Межличностные отношения в медицинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Факт изменений в организации, а также степень их эффективности зависят от ряда социально-психологических явлений, характерных для организации в целом и ее сотрудников в частности, а значит, эти явления могут рассматриваться как факторы организационных изменений. К одному из важнейших факторов относятся межличностные отношения сотрудников в организации.
Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Проблемы изучения межличностных отношений трудового коллектива в социальной психологии. 4
1.1 Понятие межличностных отношений как психологической категории. 4
1.2 Межличностная совместимость и конфликты. 12
Глава 2. Особенности межличностных отношений в медицинском коллективе. 14
2.1. Причины ссор и сплетен в медицинском коллективе и их профилактика. 14
2.2. Особенности межличностных отношений в медицинском коллективе. 15
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

межличностные отношения в медицинском коллективе курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Одной из основных черт характера медицинской сестры должна быть честность. Ни в коем случае нельзя скрывать допущенные ошибки. М.И. Пирогов говорил по этому поводу: «Необходимо иметь мужество обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других работников».

Медицинская сестра должна добросовестно выполнять свои обязанности по раздаче лекарственных препаратов и осуществления манипуляций. Она должна быть всегда собранной, спокойной и уравновешенной, не допускать нервозности и суеты в работе. При ухудшении состояния больного нельзя допускать паники и растерянности. В таких случаях действия медсестры должны быть четкими и уверенными. Следует помнить, что невнимательность в работе, посторонние разговоры во время обслуживания больных, а также одиночество, высокомерие подрывают авторитет медицинской сестры. Квалифицированное, четкое, своевременное и тщательное выполнение назначений и процедур укрепляют веру больного в успех лечения. Существенное значение для создания благоприятной атмосферы в лечебном учреждении имеет внешний вид медицинского персонала. Аккуратная, в белоснежном халате, с убранным под шапочку волосами, медицинская сестра вызывает доверие больного. И наоборот, смят или загрязнен халат, неухоженные руки, избыток украшений и косметики, раздражающие запахи неблагоприятно влияют на больного.

        Важной  обязанностью медицинской сестры  является сохранение профессиональной тайны, если она не затрагивает интересов общества или больного. Еще Гиппократ говорил: «Окружи больного любовью и разумным утешением, а главное - оставь его в неведении того, что его ждет и особенно - что ему угрожает». Медицинские сестры не имеют права разглашать и обсуждать сведения о болезни и интимной жизни больного, которые они получили во время выполнения профессиональных обязанностей. Медицинским сестрам не надо брать на себя функции, которые отнесены к врачебной компетенции, разъяснять больным или их родственникам характер заболевания, интерпретировать результаты лабораторных, инструментальных и рентгенологических исследований. Они могут говорить только об общем состоянии больного. Внимание и деликатность со стороны медицинской сестры к больным не должны выходить за пределы разумного. Обращаться к больным нужно со строгой нежностью, не допускать кокетства и навязчивости.

Недопустимо в присутствии больных обсуждать или критиковать профессиональный уровень и назначения врачей. Это подрывает не только авторитет врача, но и веру больного в успех лечения.

Для формирования личности медика важное значение имеет уровень общего культурного развития, знакомство с литературой, искусством, умение организовать свою самовоспитания. Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания есть такие нравственные качества, как сопереживание и милосердие. Они должны стать внутренней духовной потребностью, моральным кредо человека, который их выражает повседневными поступками и действиями.

К вопросам этики относятся также и медицинские ошибки, которые следует отличать от преступных действий, караются законом. Профессиональные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем знаний, отсутствием опыта, несовершенными методами исследования, их следует рассматривать и анализировать в коллективе, чтобы не повторять больше.7

Служебные отношения палатной медицинской сестры состоят из отношений с сотрудниками, больными и родственниками. Прежде культура служебных отношений в коллективе базируется на высокой трудовой дисциплине, товарищеской взаимопомощи, вежливости и доброжелательном отношении к людям. Проявлениями добрых взаимоотношений между медсестрами является постоянная готовность помочь коллеге в трудных ситуациях, которые могут возникнуть при выполнении различных процедур.

Психологический климат в медицинском коллективе - это не просто сумма личных качеств его сотрудников. Он образуется в результате взаимоотношений между членами коллектива. Источником сложных взаимоотношений в некоторых медицинских коллективах часто является отсутствие в коллективе творческой работы по направлению усилий его членов на выполнение основной задачи - борьбы за здоровье больного. Высокая культура взаимоотношений палатных сестер - это требовательность каждой сестры к себе, умение тактично и в доброжелательной форме обратить внимание своих коллег на их недостатки в работе, а также без обид принять справедливые замечания относительно своей личности. Самоуверенность и высокомерие в работе медицинских работников недопустимы, в интересах больного надо проявлять максимум такта и самодисциплины.

