32
ЛЕКЦИЯ 7 ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 32
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ) 32
КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНЫ 32
ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
Контрольные вопросы к теме №7 32
ТЕМА 8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ДОХОДА И ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА 32
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 32
Контрольные вопросы к теме №8 32
ТЕМА 9. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 9. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ 32
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ 32
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 32
Контрольные вопросы к теме №9 32
ТЕМА 10. АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 10. АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 32
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 32
БАНКРОТСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ЕГО ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ 32
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА. САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
Контрольные вопросы к теме №10 32
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика предприятия.doc

— 1.37 Мб (Скачать файл)

 

ТЕМА 10. АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Лекция 10. Адаптация предприятий  к рыночным условиям хозяйствования

Основные  понятия:

адаптация; реструктуризация; организационная, технологическая, финансовая реструктуризация; диверсификация производства; концентрическая и конгломеративная диверсификация; банкротство; ложное и злостное банкротство; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; процедуры банкротства; санация; бизнес–план.

Реструктуризация предприятий

В условиях переходного периода  успешное функционирование и развитие предприятия зависит, прежде всего, от умения его высшего руководства быстро адаптироваться к внешней среде.

Адаптация – это процесс приспособления предприятий к изменяющимся экономическим условиям хозяйствования. Основные направления адаптации предприятия к рыночным преобразованиям заключаются в следующем:

  • Реструктуризация предприятия;
  • Диверсификация производства;
  • Внедрение инноваций;
  • Реинжиниринг бизнеса;
  • Создание эффективной системы мотивации труда;
  • Санация.

Реструктуризация  предприятий – это комплекс радикальных изменений в производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности предприятия с целью повышения эффективности его функционирования и конкурентоспособности.

 

Различают следующие виды реструктуризации:

  • Организационная реструктуризация, предусматривающая изменение производственной структуры с выделением структурных подразделений в самостоятельные юридические лица или в рамках существующих организационно – правовых формах;
  • Технологическая реструктуризация, связанная с внедрением новых технологий, современного оборудования, диверсификацией производства, повышением качества продукции, снятие с производства нерентабельной продукции, совершенствование организации труда;
  • Имущественная реструктуризация, предусматривающая продажу, сдачу в аренду неиспользуемого имущества. Это связано со значительным снижением объема производства и высвобождением производственных мощностей, что влечет за собой сокращение численности персонала и изменение структуры управления. Имущественная реструктуризация может предусматривать также передачу или продажу объектов социальной сферы местным органам управления;
  • Реструктуризация управления, связанная с созданием структур рыночного типа в системе управления и ликвидация ненужных структур. Например, организация службы маркетинга. Изменения в системе производства, рыночные условия хозяйствования, в которых предприятия начинают работать, повышают роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции. Не овладев самыми передовыми методами маркетинга своей продукции, предприятия обречены на неудачи в конкурентной борьбе;
  • Реструктуризация персонала предполагает изменение численности, структуры и квалификации промышленно - производственного персонала. Технологические изменения, появление новых производственных процессов, изменения во внешней среде предъявляют новые требования к знаниям рабочих и управленческим навыкам руководящих работников и специалистов, их переквалификации;
  • Финансовая реструктуризация связана с оптимизацией структуры капитала. Она направлена на ликвидацию прежней задолженности путем обмена долгов на акции предприятия должника, привлечение инвестиций, получение новых кредитов.

Одним из направлений привлечение  дополнительных финансовых ресурсов является преобразование государственных предприятий в акционерные общества. В этом случае не только изменяется структура капитала, но и появляется возможность технологической реструктуризации, т.е. обновления производственного потенциала.

Все виды реструктуризации взаимосвязаны  между собой, так как проведение реструктуризации одного вида, может  повлечь за собой преобразования в других сферах деятельности. Например, создание службы маркетинга предполагает изменение организационной структуры, привлечение новых работников или переподготовку специалистов предприятия, выход на новые рынки сбыта, повышение качества продукции и т.д.

