Малое предпринимательство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из поставленной цели в работе решается ряд задач:
 Рассмотрение сущности малого бизнеса, его основных особенностей и значения для российской экономики.
 Изучение бизнес-планирования на малых предприятиях.
 Разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-финансовой деятельности малого предприятия.

Содержание

Введение
1. Роль и значение малого бизнеса в экономике Российской Федерации
1.1 Сущность и особенности малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.3 Развитие малого бизнеса в Российской Федерации
1.4 Государственная поддержка малого бизнеса
1.5 Бизнес-планирование - основа организации малого бизнес

2. Расчетная часть
2.1 Оценка движения основных фондов и характера их изменений
2.2 Определение оптимальной величины запаса материальных ресурсов и показателей оборачиваемости оборотных средств
2.3 Определение безубыточного объема продаж, зоны безопасности, запаса финансовой прочности с построением графика безубыточности.
2.4 Расчет показателей прибыли и рентабельности

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по эп малый бизнес.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

  Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы -- крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса [11, c. 90]. 

  Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. 

  Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества. Можно перечислить следующие из них [28, c. 205]: 

    • более быстрая  адаптация к местным условиям хозяйствования;
    • большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
    • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
    • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
    • большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
    • более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;
 
    • относительно  более высокая оборачиваемость  собственного капитала и др.
 

Так, в одном  из докладов Международного бюро труда  отмечается, что малые предприятия  располагают значительными конкурентными  преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материалы и трудовые ресурсы. 

  Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию наемным работникам. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг. 

  В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых [28, c. 205 - 206]: 

    • более высок  уровень риска, поэтому высокая  степень неустойчивости положения  на рынке;
    • зависимость от крупных компаний;
    • недостатки в управлении делом;
    • слабая компетентность руководителей;
    • повышенная чувствительность в повышении к изменениям условий хозяйствования;
    • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
    • неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.
 

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта  управления или профессиональной некомпетентностью  собственников малых предприятий. 

  И все-таки малый бизнес или малое предпринимательство из-за своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень страны. Сектор малого предпринимательства способствует быстрому созданию новых рабочих мест, а, следовательно, решению проблемы занятости населения. В отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, малые предприятия функционируют на небольших рыночных сегментах, благодаря чему национальное хозяйство становится способным к быстрым структурным изменениям. Небольшие размеры малых предприятий дают возможность обеспечить технологическую, производственную и управленческую гибкость, а это позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, внедрять научно-технические достижения, осуществлять эффективную инновационную деятельность. 

  Говоря о роли малого бизнеса, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем [27, c. 304]: 

    • формирование  конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
    • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
 
    • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
    • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
    • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
    • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
    • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
    • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
    • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
    • активизация научно-технического прогресса;
    • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
    • содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
    • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
 

  Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

  Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. 

1.3 Развитие малого  бизнеса в Российской Федерации 

В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с более поздними нормативными актами, в частности, с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 года, к числу малых стали относиться предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100 человек, в других отраслях производственной сферы - 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - 25 человек, в розничной торговле - 15 человек. Наряду с этим учитывался и объём хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. 

  Этапы развития малого предпринимательства в России можно выделить, рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в их хронологической последовательности.

В начале 1990-х  годов малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 году малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 года многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений. 

  В ряде случаев учредителями малых предприятий становятся местные власти (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

В настоящее  время вопрос развития сети малых  предприятий как один из важнейших  включен в программу демонополизации  хозяйства страны. Здесь предусмотрено  как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств: 

    • выделение самостоятельных производственно-хозяйственных  блоков;
    • выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
    • создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
 

  Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры оптимален. 

  При переходе к рыночной экономике у России возникло много проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы производить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок [23, c. 256]. 

  Требовалось подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признания населением новых правил игры. 

  Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий. 

  Следовало определить порядок государственного прекращения субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства. 

  Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций как во время переходного периода, так и после его завершения. 

  Большинство этих проблем в полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего развития малого предпринимательства в России остаются в основном те же, что были отмечены еще в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий: 

    • недостаточность начального капитала и собственных  оборотных средств;
    • трудности с получением банковских кредитов;
    • усиление давления криминальных структур;
    • нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
    • сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
    • ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
    • отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Информация о работе Малое предпринимательство в РФ