Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 11:52, курсовая работа
Актуальность темы. Факт изменений в организации, а также степень их эффективности зависят от ряда социально-психологических явлений, характерных для организации в целом и ее сотрудников в частности, а значит, эти явления могут рассматриваться как факторы организационных изменений. К одному из важнейших факторов относятся межличностные отношения сотрудников в организации.
Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом.
Введение 2
Глава 1. Проблемы изучения межличностных отношений трудового коллектива в социальной психологии. 4
1.1 Понятие межличностных отношений как психологической категории. 4
1.2 Межличностная совместимость и конфликты. 12
Глава 2. Особенности межличностных отношений в медицинском коллективе. 14
2.1. Причины ссор и сплетен в медицинском коллективе и их профилактика. 14
2.2. Особенности межличностных отношений в медицинском коллективе. 15
Заключение 28
Список литературы 30
Отношение проявляется в общении вербальном и невербальном. Эффективность межличностных отношений на данном этапе во многом обусловлена особенностями общения субъектов.
Сложную систему различных взаимоотношений в малых группах можно классифицировать по различным основаниям.
По сфере их проявления - на производственные и бытовые. Производственные взаимоотношения проявляются в процессе взаимодействия сотрудников различных организаций при решении ими различных свойственных им задач: производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. Это отношения предполагают, закреплённые правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Бытовые отношения складываются за пределами трудовой деятельности.
В производственных и бытовых отношениях всегда имеет место личностный, психологический аспект - симпатии, антипатии, взаимные оценки, мнения, притязания, подражания и другие социально-психологические явления.
Производственные взаимоотношения, в свою очередь, по мнению А.Н. Занковского, можно рассматривать по трем направлениям: «по вертикали», «по горизонтали» и «по диагонали».
По вертикали - это отношения руководителей и подчиненных. Они выглядят как взаимодействие руководителей, начальников, старших с соответствующими подчиненными им лицами. По горизонтали - это взаимоотношения сотрудников между собой, различных по должностным положением, но не подчиняются друг другу. По диагонали - это взаимоотношения между руководителями одного производственного отделения с рядовыми сотрудниками другого.
К деструктивным межличностным отношениям относятся такие формы контактов, которые затрудняют или разрушают отношения и пагубно сказываются на человеке или обоих партнерах. Примерами такого рода контактов могут быть манипулятивные общения, агрессивное взаимодействие, авторитарный стиль общения. Молчание так же может иметь деструктивные окраску, особенно тогда, когда оно скрывает какую-то важную информацию или служит средством наказания партнера. Многие личностных черт характера человека, таких как хитрость, склонность к клевете, предвзятость, стереотип мышления, мстительность, цинизм, могут быть основой деструктивной взаимодействия, при таких условиях не обязательно преследует какие-то личные выгоды, а руководствуется просто мотивами самоутверждения, соперничества и т.д.
Конструктивное межличностное взаимодействие это умение эффективно выстраивать межличностное взаимодействие с коллегами, подчиненными, внешними партнерами и руководителями. Так же умение правильно задавать вопросы и получать на них ответы, уметь "активно слушать", находить выход из "тупиковых", вести разговор (переговоры) и конструктивно преодолевать конфликты.
В зависимости от выраженности личностного аспекта различают формальные и неформальные взаимоотношения. Формальные (официальные) взаимоотношения зримые, четко обозначены, легко воспринимаются, т.е. прописаны уставами, расписаниями, инструкциями. Реальные же отношения, представленные в преимуществах, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и другой - это неформальные взаимоотношения. Для понимания истинного характера взаимоотношений между сотрудниками, всей их сложности и противоречивости время следует анализировать и сопоставлять оба вида отношений. 3
К наиболее распространенным конфликтов относятся межличностные конфликты. Они охватывают почти все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или руководителями государств. Именно поэтому знание особенностей протекания таких конфликтов и способы их управления является важным элементом в профессиональной подготовке специалиста социальной сферы. Конфликты возникают как между людьми, которые незнакомы друг с другом, так и между хорошо знакомыми людьми. Среди нас наверняка не окажется лицо, которое хотя бы раз в жизни не принимала участие в такого рода конфликтах. Конфликты могут проходить в разных сферах и областях: экономической, политической, производственной, бытовой, социальной.
Таким образом,
межличностный конфликт - это столкновение
людей в процессе их взаимоотно
Межличностные
конфликты имеют свои
1. В этих
конфликтах противостояние
2. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия является проверкой характеров, темпераментов, способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
3. Межличностным конфликтам характерна высокая эмоциональность, они охватывают все стороны отношений между конфликтующими субъектами.
4. Межличностные
конфликты затрагивают
Например:
в длинном коридоре
Если бы я знала, сколько неприятных моментов мне придется пережить и сколько нервных клеток потратить, поссорившись с коллегой по работе, я бы, наверное, постаралась избежать конфликта.
Хотя, с другой стороны, почему я должна была молчать, не высказывать свою точку зрения, терпеть то, что мне не нравится? Можно ли вообще сохранить свое достоинство, не доводя спор до конфликта? Или конфликт - это нечто стихийное, то, что прогнозированию и управлению не подлежит?
