Малое предпринимательство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из поставленной цели в работе решается ряд задач:
 Рассмотрение сущности малого бизнеса, его основных особенностей и значения для российской экономики.
 Изучение бизнес-планирования на малых предприятиях.
 Разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-финансовой деятельности малого предприятия.

Содержание

Введение
1. Роль и значение малого бизнеса в экономике Российской Федерации
1.1 Сущность и особенности малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.3 Развитие малого бизнеса в Российской Федерации
1.4 Государственная поддержка малого бизнеса
1.5 Бизнес-планирование - основа организации малого бизнес

2. Расчетная часть
2.1 Оценка движения основных фондов и характера их изменений
2.2 Определение оптимальной величины запаса материальных ресурсов и показателей оборачиваемости оборотных средств
2.3 Определение безубыточного объема продаж, зоны безопасности, запаса финансовой прочности с построением графика безубыточности.
2.4 Расчет показателей прибыли и рентабельности

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по эп малый бизнес.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)
 

  Не случайно 2-я Всероссийская конференция малых предприятий, проводившаяся в марте 2001 года в городе Москве, получила название "Цивилизованному предпринимательству - разумное регулирование". Конференция ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства. 

  Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику. 

  В начале 2003 года Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ провело инвентаризацию контрольных функций государственных органов и выяснило, сколько людей имеют прямое отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного контроля в России нет. 43 федеральных министерства и ведомства имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из них трудятся 1065 тысяч человек. Более 423 из них наделены правом непосредственного государственного контроля, остальные их обслуживают. Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, сковывая, а нередко и прекращая их деятельность. 

  Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% валового национального продукта. В то же время наблюдается постепенное снижение доли теневой экономики в России в последние годы. 

  По степени важности некоторые авторы располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке: 

1) высокий уровень  налогообложения; 

2) недоступность  кредитных ресурсов; 

3) административные  барьеры. 

  Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей "от получки до получки", не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Ясно, что и предельно напряженный государственный бюджет источником данных средств стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной инфляции. 

  Положение едва ли может серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать [29, c. 196]. 

  Поэтому следует создавать механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл их в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства. 

  Следующая проблема - законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Трудность в том, что, во-первых, нет единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. 

  В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не всеохватывающим планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. 

  Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствуют отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.  

  Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема - кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике. 

Несмотря на серьезность проблем, связанных  с малым бизнесом, отечественный  малый бизнес имеет перспективы  дальнейшего развития. 

  Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию. 

  Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. 

  Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального бюджета, региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. 

  Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое применение лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности должны содействовать крупные предприятия. 

  Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме [32, c. 115]. 

  Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В сфере малого бизнеса работают около 8 миллионов человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходит все больше молодых, энергичных людей. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. 

  В последние годы уменьшилось число заявлений на выдачу новых лицензий, что несомненно упростило жизнь мелкого предпринимательства. Вместе с тем 80% всех выданных лицензий обходятся предпринимателям дороже, чем плата, установленная законом, а 77% всех лицензий и решений, находящихся у руководителя фирм, выданы на срок, меньше предписанных законом пяти лет. 

  В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" местные власти не имеют права вводить какие бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных в Законе о лицензировании. 

  Таким образом, несмотря на достаточно большое количество проблем и препятствий, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. 
 
 

1.4 Государственная  поддержка малого бизнеса 

Федеральным законодательством  предусмотрены разнообразные формы поддержки малого предпринимательства [6, c. 78]: 

  • формирование  инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
 
  • создание  льготных условий использования  субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
 
  • установление  упрощенной системы порядка регистрации  субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;
 
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными  государствами;
 
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
 

  Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

 

  В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства: 

    • оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства;
 
    • совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;
 
    • развитие  системы финансово-кредитной поддержки  малого предпринимательства;
 
    • совершенствование информационной поддержки;
 
    • укрепление  и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;
 
    • активная  антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению  к малым предприятиям;
 
    • совершенствование деятельности органов государственной  поддержки малого предпринимательства.
 

  В Концепции указывается, что центр тяжести государственной поддержки малого предпринимательства следует перенести на региональный уровень, используя опыт государственной поддержки малого предпринимательства в отдельных субъектах РФ [28, c. 256]. 

  Наиболее активная помощь малым предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого предпринимательства и повышению роли малых предприятий в экономике города Москвы. Так, на начало 2004 года численность малых предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 21,4% общей численности малых предприятий страны. На них было занято более 1,7 миллионов человек. Они обеспечивали около 40% налоговых платежей в бюджет. 

  Правительство Москвы планомерно и постоянно осуществляет поддержку малых предприятий. При этом большое внимание уделяется материально-ресурсной поддержке малого предпринимательства. 

  Правительством Москвы утверждено Положение о порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве, Типовое положение о финансировании программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в административном округе города Москвы, в котором предусмотрен порядок формирования финансовых ресурсов фондов поддержки малого предпринимательства на уровне административных округов и муниципальных фондов, установлен порядок принятия решений о финансировании проектов субъектов малого предпринимательства, перечень документов, направляемых субъектами малого предпринимательства в фонд на получение финансовой поддержки. 

  Практический субъект для других субъектов РФ представляет утвержденное постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2002 г. № 1063-ПП Положение о финансировании проектов развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве, в соответствии с которым предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в формах субвенций юридическим лицам; субсидий физическим и юридическим лицам; бюджетных кредитов юридическим лицам; оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам; инвестиций в уставный капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц; средств на погашение и обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий; ассигнований на содержание бюджетных учреждений. 

Информация о работе Малое предпринимательство в РФ