Особого внимания заслуживают взаимоотношения палатной сестры с младшим медицинским персоналом. Палатная сестра по отношению к санитарки является не только товарищем по работе, но и руководителем, учителем и наставником. Свои распоряжения сестра должна делать в вежливой форме, без проявлений раздражение или высокомерия. Однако при исполнении служебных обязанностей не следует устанавливать и фамильярных отношений. Палатная сестра обязана систематически контролировать выполнение младшим персоналом ее распоряжений. В присутствии больных или их родственников не следует делать санитаркам замечания. Обращаться в санитарки, особенно старшей по возрасту, надо по имени и отчеству. В разговорах о санитарку с больными или их родственниками лучше называть ее няней. Молодые медсестры, которые недавно закончили училище, обладающие определенным объемом знаний, но не имеют опыта работы, могут многому поучиться у опытных санитарок, которые хорошо умеют выполнять различные процедуры по уходу за больными. И все же, учась у санитарок, палатная сестра должна всегда быть старше на посту, корректно требовать от младшего медперсонала выполнения их служебных обязанностей.

Основу взаимоотношений медицинской сестры и врача составляет субординация, есть система служебного подчинения младшего по должности старшему. Получив от врача распоряжение, медсестра должна тщательно их выполнять. О трудностях, которые могут возникнуть при выполнении назначений, необходимо доложить палатном врачу, если он отсутствует, - заведующему отделением, а в вечернее время - дежурному врачу. Если у медсестры возникли сомнения относительно целесообразности какого-либо назначения или она считает его вредным или опасным для больного, она обязана не в присутствии больных сообщить о своих сомнениях врачу, который сделал это назначение, и выполнить его только после того, как врач подтвердит свое решение . Если медицинская сестра и после подтверждения врачом назначения продолжает колебаться относительно его целесообразности, она обязана сообщить об этом заведующему отделением. При обходе палат дежурным врачом или посещении больного врачом-консультантом палатная сестра обязана создать благоприятные условия для их работы.

Медицинская сестра (даже опытный) ни в коем случае не должна самостоятельно решать, какие ввести лекарство. Чтобы облегчить состояние больного (например, наркотическое средство во время приступа боли). Разумеется, это правило не распространяется на случаи, когда медицинская сестра может и должна до прихода врача по срочному вызову оказать неотложную помощь сделать массаж сердца при его остановке, сделать искусственную вентиляцию легких вручную, начать ингаляции кислорода, отсосать слизь из верхних дыхательных путей и т.д.

Одним из путей повышения деловой квалификация является всесторонний и глубокий анализ профессиональных ошибок, причем в одних случаях, если они являются серьезными и поучительными для других, разбор следует проводить коллективно, в других - в индивидуальном порядке. Ясно одно: искоренение ошибок возможно только при активном их выявлении.

От профессиональных ошибок следует отличать небрежность в работе, безразлично, бездушное отношение к больному, профессиональной некомпетентности, за которые провинившийся несет административную или судебную ответственность. Сознательное нарушение профессиональной дисциплины, грубые погрешности в работе, возникающие из-за недобросовестный к ней отношения работника, заслуживают самого сурового осуждения товарищей.

Права и обязанности медицинской сестры четко определены официальными инструкциями. Медсестра не должна брать на себя функции врача: подавать сведения больным и их близкого о характере заболевания, его результате, трактовать результаты лабораторных, инструментальных и других исследований. Она может давать информацию только об общем состоянии больных.

В равной мере сказанное относится и к деятельности акушерки. В частности, она не имеет права делать аборт. Незаконное лечения, в том числе и сделан акушеркой аборт, в нашей стране рассматривается как уголовное преступление и карается по всей строгости украинским законом.

Одним из важных условий хорошего психологического климата в медицинском коллективе, эффективности его деятельности является сплоченность и взаимопонимание всех сотрудников независимо от занимаемой должности, сплочению коллектива способствуют вечера отдыха, спортивные соревнования и т.д. Однако это ничего общего не имеет с развлекательными мероприятиями на территории лечебных учреждений, да еще с распитием алкогольных напитков. Проведение в лечебном учреждении, особенно в стационаре, торжественных собраний, концертов, других праздничных мероприятий, сопровождающихся громкой музыкой, пением, громкими аплодисментами, неуместно, а порой совершенно недопустимо, если рядом находятся тяжелобольные и умирающие.