Конфликт - это столкновение противоположных позиций, мнений, идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждений или действий на фоне проявления эмоций. Основа любого конфликта, в том числе того, который произошел на работе - накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Молчишь-молчишь, терпишь-терпишь, копишь в себе недовольство, а потом - бац! Достаточно малейшего повода, неосторожно сказанного слова, неудачно брошенного взгляда, вызывающей позы, и вот уже из ничего получилось неприятное нечто. Это как если чиркнуть спичкой в наполненной газом комнате - будет взрыв! Иначе говоря, схема выглядит так: конфликтная ситуация + повод = конфликт.
Подавляющее большинство конфликтов на работе происходит из-за нечеткого распределения должностных обязанностей: кто за что отвечает, на кого ложится груз дополнительных видов работ, кто заменяет отсутствующего коллегу. Часто конфликт может возникнуть из-за «глупости»: кому брать трубку, если звонит телефон, кто должен мыть заварочный чайник после обеда, кто сколько времени имеет право потратить на телефонные разговоры и Интернет «не по делу».5
В женских коллективах своя специфика. Дамы более эмоциональны и чаще переходят на личности, скатываются до «бабских склок». Как, например, некая М.Н., которая, исчерпав аргументы в деловом споре с Т.Н., стала кричать на весь офис: «Да кто ты вообще такая?! У тебя и сын алкоголик, и дочку никто замуж не берет!" Но и мужчины иногда ведут себя не намного лучше. В одном коллективе, где на десять женщин приходилось трое мужчин, двое из них постоянно «стучали» начальнику, тоже мужчине, на своих коллег. Всем известно, что женщины используют любой момент, чтобы между пробежками по инстанциям заскочить в магазин и купить что-нибудь на ужин.
Под этикой понимают науку о сути, законы возникновения, развитие и функции морали, об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Впервые термин «этика» применил Аристотель, который понимал ее как философию нравственного поведения людей. Медицинская этика вышла из недр общей этики и ее следует рассматривать как специфическое проявление общей этики. Медицинская этика - это учение о роли моральных принципов в деятельности медицинских работников, их высокогуманным отношение к человеку как необходимое условие успешного лечения больного.
Основные этические нормы, которые формировались в процессе оказания медицинской помощи больным, были обобщены и сформированы учеными-врачами разных эпох, когда специальности медсестры еще не было. Так, в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Книга жизни» - V-VI вв. До н.э.) находим достаточно четкий портрет врача: «Он должен иметь чистую, сочувственное сердце, правдивый характер, спокойный темперамент, выделяться большой умеренностью и порядочностью, постоянным стремлением делать добро». Первые научные обобщения народного опыта лечения и правил поведения врача у постели больного находим в трудах Гиппократа (V-VI вв. До н. Э) и других ученых Древней Греции и Рима. В «Клятве Гиппократа» четко сформулированы профессиональный долг врача: «Честно и добросовестно служить больному человеку, в своих действиях воздерживаться от нанесения любого вреда и несправедливости». По предложению голландского врача Николаса ван Пульпа (XVII в.), Эмблемой медиков стала горящая свеча. Внутреннее содержание этого символа выражено в девизе: «сгорают, чтобы светить».
Как и в Древней Греции, врачи Средневековья приносили клятву на верность своей профессии. Выдающийся представитель средневековой медицины арабский философ и врач Авиценна (IX-X вв.) В своем труде «Канон врачебной науки» пишет о том, что врач должен обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.
Представители медицинской науки XVIII-XIX вв. тоже внесли свой вклад в развитие этических идей, и среди них значительное место принадлежит Д. С. Самойловичу. По его словам, «врачи должны быть милосердными, сострадательными, услужливыми, должны любить ближнего, как самого себя».
М. Я. Мудров - основоположник клинической медицины в России - давал высокую этическую оценку труда женщин, которые привлекались к уходу за больными, и ласково называл их «сиделки». Он отводил им важную роль в выхаживании тяжелобольных и создании благоприятной обстановки в больницах.
Основной принцип морали медицинского работника - это гуманизм. Медицинскому работнику должны быть присущи отзывчивость, внимание к больному, стремление оправдать его доверие. Медицинский работник должен не только добросовестно выполнять свои обязанности по больного, но и бороться за физическое совершенство и психическое здоровье людей, проводить профилактическую и санитарно-просветительную работу, хранить врачебную тайну, оказывать медицинскую помощь больному независимо от национальной и расовой принадлежности , политических и религиозных убеждений и т.п..
Науку о профессиональном долге медицинских работников в отношении больных и здоровых людей называют деонтологией.
Деонтология - это учение о принципах
поведения медработников с целью обеспечения максимальной
пользы для больного. Основой деонтологии
является административно-
После окончания высших медицинских учебных заведений молодые врачи дают клятву Гиппократа. Клятва требует от врача быть всегда готовым оказать медицинскую помощь больному. В медицинских училищах выпускники дают Торжественное обещание, в определенной мере отражает содержание присяги врача.
Медицинская сестра должна осознавать свою ответственность за жизнь больного, однако это чувство не должно переходить в сентиментальность, которая воспрепятствует собранности, активности в борьбе за здоровье, а нередко и жизнь больного.
Информация о работе Межличностные отношения в медицинском коллективе