Межличностные отношения в медицинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Факт изменений в организации, а также степень их эффективности зависят от ряда социально-психологических явлений, характерных для организации в целом и ее сотрудников в частности, а значит, эти явления могут рассматриваться как факторы организационных изменений. К одному из важнейших факторов относятся межличностные отношения сотрудников в организации.
Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Проблемы изучения межличностных отношений трудового коллектива в социальной психологии. 4
1.1 Понятие межличностных отношений как психологической категории. 4
1.2 Межличностная совместимость и конфликты. 12
Глава 2. Особенности межличностных отношений в медицинском коллективе. 14
2.1. Причины ссор и сплетен в медицинском коллективе и их профилактика. 14
2.2. Особенности межличностных отношений в медицинском коллективе. 15
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

межличностные отношения в медицинском коллективе курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Факт изменений в организации, а также степень их эффективности зависят от ряда социально-психологических явлений, характерных для организации в целом и ее сотрудников в частности, а значит, эти явления могут рассматриваться как факторы организационных изменений. К одному из важнейших факторов относятся межличностные отношения работников в организации.

Гуманизация как глобальное общественное явление, характерное для конца ХХ - начала ХХ I века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, их социально-психологическую сторону. Человек в организации не рассматриваться только с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом.

Данная проблема изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблему межличностных отношений, можно назвать Б.Д. Парыгин «Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения »А.Н. Обозова «Три подхода к исследованию психологической совместимости» Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовсков «Социальная психология малой группы» Среди зарубежных авторов интересные работы Я.Л. Морено, «Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе» Л. Фестингера, Ф. Фидлера и др.

В пользу актуальности проблемы психологической коррекции межличностных отношений в трудовом коллективе говорит то, что данное проблемное поле остается на сегодняшний момент мало изученным современными авторами.

Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений в медицинском коллективе.

Объект исследования - характеристика трудового коллектива.

Предмет исследования - межличностные отношения сотрудников медицинского персонала.

Согласно цели были поставлены следующие задачи:

  • Провести теоретический анализ межличностных отношений в социальной психологии.
  • Проанализировать методы диагностики и коррекции межличностных отношений в организации.
  • Определить причины ссор и сплетен в медицинском коллективе и их профилактика
  • Изучить межличностные отношения в трудовом коллективе медицинского учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблемы изучения межличностных отношений трудового коллектива в социальной психологии.

1.1 Понятие межличностных отношений как психологической категории.

Проблематика межличностных отношений в малой группе - одна из наиболее разработанных в социальной психологии. Существуют определенные концепции, характеризующие этот вопрос.

А.В. Петровский предлагает концепцию межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы: эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой, и глубинные образования малой группы, которые характеризуются совместной деятельности и общими целями.1

М.М. Обозов считает, что межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия.

Расширенное понимание системы межличностных отношений мы находим у В. Б. Ольшанского, который включает в эту систему социально-перцептивные процессы и аттракции, и процессы взаимовлияния людей и ролевые отношения. В.Б. Ольшанский различает в межличностных отношениях инструментальные, функциональные отношения и экспрессивные, эмоциональные.

Я.Л. Коломинский включает в систему межличностных отношений в малой группе как личные, так и деловые, Т.Е. Конникова добавляет к этим двум компонентам еще и третий - выделяя подсистему гуманистических отношений. При этом личностные отношения понимаются здесь как состоящие в группе стихийно, а гуманистические отражают результат взаимодействия первых двух компонентов.

Таким образом, межличностные отношения - важный компонент психологии групп, характеризующий их и оказывает многогранное влияние на их деятельность и на входящих в них людей. На основе рассмотренных выше точек зрения дадим обобщенное определение понятию межличностных отношений.

Межличностные отношения людей - это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвуют.

Межличностные отношения возникают и складываются прежде всего на основе чувств, эмоционально-личностных отношений друг к другу.

Различают две группы таких ощущений:

конъюнктивные, к которым относятся чувство, сближающие людей, объединяющие их, чувствуют их люди демонстрируют готовность к сотрудничеству и совместным действиям;

дизъюнктивные чувства, которые разъединяют людей, вызывающих нежелание сотрудничать.

Поэтому межличностные отношения представляют собой систему избирательных связей, которые устанавливаются между людьми в форме чувств, суждения и обращения друг к другу.

В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д. Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается симпатией - эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных отношениях.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает невербальные средства общения и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.

Широкий диапазон явлений, охватываемых межличностными отношениями, представлен М.М. Обозова в трех основных группах:

  • восприятие и понимание людьми друг друга;
  • межличностная привлекательность;
  • взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое).

Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют симпатии - антипатии, привлекательность - непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжение - отталкивание.