Для среднего медицинского работника культура общения с сотрудниками в коллективе - одна из необходимых условий высокой эффективности труда, морального удовлетворения от него.

Успех лечения больного, уход за ним во многом определяется содержанием и формой деловых взаимоотношений средних медицинских работников друг с другом, врачами, санитарками, руководителями учреждения.

Фельдшеру, акушерке, медицинской сестре, санитару легче работать в дружном и сплоченном коллективе со здоровым психологическим климатом, высокой трудовой дисциплиной, общим стремлением выполнять служебный долг с максимальной отдачей сил, знаний, опыта. Социологи и психологи установили прямую зависимость между моральным климатом в коллективе и производительностью труда, текучестью кадров.

В хорошем коллективе работа создается благодаря стремлению каждого помочь другому, проявить внимание к товарищу по работе, разделить с ним все приятные и радостное, бедствия и невзгоды.

Наоборот, если коллектив конфликтует через постоянные недоразумения в отношениях между его членами интриг, ссор, неуважения друг к другу, снижается эффективность работы коллектива в целом, качество работы отдельных сотрудников. В таком коллективе неприятно работать, появляется желание оставить работу. Ненормальная обстановка в коллективе иногда связана с болезненным самолюбием отдельных его членов, с нежеланием прислушиваться к полезным советам и в то же время с грубыми ошибками в работе, нарушением трудовой дисциплины, взывает поведением.

Такое поведение чаще объясняется низкой культурой человека, его невоспитанностью, а порой прикрытием лени и нежелания трудиться в полную силу, с полной отдачей своих возможностей. К сожалению, в некоторых медицинских коллективах еще не изжиты случаи грубости, хамства, бесцеремонности. Таким путем некоторые люди стремятся к самоутверждению. Конечно, терпеть подобную «ржавчину», разъедающая нередко хороший коллектив, недопустимо. Нарушители порядка, нарушители морально-психологического климата в коллективе должны получать единодушный отпор, а если это не помогает, их необходимо изолировать от коллектива.

Есть такое слово «коллеги». Коллегами называют сослуживцев или работы обучению, людей, объединенных общностью деловых интересов. Коллегиальность - это устремления людей решать все вопросы совместно на принципах взаимоуважения и взаимопомощи. Быть коллегами - это значит соблюдать принцип взаимопомощи, а не взаимного всепрощения и покрытия, взаимно обогащать у второго знаниями, умением, опытом, душевным искренностью и красотой, и в то же время прощать друг дружу эгоизма, стяжательства, равнодушия, небрежности в работе, профессионального невежества и всего, что мешает человеку нормально жить и работать.

Молодому фельдшеру, который начинает или акушерке медицинской сестре, что делает первые шаги, особенно необходима сознание того, что есть рядом человека, на который можно опереться в трудную минуту, получить от него помощь, и совет. Вначале своей деятельности практически каждый медик испытывает недостаток необходимых знаний, умений, навыков. Обязанность более опытных коллег - помочь своим молодым товарищам по профессии и работой, ободрить их, вселить уверенность, оптимизм, направить по правильному пути.

Человеку легко и просто работать в коллективе, если он умеет уважать других, с доверием и доброжелательностью относиться к коллегам. А. П. Чехов в дневнике писал: «Какое наслаждение уважать человека». Уважать других - значит считаться с их мнением и убеждениями, интересами и нуждами, т.е. быть внимательным и чуткой к окружающим людям, вежливым и деликатным скромным и справедливой. Ценность человеческой личности определяется и тем, насколько человек способен уважать самого себя. В.Г. Белинский утверждал: если человек уважает собственное достоинство, он никогда не пойдет на сделку с собственной совестью. Такой человек не поставит личные интересы выше интересов коллектива и общества, не станет эгоистом и подхалимом, обманщиком и карьеристом, не будет стремиться жить за счет других, перекладывать свои обязанности на коллег.

Уважительное отношение медицинских работников друг к другу проявляется прежде всего в форме обращения. Не допустима фамильярностью со стороны врача обнаруживаем обращение к сестрам, акушеркам, санитаркам по имени.

Нормой здоровых взаимоотношений медицинских работников друг с другом является бережное отношение к авторитету - своем и товарищей. Совсем справедливое мнение, что пациент и его родственники свое отношение медицине нередко строят на основе наблюдений за взаимоотношениями между медицинскими работниками.

Субординация в работе врача и медицинской сестры необходима, но она ничего общего не имеет с высокомерным; отношением одного высшего работника к работнику рангом ниже. Вместе с тем еще встречаются врачи, чаще молодые, которые обращаются с медицинской сестрой некорректно, фамильярно.

Информация о работе Межличностные отношения в медицинском коллективе