Малое предпринимательство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из поставленной цели в работе решается ряд задач:
 Рассмотрение сущности малого бизнеса, его основных особенностей и значения для российской экономики.
 Изучение бизнес-планирования на малых предприятиях.
 Разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-финансовой деятельности малого предприятия.

Содержание

Введение
1. Роль и значение малого бизнеса в экономике Российской Федерации
1.1 Сущность и особенности малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.3 Развитие малого бизнеса в Российской Федерации
1.4 Государственная поддержка малого бизнеса
1.5 Бизнес-планирование - основа организации малого бизнес

2. Расчетная часть
2.1 Оценка движения основных фондов и характера их изменений
2.2 Определение оптимальной величины запаса материальных ресурсов и показателей оборачиваемости оборотных средств
2.3 Определение безубыточного объема продаж, зоны безопасности, запаса финансовой прочности с построением графика безубыточности.
2.4 Расчет показателей прибыли и рентабельности

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по эп малый бизнес.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Роль и значение  малого бизнеса в экономике  Российской Федерации

1.1 Сущность и  особенности малого бизнеса

1.2 Роль малого  бизнеса в экономике

1.3 Развитие малого  бизнеса в Российской Федерации

1.4 Государственная  поддержка малого бизнеса

1.5 Бизнес-планирование - основа организации малого бизнес 

2. Расчетная часть

2.1 Оценка движения  основных фондов и характера  их изменений

2.2 Определение оптимальной величины запаса материальных ресурсов и показателей оборачиваемости оборотных средств

2.3 Определение безубыточного объема продаж, зоны безопасности, запаса финансовой прочности с построением графика безубыточности.

2.4 Расчет показателей прибыли и рентабельности 

Литература

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством. Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с середины 70-х годов - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах -- это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. Об эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия. Наконец, развитие малого бизнеса необходимо только потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства. Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одной из которых является и малый бизнес. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема данной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать. 

  Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России. Целью данной работы является изучение деятельности малого предприятия. 

Исходя из поставленной цели в работе решается ряд задач:

    • Рассмотрение сущности малого бизнеса, его основных особенностей и значения для российской экономики.
    • Изучение бизнес-планирования на малых предприятиях.
    • Разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-финансовой деятельности малого предприятия.

Предметом исследования в данной работе является малый бизнес.

1. Роль и значение  малого бизнеса в экономике  Российской Федерации

1.1 Сущность и  особенности малого бизнеса 

  Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера [5, c. 27]. 

  Как следует из самого определения, "малое предпринимательство" - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия [16, c. 5]. 

  Малое предприятие - это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности. Критерии определения малого предприятия: объём производственно-хозяйственного оборота по профилю и виду деятельности, размеры производственных мощностей, численность работающего персонала и др. [20, c. 17]. 

  Под субъектами малого предпринимательства понимаются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [5, c. 28]. 

  Малое предприятие имеет устав, определяющий вид, предмет и цели деятельности, его наименование, местонахождение; органы управления и контроля, их компетенции; порядок образования имущества, распределения прибыли (дохода); условия реорганизации и прекращения деятельности. Государство оказывает поддержку малым предприятиям путём создания фондов поддержки и прямого субсидирования малого предпринимательства. 

  В соответствии с федеральным законом Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней: 

    • в промышленности - 100 человек;
 
    • в строительстве - 100 человек;
 
    • на транспорте - 100 человек;
 
    • в сельском хозяйстве - 60 человек;
 
    • в научно-технической  сфере - 60 человек;
 
    • в оптовой  торговле - 50 человек;
 
    • в розничной  торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
 
    • в остальных  отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.
 

  Итак, российским законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого предпринимательства, - это численность работающих. 

  Поэтому правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку. 

  Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. Выполняемые виды деятельности, кроме того, учитываются для применения отдельных льгот по хозяйственным вопросам, учету и отчетности субъектов малого предпринимательства. 

  Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица [22, c. 211]. 

 При этом в разных странах критерии принадлежности предприятия к малому бизнесу несколько отличаются друг от друга. 

 На развитие малого бизнеса наибольшее влияние оказывают следующие факторы [32, c. 20]: 

    • в развитии средств связи произошел скачок;
    • расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях;
    • уменьшение стоимости и упрощение использования информационных систем;
    • повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
    • содействие малыми фирмами решению вопроса о безработице;
    • сокращение рабочей смены;
    • большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, связанных со снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы.
 

  Но малые предприятия, конечно же, как появляются, так и распадаются по многим причинам. Например, в германии в 1990 году более 14500 малых предприятий потерпели неудачу, причем 40% их них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротств предприятий малого бизнеса всегда выше, так как, идя на риск, предприниматель решает достаточно сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Начинающему предпринимателю в самом начале нужно проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю уже существующей фирмы. Начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. В связи с этим начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. 

  Но все же, несмотря ни на это, количество создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. 

  Но часто малое предприятие не становится полностью банкротом, что достаточно важно, а лишь выкупается более крупной фирмой.

В связи с  этим можно выделить три модели развития малого бизнеса [10, c. 72]: 

    • медленное расширение деловой активности;
    • быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании;
    • сохранение масштабов деятельности на достигнутом уровне.
 

  Таким образом, несмотря на большое количество трудностей и препятствий, малый бизнес активно развивается в большинстве развитых стран мира и имеет большое значение в их экономике. 

1.2 Роль малого  бизнеса в экономике 

  Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса. 

  По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпри-нимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия и др.  

  Целью создания малого предприятия является решение региональных проблем при переходе к рыночным отношениям посредством создания производственной и социальной инфраструктуры, увеличения производства товаров народного потребления, повышения эффективности использования местных ресурсов природных и трудовых, ускорения разработок новых видов техники и технологии, решение экологических проблем. 

  Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991-1995 годов в законодательных и нормативных актах указывалось, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест. 

Информация о работе Малое предпринимательство в РФ