Основные условия реструктуризации государственных предприятий, находящихся в республиканской собственности, утвержденные Министерством экономики, Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации, Министерством финансов предусматривают реструктуризацию предприятий, имеющих на протяжении срока, превышающего один финансовый год, неудовлетворительную структуру баланса. В первоочередном порядке реструктуризации подлежат предприятия, оказывающие значительное влияние на социальную, экономическую и экологическую сферы. Это предприятия, выпускающие товары народного потребления и лекарственные препараты; предприятия, обеспечивающие поддержание обороноспособности и безопасности государства; предприятия, деятельность которых способствует привлечению инвестиций в экономику республики и др.

 

Диверсификация производства

Диверсификация экономической  деятельности – это расширение активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами продукции. Диверсификация - в широком смысле - стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства. Данная форма организации является важнейшей составной частью современной рыночной экономики, оказывающая существенное воздействие на систему разделения труда, конкуренцию, эффективность производства.

Границы диверсификации весьма подвижны. Чем больше направлений деятельности у предприятий, тем выше уровень диверсификации.

Диверсификация означает как корректировку  основной деятельности фирмы, так и существенную переориентацию ее стратегии. Первое направление называется узкоспекторной диверсификацией, второе – широкоспекторной диверсификацией, т.е. не связанной с основным производством.

Уровень диверсификации измеряется двумя  показателями: идентификацией числа отраслей или номенклатуры товаров и услуг, охватываемых деятельностью фирмы, а также соотношением основного и диверсифицированного производства.

Диверсификация стимулируется  стремлением фирм в условиях конкуренции упрочить свое положение на рынке, своевременно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

К наиболее общим формам диверсификации, получившим широкое развитие в промышленности, относятся концентрическая и конгломеративная (создание общих компаний). Концетрическая диверсификация обычно осуществляется либо за счет создания технологий и производства для изготовления продукции, относящейся к профилю других отраслей, на основе внутрифирменных научных исследований и разработок или за счет приобретения технологий и производства других отраслей, необходимых для обеспечения полного цикла изготовления продукции. Конгломеративная диверсификация - путем приобретения рентабельных предприятий и фирм в различных отраслях. Несмотря на то, что эти формы дополняют друг друга, реальное увеличение продукции связано лишь с концентрической диверсификацией, покупка же существующих предприятий представляет собой только перераспределение имеющихся капиталов.

Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала, кроме того, в условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране диверсификация способствует переливу капитала и преодолению монопольной структуры производства, формированию необходимой для рынка конкурентной среды.

Причинами, побуждающими предприятия  выпускать новые продукты и выходить с ними на новые рынки, могут быть:

  • стремление обеспечить себе устойчивое финансовое положение за счет выпуска более рентабельной продукции;
  • стремление проникнуть в отрасли с высокой нормой прибыли;
  • уменьшение риска не получения прибыли.

В настоящее время большинство  зарубежных концернов (JВМ, Сосасоlа  и др.) широко диверсифицированные предприятия.

Основная опасность для стратегии  диверсификации заключается в распылении сил, поэтому ее могут проводить крупные организации, обладающие большим потенциалом.

Банкротство: понятие, причины и  факторы его обуславливающие

Банкротство – это неплатежеспособность должника, имеющая или приобретаемая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником.

В экономически развитых странах банкротство  рассматривается как нормальное явление хозяйственной жизни. Оно призвано выполнять важнейшую роль в системе функционирования экономики как на макро-, так и на микро-уровнях. На макро уровне банкротство помогает ликвидировать малоэффективные и убыточные предприятия и оздоровить экономику в целом, повысить ее конкурентоспособность.

На микро-уровне угроза банкротства (потеря вложенных средств, деловой  репутации и т.д.) заставляет искать и применять на предприятии современные  эффективные методы организации  производства и труда, планирования, финансового менеджмента.