Взаимное притяжение людей - субъективно переживаемая реальная или желательна взаимная зависимость субъектов. Тяготение не обязательно сопровождается состоянием удовлетворения. Привлекательность может быть однонаправленной или в двух направлениях. Межличностная привлекательность в двух направлениях. Она предполагает взаимность привлекательности и ее проявления при контактах.

Межличностная привлекательность во многом зависит от явления, которое получило название совместимость - несовместимость людей, которое сказывается на взаимоотношениях. При несовместимости возникают негативные отношения и острые конфликты. На взаимоотношениях сказывается и срабатывания людей в процессе совместной деятельности, что сопровождается повышением удовлетворенности друг другом.

Социально-психологический климат - показатель целостной удовлетворенности-неудовлетворенности всей группы от совместной жизни, деятельности, взаимоотношений, общения и взаимодействия.

Взаимоотношения динамичны, они возникают, изменяются и развиваются. В их динамике выделяются три этапа.

Первый этап - возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, во многом предопределяет и характер взаимоотношений между ними. При этом имеют значение особенности личности воспринимающего, жизненный опыт, его ценности, ожидания, установки, различные эффекты восприятий, выполняемые ролевые функции и т.д. Адекватность понимания другого человека во многом зависит от способности эмоционально (а не только рационально) воспринять других людей, проявить чувство эмпатии.

Процесс межличностного восприятия и понимания включает каузальную атрибуцию и аттитюды. Аттитюд - это устойчивые установки людей в отношении друг друга. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у людей, общающихся возникают положительные установки, при неприемлемых качества, психологической несовместимости - негативные установки.

Воспринимаемый социальный объект не пассивен - он формирует определенный образ, отражающий социальные ожидания определенных социальных групп, что обеспечивает успех взаимодействия. Внешний вид человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т.п. Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков («эффект положительного ореола»), если неблагоприятно - «эффект негативного ореола».

Как правило, процесс оценки другого человека начинается с первого впечатления, которое в своей основе представляет собой общее восприятие. Дальнейший процесс восприятия принимает специфический характер, в частности, воспринимаются детали объекта. Таким образом, первое впечатление обычно протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибок, связанных с рядом факторов. Источниками таких ошибок являются: стереотипизация, мнение других, проекция, атрибуция, вера в «первый взгляд», психическое состояние наблюдателя, защитные механизмы и т.п.

Стереотипизация - способы познания на основе переноса выявленных в практике субъекта типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию деятельности и общения. Любой социальный стереотип - это в определенной степени порождение и принадлежность группы людей. Отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к той или иной группы. Различные социальные группы взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. 2

Наиболее известные этнические, профессиональные, ролевые, половые, возрастные, статусные стереотипы.

Мнение других людей. Нередко даже самого общего и отрывочные мысли о нас интересует объекте достаточно, чтобы оно подействовало на оценку этого лица. Воспринимающий при встрече пытается подсознательно заключить поведение объекта в рамки чужого, возможно, не совсем объективной мысли.

Каузальная атрибуция - это субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств. Известно, что у каждого человека есть свои схемы причинности, т.е. привычные способы объяснения чужого поведения. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника, малообоснованные приписывая причину происшествия конкретному человеку. В случае притяжения к обстоятельной атрибуции люди склонны прежде винить обстоятельства, не ища конкретного виновника. Наконец, при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем.

Вера в "первый взгляд", как показали специальные исследования, ведет к тому, что данный человек рассматривается затем много лет через призму первого впечатления, односторонне преломляющего все его поступки. Первое впечатление не всегда верно, поскольку опирается не на проникновение в характер нового знакомого, а на подсознательные ожидания слабости воспринимает.

Внутренне отношение людей друг к другу может выступать в виде уважения или неуважения, доверия или недоверия, симпатий или антипатий, доброжелательности или, недоброжелательности, удовлетворенности или неудовлетворенности, содействия или противодействия.

Характер внутреннего отношения зависит во многом от сложившегося представления о другом человеке на этапе его первоначального восприятия и оценки. В процессе накопления опыта контактов друг с другом первая мысль может укрепляться, а может и измениться. Если представление положительное, то и внутреннее отношение будет таким. Важную роль играет степень соответствия личностных качеств партнера ценностным ориентациям человека. При их совпадении возникает положительное внутреннее отношение.

Третий этап - обращение людей друг к другу как форма проявления внутреннего отношения. Следует учитывать, что отношение как внутреннее содержание и обращение, как внешняя форма его выражения не всегда совпадают. В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и В.М. Погольша отмечают следующие варианты, возможные в данном случае:

  • отношение - положительное, обращение - вежливое, тактичное или сухое, грубоватое;
  • отношение - негативное, неприязненное, обращение - грубое, бестактное или вежливое, культурное.

Информация о работе Межличностные отношения в медицинском коллективе