Как показывает зарубежная практика, ни одно из государств, переживших кризис в экономике (Япония, Швеция, Китай, Германия и др.), не обошлось без решения проблемы убыточных предприятий. Каждый год в условиях рыночной экономики оказываются несостоятельными в среднем от 2 до 6% всевозможных предприятий.

Банкротство является результатом  развития кризисного финансового состояния предприятия, когда оно проходит путь от эпизодической до устойчивой неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе, по взаимоотношениям с бюджетом.

Причины кризисных ситуаций скрыты в самом рыночном хозяйстве, вызваны постоянным изменением рыночной ориентации потребителя.

Успехи и неудачи предприятия  следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов – внешних, нa которые оно не может оказывать влияние, и внутренние, которые, как правило, зависят от организации работы самого предприятия. Способность предприятия приспособиться к изменению внешних (социальных) и внутренних (технологических) факторов является гарантией не только ее выживания, но и процветания.

К внешним факторам, оказывающим  сильное влияние на деятельность предприятия, относятся:

  • размер и структура потребностей населения;
  • уровень доходов и накоплений населения, а значит, и его покупательная способность (сюда же могут быть отнесены уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность);
  • политическая стабильность и направленность внутренней политики;
  • развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;
  • уровень культуры, т.е. привычки и нормы потребления, предпочтения одних товаров и отрицательное отношение к другим;
  • международная конкуренция, при которой зарубежные фирмы в одних случаях выигрывают за счет дешевого труда, а в других - за счет более совершенных технологий.

На финансовом положении большинства  предприятий негативно сказывается и последствия общеэкономического спада, инфляции, зачастую выражающиеся в слиянии фирм и неожиданном возникновении новых конкурентов, а также неожиданные перемены в сфере государственного регулирования, резкое уменьшение государственного заказа, что весьма характерно для нашей страны в последнее время.

Конечно, бороться с кризисом, имеющим национальные масштабы, отдельному малому или среднему предприятию не по силам, но проведение им гибкой политики способно значительно смягчить негативные последствия общего спада в экономике.

Внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его работы, в общем виде можно сгруппировать следующим образом:

  • философия фирмы;
  • принципы ее деятельности;
  • ресурсы и их использование;
  • качество и уровень использования маркетинга;

Мониторинг обанкротившихся фирм США показывает, что с точки зрения самих банкротов причинами банкротства в основном являются внешние факторы, такие, как общий спад деловой активности, недостаточность капитала, конкуренция, неплатежи. Кредиторы, напротив, основными причинами банкротства считают внутренние факторы предприятия и, прежде всего, неэффективность управления.

В классической рыночной экономике, как  отмечают западные специалисты, внешние факторы обуславливают 1/3, а внутренние 2/3 всех банкротств.

Бывают случаи ложного и злостного  банкротства. Ложное банкротство - это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным (банкротом). Злостное банкротство - умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное и злостное банкротство - это разновидность мошенничества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами государства.

Признаки банкротства

Финансовое положение предприятия  зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции положительно влияют на финансовое состояние предприятия. Сбои в производственном процессе, ухудшение качества продукции, затруднения ее реализацией ведут к уменьшению средств на счетах предприятия, в результате чего ухудшается его платежеспособность. Имеется и обратная связь, так как отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами, а, следовательно, в производственном процессе.

Нередки случаи, когда и хорошо работающие предприятия испытывают финансовые затруднения, связанные с недостаточно рациональным размещением и использованием имеющихся финансовых ресурсов. Поэтому финансовая деятельность должна быть направлена на обеспечение систематического поступления и эффективное использование финансовых ресурсов, соблюдение расчетной и кредитной дисциплины, достижение рационального соотношения собственных и заемных средств, финансовой устойчивости с целью эффективного функционирования предприятий.

Информация о работе Лекции по "Экономике предприятия"